По характеру решаемых задач. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По характеру решаемых задач.



Теоретическое.

Практическое.

По содержанию решаемых задач.

Конкретно - действенное - направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности людей.

Наглядно - образное - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Словесно-логическое - оперирует отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий. Самый высокий уровень, функционирует на базе языка.

Качества мышления:

1. Самостоятельность (умение видеть нерешённые вопросы и ставить их перед собой).

2. Инициативность (постоянное стремление искать пути решения проблем).

3. Широта (умение охватить вопрос в целом).

4. Гибкость (свобода от закрепленных в прошлом навыков).

5. Критичность (умение не принимать на веру готовые решения).

6. Глубина (умение проникать в суть явления).

7. Интуитивность (способность решать задачи при недостатке исходных данных).

 

Формы и операции мышления.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:

1)Понятие – мысль о предмете или явлении отражает общие и существенные свойства.

2)Суждение - мысль о предмете, его свойствах и качествах, о связи его с другими предметами, о их наличии или отсутствии. В суждениях закреплены результаты практической и познавательной деятельности.

Суждения могут быть истинными и ложными, утвердительными и отрицательными, единичными и общими.

3)Умозаключение - это вывод, полученный из нескольких суждений в результате их сопоставления. Существует два вида умозаключений: индуктивное (общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений) и дедуктивное (частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления единичного и общего суждения) умозаключение.

Основные операции мышления:

Сравнение – установление сходства и различия между предметами и явлениями по их признакам.

Анализ – разложение целого на части.

Синтез – обратный процесс, обобщение частей и ср-в

Абстракция – отвлечение от ряда свойств предмета при выделении одного нужного свойства.

Конкретизация – операции с конкретными понятиями.

Обобщения – объединение предметов и явлений по их общим признакам.

Воображение и его виды.

Воображение – способность человека к построению новых образов, путем переработки психических. Для воображенияхарактерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения служит процесс привнесения какого–либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение (при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач), и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира.

Физиологическая основа воображения:

-Появление новых сочетаний между теми временными связями, которые образовались в коре больших полушарий мозга.

-Во второй сигнальной системе (речь).

-Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с памятью и мышлением.

-Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

-Деятельность воображения связана с эмоциональными переживаниями человека.

-Воображение связано и с реализацией наших волевых действий.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ:

Произвольное и непроизвольное.

Произвольное - воображение при воздействии воли (творчество, мечта).

Непроизвольное – галлюцинации, сны, навязчивые образы, грёзы. Проявляется при бездействии, в состоянии аффекта, при ослаблении сознания, при патологии мышления.

Активное и пассивное.

Активное - часть выполняемого действия.

Пассивное – замена реальной жизни.

Репродуктивное и творческое.

Репродуктивное – воспроизводное (чтение книг).

Творческое – самостоятельное.

Реалистичное и фантастичное.

Реалистичное – выстраиваемое на реальном материале.

Фантастическое – то, чего не существует в мире.

Функции воображения.

1)Планирование деятельности, построение образов.

2)Регулирование собственных эмоциональных состояний.

3)Регулирование познавательных процессов.

4)Решение проблемы, не поддающ мыслит процессу.

5)Формирование личности.

Л.С. Выготский выделил три основные функции воображения:

1) Познавательная - связана с необходимостью при помощи воображения представлять и таким способом делать объектом познания нечто новое и еще не отраженное в нашем прошлом опыте.

2) Эмоциональная - состоит в том, что фантазия обеспечивает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, которые не находят выхода во внешнем поведении.

3) Воспитательная - проясняется, когда мы раскрываем психологическое значение игры для развития ребенка. Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, поступкам и решениям.

Наряду с перечисленными, необходимо выделить также антиципирующую- человек способен в воображаемом плане предвосхищать возможные последствия своих действий, предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации.

В то же время, воображение выполняет и креативную функцию. Это находит отражение не только в артистической деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в глобальных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззрения. Воображение активно участвует в порождении целостного представления субъекта о самом себе и «картины мира».

Образ воображения может стать тонким инструментом произвольной саморегуляции: так, представление возможных позитивных результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при недостаточной мотивации.

 

Общение. Виды общения.

Общение- связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Виды общения:

- Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.

- Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

- эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. (Развеселить грустного друга)

- Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. (мотивация персонала на успешную работу)

- Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. (учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.)

По целям общение делиться на:

1 .Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

По средствам общение может быть: 1. Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) 2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) 4 .Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

 

Функции общения.

Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Или:

информационно-коммуникативная (приём и передача информации)

регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)

- аффективно-коммуникативная (осуществление чувственного аспекта взаимодействия)

Функции по целям общения:

контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)

информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)

· побудительная (целевая стимуляция активности)

· функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)

· эмотивная (обмен эмоциями)

· функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)

функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)

Классификация малых групп.

Малая группа — немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Классификация:

-первичные и вторичные

-формальные и неформальные

-Группы членства и референтные группы

Первичная группа — это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы (высокая степени отождествления себя с группой)

Вторичная группа — организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредован­ные. (их деятельность регулируется правилами). (первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная — на цель.)

Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В формальной группе также строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти.

Неформальные группы- группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее.

Часть членов определенных малых групп разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то другой, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, называются р еферентными.

Группы членства (членом которых индивид является) и референтные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение).

Этапы развития малой группы:

1) конгломерат; 2) номинальная группа; 3) ассоциация

Конгломерат — это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет или она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь.

Номинальная группа (— это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, — это общение, т. е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассоциация — это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения.

 

Лидерство и руководство.

Различия:

1. Происхождение. Лидерство возникает естественным образом, является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение руководителя чаще всего происходит извне.

2. Способы осуществления лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения.

3. Сферы влияния лидеров и руководителей. Как правило, граница влияния лидера проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям.. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако быть руководителем не означает автоматически считаться лидером

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят отношения на доверии

Стили руководства.

(это способ, система методов воздействия руководителя на подчинённых)

Демократический (характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными) Руководитель выясняет мнение коллектив, принимает коллегиальные решения. проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам, Руководитель отстаивает интересы подчиненных.)

Авторитарный (характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников)

Нейтральный (либеральный) (характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.052 с.)