Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ощущение и их виды. Пороги ощущений.

Поиск

Ощущени я - простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующий орган чувств.

Органы чувств: вестибулярный аппарат, кожа, нос, глаза, язык, уши, мышцы и суставы.

Виды ощущений:

1)Экстероцептивные (внешние) –зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные.

2)Интероцептивные (внутренние)-органические ощущения внутри нас. К голоду, жажде и др..

3)Проприоцептивные-ощущения о положении частей тела и их движении.

- Зрительные ощущения. Возникают при воздействии световых дучей на сетчатку глаза.

- Слуховые. Звуковые волны (колебания воздуха) от источника звука.

- Вкусовые ощущения.

- Обонятельные ощущения. Раздражение нервных клеток нашего организма.

- Кожные ощущения. Реакция на прикосновения.

- Осязательные. Сочетание ощущений от прикосновения и движений.

- Пропреоцентивные ощущения. Ощущения. Испытваемые в мышцах и суставах.

Все виды ощущений имеютобщие свойства:

Качество - это специфические особенности отличающие один вид ощущений от других (слуховые отличаются от других видов ощущений по высоте, тембру; зрительные по насыщенности и т.д.)

Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

Длительность (продолжительность) определяется временем действия раздражителя;

Пространственная локализация - ощущение возникает спустя некоторое время, латентный период для разных видов не одинаков. Это сведения о расположении раздражителя в пространстве, которые дают нам дистантные рецепторы (слуховые, зрительные).

Пороги чувствительности:

-Нижний абсолютный порог чувствительности - это минимальная величина раздражителя впервые начинающего вызывать ощущения.

-Верхний абсолютный порог чувствительности - это величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение);

-Разностный порог чувствительности – это минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения.

 

Восприятие как психический процесс.

Восприятие – это психический процесс, заключающийся в целостоном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств.

Свойства восприятия:

1) Апперцепция -зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего.

2) Константность -постоянство восприятия.

3) Избирательност ь - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

4) Целостность - предметы отражаются в целом, идет достраивание образа.

5) Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Нарушения восприятия:

1.Иллюзии – ошибочн восприят предметов и явлений.

2.Галлюцинация - ошибочное восприятие без наличия реальных предметов и явлений.

В зависимости от степени деятельности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное - может быть вызвано как особенностями окружающих предметов, так и соответствием этих предметов интересам личности. Нет заранее поставленной цели. Отсутствует волевая активность, поэтому и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин
Преднамеренное (задача - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как наблюдение).

Типы восприятий:

1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к определению основного смысла).

2) Аналитический (стремление выделить и проанализировать детали, частности).

3) Аналитико-синтетический.

4) Эмоциональный (восприятие путано и не организованно).

Внимание и его виды.

Внимание -направленность и сосредоточенность вне сознания на каком-либо предмете, явлении или деятельности.

Направленность - выбор объекта.

Сосредоточенность - отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Антипод вниманиярассеянность.

Рассеянность:

1)У детей до 7 лет «легкость мозгов», неспособность сосредоточиться на чем-то. Усталость, слабовольность.

2)Тотальная сосредоточенность на чем-то одном.

Внимание зависит:

-от потребности и интереса субъекта;

-от степени новизны предмета.

Физиологический механизм внимания исследовали: Павлов, Утомский.

Раздражительность вызывает возбуждение в коре больших полушарий. Очаг сужается вокруг точки, все остальное входит в состояние торможения.

Виды внимания:

1.Непроизвольное-не связано с сознанием и с волей. Возникает под воздействием сильного раздражителя.

2.Произвольное-человек имеет цель и сужает сознание, чтобы быть ближе к цели.

3.Послепроизвольное-есть цель, но нет воли.

Свойства внимания:

стойчивость - способность держать внимание на одном объекте в течении длительного времени.

осредоточенность - концентрация на одном объекте, при полном отключении от других.

бъем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием.

аспределение - способность удерживать в сознании несколько объектов одновременно.

ереключение - сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.

Внимание и его свойства.

Внимание -направленность и сосредоточенность сознания человек на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

Внимание обладает рядом свойств, характеризуют его как самостоя­тельный психический процесс. основные свойствам внимания: устой­чивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

1.Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте.

2.Под концентраци­ей внимания подразумевается степень или интенсивн сосредоточенности вни­мания.

3.Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

4.Переключение означ созна­тельное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. (способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.)

5. объем внимания - количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью од­новременно.

6.Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с од­ного объекта на другой.

 

Память и ее виды.

Памят ь – запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию не теряя при этом прежних умений, знаний и навыков.

Механизмы памяти:

1) Биохимический – под влиянием раздражителей в нервных клетках происходят химические изменения, при этом, молекулы ДНК отвечают за генетическую память, а молекулы РНК – за индивидуальную.

2) Ассоциативный – предметы и явления запечатлеваются в связи друг с другом – группами. Воспроизведение одних влечёт воспроизведение других; возникаютвременные связи в коре мозга – это ассоциации.

Виды памяти:

По продолжительности сохранения:

Кратковременная (очень краткое сохранение воспринимаемой информации)

Долговременная –(долгое сохранение воспринимаемой информации)

Оперативная - процессы, обслуживающие осуществимые человеком актуальные действия.

Генетическая – «Эффект 100 обезьяны».

По степени волевой регуляции.

Произвольная - задача присут­ствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека.

По области запоминания.

Образная - воспринятое раньше воспроизводится в форме представлений. Память на звуки, запахи

Эмоциональная - это память на чувства. (способности запоминать и воспроизвод чувства)

Словесно-логическая – (запоминание и воспроизвед наших мыслей. возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления (помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями)

Двигательная - это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений.

Существуют различные типы памяти:

- по сенсорной модальности — зрительная, моторная, звуковая, вкусовая, болевая память;

- по содержанию — образная, эмоциональная;

- по организации запоминания — эпизодическая, семантическая, процедурная память;

- по временным характеристикам — долговременная, кратковременная память

- по налич цели — произвольн и непроизвольная;

- по наличию средств — опосредованная и не опосредованная;

. 39.Условия успешного запоминания.

Память формируется до 15 лет.

Память зависит от:

- отношения личности к деятельности, связанной с процессом запоминания;

- эмоционального настроя;

- волевого усилия;

- степени активности умственной работы;

- степени завершенности действия;

- установки;

-интеллектуальной насыщенности повторения;

-распределения повторения по времени;

-сочетания повторения с воспроизведением

 

Мышление и его виды.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением действительности. Мышление является высшим интеллектуальным познавательным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Характерной особенностью мышления является то, что оно отражает обобщенно все, что происходит в окружающем мире и в самом человеке.

 

Физиологическая основа мышления:

- речь (гортань) шевелится, мы говорим, когда думаем.

- труд.


ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ:

По степени развернутости.

Поэтапно-развернутое.

Интуитивное.

По степени оригинальности.

Воспроизводящее.

Творческое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.009 с.)