Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Ощущения и восприятие.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие ощущений, их классификация. 2. Свойства и закономерности ощущений. 3. Восприятие, его виды. 4. Свойства восприятия.
1. Понятие ощущений, их классификация. Отражение человеком воздействий окружающего мира происходит посредством познавательных психических процессов К ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Простейшим из них является ощущение. Ощущения являются основным источником наших знаний о мире и собственном теле. Они составляют те основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, позволяя человеку ориентироваться в окружающей среде и в своём теле. Ощущение – отражение отдельного чувственного качества предмета или недифференцированные, неопредмеченные впечатления от окружающего. Ощущения имеют рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов – анализаторов. Каждый анализатор состоит из трёх частей: 1) периферический отдел (рецептор) – воспринимающая часть анализатора, трансформирует внешнюю энергию в нервный процесс; 2) афферентные, или чувствительные нервы (центростемительные), проводящие возбуждение в нервные центры; 3) корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов; определённым клеткам периферии соответствуют определённые участки корковых клеток. По эфферентным (центробежным) нервам информация о реакции доводится до соответствующей мышцы, которая реагирует сжатием или растяжением. В состав ощущения входят двигательные реакции, т.е. ощущение носит активный характер. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Классификация ощущений. 1) По модальности: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. 2) Систематическая классификация:
- контактные, вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа (вкус, осязание); - дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (обоняние, слух, зрение).
2. Свойства и закономерности ощущений. Выделяют следующие свойства ощущений: · Качество (модальность) – основная особенность данного ощущения, отличающая его о других видов ощущений. · Интенсивность – количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Основной психофизический закон Г.Т. Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя. · Длительность определяется временем действия раздражителя. Ощущение возникает не сразу, а через некоторое время (латентный период ощущения). Ощущение не исчезает сразу после прекращения действия раздражителя (последействие). Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определённой величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущения – максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает ощущение, адекватное действующему раздражителю. Нижний и верхний абсолютный пороги ощущений характеризуют абсолютную чувствительность. Разностная чувствительность – чувствительность к изменению раздражителя. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется разностным порогом, или порогом различения. Абсолютная и относительная чувствительность наших органов чувств не остаётся неизменной, она может меняться в довольно больших пределах. Изменения чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего носят название адаптации. Выделяют три разновидности адаптации: как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя; как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (это две разновидности негативной адаптации); как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (позитивная адаптация). Разные анализаторы имеют различную скорость и диапазон адаптации. Достаточно быстро адаптируются к изменению условий среды обонятельный и тактильный анализаторы. Изменения чувствительности под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Выделяют три вида взаимодействия ощущений: сенсибилизация, синестезия и контраст. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Контраст – изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Суть контрастасостоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. Для ощущений характерна компенсация. Нарушения в деятельности одного анализатора способствуют развитию других органов чувств. 3. Восприятие, его виды. Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Результатом этого процесса является так называемый перцептивный образ. Понятия «ощущения» и «восприятие» тесно связаны между собой, однако между ними существуют и коренные отличия. Основным отличием восприятия от ощущений является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира во всей совокупности его свойств. Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. Однако было бы ошибкой считать сводить восприятие к простой сумме отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Восприятие является очень сложным процессом, требующим аналитико-синтетической деятельности. Основные виды восприятия: · По модальности (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, кинестетическое). · По форме существования материи: - восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяжённости), глубины, удалённости от субъекта, направления, в котором находится объект восприятия; - восприятие времени – как отражение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действительности; - восприятие движения – как изменение положения объекта в пространстве и времени, т.е. направления и скорости. · В зависимости от цели восприятия: - преднамеренное (в его основе лежит сознательно поставленная цель). Преднамеренное восприятие может быть включено в трудовую деятельность, а может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. Наблюдение – это произвольное целенаправленное восприятие какого-либо объекта, проводимое по определённому плану с последующим анализом и обобщением полученных данных; - непреднамеренное (без специально поставленной задачи). · По степени организованности: организованное и неорганизованное. · По направленности восприятия: - внешненаправленное (восприятие предметов и явлений внешнего мира); - внутренненаправленное (восприятие собственных мыслей и чувств). 4. Свойства восприятия. 1) Предметность проявляется в том, что объект воспринимается нами, как обособленное в пространстве и времени физическое тело. Наиболее ярко это проявляется при выделении фигуры из фона. Данное свойство означает адекватность, т.е. соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. 2) Целостность – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое. В процессе восприятия данное свойство проявляется в двух аспектах: в объединении разных элементов в целом и в независимости образованного целого в совокупности составляющих его элементов. 3) Структурность – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Так, восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течение некоторого времени. 4) Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий. Восприятие человека в определённых пределах сохраняет за предметами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия. 5) Осмысленность (категориальность) означает, что перцептивные образы (образы восприятия) всегда имеют для человека определённое смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Сознательно воспринять объект – значит мысленно отнести его к определённой группе, классу, обобщить в слово. 6) Активность (избирательность) заключается в том, что в любой момент мы воспринимаем только один предмет или группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном для нашего восприятия, т.е. не отражаются в сознании. 7) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности (от прошлого опыта субъекта, от мотивов и задач деятельности, от установок, мировоззрения, интересов и убеждений). Перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в предмете. Различают личностную апперцепцию (зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности) и ситуативную апперцепцию, которая является временной и в которой проявляются временно возникающие психические состояния, например, эмоции, установки.
5. Иллюзии восприятия. Явления ошибочного (ложного) восприятия называют иллюзией восприятия. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов, но наиболее известны зрительные иллюзии. Их можно классифицировать следующим образом: · иллюзии, связанные с особенностями строения глаза; · соотношение «части» и «целого»; · иллюзии, обусловленные контрастом; · переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве · кажущееся искажение направления линий за счёт штриховки, пересечения с другими линиями; · переоценка величин острых углов. Причины, вызывающие иллюзии, недостаточно ясны. Это могут быть условия наблюдения, оптика глаза, соотношение возбуждения и торможения в коре головного мозга и т.д. Иллюзии можно наблюдать и в других областях восприятия. Так, в области осязания известна иллюзия Аристотеля: если скрестить указательный и средний пальцы и одновременно прикоснуться ими к шарику, покатав его, то будет восприниматься не один шарик, а два. Таким образом, мы часто видим нечто таким не потому, что оно в реальности такое, а потому, что оно, по нашему мнению, должно быть таким. Почему так происходит? Ощущения и восприятия представляют собой только более или менее точные копии, отражения реальной действительности. Кроме того, не следует забывать, что наши восприятия являются только первой ступенью познания, углубляемого мышлением и проверяемого практикой.
Тема 5. Внимание
1. Понятие о внимании. 2. Физиологические основы внимания. 3. Виды внимания. 4. Основные свойства внимания. 5. Отвлекаемость и рассеянность.
1. Понятие о внимании. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно или продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Человеку трудно одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные виды работы, поэтому в каждый отдельный момент его сознание направлено на те предметы или явления, которые ему кажутся наиболее значимыми. Таким образом, среди всех раздражителей человек выбирает наиболее существенные, значимые для него, и отвечает на них. Это отделение, упорядочение психической деятельности и составляет функцию особого свойства психики – внимания. Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах и определённой деятельности при отвлечении от всего остального. Признаки внимания: 1) преобладание одного вида деятельности над другим; 2) повышение умственной, сенсорной и двигательной активности. Сенсорное внимание обычно выражено в позе, в мимике, в движениях. Иначе проявляется интеллектуальное внимание, направленное на мысли и переживания. При повышенной сосредоточенности человека на физических действиях можно говорить о моторном внимании Внимание не является особым психическим процессом, но оно включено во все остальные психические процессы и неотделимо от них, обеспечивает их успешную и четкую работу. При внимании психическая деятельность становится более организованной. Внимание избирательно. Чем более значим объект, тем больше внимания он привлекает. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание отбирает одну информацию, поступающую через органы чувств, и игнорирует другую. При внимательном отношении к предмету, деятельности, они оказываются в центре нашего внимания, все остальные воспринимаются слабо. Благодаря этому отражение становится ясным, мысли и представления удерживаются в сознании до тех пор, пока деятельность не завершится и ее цель не будет достигнута, т.е. внимание осуществляет контроль и регуляцию деятельности. В учебном процессе без внимания не может быть необходимого уровня знаний. Умения и навыки говорят об уровне организации и внимания. Вниманию препятствуют мелкие, хаотичные движения, но в то же время только деятельный человек по-настоящему внимателен. В системе человеческого общения внешние признаки внимания – признак культуры человека. Итак, функциями внимания являются: 1) отбор значимых воздействий и игнорирование других, т.е несущественных, побочных, конкурирующих; 2) удержание выполняемой деятельности в сознании; 3) регуляция и контроль за протеканием деятельности. Значение внимания определяется тем, что: · Внимание организует человеческую психику на всё многообразие ощущений; · Вниманием обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов. · Вниманием определяются: - точность и детализация восприятия; - прочность и избирательность памяти; - направленность и продуктивность мышления. · В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. 2. Физиологические основы внимания. Внимание не имеет специального нервного центра, оно обусловлено работой тех нервных центров, с помощью которых осуществляются другие психические процессы. Для внимания необходим определенный уровень бодрствования (спокойное или активное бодрствование). При дремотном состоянии или сильном возбуждении внимания нет. Среди пусковых механизмов внимания следует выделить ориентировочный рефлекс (И.П. Павлов: “что такое?). Это врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Ориентировочный рефлекс возникает как ответ на сильные раздражители, их изменение или прекращение. Фильтрацию раздражителей из среды осуществляют 2 группы механизмов: периферические и центральные. Внимание – это фильтр, отбирающий информацию сначала на входах, т.е. на периферии. К периферическим механизмам внимания можно отнести настройку органов чувств. Их называют предвниманием, связывая их с довольно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона). Центральные механизмы связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Клетки одной области головного мозга при сильном раздражении возбуждаются. Это приводит к торможению в других областях головного мозга. Возбуждение, возникающее на одном участке, может также сменяться торможением на этом же участке (закон индукции нервных процессов – взаимозависимость процессов возбуждения и торможения (И.П.Павлов). Возбуждение в коре полушарий не закреплено на одном пункте, а постоянно перемещается. Именно благодаря этому, образно говоря, "светлому пятну" мы осознаём, что воздействует на нас и вызывает возбуждение. Таких очагов возбудимости ("светлых пятен") может быть несколько. Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения. Благодаря ей суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервной системе, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего доминанта еще более усиливается. Доминанта – устойчивый очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе другие участки, доминирует над ними и управляет поведением. Принцип доминанты выдвинут русским физиологом Ухтомским. Доминанта вначале поддерживается внешними раздражителями (на уровне первой сигнальной системы), затем регулируется внутренними побуждениями, возникающими на уровне второй сигнальной системы (речевой). Первоначальные раздражители, отражаясь в речи, усиливают очаг оптимальной возбудимости и уточняют цель. Итак, для возникновения внимания необходим определенный уровень бодрствования и очаг оптимальной возбудимости. В последнее время в динамике внимания отмечают большую роль нейрофизиологических процессов. У здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности мозга. Эту активность связывают с работой особых нейронов в лобных долях мозга. Первый тип нейронов – «детекторы новизны» – активизируются при действии новых стимулов и снижают свою активность по мере привыкания к ним. Нейроны «ожидания», напротив, возбуждаются при встрече организма с предметом, способным удовлетворить актуальную потребность. В зависимости от возникших потребностей организм сосредоточивается на той или иной стороне предметов. Внимание обусловлено деятельностью целой системы мозговых структур, хотя их роль в возникновении разных видов внимания неравноценна.
3. Рассмотрим виды внимания. В зависимости от активности личности выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание. Пассивное, не связанное с целями и намерениями человека. Этот вид внимания есть и у животных. Причины непроизвольного внимания: А) Характер и качество раздражителя, прежде всего: – сила и интенсивность (яркий свет, резкий запах); – контраст между раздражителями (легкие шаги в тишине); – новизна и необычность (привлекает внимание все движущееся, пульсирующее; на этом построена реклама). Б) Внешние раздражители, соответствующие внутреннему состоянию человека и имеющимся у него потребностям (сытый и голодный по-разному реагируют на разговор о пище). В) Общая направленность личности. Направленность личности связана с прежним опытом и чувствами. То, что интересно, вызывает у нас эмоциональную реакцию и привлекает непроизвольное внимание. В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью, тесно связано с волей и выработалось в результате трудовых усилий. Это внимание волевое, активное, преднамеренное. Его основная функция – активное регулирование психических процессов. Так, приняв решение чем-либо заняться, мы выполняем это решение, сознательно направляя внимание на то, что даже может быть для нас интересно. Причины произвольного внимания не биологические, а социальные: оно формируется у ребенка в общении с взрослым. Произвольное внимание тесно связано с речью. Вначале ребенок подчиняет свое поведение речевой инструкции взрослых, затем – собственной речевой инструкции. Произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом, но связано косвенно. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но, так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, то она становится интересной в связи с этой целью, т.е. интересы выступают как интересы результата деятельности. Послепроизвольное (постпроизвольное) внимание, подобно произвольному, носит целенаправленный характер, требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит в работу», интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. Отличается от подлинно непроизвольного тем, что связано с сознательными целями и интересами, от произвольного – почти нет волевых усилий. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда. По характеру направленности выделяют внешненаправленное (перцептивное) внимание, направленное на внешние объекты и явления, и внутреннее – на собственные мысли и переживания. По происхождению выделяют внимание природное (врождённое) и социально обусловленное (складывающееся в течение жизни в результате обучения и воспитания). По механизму регуляции выделяют непосредственное внимание (не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено) и опосредованное внимание (регулируется с помощью специальных средств, например, жестов). По динамике интенсивности различают: Ø статическое внимание, при котором высокая его интенсивность легко возникает в начале работы и сохраняется на протяжении всего времени её выполнения. Такое внимание не требует особого «разгона», оно с самого начала работы отличается максимальным уровнем интенсивности; Ø динамическое внимание вначале работы неинтенсивно, человеку требуется известное усилие, чтобы заставить себя быть внимательным к данному виду действий. В отличие от статического внимания, для динамического внимания характерно затруднённое переключение с одного вида работы на другой. Динамическое внимание обычно связано с неумением планировать работу и правильно распределять силы. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания, и каждый имеет свои ценные качества. К.Д. Ушинский, обращаясь к учителям, советовал использовать все виды внимания.
4. Основные свойства внимания. Внимание означает сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, объём, распределение. 1. Устойчивость проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость связана со свойствами нервной системы человека, его психическими состояниями (возбудимость, заторможенность), мотивацией (интересом к предмету), внешними условиями деятельности. Наиболее существенным признаком устойчивости является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи. Устойчивости противоположна отвлекаемость внимания 2. Сосредоточенность (концентрация) внимания проявляется в удержании внимания на одном объекте или на одних действиях при отвлечении от всего остального (сосредоточиться на чтении интересной книги и не замечать ничего вокруг). Противоположным сосредоточенности свойством внимания является рассеянность. 3. Переключаемость внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта, одного вида деятельности на другой. Проявляется в скорости, с которой человек может переводить внимание с объекта на объект. В целом переключаемость внимания означает способность хорошо адаптироваться в сложной изменяющейся ситуации (водитель автобуса переключает внимание с приборов на светофор, затем на дорожные знаки). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. 4. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (средний – 5-9 единиц информации). Большой объём внимания у учителей, диспетчеров. 5. Распределение внимания – способность человека рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или несколько различных действий. К примеру, Юлий Цезарь мог одновременно выполнить семь несвязанных друг с другом дел. Ученик пишет диктант, слушает учителя и списывает у товарища.
5. Отвлекаемость и рассеянность. Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Может быть внешней и внутренней. Внешняя вызывается действием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным (возникает трудно угасающий рефлекс «что такое?»). Для профилактики внешней отвлекаемости нужно устранить предметы и воздействия, отвлекающие от основного дела. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса или чувства ответственности. Борьба с внутренней отвлекаемостью заключается в устранении из жизни учеников негативных переживаний, таких, как страх, гнев, обида, чувство оскорбленного достоинства; в воспитании интереса к знаниям. Отвлекаемость может перейти в рассеянность – неспособность человека сосредотачиваться на чем-то определенном в течение длительного времени. Мнимая («профессорская») рассеянность («липкое внимание») проявляется следующим образом: человек крайне сосредоточен на каком-либо объекте и вследствие этого – невнимателен к непосредственно окружающим предметам или явлениям. Так, внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он отвечает на вопросы невпопад, не узнает знакомых. Физиологическая причина – мощный очаг возбуждения в коре, вызывающий торможение в окружающих его участках. Подлинная рассеянность («порхающее внимание») заключается в следующем: человек с трудом удерживает произвольное внимание на объекте, действии, легко отвлекается. Физиологические причины: недостаточная сила внутреннего торможения, неустойчивые очаги оптимальной возбудимости. Причины: общее расстройство нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление кислорода, перегрузка мозга большим количеством впечатлений, разбросанность интересов, неправильное воспитание, скучное преподавание. Развитие внимания идет от непроизвольного к произвольному. Внимание воспитывается.
Тема 6. Память
1. Понятие о памяти. 2. Основные теории памяти. 3. Виды памяти а) по характеру психической активности; б) по характеру целей деятельности; в) по продолжительности закрепления и сохранения материала; г) по качеству запоминания, сохранения, воспроизведения. 4. Процессы памяти. 5. Индивидуальные различия в памяти. 1. Понятие о памяти. Под памятью понимается запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта. Образы прошлого опыта называются представлениями. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Таким образом, память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, взаимосвязанных между собой. Роль памяти не сводится только к запечатлению того, что было в прошлом. Память позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Для протекания любого, самого элементарного психического акта необходимо удержание в памяти каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без этого сцепления человек оставался бы вечно в положении новорожденного. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
2. Основные теории памяти. В современных исследованиях памяти центральной является проблема ее механизмов. Те или иные представления о механизмах составляют основу различных теорий памяти. Ассоциативная теория. Ассоциация – связь, соединение. Выделяют следующие виды ассоциаций: по сходству, по контакту, по смежности, по казуальности. Память представляет собой связи между предметами: повторное появление одного из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех взаимосвязанных с ним элементов. Связи в памяти отражают связи, которые существуют в жизни. Однако в одной и той же ситуации у различных людей возникают различные цепи связей, связи образуются избирательно.Ассоциативная теория не могла объяснить эту проблему. На основе критики ассоциативной теории возникла гештальт -теория (гештальт – образ, структура (немецк.)). Гештальт – целостная организация, не сводимая к сумме составляющих ее элементов. В качестве основы для образования связей рассматривается организация материала в систему при запоминании, значение структурирования, роль намерений и потребностей в запоминании. Главное в данной концепции: материал запоминается и воспроизводится как целостная структура, а не как случайный набор элементов. Гештальт-теория не объясняла развитие памяти в филогенезе и онтогенезе. Физиологические теории связаны с учением И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности, с учением об образовании условных временных связей. В данной теории важную роль играет понятие подкрепления, которое выступает как стимул действия. Подкрепление означает совпадение образовавшейся связи с достижением цели действия. Это означает, что память направлена не в прошлое, а в будущее. Мы запоминаем информацию, чтобы в будущем ее использовать. К физиологическим основам памяти относятся мозговые системы, обеспечивающие память (блок приема, переработки и применения информации). Разновидностями физиологической теории памяти является физическая теория, теория нейронных моделей и др. Биохимические теории. Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти часто смыкается с биохимическим. Запоминание рассматривается как двухступенчатый процесс: 1) непосредственно после воздействия раздражителя в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимое изменение в клетках (это механизмы кратковременной памяти); 2) на основе первой возникает биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов) – механизм долговременной памяти. Огромную роль в развитии памяти играют ДНК и РНК. ДНК является носителем генетической памяти, т.е. образы могут передаваться в следующее поколение. РНК – основа индивидуальной, онтогенетической памяти. Информационно-кибернетическая теория. С началом развития кибернетики начались поиски оптимальных путей переработки, хранения и принятия информации машиной. Возникает взаимный интерес программистов и психологов, ведь человеческий мозг тоже своего рода сложнейшая ЭВМ Начинается техническое и алгоритмическое моделирование процессов памяти. Все современные теории согласны с тем, что главным условием развития и совершенствования памяти является деятельность. В отечественной психологии изучение памяти связано с общепсихологической теорией деятельности. Память выступает как особый вид психологии деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи. Начало изучению памяти как деятельности было положено в работах французских ученых (П.Жане). В отечественной психологии – А.Н.Леонтьев, Зинченко, Лурия, Смирнов, Л.С.Выготский.
4. Виды памяти. Классификация видов памяти представлена в табл.2. Табл.2 Виды памяти
Двигательная память – запоминание, сохранение, воспроизведение движений и их систем. Участвует в организации двигательных, трудовых и спортивных умений и навыков, навыков ходьбы, письма. О хорошей двигательной памяти свидетельствует физическая ловкость человека, сноровка в труде («золотые руки»). Эмоциональная память – это память на чувства. Она особенно проявляется в человеческих взаимоотношениях. Эмоции, пережитые и сохраненные в памяти, либо побуждают нас к действию, либо удерживают от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. От нее зависит прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, лучше запоминается. Образная память – память на представления, картины природы, жизни, звуки, запахи, вкусы. Зрительная и слуховая память обычно развиты хорошо и играют ведущую роль в жизни большинства людей. Осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами. Эти виды памяти развиваются в связи с соответствующими условиями деятельности, высокого уровня могут достигать в условиях компенсации (у слепых, глухих). Образная память развита у людей художественных профессий. Иногда встречаются люди с хорошо развитой эйдетической памятью (художники Г.Доре, Н. Ге). Человек, закрыв глаза, может «видеть» предмет до мельчайших подробностей, переводя взгляд с детали на деталь. Характерна для людей с феноменальной памятью – они могут «видеть» страницы текста. Содержание словесно-логической памяти – мысли – не существуют без языка, но могут быть облечены в разную языковую форму (Например:«Третьего дня тут приземлился аэроплан» – «Позавчера здесь сел самолет»). В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфический человеческий вид памяти, в то время как двигательная, эмоциональная, образная в простейших формах свойственны и животным. Словесно-логическая память у человека является ведущей. От ее развития зависит развитие других видов памяти. Ей принадлежит главная роль в усвоении знаний. При использовании непроизвольной памяти отсутствует специаль
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.012 с.) |