Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психические состояния и их классификация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин «состояние» как общенаучная категория применительно к организму человека означает совокупность происходящих в нём процессов, а также степень развития и целостности структур организма. По мнению Н.Д. Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Раскрывая суть данного определения, Левитов отмечает, что всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Так, состояние борьбы мотивов наряду с волевыми составляющими содержит в себе познавательные и эмоциональные компоненты, которые не суммируются, а образуют целостную структуру. Кроме того, психическое состояние характеризует на некоторое время психическую деятельность (состояние утомления или работоспособности). Н.Д. Левитов приводит следующую классификацию психических состояний 1. Состояния личностные и ситуативные. В первых из них отражаются индивидуальные особенности человека, во вторых – особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. 2. Состояния более глубокие и боле поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведения человека. К примеру, страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения. 3. Состояния положительно и отрицательно действующие на человека (апатия – вдохновение). 4. Состояния продолжительные и кратковременные. 5. Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает неосознанным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, утомление может иметь разный уровень осознанности. Данная классификация достаточно объёмна, в ней отражены основные характеристики психических состояний, однако её главным недостатком является то, что здесь нет чёткого разграничения между психическими процессами и состояниями. Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний Е.П. Ильин. Он рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он назвал психофизиологическими. Психофизиологическое состояние – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. В концепции Ильина можно выделить несколько основных положений: · состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня; · субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний. Исходя из этого, состояние отражает уровень функционирования как отдельных систем, так и всего организма, поэтому, по мнению А.Г. Маклакова, логично говорить не о психических или психофизиологических, а о функциональных состояниях. Функциональное состояние – интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности, т.е. создают возможность деятельности. Выделяют несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов. Данная классификация психических состояний основана на показателях работоспособности, напряжённости регуляторных механизмов. Релаксация – состояние успокоения, расслабления и восстановления. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний и ли физических усилий. Для состояния релаксации характерны подверженность внушению, снижение уровня самоконтроля и самокритичности. Релаксация может быть непроизвольной или произвольной, обычно вызываемой в процессе аутогенной тренировки, направленной на снятие эмоционального перенапряжения. Релаксация необходима для перехода ко сну. Сон – это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Данное состояние характеризуется значительной обездвиженностью и отключённостью от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон является необходимым состоянием в жизни человека. Нарушение сна всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями. В оптимальном рабочем состоянии человек действует наиболее эффективно. По своей сути это состояние противоречиво, с одной стороны оно переживается как состояние комфорта, способствует самоактуализации, с другой стороны, оно всегда связано с некоторым напряжением механизмов регуляции и при дальнейшем своём развитии закономерно переходит в утомление. Утомление – это состояние, характеризующееся временным снижением трудоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Проявляется на трёх уровнях: · на физиологическом – в повышении инертности нервных процессов; · на психологическом – в снижении чувствительности, в нарушении работы познавательных процессов (памяти, внимания и т.д.); в негативных изменеиях в эмоциональной и мотивационной сферах; · на поведенческом уровне – в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций. Стресс – неспецифический ответ организма на предъявляемые внешние или внутренние требования. Это состояние повышенной напряжённости, которое возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная приспособительная реакция недостаточна. В зависимости от качества нагрузки выделяют интеллектуальное и физическое утомление. Другая классификация состояний основана на принципах оценки состояния здоровья («норма - патология»). По данному критерию можно выделить три типа состояний: «норма» (здоровье), пограничное состояние, «патология»(болезнь). К пограничным состояниям могут быть отнесены психологические явления, которые выходят за пределы общепринятой нормы, но ни в коем случае не могут быть отнесены к патологии (например, акцентуации характера, начальные проявления невротических расстройств). Пограничные состояния возникают вследствие нарушения психических механизмов регуляции состояний и усложняют процесс адаптации. 2. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций. Всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определённое отношение, те или иные эмоции. Возникает вопрос: почему возникли эмоции? Почему природа не могла обойтись мышлением? Существует предположение, что эмоции были предпосылкой мышления. В эмоциях человек ещё не может выделить объективные отношения между предметами, но уже способен вычленить субъективное отношение к предмету. Переживательный компонент эмоции позволяет нам приспособиться к существованию в информационно неопределённой среде. В психологии под эмоциями (в широком смысле слова) понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних состояний для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции носят личностный характер. В них отражается значимость предметов и явлений для человека в конкретной ситуации. Эмоции не только отражают отношение человека к объекту, но и несут некоторую информацию о нём самом. Они, с одной стороны, обусловлены потребностями человека; с другой стороны, – способностью понять и отразить определённые свойства объекта. Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и реакциям. Эмоции захватывают весь организм человека и влияют на его жизнедеятельность. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Считается, что сердце поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Главными механизмами человеческих чувств являются механизмы условного и безусловного рефлекса. Эмоциональные переживания связаны, как и соответствующие им изменения, с гипоталамусом и центральной частью лимбической системы (это наиболее древнее образование), с корой больших полушарий. Эмоции сложны и многообразны, отсюда недостаточная осознанность и управляемость эмоциональной сферой. Эмоциональные переживания трудно описать словесно, они не столько выражаются в языке, сколько в мимике. Умение видеть внешне выражение эмоций, читать человеческие их называется эмпатией. Эмоции выполняют две основные функции. 1) Сигнальная функция. Переживания возникают и изменяются в связи с изменениями, происходящими в окружающей среде или в организме человека. Эмоции позволяют определить полезность или вредность воздействующих на человека факторов. Благодаря этой функции человек может ориентироваться в окружающей действительности. Переживания сигнализируют человеку, как идёт процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия он встречает на этом пути. 2) Регулирующая функция. Выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляя преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют её. Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Например, крайне опасны для человека длительные горе, тоска (и бурные проявления восторга, радости), поэтому они разряжаются либо в форме слёз, либо в форме мышечных движений, смеха, возгласов и т.д. Снятие избыточного напряжения способствует облегчению. В психологических теориях эмоции понимаются различным образом. · В теории автора эволюционной теории эмоций Ч. Дарвина эмоция понимается как ответ организма на ситуацию В книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Дарвин показал, что эволюция строения тела приводит к эволюции эмоций как жизненно важных приспособительных механизмов, способствующих адаптации живого существа к условиям жизни. · Идеи Дарвина получили развитие в психоорганических теориях. Так, в теории У.Джемса – К.Ланге органические изменения понимались как причины эмоций. Согласно теории Кеннона –Барда, эмоции и соответствующие им органические изменения возникают одновременно. · В когнитивных теориях эмоция рассматривалась как результат когнитивно- психологических факторов. Согласно теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера, положительное эмоциональное состояние возникает тогда, когда ожидания человека подтверждаются, реальные результаты деятельности соответствуют намеченным. Если этого соответствия нет, то возникают отрицательные эмоции, дискомфорт, состояние когнитивного диссонанса. Возможно два варианта выхода из данного состояния: изменить когнитивные ожидания или попытаться получить новый результат, который согласовывался бы с прежними когнитивными ожиданиями. В соответствиии с информационной теорией эмоций П.В. Симонова эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он даёт вероятности её удовлетворения. Интенсивность эмоцияи определяется по формуле: Э= – П(Ин – Иим), где П –потребность, Ин – информация, необходимая для её удовлетворения, Иим – имеющаяся информация.
3. Виды эмоциональных состояний. Высшие чувства. По форме протекания все эмоциональные состояния можно подразделить на чувственный тон, настроение, собственно эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, чувства. Простейшая форма эмоционального переживания – чувственный (эмоциональный) тон. Это своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета. Некоторые звуки, цвета, запахи сами по себе могут вызвать у нас приятные или неприятные эмоции. Чувственный тон благодаря своей обобщённости помогает принять быстрое решение о значении нового раздражителя. Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени всё поведение человека. Отражает бессознательную обобщённую оценку того, насколько благоприятно для человека складываются обстоятельства. Причины настроения не всегда ясны самому человеку и окружающим его людям. Однако причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть события, люди, выполняемая деятельность, природа. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции, особенно– от тонуса нервной системы. Настроения могут различаться по продолжительности. Его устойчивость зависит от возраста, индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. У детей настроение носит кратковременный характер, легко изменяется. У взрослых настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно по этой причине людей делят на пессимистов и оптимистов. Однако человек не должен быть рабом своего настроения: хорошее настроение никто не «поднесёт на блюдечке», надо самому о нём позаботиться. Эмоции в узком смысле слова (собственно эмоции) – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. С точки зрения влияния на деятельность эмоции делятся на: · стенические: стимулируют деятельность, человек готов «горы свернуть»; · астенические: характеризуются пассивностью, скованностью («руки опускаются»). В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей одни и те же эмоции могут по-разному влиять на поведение, т.е. быть стеническими или астеническими. К. Изард выделяет следующие основные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, интерес, вина. Основные эмоции имеют врождённый характер, остальные эмоции являются производными. Один и тот же объект может вызывать противоречивые эмоциональные отношения. Это явление называется амбивалентностью (двойственностью) чувств. Аффект является самым сложным видом эмоциональной реакции. Для него характерно бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Аффект возникает резко, внезапно, в виде вспышки, порыва, сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля, узость сознания, т.е. человек как бы теряет голову, его поступки совершаются без учёта обстановки. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. В то же время иногда аффект проявляется в напряжённой скованности движений и речи (например, это характерно для ужаса, отчаяния). Аффект не является полностью неуправляемым. Если на конечном этапе его человек теряет контроль над собой и остановиться практически невозможно, то в начале аффекта это может сделать любой нормальный человек. Обширная область эмоциональных состояний объединяется понятием стресс. Это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия. Г.Селье показал, что стресс связан с истощением резервов организма, когда организм пытается приспособиться к новым условиям. Он назвал комплекс реакций на стресс общим синдромом адаптации. Включает три этапа: 1) фаза тревоги (характерны физиологические изменения, подготавливающие к встрече с новой ситуацией и приводящие к настороженности и беспокойству); 2) если эта ситуация затягивается, создаётся впечатление, что организм вернулся к своему нормальному состоянию, даже если его реакции не адекватны. Это фаза сопротивления. Организм, чтобы внешне оставаться в норме, расходует имеющиеся у него резервы; 3) Когда резервы организма начинают катастрофически уменьшаться, наступает фаза истощения. Стрессы подразделяются на физиологические и психологические. Психологический стресс всегда связан с субъективной оценкой определённой ситуации. Он может быть информационным или эмоциональным. Информационный стресс возникает тогда, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Эмоциональный стресс появляется в ситуации опасности, угрозы, обиды. Люди с разными особенностями нервной системы, с различным опытом поведения в аналогичных ситуациях по-разному реагируют на одинаковые стрессовые нагрузки. У одних происходит повышение активности, мобилизация сил («стресс льва»), у других – дезорганизация деятельности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»). Фрустрация – состояние человека, вызываемое непреодолимыми или так воспринимаемыми препятствиями. Человек в состоянии фрустрации может проявлять озабоченность, подавленность, внешнюю или внутреннюю агрессию. Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Может создаваться осознанными убеждениями (страстность учёного в науке), телесными влечениями или иметь патологическое происхождение. Страсть избирательна и всегда предметна. Она выступает одним из побуждений к деятельности и связана с волевой сферой. Особую форму переживания составляют чувства. Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; это высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. В отличие от собственно эмоций, которые часто бывают неопределёнными и недостаточно осознаваемыми, чувства в большинстве случаев предметны и конкретны. В отличие от эмоций, чувства выделяют в окружающей действительности явления, имеющие для человека устойчивую мотивациионно- потребностную значимость. Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, чувства – с социальной сферой. Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Например, чувство любви порождает целый спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия. ревности и т.д. Чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственными называют чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении их с нормами, выработанными обществом (чувство долга, гуманность, любовь, дружба, патриотизм) Аморальные чувства – жадность, зависть, эгоизм. Интеллектуальными называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека (любознательность, сомнение, чувство нового). Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетическое отношение проявляется и через другие чувства: восторг, радость, отвращение, тоску, в нём специфически переплетаются интеллектуальные и моральные чувства. Эстетические чувства включают чувство героического, комическоо, возвышенного, проявляются в соответствующих вкусах и оценках. По степени обобщённости предметного содержания чувства подразделяются на конкретны е (к ребёнку, к произведению искусства), обобщённые (к детям, к музыке), и абстрактные (чувство справедливости, трагического). Чувства, испытываемые человеком, настолько сложны и многообразны, что их трудно отнести к какой-то одной категории. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они вносят определённый вклад в психический облик человека.
4. Эмоциональные особенности личности. Эмоциональная компетентность и эмоциональный интеллект. Выделяют следующие индивидуальные различия в сфере эмоций. А) Различия, обусловленные особенностями нервной системы человека (степенью эмоциональной возбудимости, устойчивостью эмоциональных состояний и т.д.); проявляются в поведении. Люди могут быть эмоционально возбудимыми и эмоционально нечуткими, уравновешенными или неуравновешенными. Различия существуют в глубине и устойчивости чувств, к примеру, постоянство или поверхностность чувств. Б) Различия, проявляющиеся в социальных качествах личности. Люди могут быть открытыми (откровенными, желают поделиться своимипереживаниями) и скрытными (маскирующими свои чувства под маской внешнего спокойствия), отзывчивыми и чёрствыми. В) Различия в направленности и содержании чувств. Характерно преобладание того или иного настроения, склонность к определённым чувствам. Ведущие направленности чувств (по Б.И. Додонову): альтруистическая, праксическая, интеллектуальная, эстетическая, гедонистическая. Многообразие человеческих чувств не исключает типичных форм реагирования. Так, различают эмоциональные, сентиментальные и страстные натуры. У эмоциональных натур господствует аффективность, они скорее порывисты, чем действенны, для них само чувство важнее их объекта. Сентиментальные натуры скорее созерцают свои чувства, они чувствительны, но пассивны, любовь для них – любование. Страстные натуры живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии, для них чувство – это страстное стремление. В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие “ эмоциональный интеллект ”, который определяется как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000). Индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Согласно П. Сэловею, в структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, самомотивация. Г.Г. Горскова (1999) подчеркивает, что важнейшим компонентом эмоционального интеллекта является понимание эмоций субъектом.
Тема 10. Воля. План. 1. Понятие о воле. Основные признаки воли. 2.Структура волевого действия. 3. Волевые свойства личности 4. Развитие воли у детей.
1. Понятие о воле. Основные признаки воли. Осознавая необходимость действовать, принимая соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит к его реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно. Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью решительности и интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи, а при столкновении с трудностями одни прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связаны с проявлениями воли. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Функции воли: 1) сознательная саморегуляция активности сознания человека в затруднительных условиях жизнедеятельности; 2) активизирующая функция (стимулирующая); 3) тормозящая. Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий (чихание, глотание, поворот головы в сторону раздражающего звука, реакция на предмет, способный удовлетворить потребность). Специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния «Я должен», а не «Я хочу», хотя волевое и импульсное поведение могут совпадать («Я хочу исполнить свой долг»). Наша жизнь представляет собой борьбу волевого и привычного поведения. В противоположность непроизвольным сознательные действия всегда направлены на достижение цели. Волевое действие связано с преодолением препятствий, внутренних и внешних. Выделим признаки волевого действия. 1) Оно всегда связан с приложением усилий, принятием решений, их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов, конкуренцию разнонаправленных влечений. Происходит сдерживание некоторых сильных влечений, подчинение их другим, более значимым и важным целям. На более высоких уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные и нравственные ценности. 2) Наличие продуманного плана осуществления действия. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по намеченному плану, нельзя считать волевым. 3) Усиленное внимание к волевому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Отсутствует эмоциональное удовлетворение, но зато с успешным выполнением волевого акта связано удовлетворение моральное. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить обстоятельства, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивных, неуравновешенных, эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным и характерологическим данным. Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет осознание ее значения, а вместе с тем и осознание своего долга. Чем больше значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. В некоторых случаях достижение цели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия приводят к смерти субъекта (гибель бойцов, смертельный исход спортивных поединков). Ни одна сложная жизненная проблема не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли.
2.Структура волевого действия. Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в поведении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существующей ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное волевое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Фазы волевого процесса (сложного волевого акта): 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение. Рассмотрим особенности каждой фазы.На первой ступени в развитии волевого действия основным является возникновение побуждения и постановка цели. Не всякое побуждение носит сознательный характер. В зависимости от осознанности потребности их разделяют на влечение и желание. Если сама потребность, пути и средства ее достижения осознаются недостаточно отчетливо, то мотивом действия является влечение. Влечение смутно, человек осознает, что ему чего-то не хватает, но не понимает, чего именно. Влечение либо угасает, либо потребность осознается, превращаясь в конкретное желание. Но желать не значит действовать. Желание – это лишь знание того, что побуждает к действию. Желание оценивается человеком, который взвешивает все условия, помогающие или мешающие его осуществлению. Желание обостряет осознание цели будущего действия и его плана, осознаются пути и средства достижения цели. Далеко не все желания претворяются в жизнь. Человек может иметь несколько противоречивых желаний. В результате изменения значения различных потребностей у человека может возникнуть борьба мотивов. Человек обсуждает плюсы и минусы тех или иных действий, выбирает, как именно надо действовать. Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением, представляет собой переживание конфликта между «хочу» и «должен». В волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Мысленное моделирование ситуаций обнаруживает, что одно желание может осуществиться лишь за счет другого или желательное действие может привести к нежелательным последствиям. Задержка действия может длиться дни и даже месяцы. Принятие решения – заключительный момент борьбы мотивов. Человек решает действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Субъект чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него, следовательно, возникает чувство ответственности. Однако принять решение не значит выполнить его. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей. Исполнительный этап имеет сложную внутреннюю структуру. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, говорят о намерении («Со следующего семестра я буду учиться только на «отлично»). Намерение является внутренней подготовкой отсроченного действия. Здесь можно выделить этап планирования. Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение действия, и пронизывает все звенья волевого акта. В волевом усилии движения минимальны, зато внутреннее напряжение огромно и даже может быть разрушительным для организма. При помощи волевого усилия человек не уничтожает непроизвольной активности, а только изменяет ее форму или подавляет внешнее ее проявление. Поэтому воля – это еще и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями, способность сознательно регулировать свое поведение и действия. В процессе реализации волевого действия и особенно после его исполнения следует оценка. Оценка может даваться с различных точек зрения (моральной, этической и др.), а может выражать обобщенное отношение к поступку. Оценка сопровождается особыми эмоциональными переживаниями удовлетворённости. или неудовлетворённости совершенным действием. Она выступает как мотив продолжения, исправления или прекращения последующих действий.
3. Волевые свойства личности. Волевое действие каждого человека неповторимо, т.к. является отражением индивидуальной устойчивой структуры личности. Индивидуальные различия волевой сферы могут характеризовать как волевую сферу в целом, так и отдельные звенья волевого акта. Одной из интегральных характеристик воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены и какие результаты при этом получены. Сила воли проявляется и в том, каких соблазнов смог избежать человек, как умеет сдерживать свои чувства. Обобщенной характеристикой волевого действия является целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда идут, за что борются. Первый этап волевого действия определяется такими качествами, как инициативность, самостоятельность, независимость. Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, на богатом воображении. Самостоятельность проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы других, действовать на основе своих взглядов и убеждений. На этапе побуждения волевого действия проявляется выдержка, которая помогает затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации, удержаться от импульсивного поведения. Индивидуальным параметром, характеризующим особенность этапа борьбы мотивов, является решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора действий и средств к выполнению действия. Существенной предпосылкой решительности является смелость. Важнейшей характеристикой исполнительного этапа является энергичность и настойчивость. Настойчивые люди не пасуют перед неудачами, не обращают внимания на упреки и противодействие других людей. Настойчивость может потерять определенную гибкость и перейти в упрямство. Существенную роль в выполнении принятого решения играет самоконтроль и самооценка. Люди различаются и по тому, кому они склонны приписывать ответственность за свои деяния: внешним силам и обстоятельствам или собственным способностям и силам. Американский психолог Д. Роттер ввел понятие «локус контроль» (приписывание ответственности). Когда люди склонны приписывать причины своего поведения внешним факторам, это внешняя, экстернальная локализация контроля. («Учитель не задал задание, а сам спрашивал», «Мне неверно подсказали»). Для лиц с экстернальной локализацией контроля характерна неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, безответственность, тревожность, агрессивность. Учащиеся с интернальной локализацией контроля принимают ответственность на себя («Я забыл», «Задание было очень скучным, и я не сделал его до конца»). Они увереннее в себе, склонны к самоанализу, более настойчивы, уравновешенны, доброжелательны. Большинство отрицательных волевых качеств синтезируются в житейском понятии лень. Многие люди используют лень как своеобразную психологическую защиту, оправдание своего бессилия, отсутствие способностей, неприспособленности к жизни.
4. Развитие воли у детей. Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом является детский возраст. Развитие волевой регуляции поведения осуществляется в нескольких направлениях: 1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; 2) обретение человеком контроля над своим поведением; 3) выработка волевых качеств; 4) постановка все более трудных задач, следование все более отдаленным целям, которые требуют приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени (развить способности, не обладая задатками, благодаря работоспособности и воле). Воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Развитие воли у детей тесно связано с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Огромная роль в развитии воли принадлежит семейному воспитанию. Негативно влияют на формирование воли потакание желаниям ребенка или, наоборот, перегрузка его непосильными заданиями, которые не выполняются. Важны личный пример родителей, чтение художественной литературы, кинофильмы. Развитию воли способствует систематическое преодоление трудностей в обыденной жизни, следование правильному режиму дня (воля – организованный труд). Формирование воли связано с воспитанием сознательной дисциплины. На развитие воли влияют физические упражнения. Детский коллектив оказывает воздействие волей других. Мощным механизмом формировани
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.25 (0.016 с.) |