Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Социально-психологические феномены.

Поиск

Тема 17. Общение

1. Понятие общения. Виды и средства общения. Структура общения

2.. Общение как коммуникативный процесс.

3. Интерактивная и перцептивная стороны общения.

4. Развитие общения. Роль общения в психическом развитии человека.

 

1. Понятие общения. Виды и средства общения. Структура общения Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и восприятие и понимание другого человека.

Таким образом в общении можно выделить три стороны:

· коммуникация (обмен информацией),

· интеракция (организация взаимодействия),

· социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами).

В общении выделяют содержание, цель и средства.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации (через органы чувств, тактильный контакт, знаковые контакты).

Виды общения:

- непосредственное (с помощью естественных органов человека);

- опосредованное (с помощью специальных средств и орудий);

- косвенное (через посредников);

- межперсональное;

- ролевое (участники- носители определенных ролей);

- вербальное;

- невербальное.

-

2. Общение как коммуникативный процесс. Когда говорят о коммуникации в узком смысле этого слова, то подразумевают, что люди общаются в ходе совместной деятельности своими представлениями, идеями, настроениями, чувствами, установками. Однако человеческая коммуникация не сводится только к передаче информации: информация в условиях человеческого общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Во-первых, общение нельзя понимать лишь как отправление информации какой-то передающей системе и ее прием другой системой, так как в отличии от простого движения информации мы имеем дело с отношением двух активных индивидов, и взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Направляя информацию другому участнику, необходимо ориентироваться на него, то есть анализировать его мотивы, цели, установки, обращаться к нему. Схематически: S=S (коммуникация- интерсубъектный процесс). Нужно также предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другог партнера.

В коммуникационном процессе происходит не просто движение информации, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации: ведь люди не просто обмениваются знаниями, но и стремятся выработать общий смысл. Это возможно лишь тогда, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена, не просто информация, а совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникационном процессе представлены в единстве общение, деятельность и познание.

Во-вторых, обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (рецепиент) обладают единой или сходной системой кодификации (все должны говорить на одном языке). Даже значение одних и тех же слов люди не всегда понимают одинаково. Обмен информацией возможен лишь тогда, когда знаки и, главное, закрепленные за ними значения, известны всем участникам коммуникационного процесса (тогда они смогут понять друг друга).

Тезаурус – общая система значений, понимаемых всеми членами группы. Причиной неодинакового понимания одних и тех же слов могут быть социальные, политические, возрастные особенности людей. «Мысль никогда не равна прямому значению слов» (Л.С. Выготский). Если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесные формы (предложения) облекается лишь 90%, а высказывается только 80%. Выслушивается из задуманного 70%, понимается всего 60%, а в памяти остается- 10-24%.

Общающимся необходимо также одинаковое понимание ситуации общения (это возможно лишь в случае включения коммуникации в некую общую систему деятельности). Например, муж, встречаемый у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничеваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить лампочку.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры:

I. Барьеры понимания:

1) фонетический (речь-скороговорка, много слов-паразитов)

2) семантические (вызваны различием в смыслах значений участников общения)

3) стилистический (несоответствие стилей общения)

4) логический (логика коммуникатора либо сложна, либо неверна, либо противоречит присущей рецепиенту манере доказательства)

II. Барьеры социально-культурных различий.

III. Барьер отношения (неприязнь, недоверие к коммуникатору распространяется на передаваемую им информацию).

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи теряется всего лишь стиль сообщения.

Речь выполняет две функции:

1) коммуникативную (средство общения),

2) сигнификативную (форма существования мысли).

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует свой замысел при помощи слов, а рецепиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Раскрытие смысла сообщения немыслимо вне ситуации совместной деятельности. Точность понимания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда рецепиент сам превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать, как он раскрыл смысл принятой информации. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двухсторонний характер.

Как повысить эффект речевого воздействия?

Совокупность специальных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия называется «убеждающей коммуникацией».

Приведём в качестве примера некоторые приёмы убеждающей коммуникации. Оратор должен обладать умением включать внимание слушающего, если тот оказывает сопротивление принятию информации, чем-то привлечь его, подтвердить свой авторитет, совершенствовать манеру подачи материала. Важным фактором влияния на аудиторию является взаимодействие информации и установок аудитории.

Возможны 3 позиции коммуникатора:

- открытая– коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, приводит факты в ее подтверждение

- отстраненная– коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляя противоречивые точки зрения, не исключает ориентацию на одну из них, но не заявляет об этом открыто

- закрытая– коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже скрывает ее, прибегая к специальным мерам.

Каждая из позиций обладает определенной эффективностью для повышения эффекта воздействия, выбор ее зависит от цели и задач коммуникационного воздействия.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния людей друг на друга в процессе общения, нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в общение помимо речи. Известно, что передача информации происходит за счет слов на 7%, звуковых средств (тон голоса, интонация, звук)- на 38% и за счет невербальных средств 55%. Если вербальный канал используется для передачи информации, то невербальный канал используется для «обсуждения» межличностных отношений, а иногда– взамен словесных сообщений.

Невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы:

1. Оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика). Моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, придавая общению различные нюансы, которые могут быть неоднозначны в различных национальных культурах

2. Паралингвистическая система – система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность ). Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.

3. Организация пространства и времени коммуникационного процесса. Проксемика (основатель Э.Холл)- специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

Приведём дистанции общения, свойственные американской культуре(каждой свойственна определенная система общения):

· Интимная дистанция (0-45 см)- интимные и дружеские контакты, борьба, защита, общение с маленьким ребенком.

· Персональная (45-120 см)- дружеская беседа, беседа в кругу семьи.

· Социальная (120-400 см)- расстояние, на котором мы держимся с малознакомыми и незнакомыми людьми.

· Публичная (400-750)- обращение к группе людей, церемонии.

Размещение партнеров несет большую смысловую нагрузку. Например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Окрик в спину может вызвать негативные чувства.

4. Визуальный контакт сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или предотвратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, способствует тому, чтобы полнее обнаружить свое «я» или скрыть его. Обращающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу (не более 10 с). В дальнейшем этот период уменьшается и, чем неприятнее разговор, тем он меньше. Назойливый, настойчивый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний, а многими воспринимается как признак враждебности.

Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

    • создавать и поддерживать психологический контакт,
    • придавать новые оттенки словесному тексту,
    • выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

 

Невербальные средства тонко скоординированы между собой и словами в целом.

 

3. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать совместное действие. При этом планирование действия одного индивида может регулироваться планами, созревшими в голове другого. Такое регулирование и делает деятельность действительно совместной, когда ее носителем будет выступать уже не отдельный индивид, а группа.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с их непосредстведственной организацией совместной деятельности. Это та сторона общения, которая фиксирует организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некую общую для них деятельность.

Для эффективного взаимодействия важно адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, в каждой из них человек по-разному подает себя, и если эта самоподача неадекватна, взаимодействие затруднено. Различают три основных стиля взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой (стиль приветствий, вопросов при встрече и т.д). Человек, использующий манипулятивный стиль стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «вещей». Общение при гуманистическом стиле предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих.

Типы взаимодействия.

1. Кооперация – координация единичных сил участников. Кооперация необходимый элемент совместной деятельности. А.Н. Леонтьев называет следующие основные черты совместной деятельности:

А) разделение единого процесса деятельности между участниками,

Б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.

Средством соединения непосредственного результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализуются прежде всего в кооперации.

Важным показателем тесного «кооперативного» взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

2. В случае конкуренции наблюдаются взаимодействия, расшатывающие совместную деятельность, представляющие препятствия для нее. Наиболее яркое проявление- конфликт.

При анализе различных типов взаимодействия важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные типы взаимодействия.

При исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия нельзя рассматривать их вне общего контекста деятельности, вне содержания деятельности.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Здесь можно выделить 3 модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других- «совместно-индивидуальная деятельность» (производственная бригада, у каждого члена- свое задание), 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником- «совместно-последовательная деятельность» (конвеер), 3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными- «совместно-взаимодействующая деятельность» (спортивная команда, научные коллективы, конструкторские бюро).

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание позволяет ему корректировать свою стратегию. Успешность стратегии и тактики совместных действий зависит от меры понимания партнерами друг друга.

Итак, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между партнерами. Для установления взаимопонимания важно, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Говоря о восприятии человека человеком, следует различать:

- социальную перцепцию (восприятие социальных объектов: людей, социальных групп, больших социальных общностей),

- межличностную перцепцию (межличностное восприятие человека человеком), включающую восприятие физических и поведенческих характеристик объекта, формирование представлений о его намерениях, мыслях, эмоциях и т.д., познание другого человека, формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия).

В общем, можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотненсение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его постуаков. На основе внешних данных и поведения другого человека мы “читаем” другого человека, пытаемся понять его намерения и поступки.

Впечатления, которые возникают при восприятии другого человека, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому что от меры точности прочтения другого человека зависит успех организации с ним согласованного действия.

Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания:

- богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке,

- чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о самом себе.

Л.С. Выготский писал: “Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она представляет для других”. Индивид соотносит себя с другими не вообще, а в рамках широкой социальной деятельности, в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка другого, и попытка понять строй его поступков, и стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего поведения. Поскольку здесь в процесс познания включены два активных индивида, сопоставление себя с другими осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому и должен принимать в расчет не только мотивы, потребности, установки другого, но и то как этот другой понимает его собственные мотивы, намерения, установки.

Анализ познания себя через другого включает два механизма.

1) Идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя другому. Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Идентификация связана с эмпатией - стремлением эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, понять его чувства. Однако можно проявлять эмпатию к другому человеку, но собственную стратегию поведения строить совершенно по-иному. Идентификация требует встать на позицию партнера, действовать с нее. – осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнером по общению (как “другой” будет понимать меня). Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга. Дж. Холмс, описывая ситуацию общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле, Джон, каким он видит себя, Джон, каким его видит Генри, плюс три такие же позиции со стороны Генри.

Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи.

Каждый участник общения как-то пытается объяснить поведение другого человека, его причины. В обыденной жизни, в условии дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека, люди начинают приписывать друг другу причины поведения (а также намерения, чувства, качества личности). Такое явление в социальной психологии получило название каузальной атрибуции.

Выделяют несколько типов атрибуции:

- личностная (причина приписывается совершившему поступок),

- объектная (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие),

- обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам).

Выбор типа атрибуции зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Участник склонен в большей мере объяснять совершившееся обстоятельствами, а наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию.

Приписываемые характеристики зависят от предшествующей оценки объектов восприятия. Руководствуясь соображениями обыденной психологии («здравого смысла»), людям вообще свойственно рассуждать так: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами», т.е. плохим людям всегда приписываются плохие поступки, хорошим - хорошие. Возможны и контрастные представления: «плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий по контрасту оценивает себя как носителя самых положительных черт.

Важную роль в межличностном восприятии играет установка - готовность, предрасположенность определенным образом воспринимать другого человека и действовать по отношению к нему. Особенно большую роль играет установка при формировании первого впечатления.

При восприятии людьми друг друга возникают различные эффекты.

Эффект ореола (“галоэффект”) заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия.

Эффект первичности. Предъявленная ранее информация преобладает над информацией, полученной позднее при составлении впечатления (обычно при восприятии незнакомого человека). У школьников в начале года получавших хорошие оценки, а затем переставших работать, больше шансов оставить у учителя хорошее впечатление, чем у учеников, посредственные результаты которых в начале года затем сменились неуклонным прогрессом, продолжающимся до конца года.

В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект новизны: более значимой оказывается последняя, то есть новая информация.

Все эти эффекты можно рассматривать как проявление стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы возникают на базе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Часто стереотипы касаются групповой принадлежности, профессии другого человека («все учительницы назидательны» и т.д.). Распространенными являются этнические стереотипы.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга ведет к двум следствиям:

1) к упрощению познания другого человека (это помогает сокращать процесс познания, хотя и не способствует созданию точного образа),

2) к возникновению предубеждения. Предубеждение отличается от стереотипа: стереотип является обобщением, предубеждение предполагает еще и суждение в терминах «хороший», «плохой», которое мы выносим о других людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков. Особенно подвержены предубеждениям люди с авторитарным типом личности. Предубеждения мешают разглядеть за одинаковыми ярлыками, приклеенным разным людям, их индивидуальность.

Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг к другу определённые отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств: от неприятия того или иного человека, до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название аттракция. Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некое качество отношения. Аттракцию можно рассматривать как особый вид установки на другого человека, в котором преобладает эмоциональный компонент. Выделяют три уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Какие же факторы приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми?

1) Физическая близость. Чем чаще происходят социальные контакты между людьми, тем больше вероятность, что между ними установятся дружеские или любовные отношения.

2) Физическая привлекательность. Людям присуще приписывать красивому человеку завидные личностные качества. Физически привлекательный человек чаще всего воспринимается как личность, превосходящая других по честности, уму и духовности.

3) Сходство и комплементарность. Как правило, человек испытывает большее влечение к тем людям, которые сходны с ним самим по физическим особенностям, социальному происхождению, интересам и взглядам. «Противоположностей» влечет друг к другу реже. Но если для установления отношений важное значение имеет сходство, для их продолжения важна комплементарность.

4) Компетентность. Люди, талантливые или компетентные в какой-либо области, близкой нашим потребностям и интересам, в наших глазах всегда привлекательнее людей со средними способностями или лиц, компетенция которых далека от наших интересов.

5) Взаимное вознаграждение. Связь между людьми редко бывает бескорыстной. Необходимо, чтобы она приносила пользу обеим сторонам.

 

4. Развитие общения. Роль общения в психическом развитии человека.

Общение играет огромную роль в психическом развити человека. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.Через активное общение с развитыми личностыями он сам становится личностью.

Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.Удовлетворение этой потребности, возникшей в ходе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает ведущее место среди мотивов, побуждающих человека к совместной практической деятельности.

Особенно велика роль общения со взрослым для ребёнка на ранних этапах онтогенеза.В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение, т.к. вплоть до начала обучения в школе он лишён способности к самообразованию и самовоспитанию.

Развитие общения охватывает его содержание, цели и средства. Развитие общения в филогенезе проявляется в следующих аспектах:

1) Обогащение содержания общения новой информацией, передаваемой от одного живого существа к другому. Сначала это сведения о биологических состояниях организма, затем – о жизненно значимых свойствах внешней среды. В дальнейшем в содержание общения входит информация когнитивного характера, выражающая собой объективные, но зависимые от наличных потребностей живого существа знания о мире, представленные в виде понятий. Первые два этапа развития общения происходят на уровне животных, последний – уже на уровне человека. Примерно таким же путём идёт развитие общения в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже к дошкольному возрасту.

2) Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированнее и выше аспект общения.

3) Развитие средств общения идёт в фило- и онтогенезе по нескольким направлениям:

· Выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации (к примеру, рук);

· Развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики).

· Изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и передачи информации.

· Развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людей (телефон, радио, интернет и т.д.).

Развитие общения у животных включено в биологический эволюционный процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческого общенияимеет исторический характер.

Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции соседоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребёнка в ответ на ласку взрослого (после 4-й недели жизни). На втором месяце у младенца появляется комплекс оживления как первая форма общения со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнёром. Выражая своё отношение к партнёру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства. (улыбки, выразительныедвижения и т.д.)

К концу первого года жизни у детей формируется предметно-действенное общение, включённое в совместную игровую и манипулятивную деятельность ребёнка. В процессе общения дети используют пракические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, притягивание предмета).

В дошкольном возрасте постепенное овладение функциями речи позволяет ребёнку чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов.К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное общение, основные формы которого развиваются в подростковом возрасте.

Особенно интенсивно общение развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Общение подростка строится на основе многоплановой общественно-полезной деятельности (учебной, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

 

Тема 16. Группы.

 

1. Понятие о группе. Виды групп.

2. Малая группа и её структура. Статус и роль индивида в малой группе.

3. Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики.

4. Влияние группы на развитие личности: социальная, фасилитация, конформизм.

5. Руководство и лидерство в малой группе. Стили лидерства. Типы лидеров.

6. Групповая деятельность. Процесс принятия группового решения.

 

1. Понятие о группе. Виды групп Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, является важнейшим вопросом социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами.

Слово “группа” итальянского происхождения (появилось в конце 17 в.). В Италии термин из области изящных искусств “gruppo» обозначал несколько симметрично скомпанованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного происхождения. В настоящее время термин «группа» прочно утвердился в психологии.

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры).

В социальной психологии выделяют следующие основные признаки группы:

- осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»),

- наличие между индивидами определенных отношений,

- сформированность внутренней организации (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов),

- функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами,

- изменение в мнениях, установках и поведении индивидов, обусловленных их включением в данную общность.

Значимость группы для людей прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена в систему общественных отношений. Общность содержания деятельности группы порождает и общность ее психологических характеристик (т.е. групповых интересов, потребностей, норм, ценностей, целей).

Человек познает свою принадлежность к группе прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание психологической общности с другими членами группы.

Рассмотрим основные характеристики группы:

- композиция – индивидуальный состав группы, т.е. возрастные, профессиональные или социальные характеристики ее членов (размером называется количественный состав членов группы). Композиция может быть гомогенной (однородной) или гетерогенной (включающей индивидуально очень различных людей);

- структура группы – система взаимосвязей между членами группы. Существует несколько формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура власти, структура коммуникаций;

- групповая динамика включает в себя разнообразные изменения, происходящие в группе; к групповым процессам (динамике групповой жизни) можно отнести прежде всего процессы, которые организуют деятельность группы (формирование ролей, давление группы на ее участников и др.);

- групповыми нормами называются общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы. Нормы выполняют регулятивную функцию и связаны с ценностями, принятыми в данной группе. Нормы конкретной группы включает и общепринятые нормы, и специфические, выработанные данной группой.

Важной проблемой является мера принятия норм каждым членом группы: насколько принимает индивид групповые нормы, в какой мере каждый из членов группы отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы;

- групповые санкции – механизмы, при помощи которых группа возвращает своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные (позитивные) и запретительные (негативные). Санкции предназначены для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

Рассмотрим классификацию групп

Условные (номинальные) группы объединяют людей, которые не имеют никаких взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда друг друга не видеть, но имеют общие социальные и психологические характеристики. Это искусственно выделяемые исследователем объединение людей.

Реальные группы –действительно существующее объединения людей.

Естественные группы возникают сами по себе, исходя из потребностей общества или входящих в группы людей, независимо от желания экспериментатора.

Лабораторные группы создаются экспериментатором для проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только в лаборатории, временно.

Большие группы могут быть представлены 1) устойчивыми общностями, сложившимися в ходе истории развития: государствами, народностями, партиями, классами, выделяемым по профессиональным, экономическим, религиозным и другим признакам, или 2) стихийно возникшими, кратковременно существующими общностями (толпа, публика, аудитория). Через большие группы может опосредованно осуществляться воздействие идеологии общества на психологию составляющих ее людей.

 

2. Малая группа и её структура. Статус и роль индивида в малой группе. В отличие от больших групп малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами (2-20-30 чел.). Малая группа имеет относительно простое строение: в ней, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или руководитель (если официальная), вокруг которых объединяются остальные члены группы (семья, трудовой коллектив, компания друзей). Малую группу характеризуется психологической и поведенческой общностью ее членов, которая может обнаруживаться как во внешних характеристиках (территориальная общность соседей), так и в достаточно глубоких внутренних.

Разнообразие малых групп в обществе предполагает наличие самых разнообразных оснований для классификации (например, по времени существования группы, по степени тесного контакта между членами и т.д. всего известно около 50 оснований для классификации). Наиболее распространенными из них являются три:

1) деление малых групп на первичные и вторичные,

2) деление на «формальные» и «неформальные»,

3) на «группы членства» и «референтные».

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми ослаблены эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В таких группах основное значение придается не личным качествам, а умению выполнять определенные функции. Члены вторичной группы обычно мало знают друг о друге, способы коммуникации между ними четко определены, для общения между их членами могут использоваться различные «посредники» в виде средств связи.

Формальные группы создаются и действуют в рамках официально признанных организаций (школьный класс, бухгалтерский отдел и т.д.). В малой группе четко заданы позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно четко распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти («вертикаль»). Цели формальной группы базируются на основе задач, стоящих перед организацией.

Неформальные группы возникают, как правило, самопроизвольно, не имеют четко определенного статуса в обществе, не выполняют одно<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.143 (0.019 с.)