Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы темперамента и их характеристика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете экстраверсии и интроверсии (предложена психиатром и психологом К.Юнгом). Для экстравертированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации, замкнутость, некоторая заторможенность движений и речи. В дальнейшем различие по интроверсии-экстраверсии, а также различие по эмоциональной устойчивости (где на одном полюсе – постоянство настроений, уверенность в себе, высокая сопротивляемость отрицательным воздействиям, на другом – резкая смена настроений, обидчивость, раздражительность) изучались в связи с различными по свойствам нервной системы (исследования английского психолога Г.Айзенка). Оказалось, что экстраверсия и интроверсия, эмоциональная устойчивость и высокая тревожность могут выступать в различных сочетаниях. В результате с новой стороны наметился подход к основным типам темперамента: 1) сангвиник (сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости); 2) холерик (экстраверсия + эмоциональная неустойчивость); 3) флегматик (интроверсия + эмоциональная устойчивость); 4) меланхолик (интроверсия + эмоциональная неустойчивость). В этой классификации – некоторое несоответствие исходным данным о физиологических основах темперамента (у флегматика интроверсия противоречит его силе нервной системы), но в сопоставляемых классификациях (Павлова и Юнга) взяты разные основания для деления на типы. Чистого темперамента не существует, поэтому любая классификация темпераментов достаточно условна. Есть возможность определить преобладание какого-то типа темперамента. Когда человек обнаруживает черты разных темпераментов, говорят о «смешанном» типе темперамента.
5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный подход к учащимся с различными типами темперамента. Определённое сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – система зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приёмы работы, типичные для данного человека. Его можно рассматривать как результат приспособления врождённых свойств нервной системы и особенностей организма к условиям выполняемой деятельности, которое должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами. Учителю необходимо учитывать индивидуально- типологические качества учащихся в учебно-воспитательном процессе, помогать учащемуся на основе знания особенностей своего темперамента вырабатывать эффективные способы деятельности. Так, нужно приучать холериков и сангвиников к сдержанности, вырабатывать у них привычку внимательно проверять выполненную работу. Полезными для учащихся с меланхолическим типом темперамента будут следующие правила, используемые учителем: · не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; · желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме; · нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения; · лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав ученику возможность позаниматься дома; · путём правильной тактики оценки и поощрений нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в знаниях,в возможности учиться; · во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного; · следует в минимальной степени отвлекать такого ученика, создавать спокойную обстановку; · нужно осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним. Для учащихся с флегматическим типом темперамента актуальны следующие моменты: · не требовать от них немедленного включения в работу, т.к. их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно; · инертные ученики не могут проявлять активность в выполнении разнообразных заданий; · нужно избегать ситуаций, когда требуется быстрый устный ответ; ученику необходимо давать время на обдумывание ответа, не следует требовать от него быстрого изменения неудачных формулировок; · не следует проводить опрос инертных учащихся в начале урока; · в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое; · нежелательно заставлять их отвечать только что пройденный материал.
Тема 12. Характер.
1. Понятие о характере. 2. Структура характера. 3. Акцентуации характера. Психопатии. 4. Темперамент, характер и личность.
1. Понятие о характере. Характер – с греческого “печать”, “чеканка”. Действительно, это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. В психологии характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер – прижизненное образование, он определяется и формируется в течении жизни человека. Большую роль в формировании характера играет образ жизни человека, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, то, в какие группы (семья, компания друзей, трудовой коллектив и др.) входит данный человек и какое положение он там занимает. В основе цельности характера, его силы лежит направленность личности. Обладание целями жизни – главное условиие образования характера. В формировании характера ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклоность в достижении поставленной цели. Особенности характера тесно связаны с интересами человека, если эти интересы устойчивые и глубокие. О человеке с характером нередко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе – такой уж у него характер”. Таким образом, знание характера человека позволяет предвидеть и корректировать ожидаемые действия и поступки. Учение о характере – характерология – имеет длительную историю своего развития. Характер стали изучать в 4-3 вв. до н.э. (греческий философ Теофраст). Он считал, что характер – это признак, особенность, черта, то, что отпечатано жизнью на человка. В 17 веке Лабрюйер сделал попытку описать характер. Он указал, что характер противоположен темпераменту, так как отражает социально-нравственное лицо человека. Лабрюйер и Кант понимали характер как социально приобретенные свойства человека. В 19 веке под характером понимали либо особености интеллекта, либо чувства, либо волю.. В 20 веке характер стали понимать как склонность, отношение. Важнейшими проблемами характерологии были установление типов характера и их определение по его проявлению с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Одна из наиболее древних попыток – объяснение характера человека датой рождения (гороскопы). Временной период делится на интервалы, каждому интервалу присваивается определенный символ, и через призму свойств этого символа описывали характер человека. Характер человека пытались связать с его именем. Считается, что младенец подражет мимике взрослого, когда тот произносит его имя. В в результате у ребенка возбуждаются нервные импульсы в тех группах мышц (мимические, дыхательные, артикуляционные и лр.), которые участвуют в произношении имени. В результате развиваются определенные мышцы лица. Поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга. К основоположникам физиогномики можно отнести Аристотеля и Платона. Они предложили отмечать во внешности человека черты сходства с каким-либо животным, а затем отждествлять его характер с характером этого животного. Толстый, как у быка нос означает лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи – глупость, волосы, жесткие как у льва или кабана – храбрость. Наиболее известной была физиогномическая система Лафатера, который считал, что “зеркало души” – это голова, и характер человека можно изучать по ее строению, форме черепа, мимике. О гениальности Гете, по мнению Лафатера, свидетельствует его нос, который знаменует продуктивность, вкус и любовь – словом, поэзия. С именем немецкого врача Франца Галля связана френология: все свойства характера имеют строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Поэтому характер можно изучать по выпуклостям и впадинам черепа. Но выпуклостям мозга не соответстуют выпуклости черепа. Важным показателем в физиогномике считались глаза. Л.Н.Толстой писал: “Есть люди, у которых одни глаза смеются, - это люди хиртые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны”. В действительности, скорее характер влияет на внешность, чем наоборот, – зная характер человека, мы ищем в чертах его лица подтверждение черт характера. Хиромантия – система предсказания черт характера и судьбы человека по кожному рельефу его ладоней. На ее основе возникла новая отрасль знания – дерматоглифика, которая изучает влияние наследственности на формирование пальцевых узоров. В настоящее время ни анатомия, ни психология не располагают достоверными данными, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз. Изучение графологии позволяет установить, что почерк зависит от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности.По почерку можно диагностировать некоторые психические болезни (так, при шизофрении – почерк вычурный, нарочито стилизованный). Наиболее отчетливо характер человека проявляется в его поступках, поведении, деятельности. Наиболее объективно оценить характер человека можно по его сознательному поведению, по тому какие из возможных действий в данной ситуации он выбирает. 2. Структура характера. Особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами характера. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек недостаточно вынослив в стрессовой ситуации, то это не означает, что грубость и несдержанность – черты его характера Индивидуальные особенности характера относятся в первую очередь к воле (решительность и выносливость), к чувствам (жизнерадостность, оптимизм), в известной мере к уму (легкомыслие, вдумчивость). Однако проявления характера являются комплексными образованиями, и часто их трудно отнести к эмоциональной, волевой или интеллектуальной сфере (щедрость, подозрительность и др.). Итак, структура и содержание характера у каждого человека определяется: · динамикой (силой) воли; · спецификой проявления эмоций, эмоциональным фоном; · интеллектуальными особеностями; · взаимосвязью всех этих компонентов (слиты воедино, гармоничны либо конфликтны). Черты характера отражают отношение человека к действительности, причем чертами характера становятся лишь отношения к тем объектам, которые имеют первостепенное и решающее жизненное значение для человека. Характер человека проявляется в следующей системе отношений: 1) в отношении к другим людям (общительность, замкнутость, правдивость, лживость, тактичность, грубость); 2) в отношении к делу (ответственность – недобросовенность, трудолюбие – леность); 3) в отношении к себе (скромность – самоуверенность, гордость); 4) в отношении к собственности (щедрость, жадность, аккуратность, неряшливость). Определяющую роль в формировании характера играют отношения человека к обществу, к людям. Характер челоека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей (дружбы, любви). Черты характера взаимосвязаны (человек смелый – значит инициативный). Все черты характера можно подразделить на основные и второстепенные, определяемые основными. Так, если у человека преобладающими основными чертами явялются боязливость и нерешительность, а альтруизм – второстепенный, то человек постоянно опасается “как бы чего не вышло”, и все его попытки помочь ближнему оканчиваются переживаниями и поиском оправданий. Если же альтруизм – ведущая черта характера, то человек сразу идет на помощь, лишь иногда сомневаясь по поводу правильности своих действий. Знание ведущих черт характера позволяет отразить его основную суть, показать основные проявления. Хотя характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Так, люди одной национальности находятся на протяжении многих поколений в одинаковых условиях жизни испытывают на себе влияние национального быта и национальной культуры. Поэтому в характере людей одной национальности появляются типические черты. К примеру, для национального характера белорусов свойственны толерантность, трудолюбие, гостеприимство, осмотрительность. В индивидуальном характере отражается не только национальные, но и профессиональные возрастные черты (характер учителя, врача и т.д.), но каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты. Число черт характера – приблизительно 1500 (словарь Ожегова).
3. Акцентуации характера. Психопатии. Характер и отдельные его черты могут быть выражены в разной мере. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера (см. рис)
Акцентуации свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравмирующим воздействиям, бьющим по месту наименьшего сопротивления данного типа характера. В ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, человек ведет себя без срывов и не доставляет неприятностей себе и окружающим. Большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту, поэтому рассмотрим классификацию акцентуаций на примере подростков (А.Е.Личко). 1) Гипертимный тип. Характерны подвижность, общительность, склонность к озорству, неусидчивость, недисциплинированность. Главная черта – почти всегда хорошее настроение. Любят компанию сверстников. Увлечений много, но они не глубоки. Нередко самоуверенны, любят прихвастнуть, взгляд на собственное будущее полон оптимизма, даже если на это нет оснований. 2) Циклоидный тип. Повышенная раздрадижельность, склонность к апатии, тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение периодически меняется, от приподнятого до подавленного (с периодами примерно в 2-3 недели). 3) Лабильный тип. Крайняя изменчивость настроения, причем оно меняется непредсказуемо по ничтожномму поводу. Соответственно настроению события окрашиваются то радужными, то мрачными красками. Хорошо чувствуют отношение к ним окружаиющих; 4) Астеноневротический тип. Повышенная мнительность, капризность, утомляемость, раздражительность. Раздражение по ничтожному поводу изливается на окружающих, легко сменяется раскаянием и слезами. 5) Сензитивный тип. Повышенная чувствительность ко всему, застенчивость, робость, не любит больших компаний. Открыты и общительны только с хорошо знакомыми людьми. Любят играть с малышами. Очень привязаны к родителям. Разборчивы в выборе друзей. Чувство долга и высокие моральные требования. 6) Психастенический тип. Раннее интеллектуальное развите, склонность к размышленгию и самоанализу, нерешительность. Легкость в возникновении страхов. Более сильны на словах, чем на деле. 7) Шизоидный тип. Замкнутость, отгороженность от окружающих. Плохо понимают состояние других людей, не умеют сочувствовать. Живут в собственном мире фантазий и увлечений, бурно реагируют на любую попытку вторгнуться в их внутренний мир. 8) Эпилептоидный тип. Жестокость, себялюбие, властность. Аффективная взрывчатость. В состоянии аффекта – безудержная ярость (циничная брань, жестокие побои). В детской компании – претендуют на роль властелина, причем их лидерство держится на добровольной покорности других или на страхе. 9) Истероидный тип. Эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. Склонность к рисовке и позерству. Для них лучше ненависть, чем равнодушие окружающих. 10) Неустойчивый тип. Большая тяга к удовольлствиям, праздности и безделью. Неустойчивость эмоций, слабость воли, отсутствие серьезных интересов. 11) Конформный тип. Бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству в группе (“быть как все”). Тип приспособленца, готовый предать товарища в трудную минуту. Всегда может найти оправдание любому своему поступку. Часто встречаются смешанные типы акцентуаций. Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическиим изменениям личности – психопатии. Характер можно расценивать ка кпсихопатию, если он: – мало меняется в течение жизни (“каков в колыбельке – таков и в могилку”); – при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома. и на работе, и среди чужих (грубый в семье подросток не будет грубить при малознакомых людях, а психопат – будет); – приводит к социальной дезадаптации (человеку трудно с другими людьми, а им трудно с ним). Причины возникновения психопатий: · заболевания (травмы гловного мозга, психотравмы, инфекции и т.д.);
Возникает вопрос: а что же такое нормальный характер? Нормальность характера люди определяют как бесхарактерность, характер – это “острые” углы в поведении человека. Когда таких острых углов нет, то нет и характера, то есть нормального характера не бывает. Если же человек имеет гармоничный характер, то для описания его индивидуальности надо перейти с языка свойств характера на язык свойств личности.
5. Темперамент, характер и личность. Темперамент и характер не всегда чётко различают. Между тем, в темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям, характер выявляется в отношении к собственной деятельности. Характер формируется на базе темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее выработать у себя решительность и смелость, чем холерику. Холерику труднее воспитать сдержанность, чем флегматику. Однако темперамент не предопределяет характер. Свойства темперамента могут даже в какой-то мере приходить в противоречие с характером (пример – высокая работоспособность Чайковского, меланхолика по темпераменту). У человека со сформировавшимся характером темперамент перестаёт быть самостоятельной формой проявления личности, а становится динамической стороной характера, определяя скорость протекания психических процессов, характеристику выразительных движений и действий, эмоциональную направленность характера. Общее между темпераментом и характером состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорит о социальнойценности человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем. В чем граница, разделяющая характер и личность? О характере мы говорим: “жестокий”, “мягкий”, “золотой”, о личности – что она “высокая”, “серая”, “выдающаяся”.Выдающимся личностям плохой характер не помешал стать таковыми (Достоевский, Павлов). Характер и личность – не одно и то же. Суть различия в следующем: черты характера отражают то, как действует человек. Черты личности – то, ради чего он действует. В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. От других черт личности характер отличается своей устойчивостью и ранним формированием. Проявление характера гораздо более непосредственно, чем проявление личности. Когда человек начинает действовать как личность, он руководствуется уже не “хочется – не хочется”, а скорее тем, “как должно”, “что следует” и “как полагается”. С развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Личность в своем развитии “снимает” характер. Снятие свойств характера происходит далеко не всегда. В таком случае личность оказывается не в состоянии преодолеть свой характер. Он оказывается тогда существенной детерминантой поведения, а иногда и тормозом к развитию личности.
Итак, характер – сплав социального образования и темперамента, это прижизненное явление, в котором проявляется типичное для данного времени в индивидуальном преломлении. Характер воспитывается и перевоспитывается и накладывает отпечаток на всю систему отношений.
Тема 13. Способности 1. Понятие о способностях. Виды способностей. 2. Природа человеческих способностей. Способности и задатки. 3. Индивидуальные различия в способностях. 4. Развитие способностей.
1. Понятие о способностях. Виды способностей. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называются способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируются (например, способностями не являются: прямохождение – непсихологическая особенность, освоение речи – общее для всех людей – нельзя отнести к способностям). Способных людей от неспособных отличают более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Но способности и деятельность не тождественны друг другу. Человек может быть хорошо подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. К примеру, феноменальные счетчики – люди, которые очень быстро в уме производят вычисления – могут обладать средними математическими способностями. В то же время, если человек не справляется с трудностями, которые предъявляет деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Данному индивиду просто потребуется больше времени на усвоение ЗУН, а его педагогам потребуется приложить больше усилий. В.Немирович-Данченко считал, что режиссером может стать каждый, только одному потребуется для этого 3 года, другому 30 лет, а третьему – 300. Способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам. Способности лишь определяют возможность их усвоения, а станет ли она действительностью, зависит от соответствующих условий (специальное обучение, творческие педагоги, возможности семьи и т.д.). Способности проявляются не в самих ЗУН, а в динамике их приобретения, в том, насколько успешно и быстро человек осваивает конкретную деятельность. Б.Н.Теплов выделяет три основных признака понятия «способность». 1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. 2. Способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, или многих видов деятельности. 3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека». Не всякая деятельность развивает способности индивида, а только значимая для него, та, вокруг которой аккумулируются его возможности. Основные признаки наличия способностей: 1) успешность выполнения деятельности; 2) оригинальность продуктов и способов деятельности; 3) динамика освоения знаний, умений и навыков, цена успеха; 4) заинтересованность деятельностью; 5) способность к переносу знаний, умений и навыков в новую область; 6) помехоустойчивость. Классификация способностей: 1) общие определяют успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь); 2) специальные определяют успехи в специфических видах деятельности, для осуществления их необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, художественные, лингвистические способности); 3) теоретические определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям; 4) практические – к конкретным практическим действиям (теоретические и практические сочетаются только у одаренных людей) 5) учебные определяют успешность усвоения знаний, умений и навыков, формируя качеств личности 6) творческие – создание новых идей, изобретений, предметов материальной и духовной культуры; 7) способности к общению, взаимодействию с людьми (способность входить в контакт с разными людьми, располагать их к себе, легко адаптироваться к разным ситуациям). Потенциальные способности – не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при определенных условиях. Актуальные – реализуются в тех или иных видах деятельности. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способностями. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Так, умение узнавать высоту отдельных звуков можно выработать у лиц, не обладающих абсолютным слухом, опираясь на другие способности – относительный или тембровый слух. Отдельные способности не существуют сами по себе и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно новый характер в зависимости от развития других способностей.
2. Природа человеческих способностей. Способности и задатки. Природа человеческих способностей до сих пор вызывает бурные споры среди ученых. Одна из точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности полностью биологически обусловлены и наследуются. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их проявления, но они всегда проявятся. Доказательство – индивидуальные различия, проявившиеся в детском возрасте, когда влияние обучения и воспитания еще не сказалось. Музыкальная одаренность проявилась: у Моцарта – в 3 года, у Гайдна – в 4 года; художественные способности: у Рафаэля – в 8 лет, у Ван-Дейка – в 10 лет. Последователи этой концепции связывают способности человека с массой его мозга (у взрослого человека в среднем 1400 г). Приведём примеры: масса мозга Тургенева 2012 г, Байрона 1800 г, но: А.Франса 1017 г, а самый большой мозг – более 3000 г – обнаружен у умственно отсталого человека. Эта связь является очень стойкой в обыденном сознании: обычно индивида с большим лбом наделяют выдающимся умом и ждут от него разумных предложений. Развивая взгляды последователей этого направления, Ф.Гальтон объяснил наследование способностей, исходя из учения Дарвина. Гальтон полагал, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путём выведения на основе законов наследственности расы особо одарённых, умственно и физически сильных людей. Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. В XVII веке Гельвеций: посредством воспитания можно сформировать гениальность. Приверженцы этой концепции в настоящее время создали центры «выращивания» одаренных детей (с 4-5 лет). Родителям внушают, что их дети имеют умственный потенциал Эйнштейна, Шекспира и т.д. Рациональное зерно этой концепции в том, что способности определяются той программой интеллектуальной деятельности, которая заложена в детстве: одни индивиды решали творческие задачи, другие – репродуктивные. Нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Отрицая врожденность способностей, психологи не отрицают врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей называются задатками. Задатки являются предпосылкой развития способностей. Способности – следствие развития задатков. Например, задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной деятельности мозга (возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей), т.е. в том, что Павлов назвал генотипом (это врожденные особенности нервной системы). Развитие интеллектуальных способностей связано также с кровоснабжением мозга. У человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные). Чтобы способность поднялась на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была оформлена на предыдущем. Этот предыдущий уровень развития выступает в виде своеобразного социального задатка для более высокого. Так, чтобы усвоить высшую математику, надо усвоить элементарную. Значение задатков для различных способностей неодинаково (например, оно велико для музыкальных способностей). Развитие задатков – социально обусловленный процесс, и зависит от потребности общества в определенных профессиях и от условий, создаваемых обществом. Задатки не специфичны по отношению к конкретному содержанию и формам деятельности, они многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности (хороший слух и чувство ритма позволяют стать дирижером, певцом, танцором, музыкальным критиком, музыкантом, композитором). Однако особенности определенного анализатора (слухового) скажутся на способностях, требующих участия этого анализатора, т.е. задатки в какой-то мере избирательны. Исследования показывают, что социально-культурные факторы оказывают на развитие способностей гораздо большее влияние, чем биологические.
3.Индивидуальные различия в способностях. Способности могут различаться не только по направленности, но и по своему уровню и масштабу. Общие способности, обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Она может проявляться в различных видах деятельности (интеллектуальной, творческой, в сфере общения и т.д.). Одаренных людей отличают внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, высокий интеллект. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Одаренность не является единственным фактором успешности в деятельности, помимо нее человек должен обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками.. Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов (математика, история, иностранные языки., общественная работа). Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности. Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талант», «гениальность». Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. В большей мере связано с репродуктивной, производственной деятельностью. Однако это не сумма соответствующих умений и навыков, мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческому решению проблем. Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно. Слово «талант» впервые встречается в Новом Завете. Имел значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина и зарыл в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль («зарыть свой талант в землю»). Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение талантов общественно обусловлено и зависит от потребностей и задач общества (в условиях расцвета государства пробуждаются таланты музыкальные и литературные, в военное время – полководческие). Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Одна способность, даже высокоразвитая, не может быть названа талантом. О гениальности (высший уровень развития способностей) говорят, когда творческие задатки человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры (не более 400 человек за всю историю человечества). Высокий уровень одаренности гения неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи). Так сферы интересов М.В. Ломоносова: химия, математика, астрономия, изобразительное искусство, литература, языковедение. Однако каждый гений имеет свой «профиль», какие-то способности ярче проявляются в его творчестве. Существует множество попыток объяснить гениальность. Одной из них является теория «патологичности» гения: гениальность связана с нарушениями психики. Итальянский психиатр Ч. Ломброзо считает, что лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, гордость, стремление к цели, отсутствие угрызений совести) – типичные характеристики гения. Гете и Байрон сравнивали те состояния, когда они отдавались творчеству, с грезами лунатиков. С другой стороны, психологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга у нормального человека работают лишь 3-5 %, человеческий мозг имеет огромные резервы. Следовательно, гениальность – не отклонение, не аномалия человеческого ума, а высшая полнота его проявления. Противоположный полюс – патологическое снижение способностей (олигофрения). Имеет разную степень выраженности дефекта: легкую (дебильность), среднюю (имбецильность), глубокую (идиотия), в зависимости от которой создаются программы во вспомогательных школах. Проблема определения способностей приобретает особую остроту в связи с дифференциацией обучения, при профориентации. Используются тесты интеллекта. Приведём примеры коэффициентов интеллектуальности (IQ) известных людей: Гете – 200, Эйнштейн – 180, Каспаров – 135.
4. Развитие способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей этот путь начинается уже с первых дней жизни. Первичные этап в развитии любой способности связан с созреванием органических структур(формированием функциональных органов). Он обычно относится к дошкольному детству (происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация участков коры головного мозга, органов движения). Это создает благоприятные условия для развития общих способностей. Становление специальных способностей активно начинается в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию способностей детей помогают
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.52 (0.014 с.) |