Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исходя из этого, мы можем выделить основные функции эмоций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Сигнальная. Эмоции являются сигналом о наличии потребности организма, а также о состоянии среды. 2. Регуляторная. Эмоции определяют поведение человека в сложившейся ситуации на основе устоявшихся стереотипов и норм поведения, реализация которых вызывает чувство уверенности, надежности и предсказуемости результата. Они обеспечивают способы восприятия и оценки окружающей действительности. 3. Мотивационная. Эмоции побуждают человека к деятельности. Он стремится разнообразить свой мир, свою систему ощущений посредством переживания положительных эмоций, иногда и отрицательных. Особенно, если человек находится в состоянии повышенного комфорта, он испытывает потребность в отрицательных эмоциях. Виды эмоций 1. Удовольствие – неудовольствие. Данные эмоции связаны с удовлетворением потребностей человека, а также с неспособностью их удовлетворить. 2. Напряжение – разрешение. Эмоции напряжения связаны с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения). 3. Возбуждение – успокоение. Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из-под корки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из-под корки, переживается как успокоение. 4. Стенические и астенические ( греч. «стенос» – сила, «астенос» – слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию, вызывают подъём, возбуждение, бодрость. Астенические эмоции уменьшают активность энергии человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Устойчивые эмоциональные реакции проявляются в чувствах. Чувство – это постоянная, устойчивая эмоциональная реакция субъекта на тот или иной объект. Чувство становится свойством характера, показателем направленности, фиксирует определенность его реакции по отношению к явлениям и объектам внешнего мира. Формирование чувств свидетельствует об устойчивой ориентации субъекта на тот или иной вид деятельности, необходимой для самореализации, самоутверждения его среди себе подобных. Классификация чувств Интеллектуальные чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. (К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство). Нравственные чувства. Они отражают отношение человека к требованиям общественной морали, связанной с мировоззрением, мыслями, идеями, принципами и нормами поведения человека в обществе. (К нравственным чувствам относятся – чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, товарищества, долга, совести, патриотизма и т.д.). Эстетические чувства. Возникают в связи с удовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного, низменного и т.д. Чувства справедливости. Люди очень болезненно реагируют на социальную несправедливость, даже если на первый взгляд кажется, что к ней давно пора привыкнуть. Те, кто принадлежит к неблагополучным социальным группам, часто идут на все, чтобы выглядеть спокойно и бесстрастно, считая, что умение скрывать чувство безнадежности, гнев, боль или страх даст им возможность противостоять притеснениям. Даже внутри определенных сообществ их членам нелегко демонстрировать свои истинные чувства друг другу. На их почве могут возникнуть общественно связи, которые сплачивают членов группы общим культурным опытом, против внешнего врага. Чувства различаются по скорости возникновения, силе и продолжительности. Чувства возникают очень быстро, например, в виде вспышек радости, гнева, но иногда те же чувства проявляются медленно. Эмоциональные переживания могут происходить с различной силой. Сила чувств – это, прежде всего, силы переживания приятного или неприятного. Эмоциональные переживания также различаются по продолжительности (устойчивости). Чувства называются устойчивыми, когда возникшие переживания продолжаются в течение длительного периода. В зависимости от скорости, силы продолжительности чувств различаются виды эмоциональных состояний. 1. Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Каждый предмет, обстановка квартиры, интересная книга вызывает определенные эмоциональные реакции, которые можно определить, как эмоциональный тон для конкретного человека. 2. Настроение. Это эмоциональные переживания слабой или средней силы и значительной устойчивости, отличающиеся слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. Свойственны для меланхоликов. 3. Страсть. Это длительное и устойчивое эмоциональное состояние, которое характеризуется сильным эмоциональным напряжением, направленным на достижение какой-либо цели. Позитивные страсти служат стимулом большой созидательной деятельности. Страсть – длительное, устойчивое, глубокое чувство, ставшее характеристикой личности. Страсти могут быть связанными с определенной субстанцией, такие как алкоголь, никотин и кофеин, наркотики, продукты питания, а могут быть связаны с определенными действиями такие как игра, скупость, трудоголизм, секс, забота, религия как страсть, пристрастие к покупкам. Характерны для халериков и сангвиников. 4. Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Возникают в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаются явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями. В состоянии аффекта человек переживает временную потерю волевого контроля за своим поведением, может совершать необдуманные поступки. Аффекты являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию. Свойственны халерикам и сангвиникам. 5. Воодушевление. Это состояние характеризуется большой силой и устремлённости к определённой деятельности. Возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются как нужные и необходимые. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, которое охватывает людей, входящих в одну группу. Воодушевление – это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека. Характерно для сангвиников. 6. Амбивалентность - несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т.д.). 7. Апатия- вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрочнения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Свойственна меланхоликам. 8. Депрессия- подавленное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Характерна для меланхоликам. 9. Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система перегружена. Стресс вызывается экстремальными для человека условиями и переживается с большой внутренней напряжённостью. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Длительные и частые стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Методы преодоления стрессовых последствий, как правило, сопровождаются приемом препаратов для восстановления нормального функционального состояния организма, использованием методов аутотренинга для восстановления нормального психического состояния, и для активизации психических процессов используются методы йоги. Стрессам в большей степени подвержены Флегматики и меланхолики. 10. Фрустрация – это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психологическое потрясение. Подвержены меланхолики. Вопрос 35 Теории эмоций (теория Ч. Дарвина, «периферическая» теория В.Джеймса – Г.Ланге, «таламическая теория» У.Кэннона - Ф.Барда; когнитивные теории эмоций: информационная теория П.В. Симонова, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера). Дарвин. На основе сравнительных исследований эмоц движений млекопитающих он создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоц движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой то степени свой биологич смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов. Периферическая. 1884 1885 Эмоции связаны с определенными физиологическими реакцими. Мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Теория сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом является сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение здесь выступает как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное. Талламическая. 30г 20в. Внешний стимул сначала приводит к активации таламуса (подкорковая структура). По мнению Уолтера Кэннона, гамму эмоциональных ощущений человека, в контексте теории Джеймса-Ланге, невозможно сопоставить с относительно небольшим разнообразием вегетативных проявлений. Позднее, Филип Бард доказал одновременность физиологических и субъективных проявлений эмоционального процесса. Развитие этих представлений, подкрепленное данными физиологии, привели к выводу, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала приходят в таламус, где возбуждение расщепляется, часть его идет в кору больших полушарий, порождая субъективное переживание эмоций, а другая половина направляется в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной и двигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций. Информационная. Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Это утверждение можно представить в виде формулы: Э = П × (Ис — Ин), где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Из формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин — отрицательный.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.008 с.) |