Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеалистическое и материалистическое понимание психики

Поиск

С точки зрения идеалистов душа - первичное явление в мироздании. Как содержание сна человека является лишь плодом его воображения, так и вся физика реального мира является лишь чьей-то волей, чьей-то фантазией (индивидуальной или коллективной). С точки зрения материалистов психика — вторичное, производное от материи явление. Реальный физический мир может существовать и в отсутствии чьей-то души, психики.
Идеалистические представления о психике

Человек вышел из животного мира. Неразвитость научной картины мира не давала возможность человеку решить психофизическую проблему (долгое время такой вопрос даже и не ставился): как может быть такое, что из физического, материального появляется психическое, которое - так получается - тоже материальное.
Жизненный опыт древнего человека говорил ему о том, что чужая воля и чужой разум являются источником самых больших бед. Если камень лежит на земле, то он никакой опасности не представляет. Но если он попадёт в чьи-то руки, то это - уже смертельное оружие. Какое бы защищённое ни придумал себе жилище древний человек, чужая хитрость, исходящая от других людей или животных, могла преодолеть любые стены. Это привело, с одной стороны, к тому, что за сложными и опасными физическими явлениями (гроза, наводнение и т.п.) человек стал видеть чью-то волю; а с другой стороны - других людей, их психику человек стал считать результатом проявления другой воли.
В древнеегипетском трактате "Памятник мемфисской теологии" (конец 4 тыс. до н. э.) делается попытка описать механизмы психического: устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах; что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведает он. В этом же древнеегипетском произведении даётся следующая трактовка значения органов чувств для человека: боги "создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу". Таким образом, сердцу отводилась роль, которая сегодня отводится мозгу. В любом идеалистическом учении можно найти элементы материализма, но для идеалиста и эти элементы - тоже плод работы чьей-то высшей воли.
Идеалистические представления - не обязательно религиозны. Многие философы-идеалисты вне религиозных концепций рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление "абсолютного духа", "мировой воли", "идеи". И в наше время (20-й и 21-й век) появляются всё новые и новые идеалистические теории, потому что идеализм является бесконечным полем для фантазии.

Материалистические представления о психике
Первые материалистические представления о душе, психике были весьма далеки от современных. Древнегреческие философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их последователи говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Считалось, что все вещи суть модификации огня, что все существующее, материальное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа — психея. Гераклит считал, что душа рождается путём испарения из влаги, потом, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. При этом между состоянием "влажности" и "огненности" есть множество промежуточных состояний. О пьяном человеке Гераклит, например, говорит, что "... он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна". Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

Второй этап развития психики как науки.

Психология как наука о сознании (17-20 в)

Представители:Рене Де Карт,Джонн Локк.

Вселенную начали представлять как гигантскую машину. В этот период складывается понимание. Все можно изучить, все можно измерить и человека тоже.

Предметом изучения психологии стало сознание.

Де Карт - «мыслю,значит существую».

Человек, взрослея, чтобы познать истину, должен все подвергать сомнению, и мыслить сам,только потом он узнает всю истину.

Джон Локк

Д.Локк. считал,что душевная жизнь проходит на 2х уровнях.

1. связан с восприятием окружающего мира: - ощущения,- желания,- мысли.

2.чел может наблюдать свои ощущения,желания,мысли.(мысли,чувства,переживания- рефлексия) наблюдает за деятельностью своего ума.

Деятельность души 1 уровня у всех, даже у детей. 2- зрелость человека. У детей рефлексии почти нет, но и у взрослого может не развиться, если нет склонности к самонаблюдению.

Вывод: рефлексия развивается сама по себе; психолог может и должен проводить исследования над собой. основной метод наблюдения сознания- интроспекция.

1879-конец 19в. Психика изучается в подсознании.

Вильгельм Вундт

Создал 1ю экспериментальную псих лабораторию в Липецке. Считается началом второго периода психология как наука. Один из методов – интроспекции. Искал элементы сознания.

Метод интроспекции:

1)Испытуемые люди упражнялись в интроспекции долгое время. Самонаблюдение: обычные люди.

2)Ищутся элементы сознания. Самонаблюдение: ощущения описываются своими словами

3)Испытуемый сам делал заключение о элементах сознания. Самонаблюдение: полученый испытуемый материалы анализирует экспериментатор.

Особенности интроспекции:

1)завершенный метод (сам сделал вывод)

2)для интроспекции нужны подготовленные люди

3)интроспекция осуществляется как вторая деятельность (наблюдение за своим разумом)

 

Интроспекция - как 2я деятельность (ум работает, а мы наблюдаем)

 

Вундт выделил простые элементы сознания.

Объективные:ощущения

-слуховые,- зрительные,- обонятельные.

Из ощущения складываются наши мысли.- объективные элементы сознания.

Субъективные элементы сознания:

-чувства человека

- напряжение/разрядка

- (не) удовольствие, успокоение, возбуждение, разрядка, напряжении. Радость= удовольствие+возбуждение.

Достижения

Было описано огромное разнообразие психических явлений

Описание фокус (в настоящий момент привлекает сознание) и периферия (потом может стать фокусом) сознания.

Сознание в непрерывном движении «поток сознания»

Одни процессы сознания текут сами собой- не произвольные. Другие- организуются- произвольные.

Вундт пытался измерить сознание. Определить объём.

 

Предпосылки возникновения этапа:

-Заложены предпосылки (методологические) научного понимания психики и сознания:

-Век механицизма (появление машин, часов)

-Вселенную начали представлять как гигантскую машину

-Складывается понимание: все можно изучить, всё можно измерить и человека тоже

-Заложены предпосылки научного понимания

Достижения:

- Психология стала наукой

-Стали изучать сознание

-Открытие лаборатории Вундта

-Описаны многие процессы, которые происходят в сознании

Недостатки:

- Изучали только сознание

-Была ложная идея разложения сознания на простейшие элементы

-Основной метод интроспекции, который субъективен (не мог дать достоверный факт)

 

Вопрос 5

Этапы развития психологии как науки. Особенности третьего периода развития психологии как науки (психология как наука о поведении): предпосылки, достижения, недостатки. Особенности современного периода развития психологии.

Третий период - Конец 19 – начало 20в. Джон Уотсон.

1913г – статья «психология с точки зрения бихевиориста»

- сознание субъективно, его объективное изучение невозможно, поэтому такой категории как сознание для науки существовать не должно. Предметом изучения психологии должно стать поведение, так как оно доступно внешнему наблюдению.

- психология должна опираться только на объективные методы, должна стать естественной научной дисциплиной, должна изучаться на измерении. Это направление получило название бихевиоризм.

Предпосылки возникновения бихевиоризма:

1) Изучение сознания с помощью интроспекции не имело никаких практических результатов, было интересно только самим психологам. Продолжать это не имело никакого смысла.

2) Начало 20в – начало промышленного производства, требуется развитие методов, позволяющих контролировать поведение человека.

3) Бурный рост городов.

Основная формула бихевиоризма – стимул реакция.

Нужно изучать стимулы, реакции, и по каким стимулам мы можем предсказывать поведение человека, меняя стимулы можно формировать поведение человека.

Уотсон выделял врожденные и приобретенные реакции.

Врожденные – с ними человек рождается, это безусловные рефлексы.

Приобретенные – образуются на основе врожденных (основание на работах Павлова)

Классическое научение. Меняется стимул – меняется реакция.

Фредерик Скиннер. Описывает оперантное обусловливание. Если какое –то действие поощрять, то в последующем оно с большей вероятностью будет воспроизведено.

Толмен.

S V R

Ввел переменную V – цели, намерения, желания.

Между стимулом и реакцией возникает внутренние процессы.

Заслуги бихевиоризма:

1) Объективность – психология стала исходить из реальных фактов

2) Стали использоваться объективные методы – эксперимент.

3) Расширяется спектр исследуемых объектов: поведение животных и исследование людей разного возраста.

4) Получили развитие раздела психологии, касающегося научения получения навыков.

Недостатки:

1) Игнорировалось сознание и все внутренние процессы не изучались

2) Сближение психики человека и животного: данные, которые были получены на животных, переносились на человека.

3) Этический компонент.

Особенности 4 периода:

1) Исследуются сознательные, неосознаваемые процессы, социальные связи.

2) Рассматривается с точки зрения информационного подхода.

3) Методологичекий кризис и разделение психологии на отдельные школы.

+:

- Появление первых концепций личности, теорий сознания, теории научения, творческого мышления.

- Появление первых экспериментальных исследований личности

- совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические исследования.

Недостаток: большая разрозненность каждой отрасли психологии.

Психоанализ. Конец 19в. З. Фрейд.

Все поступки, мысли человека определяются бессознательными процессами.

Методы по Фрейду:

Анализ сноведений, анализ оговорок, явление остроумия.

Гештальт- психология.

Человек воспринимает мир целостно, завершает процессы.

1885г – Бехтерев создает первую психологическую школу в России.

1908 – Бехтеревым открывается психо-неврологический институт. Бехтерев развивает экспериментальное направление психологии.

Челпанов основал в России первый психологический институт.(1912)

 

 

Вопрос 6

Основные направления развития отечественной психологии: мозг и психика (понятие о трех функциональных блоках головного мозга по А.Р. Лурия), единство сознания и деятельности (подход А.Н. Леонтьева), культурно-историческая теория развития сознания Л.С. Выготского.

 

Характеристика общественной психологии. 1885 В.М. Бехтерев. Создают 1-ю псих лабораторию в России в Казани, затем в Петербурге.
1908- психоневрологический институт (эксперимент направление в психологии)

Чулпанов- один из создателей психологического института.

1) Психика- функция нервной системы.

2) Высшее проявление психики – сознание

3)Свойство высоко организованной материи.

Павлов- описал механизмы условных рефлексов.

 

А.Р.Лурья:

1)Основоположник отечественной нейропсихологии (изучает локализацию высших психических функций в головном мозге)

2) Принципы единства сознания и деятельности (психика проявляется и развивается в деятельности) А.Н.Леонтьев – автор деятельностной психологии.

Рубинштейн- продолжил труды Леонтьева.

Д.Б.Эльконин- описал периодизацию детского возраста с точки зрения теории деятельности.

 

 

А. Н. Леонтьев (1903–1979). Сперва он следовал линии, намеченной Л. С. Выготским. Затем, оценив идеи Басова о "морфологии" деятельности, предложил свою схему её организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, в индивидуальном развитии человека. Основной труд на эту тему: "Проблемы развития психики" (1959).
Леонтьев рассматривал деятельность как особую целостность, которая включает различные компоненты:
- мотивы,
- цели,
- действия.
Эти компоненты нельзя рассматривать порознь, потому что они образуют систему. Деятельность это присущая человеку форма существования. Леонтьев в свете развиваемой теории деятельности рассматривал такие важные общепсихологические понятия, как образ, действие, мотив, отношение, личность.
Постепенно в работах А. Н. Леонтьева и его последователей деятельности уделялось всё большее внимание, а сознанию всё меньшее.

Мозг и психика

1. Теория психофизиологического параллелизма.

Мозг и психика независимы друг от друга.(паралельны) Декард - тело,душа,параллельны друг другу.
Лейбниц- мозг и психика 2 часовых механизма к-е показывают одно время.

2.Психофизиологическая идентичность.
Мозг вырабатывает мысль так же как печень вырабатывает желчь.

3.Подход Лурия Выгодского.

 

Психические процессы являются надсистемными свойствами головного мозга. Т.е возникает в результате совместной работы различных зон головного мозга.

Лурия описал 3 блока головного мозга каждый из которых связан с определённым психическим процессом.

1. Ствол головного мозга. Отвечает за тонус головного мозга. Блок активации нервной системы (ствол головного мозга ретик. формация)

2. Связан с восприятием,обработки, переработки информации(за центральной бороздой)

3. Регулирование (цели, полагания) лобная часть- контроль.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.009 с.)