Сравнение организма и личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение организма и личности



Организм - биологические законы(система)

Человек - подчиняется социальным законам.

_____________________________________________________________________________

Сходства
1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.
2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации. Однако способность к интеллектульным действиям у высших животных является лишь потенциальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.
3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность освободиться от воздействий непосредственно воспринимаемой среды и произвольно регулировать свое поведение. На основе отвлеченного мышления у человека формируется высший идеальный духовный мир, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеалы и мировоззрения.
4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается биологическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-исторического и индивидуального опыта.
5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные моральные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формируется нравственный облик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести перед людьми и перед самим собой.
6. Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с естественными потребностями, существуют духовные потребности, благодаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о своем телесном благополучии.
7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и имеет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознательно поставленной цели.


Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

 

Вопрос 9

Понятие сознания. Свойства сознания. Структура сознания. Понятие значения и смысла.

Сознание – высшая форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, присущая только человеку как общественно-историческому субъекту. Оно способствует формированию внутренней модели внешнего мира, что является необходимым условиям для познавательной деятельности человека и его деятельности по преобразованию окружающей действительности. Сознание не дается человеку автоматически при его рождении, оно развивается в ходе его взаимодействия с другими людьми, в ходе усвоения социального опыта.

Возникновение сознания у человека было подготовлено филогенетическим развитием животного мира, а его развитие обусловлено общественно-историческими условиями существования, которые определяли характер деятельности и психологические особенности сознания. Под влиянием предметно-практической деятельности формировались элементарное предметное сознание, речевая деятельность и применение знаков, что привело вначале к появлению примитивного языкового сознания, а затем способствовало возникновению высшей формы сознания, свойственной человеку – абстрактно-символическому сознанию.

Основные характеристики сознания:

- совокупность знаний об окружающем мире: сознание позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Слово сознание подразумевает совместное, совокупное знание, то есть индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления – высшей формы сознания.

Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.

- в сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек – единственное существо, способное выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него.

Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание – способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств и тд.

- обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной форме уже был сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем.

- в его структуру входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоц реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми.

- построение внутренней субъективной картины мира

- способность познавать свойства и закономерности окружающего мира

- преобразование окружающего мира.

В структуре сознания выделяют два слоя – бытийный (сознание для бытия) и рефлексивный (сознание для сознания). – по Зинченко.

Бытийное: - то, что не обличено в словесную форму, чувственный опыт

- сенсорные образы

- биодинамические характеристики движений

- опыт действий и навыков

Рефлексивный слой:

- значение – содержание общественного сознания, усваимое человеком. Это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения – понятия.

- смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают в средством диалога и взаимопонимания. Слова, язык не существуют только как язык, в них объектировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка. Выраженное в слове значение содержит образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие.

Функции сознания.

1) Отражения

2) Целеполагания

3) Творческая

4) Оценки и регуляции поведения и деятельности

5) Построения отношения к миру, другим людям, себе

6) Духовная, обусловливающая становление индивидуальности и развитие духовности.

7) Рефлексивная – отражение мира, мышление о мире или мировоззрение, способы саморегуляции, самосознание, сами процессы рефлексии.

Свойства сознания:

1) Реактивность – способность к реагированию

2) Чувствительность

3) Диалогизм – способность к восприятию себе подобных, самосознание, как возможность вести внутренний диалог с самим собой.

4) Полифоничнось – множественность протекания психических процессов одновременно.

5) Спонтанность развития – сознание каждого человека уникально.

6) Направленность (фокус, периферия)

7) Активно

8) Целостность – сознание здорового человека целостно.

9) Константивность – способность удерживать сознание на каком-либо объекте необходимое время.

10) Искаженность. Сознание всегда отражает реальность в искаженном виде.

Характеристики.

1) Пространственная – способность осознавать себя в определенном пространстве. Способность совершать произвольные действия в этом пространстве, способность его преобразовать.

2) Временная – способность интегрировать прошлое,настоящее, будущее.

3) Информационная – способность обрабатывать большое количество информации, отслеживать связи между событиями и на основании этого принимать решения.

4) Энергетическая – способность активировать определенный уровень активности организма.

 

Вопрос 10

Измененные состояния сознания (гипноз, медитация, транс).

Гипноз- изменённое состояние сознания, одновременно сочетающее в себе признаки бодрствования, сна и сна со сновидениями. Гипноз позволяет сосуществовать одновременно взаимоисключающим состояниям сознания. В состоянии гипноза субъект воспринимает обращённые к себе слова без критики, — то есть у него повышена внушаемость.
Бехтерев считал, что гипноз - это искусственный сон, а Павлов, что это переход от бодрствования ко сну.

Гипноз -это особое состояние сознания.

1.возникает под влиянием направленного психологического развития извне.

2. в гипнозе утрачивается самосознание и самоконтроль.

3.суживается объём сознания.

4.человек пассивен (подчинён воле другого)

В отличие от сна (полное торможение головного мозга) в гипнозе сохраняются «сторожевые центры» они являются основой раппорта.

Стадии гипноза:

1.лёгкое дремотное состояние. Лёгкая тяжесть в теле. Человек всё слышит.

2. выраженная сонливость, утрата производственных движений(пассивное подчинение) дезориентация.

3. нарушение ориентировки (не воспринимает никаких раздражителей. Кроме голоса врача)

Подгипнотическая амнезия. Гнипнотические феномены: возрастная репрессия. Изменение вегетативных функций. Визуализация, спец лечебные воздействия.

 

Медитация- один из приёмов восточной буддийской практики. тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций или для вхождения в особое религиозно-психическое состояние «памятования»

Особое состояние сознания которое достигается:

1. Самим человеком

2. Путём отключения своего сознания от внешних раздражителей

 

Заключается в прекращении своих мыслей, желаний. Человек перестаёт ощущать своё «я». Состояние полного покоя,единение с миром. Состояние – не ума.сознание нигде и в то же время везде.

Внутреннее углубление в себя:

1. концентрация (монотонно повторяющ действия. Чтение мантры, перебирание чёток. Сосредоточение на дыхании, постепенное отключение от внешнего мира, от мыслей,жаланий)

2. медитация.

3. транс.

 

Транс - когда человек выпадает из времени и теряет самоконтроль. «за пределами». ряд изменённых состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистки-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации.

Гипнотический и медитативный.

 

Согласно М. Эриксону следует различать 3 вида транса:

1)Повседневный транс (обычная мечтательность, переход в сон, и назад в бодрствование, автоматическое выполнение привычных действий и т. д.).

2)Углублённый транс (обычно называют гипнозом) — намеренное усиление и продление по времени естественного феномена — транса, осуществляемое обычно при помощи другого человека.

3)Сомнамбулический транс — глубокое трансовое состояние, при котором человек выглядит и ведёт себя как не находящийся в трансе.

Трансовые состояния

Это суженные состояния сознания, достигаемые различными способами. Трансовые состояния сознания можно представить как особую отрешенность сознания, вызываемую произвольно (при аутогенных тренировках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, религиозные обряды), сеансах самовнушения и гипнотическим воздействием, медитациях) или возникающую спонтанно при "застревании”, сосредоточении внимания на объектах интроспекции (самонаблюдения) или качествах восприятия внешних предметов.

В трансовом состоянии происходит сужение сознания, особенно заметное при фиксации на каком-либо ощущении, образе, т.е. ограничении круга воспроизводимых ситуаций, перераспределение внимания и спад функций планирования; усиление репродуктивной активности сознания, могут возникать яркие зрительные образы прошлого, и проявляется повышенная способность к фантазированию, усиливается тенденция к устойчивому искажению реальности. Выйдя из транса, человек может испытать состояние, подобное постгипнотической амнезии, т.е. он не будет помнить тех команд, которые могли внушаться ему. Кроме того, могут наблюдаться вегетативные расстройства, проявляющиеся через головокружение, легкое расстройство координации и т.д.

Медитация - (лат. meditatio – размышление) — измененное состояние сознания, которое может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними (сенсорная депривация, специальными упражнениями). При этом поступление сигналов через телесную организацию индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит расширение сознания до „космического". Лежит в основе многих психотерапевтических методик, в частности, в основе аналитической психологии, аутогенной тренировки, имажинативной психотерапии. Освоение эффективного сочетания согласованной работы сознания и бессознательного, является очень важным и очень тонким моментом в практиках медитации и осознанного сновидения. Обычно сознание задает тему или исходное представление и затем занимает позицию "наблюдателя". Всю дальнейшую работу воображения выполняет бессознательное, а "наблюдатель" лишь воспринимает информацию. С информационной точки зрения процесс входа в медитацию есть процесс отключения сенсорных систем и внутренней речи, являющимися источниками шума относительно сигнала, идущего от объекта концентрации или к нему.

Гипноз — это состояние суженного сознания, вызванное действием врача и характеризующееся прежде всего повышенной внушаемостью и управляемостью.

Гипноз у человека и животных вызывается и развивается в тех же условиях и по тем же законам, что и нормальный сон. Гипноз и сон имеют одну природу - торможение коры больших полушарий головного мозга и представляет собою не что иное, как подавление личной сферы (эго). Оживление следов по внушению здесь может достигать яркости галлюцинаторных образов. В настоящее время вообще нет удовлетворительной классификации гипноза. И возможно правильнее всего ради практических целей различать пока малый гипноз, средний гипноз и глубокий гипноз. При малом гипнозе глаза закрыты, но они могут быть открываемы по произволу, хотя обыкновенно и с некоторыми усилиями. Подчинение воле исследователя имеется, но оно не настолько значительно, чтобы гипнотизируемый не мог бороться с внушениями. При этом большая часть сделанных внушений припоминается при пробуждении от гипноза.

При средней степени гипноза или так называемом очаровании (гипотаксии), гипнотизируемый уже не может выйти сам из гипноза, он подчиняется внушениям по крайней мере в такой мере, в какой они не расходятся с его основными нравственными воззрениями. При этом во время гипноза он ориентируется в отношении окружающих и по пробуждении в большинстве случаев мало помнит о сделанных внушениях.

 

Вопрос 11

Самосознание. Составляющие самосознания. Понятие Я-концепции. Критерии развития самосознания (по М. Розенбергу).

Самосознание – способность абстрагироваться от себя,. Посмотреть на себя со стороны. Часть сознания, когда в фокусе сознания человека находится он сам, осознание себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятие решения и действия.

Включает в себя:

- самопознание (возникает в результате деятельности и во время общения, на 1ом этапе человек изучает других людей, на 2ом – начинает сравнивать себя с другими, 3 – начинает сравнивать себя с самим собой.) – интеллектуальный аспект познания себя

- создание Я-концепции

- самооценка (часто связана с кем, как нас оценивают другие.)

- самоконтроль

- преобразование себя, изменение себя, самовоспитание.

Компоненты Я-концепции:

1) Когнитивный – рациональное представление о себе

2) Эмоциональный – отношение к себе или своим отдельным качествам

3) Волевой – на сколько сильно возможно себя контролировать

4) Поведенческий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.07 с.)