Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация юношей и девушек (16-18 лет).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психолого-физиологическая характеристика юношей и девушек. В подростковом возрасте формируется ряд психофизиологических особенностей, на основе которых осуществляется процесс социализации в младшем юношеском возрасте (16- 18 лет). Эти особенности заключаются, во-первых, в изменении места юношества в обществе и их вступлении в новые отношения с миром взрослых, а также изменении требований к самому себе на основе существенного интеллектуального скачка. Все с ними считаются, все чаще и чаще интересуются их мнением (особенно младшие). У них появляется возможность пойти на риск и принять самостоятельное решение. Однако, при огромной тяге юношества к самостоятельности и независимости они отличаются повышенной конформностью. Осознание того, что они не способны к самостоятельному существованию делает их зависимыми от родителей, а опасение одиночества заставляет следовать нормам и правилам той микрогруппы, в которой они пребывают. Юношеский возраст- это активная пора формирования ценностных ориентаций, основанных на собственном мироощущении, которая в свою очередь формируется на базе идеала, но уже не персонифицированного, а совокупного, объединяющего свойства и качества отдельных индивидов, в том числе из числа их окружения. Я- идеальное входит в конфликт с Я- реальным, усиливается внутренний конфликт, возрастают эмоциональные переживания юношей и девушек. Становление личности в этом возрасте отличается противоречивостью. Иногда наблюдаются срывы, недостаточная целеустремленность, неустойчивость и незрелость в ряде моральных вопросов, явное стремление подражать моде, излишне высокомерное отношение к своим сверстникам и взрослым. Во-вторых, в юношеском возрасте происходит переход к сознательному выбору жизненных ориентаций. Формируется собственный взгляд на мир и место в нем человека. Юношеский возраст характеризуется двумя тенденциями: повышенным интересом к собственной личности, самопознанию, самовоспитанию и стремлением к расширению социальных связей. В этом возрасте человека недостаточно изолировать от среды и ее вредных воздействий (что могло иметь успех в более раннем возрасте), его надо убедить. Способность сознательно выбирать нравственные ценности и в соответствии с ними формировать моральное качество расширяет сферу их ответственности. В-третьих, юношеский возраст это важнейший этап развития социальной активности формирующейся личности. Специфика этого возрастного периода заключается в активности по удовлетворению своих потребностей. А именно, в юношеском возрасте, за счет мощного подъема воображения, активизации самостоятельного творческого мышления, а вслед за этим и деятельности, происходит интенсивное формирование новых потребностей, юноша пытается найти свое место в системе социальных ценностей. В-четвертых, специфика юношеского возраста заключается в их способности, в большом объеме и вместе с тем с большой степенью избирательности, устойчиво воспринимать новое знание. Зрелость мышления юноши делает его способным анализировать те или иные явления действительности, логику которых он стремится понять. Созревание фантазии способствует абстрагированию при исследовании той или иной проблемы. К юношескому возрасту мозг человека отличается высокой пластичностью, его резервные возможности чрезвычайно велики. Юноши и девушки обладают огромными потенциальными возможностями повышенной концентрации внимания, быстрого и четкого выделения наиболее значимой информации и организации мыслительной деятельности. В юношеском возрасте природа создает уникальные условия для быстрого развития, для компенсации всех тех отставаний, которые могли накопиться по тем или иным причинам в более раннем возрасте. Не случайно, как правило, именно в юношеском возрасте полностью раскрывается талант выдающихся музыкантов, художников, физиков, математиков, спортсменов и т.д. И, наконец, пятой особенностью социализации юношеского возраста является ее относительная устойчивость. Это продиктовано тем, что в юношеском возрасте закладываются основы собственного мировоззрения, формируются ценностные ориентации, и в своей повседневности юноша ориентируется не на конкретные образы, а на определенные требования, которые он предъявляет к людям и самому себе. Бурное развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и социально-нравственной сфер жизнедеятельности формирующейся личности, усугубленное постоянно изменяющейся социальной ситуацией, обуславливают гибкость в социальной адаптации юношества. Сензитивные периоды актуализации сущностных сил юношей и девушек. В юношеском возрасте происходит переход к сознательному выбору жизненных ориентаци й формируется взгляд на мир и место в нем человека. Существенные изменения претерпевает представление о себе. “Развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации Я- концепции, в частности, к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности”. (29,с. 169). В качестве главенствующей цели юношества выступает стремление выдепиться, возвыситься над другими, на стержень самоутверждения нанизывается сознание и поведение юношей и девушек. Совокупность установок “на себя” резко изменяется. Юношеский возраст, как ни какой другой, сензитивен для формирования устойчивой и аргументированной позитивной Я- концепции. Юность сензитивна для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают когнитивные и личностные предпосылки. К 16 годам формируется способность к анализу и синтезу, раскрытию причины, связи и закономерностей, к широким обобщениям, сочетанию абстракции и конкретизации. Мышление становится диалектическим- события и явления рассматриваются в их многообразных связях и опосредованиях, в развитии, в качественных изменениях, в борьбе противоположностей. Как замечает И. С. Кон, юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением его умственного кругозора, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам. В юношеские годы, когда человек вплотную подходит к вопросу выбора профессии, брака и т.п., он задумывается над выбором своего жизненного пути, о смысле жизни- этом остове мировоззрения. Одной из составляющих сензитивности является актуальность. Это ситуация, когда в качестве движущей силы выступают не психофизиологические процессы, а требования общества, с одной стороны, и реакции индивида на эти требования, с другой. В юношеском возрасте, в силу объективных обстоятельств (окончание школы и переход к профессионально-трудовой деятельности), возникает необходимость профессиональной ориентации. Для побуждения этого вопроса часто хватает риторического вопроса: “чем ты намерен заниматься в жизни, на что жить?”, чтобы заставить юношу (девушку) задуматься над этой проблемой и начать поиск. В этой связи, именно в данном возрасте, необходимо дать качественный окрас разрешению этой проблемы: выработать устойчивую мотивацию конкретному виду профессиональной деятельности; сформировать моральную готовность к труду; выработать творческое инициативное отношение к труду; сформировать чувство собственника, хозяина, с одной стороны, и чувство долга и ответственности перед обществом, с другой. Таким образом, юношеский возраст сензитивен для профессиональной ориентации. Любовь между юношей и девушкой, вот чувство которое буквально будоражит 16-20 летних. Любовь, существенным образом, воздействует на социализацию юношества. Существуют ли сензитивные периоды любви? Их четыре в детском периоде: 3 года, 7-8 лет, 12-13 лет и 15-17 лет. В эмоциональном плане самым сильным является первый период, а в социальном- четвертый, т.е. юношеский. Этот период любви обусловлен стремлением к эмоциональному контакту и душевной близости; потребностью в психологической поддержке и защите близкого человека; сексуальными устремлениями, желанием иметь детей и др. То есть, юношеская любовь, какой бы она ни была “безумной”, все же мотивирована и впервые сориентирована на создание семьи. Именно в этой связи, юношеский возраст наиболее благоприятен для формирования и развития чувства любви, культуры проявления этого чувства, для побуждения ответственности за любовь. Любовь, в юношеском возрасте, большей своей частью зиждится на факторе внешности, и юноши и девушки делают все возможное, чтобы понравиться, но мало кто знает как в лучшую сторону изменить свою внешность. Проблема внешности особенно актуальна для юношества, стало быть, этот возрастной период сензитивен для формирования культуры внешности и поведения: походки, позы, моды, жестикуляции, одежды, манеры держать себя и т.п. Таким образом, в каждой возрастной группе существуют наиболее благоприятные временные зоны актуализации сущностных сил индивида. При этом большая их часть попадает на досуговое пространство. Типы досугового общения юношей и девушек. КОНСТРУКТИВНЫЙ ТИП. Это тип юношей и девушек с сильным самоконтролем, способностью заблокировать агрессивные импульсы. Это тип, ориентированный на ответственность. Их характеризует оптимистическое отношение, вера в собственные возможности, хорошие успехи в учебе и ответственное отношение к самому себе, другим, обществу. Это юноши (девушки) с четкой жизненной программой и твердым разграничением, что можно и что нельзя. Видят свое место в жизни и знают как сделать карьеру, деньги. Они аргументированы, серьезны и деловиты в общении, требуя того же от своих сверстников. Пытаются быть современными, образованными и модными, впрочем не превращая последнее в смысл своего существования. Их девиз- успех, и если досуговое времяпрепровождение приводит к успеху, то есть и досуг. В общении с таким типом и просто, и сложно. Просто потому, что он понятен и предсказуем, сложно потому, что может оставить в критический момент, если не видит смысла в дальнейшей совместной деятельности, ибо этот тип руководствуется, в первую очередь, полезностью. Их досуговые увлечения отличаются необычностью, силой и постоянством. Читают, как правило, много, но исключительно “полезную” литературу, способствующую быстрому росту в области литературы, искусствознания, философии, политики и т.д. Хобби поражают необычностью: древние языки, НЛО, парапсихология и т.п. Увлекаются спортом, так как “это полезно для здоровья” или “можно добиться успеха, получить разряд”. Художественные виды деятельности даются с трудом, но если входят в круг увлечений рационалиста, то он, что называется, “доходит до сути”. Сексуальные переживания активно скрывают. Сексуальная активность юношей, из-за отсутствия теплоты, чаще всего претерпевает фиаско, что отрицательно влияет на отношение к женщинам в будущем. Практически воздерживаются от алкоголя, наркотиков. азартных игр, делинквентного поведения. ТВОРЧЕСКИЙ ТИП. Творчество есть сущность этого типа юношей и девушек. Они творят себя, творят окружающий мир. Это их состояние перманентно. Они талантливы и энергичны от природы и могут одновременно заниматься сразу несколькими большими делами, подчас с блистательным успехом, но непродолжительное время. Творческому типу свойственна склонность к рассуждательству, любовь к самоанализу. Одновременно с этим их часто охватывает тревожная мнительность: как бы чего не вышло ужасного и непоправимого. Защитой от тревоги за будущее становятся выдуманные приметы и ритуалы. В общем, это тип оптимиста и позитивиста, но случается, когда надо сделать самостоятельный выбор, его одолевает нерешительность. И, как бы в порядке компенсации этого своего качества, юноши и девушки творческого типа проявляют неожиданную самоуверенность и безапелляционность в своих суждениях, скоропалительность действий в моменты, когда требуется обдуманность, осмотрительность и осторожность. Самооценка юношей и девушек творческого типа, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой, часто они приписывают себе свойства и качества, симпатичные с их точки зрения, но начисто у них отсутствующие. Досуговые интересы этих молодых людей самые разнообразные, они с энтузиазмом вступают в различные творческие общности, занимаются индивидуально. И в том и в другом случае добиваясь неплохих результатов. Одновременно с этим их физическое развитие оставляет желать лучшего. Признание и объяснение в любви (как у юношей, так и у девушек этого типа) могут быть столь решительными и неожиданными, что часто шокируют и отталкивают. В свою очередь, отвергнутая любовь крайне обостряет чувство собственной неполноценности, на этой почве могут появиться суицидные мысли. Сексуальное развитие опережает уровень их сверстников, что часто является причиной многих жизненных коллизий. РЕЛИГИОЗНО-НАПРАВЛЕННЫЙ ТИП. К религиозно-направленному типу мы относим молодых людей, исповедующих религиозные течения, не имеющие корней в России и являющиеся в некотором роде искусственными для россиян. Это различные ветви протестантизма (адвентисты, методисты, баптисты и др.), шиитские секты, кришнаиты и др. Окрашенные самодеятельностью с оттенком невежества подвижники этих сект пытаются быть, что называется, “святее Папы Римского”, и совершенно непохожи своими садомазохистскими отклонениями на свои прототипы. Этому типу свойственна “покорность, которая является как бы укрощенной агрессией”. Для них характерно малое число друзей, социальных контактов вне религиозных группировок, молчаливость, миролюбие, домашнее проведение свободного времени. Искусственная изоляционность при сосредоточении всей своей жизненной энергии на религиозных догматах приводит к тому, что вера трансформируется в страх. У них ярко выражены эмансипационные устремления. В сущности, находясь в относительной изоляции от общества и в особенности от сверстников, живущих диаметрально противоположными интересами, они пытаются доказать не только свое равенство, но даже особенность, избранность. Сексуальные потенции, практически во всех сектах, искусственно подавляются. Искусственность, вот отличительная черта молодежи этого типа. Ибо там, где отсутствуют корни, где нет традиций, там она (искусственность) неизбежна. Досуговые интересы искусственно сводятся к религиозному культу. Искусственное для россиян религиозное мировоззрение отторгается родными, близкими, обществом и, в результате, представители этого типа оказываются в социальной изоляции со всеми вытекающими последствиями. Им свойственна изоляционность, эгоизм, аскетизм, отчужденность и даже агрессивность в отстаивании своих убеждений. АВАНТЮРНО-РОМАНТИЧЕСКИЙ ТИП. Представители этого типа личности всегда тянутся в компанию, тяготятся одиночеством, среди сверстников всегда стремятся к лидерству. Неразборчивые в выборе знакомых, легко могут оказаться в неблагоприятной среде, любят риск, склонны к авантюрам. Охотно выпивают, проявляют интерес к наркотикам. Обладают завидным чувством нового, их привлекают новые люди, новые увлечения, новые места тусовок, но быстро увлекшись, быстро остывают, редко доводя начатое дело до конца. Любят прихвастнуть, с шиком погулять, поэтому часто влезают в долги и, как следствие, в зависимость. Свое будущее склонны видеть исключительно в радужных красках. Неудачи, как правило, вызывают бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи, так как представители этого типа верят в свою фортуну, переоценивая при этом свои способности и возможности. В отношениях со сверстниками быстро отходчивы. Быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем только что были в ссоре. Это в общем-то положительное качество часто переходит в беспринципность. Место увлечений у них занимает многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, “глазение” на происходящее вокруг, детективно-приключенческие интересы- все это питается жаждой получить новую легкую информацию, не требующую никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребность во множестве поверхностных контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Знакомства предпочитаются такие же легкие, как и поглощаемая информация. Веселая компания для них всегда важнее преданного друга. Полученные сведения легко забываются, в смысл их не вникают, никаких выводов не делается. Их “хобби” часто и легко меняются, ибо они не утруждают себя на проявление таких качеств как усидчивость, аккуратность, обязательность, пунктуальность и т.п. В увлечениях особую дань отдают азартным играм. Спорт их мало интересует, разве что гонки на мотоциклах и езда в автомобиле, конечно без всякого знания материальной части. Случаются угоны автомобилей и мотоциклов с целью покататься. Другие досуговые интересы быстро отвергаются, так как требуют приложения труда и систематических занятий. Они не строят планы на будущее, живут настоящим, желая извлечь из него максимум удовольствий. Побеги из дома для них привычное дело. Самооценка необъективна, как правило, крайне завышена, особенно в интеллектуальном плане. Половое чувство, рано пробуждаясь, бывает сильным, что приводит к ранним сексуальным связям, а в купе с неразборчивостью в выборе компании для общения, склонности к алкоголю и наркотикам, часто и к сексуальной девиантности. Сексуальная жизнь со временем становится таким же источником развлечений, как выпивка и похождения. КРИМИНАЛЬНЫЙ ТИП. В юношеской среде встречаются индивиды с ярко выраженной противоправной направленностью- это криминальный тип личности. Главной чертой этого типа является поиск объекта, который бы можно было осквернить, разрушить, независимо от того, будь то музейный экспонат или человек. Их разрушительная деятельность сопровождается циничной бранью, жестокими побоями, граничащими с садизмом. Этот тип характеризуется таким поведенческим признаком как агрессивность, вызванная прежде всего слабым самоконтролем, неумении управлять своими эмоциями. Ведущая ориентация на сверстников, на неформальное общение. Характерными являются такие черты как эгоистичность отношений и поиск удовольствий. Взгляды на будущее у такого типа пессимистичны и неопределенны. Почти всегда наблюдается склонность к алкоголю. Алкогольное опьянение вызывает бурную реакцию- гнев, ярость, агрессивность. Одержимые стремлением властвовать, от своего ближайшего окружения они требуют безукоризненного подчинения, с ослушниками жестоки, не терпят проигрыша даже в пустяковой игре. Желая установить свои порядки в группе сверстников, выискивают компанию из более младших, слабых, беззащитных. В общении злопамятны и мстительны. Сексуальное влечение отличается грубостью, нередко сопровождается садо-мазохистскими проявлениями. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Досуговые увлечения сориентированы исключительно на обогащение. Это азартные игры, коллекционирование вещей, приносящих при обмене или продаже материальную выгоду. Спорт интересен лишь с точки зрения развития грубой физической силы. Именно в таких общностях, в таком стиле, в разных возрастных группах происходит досуговое общение детей, подростков и юношества. У каждого типа по-своему протекает нормативный процесс, то есть осваиваются нормы социально-типического поведения; осуществляется познавательный процесс, то есть происходит накопление индивидуального социального опыта; происходит социальное утверждение посредством реализации типичных индивидуальных сторон индивида. Выделением типов досугового общения как бы закрывается вопрос дифференцированного подхода, однако это не означает примитивного отношения к этой проблеме. Составляющие дифференцированного подхода следует рассматривать не через запятую: возраст, социальное положение, тип досугового общения и т.п.; а в сопряжении возрастных параметров на социальное положение семьи, а то и другое- на тип досугового общения и т. д. Стандартизированные характеристики уровня социализации юношества (16-18 лет).
Таким образом, сравнивая реальное поведение и суждения детей, подростков и юношества со стандартизированными характеристиками можно, с одной стороны, определить их уровень социализации, с другой, обнаружить и восполнить недостающие социально значимые свойства и качества индивида. Процедура оценки уровня социализации, по отдельным ее признакам, проста. Критерии оценки уровня социализации выражены в качественных показателях в виде числовых символов. Самый высокий показатель 4, самый низкий 1. Оценка общего уровня социализации по совокупности ее признаков (коэффициент социализации) возможна посредством сравнения суммарного балла реальной оценки всех признаков социализации (Р.С.Б.) с максимальным суммарным баллом (М.С.Б.), то есть эталоном. Отсюда: Р.С.Б. К. Социализации = ----------- М.С.Б.
При этом К= 0,2 указывает на асоциальность индивида, К= 0,4 характеризуется как критический, 0,6-тревожный, 0,8- достаточный, 1- идеальный уровень социализации. В заключении заметим, что наибольшая надежность диагностирования уровня социализация обеспечивается разнообразием используемых методов и приемов. Уровень социализации можно считать установленным, если на это указывают результаты нескольких экспертов, полученные разными путями.
ЛИТЕРАТУРА 1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985 -148с. 2. Азбука семейной жизни от Я до МЫ. М., 1988. 3. Айвазян В. Я. Социалистический тип социальности. Ереван, 1990. 4. Айванхов О. Воспитание до рождения. СПб., 1992. 5. Актуальные проблемы психоневрологии детского и подросткового возраста. М., 1976. 6. Актуальные проблемы социализации личности в условиях НТР, Киев, 1975. 7. Амонашвили Ш.А. Единство цели (В добрый путь, ребята) М., 1987. 8. Амонашвили Ш.А. и др. Педагогический поиск. М., 1987. 9. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. 10. Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида. //Проблемы быта, брака, семьи. Вильнюс, 1970. 11. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. //Социальные исследования. М., 1970, вып.3, с.41. 12. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988- 238с. 13. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. 14. Анищук В. В. Рост социальной активности молодежи. Киев, Одесса, 1988. 15. Арина И. Л. Уроки прекрасного. М., 1983. 16. Артемьева Т. И. Развитие личности и ее способностей.//Проблемы психологии личности. М., 1982. с. 169-172. 17. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976- 158с. 18. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. 19. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991. 20. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М., 1925- 695с. 21. Баранов В.Е. Экран становится другом. Из опыта работы учителя. М.. 1979. 22. Бардин К. В. Если Ваш ребенок не хочет учиться. М., 1983. 23. Басов М.Л. Общие основы педологии. М., 1931. 24. Бастрыкин А. И. Ширяев А. Б. Мода, кумиры, собственное “Я”. Л., 1988. 25. Бахтин В. Т. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 26. Бахур В.Т. Это неповторимое “Я”. М., 1986- 192с. 27. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М., 1984. 28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992. 29. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986- 222с. 30. Бертин Андре. Воспитание в утробе матери. М., 1982. 31. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М., 1984. 32. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М., 1988-301с. 33. Бибрих Р.Р., Орлов А.Б. Монолог...или диалог? (закономерности развития и формирования детей в семье) М., 1980. 34. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения под ред. А.В.Петровского. т.1-2 М., 1972. 35. Блонский П.П. Педол<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.015 с.) |