Типы моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга.



Особая модель (обязательная) Специальная модель (добровольная)
Типы социально-досуговых учреждений: (основные)
семья, детский сад, учебные заведения (средние школы, школы-интернаты, специнтернаты, ПТУ, колледжи, техникумы, вузы и т.д. семья, парки, культурно-досуговые центры, физкультурно-спортивные комплексы; музыкальные, хореографические, художественные и др. школы библиотеки, технические станции, летние лагеря, экскурсионно-туристические, спортивно-оздоровительные, санаторно-курортные учреж.  
(вспомогательные) средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, религиозно-культовые учреждения, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.  
Виды деятельности в сфере досуга
Программные виды деятельности: общественно-политическая, художественная (музыка, драма, изо, хореография), техническая, спортивная.   Добровольные виды деятельности (с ориентацией на склонности и способности)  
Направления деятельности (общая и специальная модели.)  
-этнография; -история; -эстетика; -экология; -человековедение; -профориентация; -техника; и др
Формы деятельности общей и специальной моделей
Индивидуальные, групповые, массовые

Заметим, что общая модель социализации должна осуществляться за счет государства в рамках детских садов и школьных досуговых программ, а также за счет самоорганизации семейного досуга (самодосуга).

Специальная модель социализации может осуществляться на уровне коммерческих структур, и то, что она не будет доступна всем детям, существенно не отразится на социальном здоровье нации, ибо предполагается, что общая модель вбирает в себя необходимый минимум социальных знаний, умений и навыков для детей, подростков и юношества.

Рассмотрим функции социальных институтов, призванных осуществлять становление и развитие индивида в сфере досуга, в рамках общей модели.

Семья, как институт социализации в большинстве случаев играет решающую роль в деле формирования личности, ее ценностных ориентаций. Семья, формируя молодое поколение, приобщает детей к ценностям и нормам общества. В определенном смысле семья может рассматриваться как своеобразный институт культуры, ибо семья обеспечивает многостороннее участие детей в культуре общества.

Польский социолог Я.Щепаньский считает одной из основных функций семьи поддержание культурной непрерывности общества путем передачи культурного наследства следующим поколениям. (366,с.141).

Путь социализации ребенка, осуществляемый прежде всего посредством активного и внимательного восприятия окружающего мира, начиная от природы, общения.люден между собой, быта и традиций и кончая восприятием красоты, растворенной во всех формах жизни и деятельности человека:, оказывает значительно более глубокое и серьезное влияние, если он начинается в сапом раннем возрасте, что возможно только в семье.

Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни результат деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую, в первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и потребностями.

Предпосылкой художественного формирования ребенка является совместная культурно-досуговая деятельность родителей и детей. Данные исследования показывают, что совместная досуговая деятельность взрослых н детей в семье носит В целом относительно активный характер. Так 85% опрошенных родителей указали, что кинотеатры, театры я клубы они посещают вместе со своими детьми, 66% опрошенных указали на совместное посещение музеев и выставок. А от 24% до 32% родителей занимаются в часы досуга со своими детьми музицированием, живописью и лепкой. У 44% родителей общее с детьми пристрастие к предметам коллекционирования. Родители отмечают, что они не только осуществляют совместную деятельность по потреблению культурных ценностей, но и общаются с детьми по поводу увиденного и услышанного. Так 85% родителей указали на то, что они обсуждают со своими детьми прочитанные книги, журналы, газеты и т.д., а 80% респондентов беседуют с детьми на различные темы, в том числе нравственно-этические.

Опыт наблюдения за природой в разные времена года развивает чувство гармонии, цвета, пространства, обогащает воображение и развивает фантазию. Только внутреннее ”чувство природы", сложившееся в детстве и отрочестве, может сформироваться в определенный психологический механизм, который будет реагировать всякий раз при взгляде человека на окружающий мир природы. Пробуждение "чувства природы" и закрепление его в сознании ребенка одна из главных задач социализации.

Таким образом, семья в любом обществе является той нишей, где подрастающее поколение получает первый социальный опыт знания норм и эталонов культуры, знакомится с реальным повседневным повелением и общением людей. Семья выступает и воспитателем детей, реализуя (стихийно или сознательно) определенные идеалы, нормы, и ценности, приобщая подрастающее поколение к исторически сложившимся нормам и видам социальной деятельности, научая детей трудиться и познавать.

При этом следует отметить, что процесс социализации детей, подростков и юношества в каждой семье проходит по разному и зависит от совокупности факторов; условий субкультуры семьи; полноты семьи (полная или усеченная семья); степени, в которой семье удается оказывать влияние на ребенка; материального благополучия семьи; количества членов семьи и места конкретного ребенка в ее структуре (первый, последний, старший, младший, мальчик, девочка и т.п.); продолжительности времени, уделяемого родителями ребенку в сфере досуга.

Организация совместной досуг свой деятельности родителей и детей это, конечно же, прежде всего, дело самой семьи. Однако, наряду с этим и дошкольные учреждения, и учебные заведения, и досуговые учреждения, и средства массовой информации должны всячески содействовать осуществлению этого процесса: от различного рода форм пропаганды семейного досуга до непосредственной организации разнообразных семейных конкурсов, праздников, путешествий и т.д.

Как уже отмечалось ранее, активный процесс социализации индивида начинается с трех лет, когда наилучшим образом развиваются способности, происходит созревание психики и становление социальных свойств человека. Одновременно с этим, семья не всегда способна, (а в определенных видах деятельности не способна совсем без помощи специалистов), осуществлять эффективное нормирующее и развивающее воздействие на детей. Заполнять этот пробел должны детские сады, которые по своей сущности кроме обихаживания детей призваны "достраивать" в ребенке то, что не может, а порой и объективно невозможно осуществлять в условиях семьи. В детском саду обязательными для всех детей должны быть занятия музыкой, изобразительным искусством, ритмикой, театрализацией (в форме игры - театрализации или сказки-театрализации), конструированием и спортом.

Уже в первые месяцы жизни ребенок положительно реагирует на музыкальные звуки, а в первый период детства посредством музыки можно формировать эмоциональный мир ребенка, развивать его эстетические чувства.

В детские годы возникает потребность не только наблюдать, но и создавать. Вот почему дети без всякого стимулирования со стороны взрослых рисуют на песке, строят замки, делают фигурки из веточек и т.п. Это эмоциональный отклик на происходящее вокруг, которым может и должен быть поддержан на занятиях искусством и конструированием.

Ребенку свойственна физическая активность, которая может быть израсходована впустую, либо того хуже, - трансформироваться в разрушительную силу. В этой связи необходимо направить эту энергию в благоприятное русло, облагородить ее на занятиях ритмикой и спортом, которые бы продолжали музыкальное развитие ребенка и способствовали бы его физическому совершенству.

Ведущим же видом деятельности должна стать театрализация, вбирающая в себя все другие виды творческой деятельности. Это, в сущности, самодеятельный театр, где можно проиллюстрировать сказку, книгу, жизненную ситуацию. Основанная на игровой активности ребенка драматизация формирует черты характера, положительные и отрицательные эмоции.

Осуществляемые как в группе детей, так и вместе родителями все эти виды деятельности выполняют целый ряд социализирующих функций. Во-первых, ребенок с огромной радостью переживает процесс познания и научения, видя как под его кистью появляется рисунок, как он овладевает своим телом, голосом и т. п. Узнавание нового происходит не только для детей, но и для родителей, которые вооружаются разнообразными досуговыми видами деятельности. Во-вторых, через игровую деятельность сформированные в ней ценностные ориентации и идеалы ребенка научается нормам повеления в обществе. В свою очередь, родители перенимают приемы и методы воздействия на детей у воспитателей и других родителей. Они видят своих детей в нестандартной для семьи, но привычной для детей ситуации и могут корректировать их поведение. В-третьих, положительные эмоции, возникающие у детей во время досуговой деятельности запоминаются в связи с этой деятельностью. Желание повторить положительные эмоции стимулирует у них занятия музыкой, рисованием и т.п., в результате чего побуждается художественная потребность и дети сами обращаются к этим видам деятельности. В-четвертых, дети усваивают элементы творческой деятельности, формируются зачатки художественного вкуса как определенной избирательной способности художественного сознания, которые закрепляются в их сознании и поведении и распространяются на все другие виды жизнедеятельности. В-пятых, совместная художественно-игровая деятельность родителей и детей вызывает резонанс в семье, порождает заданное общение на предмет услышанного, увиденного и совершенного. 0существляются виды деятельности мало свойственные или совсем утраченные семьей (чтение басен по ролям, разнообразные инсценировки, подвижные игры за городом, семейные экскурсии по городу и т.п.)

Заметим, что вся эта деятельность должна быть бесплатной и доступной не только детям, посещающим детский сад на стационарной основе, но и тем, кто находится дома с родителями, но посещает занятия культурно-досугового цикла по собственной инициативе. Опыт такой деятельности в г.Тольятти, Набережных Челнах и др. говорит о бесспорной эффективности подобной организации работы с детьми.

Как показал анализ деятельности семьи, школы и детских досуговых учреждений, семья в массовых масштабах, по различным причинам, не может взять на себя основные функции обеспечения досуга детей. Структуры детских досуговых учреждений способные ранее охватить большую часть детей, подростков и юношества сегодня разрушены и в новых экономических условиях восстановлены быть не могут. Стало быть лишь школа может заполнить образовавшийся вакуум, однако не та школа что была ранее, но школа обновленная, взявшая на себя не свойственную ей до селе функцию - досуговую.

Сегодня нет другого социального института кроме самой семьи, который бы был ближе и территориально, и по времени проведения там детей, чем школа.

Более того, именно школа является тем основным звеном системы, которое обеспечивает освоение ребенком тех социальных ролей, которые ему предстоит выполнять как полноправному гражданину, то есть социализировать подрастающее поколение.

При этом следует отметить, что процесс воспитания, "возделывания" формирующейся, развивающейся личности предпочтительнее осуществлять не разрывая ребенка на части в клуб, спортшколу, техническую станцию и т.п., а осуществлять всестороннее развитие личности ребенка в стенах самой школы, но с привлечением всех сторон воспитательного процесса, а именно: педагог ребенок родители, ибо только педагогическое сотрудничество этих трех сторон может привести к успеху в деле социализации подрастающего поколения.

Всестороннее развитие личности каждого школьника это узловая проблема педагогической теории и практики. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс потребует от завтрашних выпускников школы еще более высокого, чем сегодня, уровня общеобразовательных и политехнических знаний и умений, более развитого творческого мышления, способностей самостоятельно выявлять и решать возникшие в процессе жизнедеятельности проблемы.

На протяжении всех лет своего существования отечественная школа вносила вклад в решение этих задач. Однако, исследования последних лет, проведенные педагогами, психологами, социологами, физиологами дали большой фактический материал. позволяющий объективно судить как о достижениях, так и о недостатках в работе школы.

В частности, уровень воспитательной работы в школе оставляет желать лучшего, особенно в той ее части, которая относится к организации досуговой деятельности учащихся, к их художественному воспитанию. Воспитание искусством неотъемлемая часть воспитания нравственного. Искусство помогает растущему человеку постичь мир, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывая чувство патриотизма, пробуждает нравственную и гражданскую активность. И в результате способствует социализации индивида. Чтобы стать специалистом любой профессии, духовная культура необходима так же, как и обладание специальными навыками и умениями. Социологические исследования, проводимые среди школьнике”, показали прямую зависимость между уровнем культуры, с одной стороны, и способностью самостоятельно мыслить и трудиться, с другой. В этой связи перед школой сегодня стоит важнейшая задача — привести художественное воспитание в соответствие с потребностями преобразующегося общества. С целью целостного "возделывания" ребенка необходимо достичь органического единства учебной и внеучебной работы посредством предоставления каждому учащемуся в свободное от учебы время возможности здесь же в стенах школы заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей, превратив школу (по типу "общественных школ" в США) в центр культурно-досуговой деятельности семьи в микрорайоне. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В средних школах введены специальные должности педагога-организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы).

Опыт работы лучших организаторов внеклассной и внешкольной работы убедительно показал своевременность и значимость этого шага. В школах, где еще недавно после занятий гасился свет и закрывались двери актового и спортивного залов, а также прекрасно оборудованные кабинеты физики, химии, географии и т.д., сегодня заметно повысилась активность школьников в самой разнообразной внеурочной досуговой деятельности.

Так, в ряде школ постоянно проводятся соревнования и турниры, дни сказок и театральных представлений, день самоуправления и КВНы между командами школьников и их родителями. Причем этот список можно было бы продолжить и дальше, но суть сводится к тому, что школа все больше и больше превращается в основное звено социализации учащихся. При том, и это особенно важно, к внеклассной работе приобщается каждый учитель и. что еще более значимо в современных условиях, родители. Ибо родители, казалось бы в силу своей природы, обязанные выполнять роль первого и главного педагога, горячего соратника школьного учителя, в последние десятилетия отгородились от школ установкой: "Пусть воспитывает школа", во всяком случае значительная их часть. И возвращение родителей в школу это большая победа происходящих в школе изменений.

Опытно-экспериментальная работа, осуществленная в ряде школ Санкт-Петербурга показала, что даже на уровне теперешнего кадрового обеспечения школы, то есть без дополнительного привлечения финансовых средств организация досуга может осуществляться по следующим направлениям:

1. Организация художественно-массовой работы.

2. Развитие прикладного искусства, художественного и технического творчества.

3. Развитие физкультуры и спорта.

4. Организация работы с родителями учащихся:

а) по пропаганде педагогических знаний;

б) по организации семейного досуга.

А если канализировать все материальные средства и кадровый потенциал клубов по месту жительства, детских домов культуры и спортивных учреждений (в той части, в которой они занимаются организацией досуга детей, подростков и юношества за счет финансирования из госбюджета) в школу, то она вполне в состоянии будет реализовать целевую комплексную программу организации досуга учащихся средних школ.

Программа, кроме организации целенаправленной и систематической массовой, кружковой и индивидуальной работы со школьниками, непременно должна содержать в себе ряд мер, нацеленных на обеспечение педагогики сотрудничества триумвирата: педагог - ребенок-родители посредством организации в школе совместных субботних массовых театрализованных представлений для родителей и детей, организации дискуссионных клубов, спортивных игр и секций, самодеятельных объединений по интересам, обеспечением работы столярных и слесарных мастерских, консультационных пунктов по различным вопросам.

Реализация таких программ, бесспорно, принесет огромную пользу и семье, и школе, а стало быть всему обществу. Причем, в современных условиях обеспечить единство целей, задач, принципов, содержания, методов и форм социализирующего воздействия на подрастающее поколение на новом, более высоком качественном уровне способна только школа с ее кадровым потенциалом и методическим обеспечением.

Реализация специальной модели социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга может осуществляться культурно-досуговыми центрами, парками, физкультурно-спортивными комплексами, музыкальными, хореографическими и художественными школами, библиотеками, техническими станциями, летними лагерями, экскурсионно-туристскими, спортивно-оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями при активном участии всей семьи ребенка. Деятельность обозначенных социальных институтов (при условии обеспечения общей модели) может быть основана на коммерческой основе. Все эти учреждения, являясь по сути своей досуговыми имеют неограниченные возможности для использования самых разнообразных форм воздействия на подрастающее поколение от индивидуального воздействия до вовлечения в сферу гигантских культурно-развлекательных комплексов. В том числе формы массовой работы; праздники и гулянья, устные журналы и вечера вопросов и ответов, научно-просветительские вечера и экскурсии, лектории и диспуты, спортивные состязания и т.п., а также формы групповой работы: самодеятельные объединения по интересам, студии и др.

Существует бесконечное множество программно-методических разработок функционирования культурно-досуговых учреждений второго типа и за ненадобностью мы не будем более подробно останавливаться на анализе их деятельности.

Заметим, однако, что для большей эффективности функционирования как общей, так и специальной моделей для работы с детьми, подростками и юношеством целесообразно использовать средства массовой информации, театры, кинотеатры, музеи, выставки, творческие союзы, технические и спортивные общества, религиозно-культовые учреждения, массовые добровольные организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.32.31 (0.024 с.)