Диагностика социализации детей, подростков и юношества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика социализации детей, подростков и юношества.



Диагностика социализации детей, подростков и юношества направлена на определение уровня социализации индивида, его индивидуального своеобразия и определение потенциалов развития. Задачи диагностики социализации индивида можно свести во-первых, к структурному описанию феномена социализации; во-вторых, к исследованию генезиса социализации; в-третьих:, к фиксации и описанию в упорядоченном виде социальных различий как между отдельными людьми, так и между группами людей, объединенных совокупностью признаков; в-четвёртых, к замеру различий социальных реакций между индивидами или одного индивида в разных условиях.

Успех диагностики социализации индивида зависит от того, насколько разработка диагностического инструментария основывается на понимании сущности изучаемого явления, и насколько выбранная единица диагностического анализа соответствует данной сущности.

Диагностика социализации детей. подростков и юношества может осуществляться с помощью самых разнообразных метолов. Универсальным является опрос. Он позволяет собирать информацию не только о настоящем, но и о прошлых и даже будущих событиях. Вместе с тем опрос практически неприемлем для детей младше десяти лет. Здесь нужны другие методы.

Оптимальным метолом диагностики социализации для детей первого и второго периодов детства является исследовательская беседа с ребенком, осуществляемая по заданному сценарию. Человек присваивает только те социальные ценности, которые являются для него значимыми. Но значимость эта определяется ни чем иным как эмоциональными переживаниями, отражающими ту или иную потребность (а если нет такой потребности, то человек индифферентен). Таким образом, эмоциональные переживания, обостряя все познавательные процессы, становятся главными проводниками социальных ценностей извне в структуру личности. В этой связи об эффективности социализации можно судить по эмоциональным переживаниям, зафиксированным во время исследовательской беседы.

Следует однако заметить, что достоверные суждения об эмоциональных переживаниях можно получить от детей и подростков до 12-13 лет, а в более старшем возрасте дети умеют скрывать истинные и лаже демонстрировать мнимые эмоциональные переживания.

Для выявления отношения к тем или иным социальным явлениям в подростково-юношеской среде, кроме анкетного опроса, может служить методика сочинений-описаний. Они помогают выявить отношение, справедливость которого проверена временем, ситуации, отложившиеся в сознании. Когда восстанавливаются события, отложившиеся в эмоциональной памяти, то о пережитых чувствах и особенно их направленности, можно сулить по довольно объективным показателям; что выдвигается в этом описании на первый план, а что приобретает второстепенное значение, и какой силы эмоциональной реакцией окрашивается это описание.

Обработав такой материал мы получим несколько качественных позиций: 1. пассивного наблюдателя; 2.активного наблюдателя (когда включению в деятельность мешала некомпетентность, робость или что-то другое); 3. участника (одного из многих участников); 4. лидера (организатора, инициатора той или иной акции). Или: 1 - отсутствие реакции, 2 - слабое, 3 - среднее, 4 - сильное отношение.

Так, с цель-м выявления уровня экологической культуры, группе подростков после похода, во время которого они невольно явились свидетелями охоты на лося (фактор актуальности), было предложено написать сочинение на тему "Человек и природа" или "Я и природа". Уже то, какую формулировку выбирали подростки, говорило о степени их причастности к проблеме. Далее, систематизируя полученные данные по критериям акцентуации внимания на данной проблеме, степени эмоциональной отзывчивости, участия в конкретных акциях и т.п. сводим их в простую таблицу и получаем оценку уровня экологической культуры.

В данном исследовании широко применялся универсальный для всех возрастных групп метод наблюдение. Наблюдение, фиксирующее поведение детей, подростков и юношества, в естественных условиях, при выполнении поручения, а также наблюдение за оцениванием детьми друг друга при осуществлении специально заданной деятельности.

Диагностическое наблюдение требует определенного теоретического объяснения, так как наблюдающий имеет дело не с непосредственными процессами, а с их проявлениями в виде поступков, действий, высказываний, переживаний. Наиболее продуктивно включенное наблюдение, когда исследователь анализирует процесс как бы изнутри, являясь непосредственным участником или организатором деятельности. При этом накапливаются диагностические данные, осуществляется их интерпретация, устанавливаются причинно-следственные связи в контексте общего замысла.

Диагностика социализации индивида посредством наблюдения осуществляется в определенной последовательности и структуре. Во-первых, определяется область социализации; во-вторых, осуществляется анализ ситуации в конкретной пространственно-временной среде; в-третьих, выявляются характерологические особенности участников ситуации; в-четвертых, характеризуются суждения, поступки, эмоциональное состояние наблюдаемых.

Наиболее эффективным является наблюдение в ситуациях свободного выбора. Диагностическая функция ситуаций свободного выбора основана на положении о противостоянии мотивов как внутренней обусловленности поступков. В самом деле, ребенок, подросток, юноша постоянно находится в состоянии выбора: солгать или сказать правду, помочь или сделать вил, что не заметил, уйти за спины других или веять ответственность на себя и т. п. В подобного рода ситуациях проявляется уровень социализации, обнаруживаются установки детей.

Вместе с тем, ситуации естественного наблюдения не могут быть (заранее предвиденными и не всегда в состоянии помочь зафиксировать всю гамму процесса социализации. В этой связи предпочтительно чередовать естественное наблюдение с экспериментальными ситуациями, в которых проявление тех или иных реакций программируется наблюдателем. Так, наблюдатель, рассказывая детям историю или сказку, обрывает ее в кульминационный момент, предлагая им самостоятельно завершить действие. При этом дети делают моральный выбор, то есть, выбирают линию поведения, направленную на созидание или разрушение, добро или зло. Таким обрастем, определяется наличие у детей сострадания, эмоциональной теплоты, отзывчивости, доброты.

А для выявления отношения у девочек-подростков к нравственно-этическим нормам, чести и достоинству человека, эталону женственности, достаточно было в ходе экспериментальной работы остановить действие в спектакле театра-диспута в тот момент, когда оклеветанные девушки решили избить свою обидчицу и обратиться к ним (зрительницам) за помощью в разрешении проблемы. Вопрос одной из героинь спектакля;"...что мне делать'?!", обращенный в зал, вызвал бурю эмоций, причем далеко на однозначных.

В настоящем исследовании для оценивания уровня социализации детей, подростков и юношества предлагаются стандартизированные характеристики, разработанные автором на основе совокупности методов, указанных выше.

До сих пор ученые не обращались к диагностике социализации, поэтому трудно судить о надежности тех или иных критериев. В этой связи мы исходили из положения, в соответствии с которым индивид связан с социумом множеством отношений и измерение всей этой совокупности дало бы самый достоверный результат, но вряд ли это было бы возможно, да и целесообразно. Поэтому следует все же определить тот оптимум, который наиболее полно характеризует уровень социализации индивида, с одной стороны, и определяет вакуум в ходе этого процесса, с другой.

Основываясь на изложенном в предыдущих разделах работы, из всей совокупности отношений индивида с обществом мы выделим девять основных параметров социализации, причем будем фиксировать не просто отношения, их наличие, а направленность индивида (или ее отсутствие) на предмет социальных отношений. Ибо именно направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, склонностями, убеждениями, идеалами указывает на социальную активность, причем активность преобразовательного, а не разрушительного характера. К ним относятся:

Направленность на осознание принадлежности к социально-исторической общности (изучение, сохранение своих корней, традиций своего этноса).

Направленность на усвоение и соблюдение нравственных, общечеловеческих ценностей.

Направленность на проявление социальной инициативы (оказание помощи слабым, беззащитным, осуществление общественно полезной деятельности, поддержание или законное, конструктивное, творческое противостояние политическому устройству)

Направленность на природу (сохранение экологической среды).

Направленность на искусство (овладение в различных формах).

Направленность на учение.

Направленность на труд.

Направленность на других людей (с целью их познания, взаимопонимания и оказания помощи).

Направленность на себя (постижение своего внутреннего мира и актуализация своих творческих потенций).

При этом направленность на какую-либо ценность, естественно имеет различные качественные показатели в зависимости от осознанности, активности и устойчивости деятельности. В данном исследовании условно выделено четыре показателя, имеющих качественно-количественное соответствие.

Осознанность, активность, устойчивость - 4.

Активность, устойчивость, неосознанность - 3.

Слабая активность, неустойчивость, неосознанность - 2.

Индифферентность, граничащая с - 1.

Следует заметить, что каждая стадия социализации имеет свои критерии оценки направленности на ту или иную ценность, зависящие от возрастного параметра, на основе которых разработаны стандартизированные характеристики уровня социализации детей, подростков и юношества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.154 (0.011 с.)