Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вариативные формы работы в сп №2 гбоу сош №170

Поиск

С 1.09.2007 г. на основании приказов ЮЗОУО ДО г. Москвы была открыта Служба ранней помощи (приказ № 160 ЮЗОУО от 26.07.2007 г.) и Лекотека (приказ №145 ЮЗОУО от 27.03.2007 г.) Деятельность Службы и Лекотеки основывается на опыте работы групп кратковременного пребывания и опыта работы творческой лаборатории «Построение индивидуальной трассы развития детей с особенностями психофизического развития через игровую терапию».

Цель:

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семей, имеющих детей с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих образовательные учреждения. Подбор адекватных способов взаимодействия с детьми, их воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии. Оказание помощи в социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время функционируют:

- Служба ранней помощи – количественный состав 12 детей.

Диагнозы: задержка речевого развития, синдром Дауна, ММД (минимально-мозговая дисфункция)

- Лекотека – количественный состав – 12 детей. Диагнозы: аутизм (разных формы сложности), СДВГ, гиперактивность, идиопатическая эпилепсия, синдром Мартина-Белла, ДЦП.

 

Особенности организации образовательного процесса в Службе ранней помощи (СРП)

Ведущий специалист разрабатывает перспективное планирование деятельности Службы, осуществляет координацию деятельности и взаимодействия специалистов, контролирует организацию работы, анализирует её эффективность.

Социальный педагог объективно изучает условия жизни и семейного воспитания ребёнка, социально-психологический климат и стиль воспитания в семье, информирует родителей о законодательно закреплённых льготах для детей с нарушением в развитии и их семьям, способствует решению конфликтных социальных проблем в пределах своей компетенции.

Учитель-логопед, после проведения диагностического обследования, осуществляет индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по речевому развитию.

Педагог-психолог, при поступлении ребёнка в СРП проводит психодиагностическое обследование, наблюдения особенностей деятельности и поведения детей, анкетирование, собирает анамнез, а после составления индивидуальной программы работы с ребёнком (которая составляется всеми специалистами СРП) осуществляет индивидуальные и подгрупповые занятия (2 раза в неделю), направленные на развитие высших психических функций и развитие эмоционально-волевой сферы. Для родителей организует индивидуальные консультации (2 раза в неделю) по вопросам, связанным с личными особенностями ребёнка и условиями его оптимального развития.

Дефектолог проводит диагностику, индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, для родителей организует индивидуальные консультации.

Педагогом дополнительного образования по музыкальному развитию детей используются фольклорные музыкальные, песни и потешки, которые применяются в ходе подгрупповых занятий с детьми и родителями. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок, способствуют развитию внимания и речи, памяти и музыкального слуха. Занимаясь с детьми с проблемами развития, педагог использует музыку как эмоциональную основу для общения малышей с окружающими людьми, а также для развития взаимодействия со сверстниками.

Педагоги и специалисты нашей Службы постоянно привлекают родителей в детско-взрослую общность СП№2 ГБОУ СОШ №170,так как считают работу с семьей одним из важнейших направлений своей работы. Родители Службы - активные участники Отцовско-Материнской школы, особой любовью пользуется «класс Речевечок» и «класс Неболейкин» в рамках которых проходят семинары-практикумы, терапевтические игровые сеансы.

Все сотрудники, ранее не имевшие опыта работы с детьми младенческого и раннего возраста, прошли соответствующие курсы повышения квалификации. С целью повышения личной профессиональной квалификации всеми специалистами изучается передовой педагогический отечественный и зарубежный опыт работы с детьми раннего возраста.

РЕЖИМ РАБОТЫ И ПРИЕМ ПЕРВИЧНЫХ ОБРАЩЕНИЙ

Работа организована в соответствии с режимом работы СРП: 5 раз в неделю.

Первичный прием семьи с ребенком осуществляется в плановом порядке по обращению родителей. Первичное обращение фиксируется сотрудником в «Журнале записи первичных обращений». В результате разговора возможны: обоснованная переадресация обращения в другое учреждение, назначение первой встречи, назначение решения другому сотруднику. В случае назначения первой встречи родителям перечисляют все необходимые действия, объясняют порядок проведения приема.

Учитывая специфику контингента детей (возраст, проблемы развития или поведения и др.), а также с целью детального изучения документации и запроса родителей, проведения клинической беседы и некоторых диагностических процедур на первую встречу приглашаются родители без ребенка. Во время первой встречи, на которую отводится 1,5 часа заполняется «Регистрационный лист» и «Анкета для родителей». В конце первой встречи родители получают на дом пакет дополнительных диагностических форм опроса для регистрации результатов наблюдения за своим ребенком или уточнения ситуации развития ребенка и происходит согласование плана первичного обследования ребенка, назначаются соответствующие диагностические встречи на дому или в подразделении. В ряде случаев проводится углубленное обследование с привлечением дополнительных методик, результаты которых так же заносятся на первую страницу «Итогового заключения о результатах обследования ребенка»и складываются в виде отдельных документов в файл ребенка.

Таким образом, к завершению первичного приема в файле ребенка находятся следующие обязательные документы: «регистрационный лист», «анкета для родителей», «итоговое заключение о результатах обследования ребенка», «результаты первичного обследования ребенка», медицинские заключения о состоянии здоровья и развития, а также – дополнительные документы – справка об инвалидности, протоколы дополнительного обследования и т.п.

Для решения диагностических вопросов и вопросов движения детей в СРП создан консилиум (ведущий специалист, невролог, психиатр, логопед, дефектолог)

Формы образовательной и коррекционной деятельности детей в СРП СП №2 ГБОУ СОШ №170

Дни недели Формы образовательной деятельности детей   Ответственные
понедельник Индивидуальные занятия учителя –логопеда, Индивидуальные, подгрупповые занятия психолога Первичные и повторные диагностические сеансы Учитель- логопед Педагог- психолог Члены ПМПк
  вторник   Индивидуальные занятия учителя –логопеда, Индивидуальные, подгрупповые занятия психолога Игровые подгрупповые сеансы Учитель- логопед Педагог- психолог Ведущий специалист
среда   Подгрупповые занятия по творческому развитию Подгрупповые, индивидуальные занятия психолога.   Педагог ДО Педагог- психолог
четверг   Индивидуальные занятия учителя –логопеда, Индивидуальные, подгрупповые занятия психолога Игровые терапевтические сеансы Ведущий специалист Учитель- логопед Педагог- психолог
  пятница   Подгрупповые занятия по физическому развитию Подгрупповые, индивидуальные занятия логопеда и психолога   Педагог ДО Педагог- психолог Учитель- логопед  

Особенности организации образовательного процесса в Лекотеке

Наши специалисты стараются помочь каждому ребенку независимо от его медицинских диагнозов. Мы работаем с детьми, имеющими такие серьезные заболевания как Детский Церебральный Паралич, Синдром Дауна, Ранний Детский Аутизм, атипичный аутизм, синдром Штурге-Вебера, синдром Вильямса и другие.

В виду такой обширной палитры диагнозов предметно-развивающая среда «Лекотеки» имеет свои особенности:

у нас очень разнообразная, гибкая и быстро перенастраиваемая предметно-игровая среда, ориентированная на разный возраст детей, а также на индивидуальные особенности каждого ребенка;

«Лекотека» оборудована автоматизированной системой поддержки движений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы используем ходунки, инвалидные кресла и коляски.

«Лекотека» оснащена специальными мультимедийными и техническими средствами для детей с различными нарушениями в развитии.

Специалисты «Лекотеки» свою работу с детьми и родителями организуют поэтапно:

Первый (ориентационный) этап заключается в изучении индивидуальных особенностей детей и их потенциальных возможностей, а также в определении характера необходимой социально-психологической помощи семье. На втором этапе с учетом полученных результатов психолого-педагогического обследования определяется круг специалистов, которые будут вовлечены в работу с семьей и разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка. На третьем (аналитическом) этапе происходит оценка результатов работы с семьей и, на основе профессионального взаимодействия специалистов на еженедельных консилиумах, вносятся (при необходимости) изменения в индивидуальную программу развития ребенка. Четвертый (завершающий) этап включает в себя оценку результативности реализации индивидуальной программы развития ребенка и разработку дальнейшего образовательного маршрута.

Основные формы работы Лекотеки:

Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Индивидуальные занятия - занятия с дефектологом, логопедом, психологом, преподавателем ИЗО.

Групповые занятия – это занятия музыкой, лечебной физкультурой, занятия со специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, преподавателем ИЗО).

Консультативную и коррекционную помощь детям и их родителям в «Лекотеке» оказывает сплоченный коллектив педагогов и медиков. Основными формами работы с семьями детей, посещающих Лекотеку, являются индивидуальные и групповые игровые сеансы, консультации и тренинги родителей. Наши специалисты стараются создать максимально подходящие условия для вовлечения детей в игровой процесс, воздерживаясь от любых форм навязывания или принуждения, стараются быть максимально чувствительными к сигналам ребенка, показывающим его отношение к игре и игрушкам, не допуская проявления критики к его действиям и необоснованного прерывания детской игры. В процессе игры определяются наиболее привлекательные для ребенка ситуации совместных со взрослым действий, что позволяет особым образом выстраивать систему индивидуальной работы с ребенком. Основная цель работы – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, проявить себя в той или иной игровой ситуации. Именно поэтому в своей работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, активно используют систему развивающие игр в сенсорной комнате, которая позволяет сформировать у ребенка представления о положительных и отрицательных эмоциях, дать мотивацию к общению, а также снять психоэмоциональное напряжение. Огромное значение в «Лекотеке» мы придаем ранней логопедической помощи, она заключается в определении структуры и степени выраженности речевого дефекта у ребенка и, по возможности, коррекции отклонений в развитии речи. Одним из важных направлений в работе специалистов «Лекотеки» является формирование у детей с особыми потребностями в развитии навыков и умений, необходимых им в быту. Педагоги знакомят детей с предметами ближайшего окружения, учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением предметов. Большое место при этом отводится сюжетно-ролевой игре. Педагоги в этих играх выступают непосредственными участниками, активизируя детей и направляя их действия в соответствии с правилами игры. Важной задачей работы с детьми является развитие самовыражения и самопознания ребенка через творчество. Дети лепят и рисуют, обследуют и познают свойства незнакомых материалов. Основные методики арт-терапии, которые активно применяет в своей работе педагог по изобразительной деятельности, способствуют расширению спектра возможностей ребенка, установлению эмоционально-положительного контакта между педагогом и ребенком. С детьми проводятся физкультурные занятия с использованием традиционных методов релаксации. Каждому ребенку, посещающему Лекотеку, если нет медицинских противопоказаний, два раза в год проводится курс лечебно-оздоровительного массажа.

Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности. Мышление ребенка, его внимание, память развиваются в процессе формирования речи. Для получения своевременной необходимой коррекционно-педагогической помощи родителю нужно: как можно раньше обратиться к учителю-дефектологу;провести комплексное обследование для установления точного речевого диагноза; создать необходимые условия дома для успешного речевого развития; усвоить, что предстоит кропотливая и каждодневная работа;усвоить, что игра - основной вид деятельности ребенка-дошкольника; сопровождать все стишками, потешками, жестами (в зависимости от возможностей детей); заниматься с ребенком в одно и то же время; чаще хвалить малыша за новый звук, слог или слово.

Организационный раздел

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.007 с.)