Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные мотивы в поэзии для детей

Поиск

Параллельно с пейзажной лирикой, перекликаясь с ней, раз­вивалась и другая тенденция в поэзии для детей, более насыщен­ная социальным содержанием, обращенная к житейским забо­там, зачастую — к трудовой жизни крестьянского ребенка. Новый этап в творчестве для детей начинается с творчества Николая Алек­сеевича Некрасова (1821 — 1877/78), задумавшего создать специ­альный цикл «Стихотворения, посвященные русским детям». В эту книгу должны были войти: «Дядюшка Яков» (1867), «Пчелы» (1867), «Генерал Топтыгин» (1867), «Дедушка Мазай и зайцы» (1870), «Соловьи» (1870), «Накануне Светлого праздника» (1873). Отдельным изданием такая книга не вышла (и было бы хорошо издать ее сейчас). Публикуя эти стихотворения в журналах, поэт указывал: «Из приготовляемой к печати книги стихотворений для детского чтения». Но и помимо этого цикла в его поэзии все вре­мя проявляло себя пристальное внимание к самым разным сторо­нам детской жизни («Мороз, Красный нос» (1864), «Саша», «Плач детей», «Школьник»). Некрасов видел в детях будущего человека, он понимал пору детства не только как время забав и радостей, но и как пору настоящего мужания, подготовки к самостоятель­ной, исполненной большой цели жизни.

Обращаясь к детям, Некрасов как бы продолжил традицион­ную и характерную для XVIII века форму разговора наставника с ребенком, но наполнил ее совершенно новым содержанием. Прекрасную притчу о том, как умный совет прохожего помог спасти от гибели пчел, со вниманием и благодарностью выслу­шивает от отца мальчик. От матери дети узнают, что из-за жесто­кости людей, устроивших силки для ловли соловьев, птицы дол­гое время не прилетали в деревню. В стихотворении «Железная дорога» (1865) сталкиваются две точки зрения на воспитание ре­бенка: папенька-генерал считает, что ребенка надо держать в не­ведении и не «смущать детское сердце» зрелищами неприглядных сторон жизни; у автора совсем другая позиция. Он уверен, что с ребенком надо говорить честно, доверять ему. И в поэме автор постоянно обращается к мальчику: «Ты присмотрись к нему, Ваня, внимательно: // Трудно свой хлеб добывал человек...». Или такие строчки: «Эту привычку к труду благородную // Нам бы не худо с тобой перенять...».

В поэме «Дедушка» вернувшийся из ссылки декабрист не про­сто отвечает на пытливые вопросы мальчика: из ответов старика вырастает целая программа воспитания и образования человека, способного продолжить путь служения народу.

Некрасову принадлежит особое открытие: в его стихах впервые полноценным героем предстал крестьянский ребенок, которого ни литература, ни общественное сознание еще не знали. Автор вступает в полемику со сложившимся стереотипом по отноше­нию к его герою:

 

О, милые плуты!

Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как «низкого сорта людей», —

Я все-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай Бог балованным деткам твоим.

 

Это стихотворение — «Крестьянские дети» — построено как несколько воспоминаний автора о разных эпизодах жизни кресть­янского ребенка, о «двух сторонах медали», потому что рядом с прекрасной поэтической стороной есть и совсем другая, когда не­обходимость с раннего детства участвовать в тяжелом труде лишает его детства. Всем нам памятна картина из этого стихотворения:

 

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз,

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

 

Шестилетний «мужичок», выполняющий непосильную муж­скую работу, вызывает у автора горькие размышления, «поток мыслей» о судьбе крестьянского ребенка.

Совершенно переосмысляет Некрасов сказочный сюжет про неуклюжего медведя — Мишку. Читатель не только посмеется над приключениями «Михаила Ивановича» (стихотворение «Генерал Топтыгин»), но и поймет, почему смотритель станции и люди приняли разъяренного медведя за генерала:

 

Собрался честной народ,

Все село в тревоге.

«Генерал в санях ревет,

Как медведь в берлоге»...

 

Особенной любовью согрето стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», сразу привлекающее внимание слушателя: «Дети, я вам расскажу про Мазая...». Все связанное с дедушкой Мазаем выгля­дит в стихотворении необычным, сказочным. И деревенька, кото­рая весной всплывает «словно Венеция», и сам дед: «...Старый Мазай // Любит до страсти свой низменный край», и его беско­нечные увлекательные истории бывалого охотника, и, конечно, больше всего самый забавный его рассказ о том, как он спасал тонущих зайцев. Именно этот рассказ хочет во всех подробностях передать поэт читателям: «Дети, для вас я один записал».

Шесть «Стихотворений, посвященных русским детям» дают представление о том, насколько поэт знал фольклор и предше­ствующую детскую литературу, ее образы, темы, героев. И здесь традиционные формы он наполняет новым содержанием. Совер­шенно переосмысливается им тема сиротки, и вместо привычно­го «коли бедна, будь покорна», дядюшка Яков дарит сиротке Феклуше не пряник, а букварь, напутствуя ее совсем другими словами: «Коли бедна ты, так будь ты умна!».

В русле некрасовских традиций развивалась поэзия для детей А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова, И.С.Никитина, С.Д.Дрожжина с характерными для их поэзии мотивами деревенской природы, крестьянского труда, картинами жизни ребенка.

В творчестве Алексея Николаевича Плещеева (1825— 1893) поэ­зия для детей занимает значительное место. Он был постоянным автором журналов «Детское чтение», «Семья и школа», «Родник», «Игрушечка». Для детей составил две книги: «Подснежник» и «Де­душкины песни». Детство для Плещеева — лучшая пора жизни, пора чистых радостей, дружбы, светлых надежд, когда кажется, что все на свете должно служить ребенку (стихотворение «Огни погасли в доме»):

 

Глядят из сада ветки

Берез и тополей

И шепчут: «Охраняем

Мы тихий сон детей;

Пусть радостные снятся

Всю ночь малюткам сны,

Чудесные виденья

Из сказочной страны...»

 

Однако для Плещеева время детства полно и первых тревог, первых ударов судьбы. Поэт выводит ребенка в огромный мир, дает ему понять и почувствовать, что в жизни есть свой драматизм, рядом с радостью существует горе, солнце может сменить­ся ненастьем. С глубоким состраданием рисует он обездоленного ребенка (стихотворение «Нищие»):

 

В походке, в движеньях, во взоре

Нет резвости детской следа;

Сквозит в них тяжкое горе,

Как в рубище ветхом нужда...

 

Ребенку сочувствует такой же обездоленный старик:

 

И с братом голодным, что было

В котомке, он все разделил;

Собрав свои дряхлые силы,

На ключ за водицей сходил.

 

Обещая много утешительного больному ребенку (стихотворе­ние «Ожидания»), дед не может ответить на главный вопрос: ско­ро ли вернется мама, которой уже нет, и скорбное молчание деда окрашивает все стихотворение грустью и печалью, ставит под со­мнение все ожидания лежащего в жару ребенка.

Взрослые в стихотворениях Плещеева любят детей. Детский смех, детская радость заставляют их забыть свои недуги, усталость, пе­чали («Из жизни», «Бабушка и внучек», «Завтра»). Но в любви этой есть уже и своя требовательность, она осмыслена духовной заботой. Эта духовная забота ощущается и в стихотворении «Дет­ство» (1872), где в воспоминаниях о давних друзьях он выделяет больше всех того, кто, нуждаясь и голодая, «Читал все и ночью и днем. // <... > Любили мы слушать его, и казался // Другим в те минуты он нам: // Нежданно огнем его взор загорался, // И кровь приливала к щекам...». Особенная эта требовательность к детству звучит в стихотворении «Зимний вечер» (1872). В доме, который описывает автор, детям уютно, весело, несмотря на непогоду:

 

Пусть гудит сердито

Вьюга под окном,

Хорошо вам, детки,

В гнездышке своем!

 

Но вся сила этого стихотворения направлена на то, чтобы этим и другим детям стало ясно, что где-то совсем рядом есть другая, несчастливая жизнь, есть сироты, одинокие дети, которым негде укрыться от непогоды. И конец стихотворения звучит как призыв к сочувствию, к милосердию, к заботе о тех, кто в этом так нуждается:

 

Если приведется

Встретить вам таких,

Вы как братьев, детки,

Приголубьте их.

 

Мысль, звучащая в последних строчках, представляется особен­но важной: Плещеев продолжает и развивает здесь определенную литературную традицию. Начиная с Л.Н.Толстого, с его повести «Детство», многие писатели обратились к периоду детства как наи­важнейшему, определяющему подчас всю последующую судьбу человека. Нельзя кончить разговор о Плещееве, не назвав одно из лучших его стихотворений— «Старик» (1877). Во многих хрестома­тиях из этого стихотворения печаталось только несколько строк:

 

— Дедушка, голубчик, сделай мне свисток.

— Дедушка, найди мне беленький грибок.

— Ты хотел мне нынче сказку рассказать.

— Посулил ты белку, дедушка, поймать.

— Ладно, ладно, детки, дайте только срок,

Будет вам и белка, будет и свисток!

 

Есть много сходного в сюжете, в образе плещеевского дедушки с дедом Мазаем. Но есть в этом стихотворении и другая тема — тема любви, благодарности детей к взрослому, к старику. Конец стихотворения «И горюют детки больше всех по нем <...>// И где спит теперь он непробудным сном, // Часто голоса их слышны вечерком» говорит о том, что не исчезают, оставляют вечный след человеческое обаяние, бескорыстие, доброта. Стихотворение это по-особенному вписывается в мысли поэта о детях.

Стихотворение «Старик» сразу вызывает ассоциацию с дру­гим — «Лысый, с белой бородою» И.С.Никитина. Многие стихи Ивана Савича Никитина (1824—1851) — «Ухарь купец», «Жена ямщика», «Утро», «Ночлег в деревне», «Бурлак» — получили известность, стали песнями еще при жизни поэта. С особенной любовью отмечал мастерство лирического пейзажа Никитина Бу­нин: «Красота ранней зари изображена так, что все стихотворе­ние было как бы напоено ее росами, крепкой утренней свеже­стью, всеми запахами мокрых камышей... горячим блеском солн­ца...». Полнее всего о том, как памятно поэту время детства, Ни­китин сказал в стихотворении «Детство веселое, детские грезы»: «Только вас вспомнишь — улыбка и слезы...».

Стихотворение это особенно напоминает «Былое» Плещеева: оба написаны как воспоминание о былом, как воспоминание о том, сколь непросто, а подчас трудно и горько шли дальнейшие годы; неслучайно постоянным рефреном у Никитина звучат строч­ки: «Зимняя вьюга шумит и гудит...». Тем дольше сохраняются в сердце воспоминания о детстве: оно как самое дорогое, незабы­ваемое дает силы преодолевать все житейские невзгоды.

Жизнь Ивана Захаровича Сурикова (1841 — 1880) прошла в тя­желой работе, в борьбе с нуждой. Поэтический дебют его состо­ялся только в конце 60-х годов XIX века, когда Плещеев заметил талантливого самоучку и почувствовал в нем поэта, способного писать для детей. С начала 70-х годов Суриков становится посто­янным автором журналов «Детское чтение», «Воспитание и обу­чение», «Детский сад». Он хорошо знал жизнь крестьянского ре­бенка и, продолжая традиции Некрасова, стремился изобразить ее во всей полноте, с разных сторон. Раннее сиротство, утрата привилегий детства, непосильный труд — на этих мотивах часто строились сюжеты его стихотворений; характерно звучит стихо­творение «Зимой» (1876):

 

Снег стелется в поле.

Из рощи дитя

Санишки с валежником тащит, кряхтя,

И вязнет в сугробах, из сил выбиваясь.

 

Маленький герой Сурикова выступает в ореоле самых высоких нравственных представлений: он уже готов и способен не только разделить горе отца, потерявшего хозяйку дома, но и вообще снять с него непосильные заботы:

 

Я стану лелеять и нянчить сестру

И с ранней зарею вставать поутру;

Потом подрасту и возьмусь за работу.

Зачем мне собою отца тяготить?

 

Для поэзии Сурикова также характерно стремление повернуть «другой стороною медаль», показать поэзию в жизни крестьянского ребенка. Три стихотворения: «В ночном», «На реке», «У пруда» — это три разные картины, где детство предстает во всем его обаянии и поэзии и одновременно в его горькой правде. Как хороши ребята в ночном, когда, сторожа лошадей, у костра, они предаются сво­им фантазиям, чувствуя свободу и радость существования. Не ме­нее поэтична картина ночной рыбной ловли деда с внуком: сколь­ко страхов, сколько сказочных ощущений испытывает ребенок:

 

Как будто сказочный мирок

Открылся вдруг перед глазами:

Виденья чудные пред ним

Вставали пестрыми толпами.

 

И рядом картина как будто совсем из другой жизни в стихо­творении «У пруда» (1877): сторожащая уток малютка-девочка ду­мает о том, как в доме скудно, голодно, как отец пошел в город продавать корову:

 

Маленькое сердце

Сжалось больно, больно,

А кругом так тихо,

Ясно и привольно...

 

Для поэзии Сурикова не характерна сложная метафоричность, простыми средствами он создает образную картину мира, где все взаимосвязано, живет деятельной жизнью (стихотворение «Весна»):

 

В небе тучка набежала,

Мелкий дождик сеет...

В поле травка показалась,

Поле зеленеет.

 

Особое место в русской поэзии заняло его стихотворение «Дет­ство»:

 

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

Вот упали санки,

И я на бок — хлоп.

Кубарем качусь я

Под гору в сугроб!

 

Автор рисует всего две картины: дневные шалости героя с товарищами и вечер дома, в избе. Картины выписаны так круп­но, зримо, с таким эмоциональным подтекстом, что этот как будто однообразный мир становится безгранично большим. День приносит безоглядную радость общения с природой, с друзьями. А в бедной деревенской избе, освещенной лишь огоньком свет­ца, все расставлено по одним и тем же местам — мать сидит за прялкой, дед плетет лапти, а бабка на печи рассказывает внуку сказки, которые рождают в душе мальчика настоящую поэзию. Стихотворение передает те главные, изначальные чувства и по­нятия, которые формируют человека, служат ему опорой всю жизнь.

Органично продолжает некрасовскую традицию творчество Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848—1930). Он родился в семье крепостного, его образование — «две неполных зимы в школе». Жизнь была наполнена поиском заработка, скитаний: он хорошо знал, что такое труд, особенно крестьянский. Едва ли не большая часть поэзии Дрожжина вошла в детское чтение. В 1905 и 1914 годах вышли две книги стихов Дрожжина, также он был постоянным автором журналов «Детское чтение», «Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок». Как будто традиционные мо­тивы — смена времен года, сельские работы, прилет и отлет птиц — окрашиваются в его поэзии личным чувством, природа воспринимается как основа жизни, где сосредоточено самое глав­ное: труд и праздник, природа сама становится источником твор­чества. Дрожжин выразил в стихах самые сильные впечатления жизни, начиная с деревенского детства («Детские годы», 1878). И он тоже может сказать: «И с любовью вспоминаю / Детства прожитые годы». Он делится этими впечатлениями: вот внук про­сит деда научить его пахать (стихотворение «Первая борозда»):

 

И Пахом к сохе с любовью

Внука за руку повел;

Внук тихонько бороздою

За лошадкою пошел...

Долго издали на внука

Смотрит дедушка седой

И любуется глубоко

Проведенной бороздой.

 

Как будто вся трудовая жизнь проходит в стихотворениях «В кре­стьянской семье», «Пахарь», «Летом», «В деревне». Просто и от­крыто говорит поэт об истоках своего творчества:

 

Я для песни задушевной

Взял лесов зеленый шепот,

А у Волги в жар полдневный

Темных струй подслушал ропот;

Взял у осени ненастье,

У весны — благоуханье,

У народа взял я счастье

И безмерное страданье.

 

С самого детства, в первые детские книжки входят его стихо­творения: «Птичка-синичка» («Птичка-синичка / Где посидела, / Там и пропела / Песни свои»), «Птичка» («Весело на поле / Пта­шечке летать, / Над цветами в поле / Песни распевать...»), «Гнез­до ласточки» («Ласточка / Сизокрылая, / Под моим окном / Сви­ла гнездышко...») и самое известное «Все зазеленело... / Солныш­ко блестит, / Жаворонка песня / Льется и звенит...»). Стихотворе­ния эти — настоящая лирика детства.

 

Вопросы и задания

1. Какие новые темы, мотивы, образы каких героев вошли в поэзию в некрасовской лирике?

2. Какие картины наиболее характерны для поэзии И.З.Сурикова, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, С.Д.Дрожжина?

3. Что отличает детство крестьянского ребенка?

4. Герои каких стихотворений запомнились вам больше всего?

5. Сопоставьте разговор «наставника», старшего, с ребенком в поэ­зии Некрасова с таким же художественным приемом в литературе XVIII века. Определите, в чем их различие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 2432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.011 с.)