Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказы Е.Чарушина, Г.Скребицкого, О. ПеровскойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В рассказах писателя и художника Евгения Чарушина (1901 — 1965) описываются чаще всего любимцы детей — щенки и котята, но в каждом из них автор показывает повадки будущего зверя, которые нужно угадать. Чарушин писал:
Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь.
В рассказе «Томка» человек в недоумении — как выбрать из нескольких щенков хорошую охотничью собаку? Предпочтение отдается тому щенку, который умеет быть упорным, а это незаменимое качество на охоте. В то же время писатель видит в своих животных-героях несмышленых малышей, которые в разных ситуациях ведут себя, как дети. Котенок, которого проучили птицы, их обиженно сторонится («Почему Тюпа не ловит птиц»). Щенок спит и, как ребенок, видит сны («Томкины сны»), а дети придумывают его снам забавные объяснения. Вообще дети и зверюшки — распространенная пара в рассказах Чарушина, причем дети держат себя как старшие по отношению к животным, и это выглядит комично (цикл «Никитка и его друзья»). У Бианки есть подобная серия рассказов под названием «Мой хитрый сынишка». Маленький воробышек учится летать («Воробей»), а маленький Никита ему помогает. Иногда игра ребенка с животным заканчивается комическим непониманием, как в рассказе «Никита-доктор», где котенок отказался играть «больного». Но бывает и так, что поведение животных чем-то напоминает отношения в мире людей. В рассказе «О том, как Тюпа снова сделался маленьким» мама-кошка попыталась удержать у себя взрослого котенка. Но Тюпе, как и ребенку, хочется побегать, поэтому он рвется от материнской заботы на волю. Язык коротеньких рассказов Чарушина кажется очень простым, приноровленным к маленькому читателю. Ощущение простоты рождается от короткой фразы. Но она часто ритмически организована и оживлена звуковой игрой. Вот как передаются мысли и звуки маленького котенка Тюпы:
Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!
Неотъемлемой частью рассказов Чарушина являются иллюстрации к ним, сделанные самим писателем. Чтобы приблизиться к миру ребенка, писатели обращаются к воспоминаниям детских лет — они рассказывают о четвероногих друзьях своего детства, первых наблюдениях за животными и об опыте общения с ними (цикл рассказов о животных писателя Георгия Скребицкого так и называется: «Друзья моего детства»). В книге Ольги Перовской (1902— 1961) «Ребята и зверята» (впервые вышла в 1925 году) рассказы о животных тесно переплетаются с описанием семейного быта в доме лесничего. Жизнь в этом доме необычна тем, что среди обитателей дома не только родители и четыре маленьких девочки, но и многочисленные животные. Это не привычные кошечки и собачки, а довольно редкие для городского быта (конь или ишак) или вовсе дикие звери (волки, марал, тигр, лиса). Их повадки писательница описывает со знанием дела, но при этом придерживается детского взгляда на животных. Вот описание маленького марала:
У него были длинные ножки с острыми копытцами, тоненькая шея и круглая широкая головка с большими, как лопухи, ушами.
Таким видит животное маленький ребенок, вполне детским кажется и его желание (рассказ «Мишка»):
Мягкую, пушистую шкурку его так и тянуло погладить.
Когда писательница хочет сообщить сведения о животных, то ссылается при этом на рассказы отца-лесничего. Но основное содержание книги составляют непосредственные детские наблюдения. Дети в рассказах Перовской, и это отличительная особенность ее персонажей, не просто пассивные наблюдатели. Они страстно любят своих питомцев и стараются завоевать их дружбу. Сделать это не просто, ведь у каждого животного свой нрав. Когда в доме появились маленькие волчата (рассказ «Диана и Томчик»), то все были в восторге от зверей, так похожих на щенков. Но это волки, и за желание их погладить одна из девочек чуть не поплатилась пальцем. Неприятности первого знакомства преодолеваются умелым уходом и постоянной заботой о четвероногих питомцах. Немаловажную роль играют родители, которые учат детей терпеливому отношению к животным. Но участие взрослых не ограничивает детской самостоятельности. Писательница создала образы маленьких хозяек, которые справляются с трудной работой, прекрасно ездят верхом, ходят в горы. Самостоятельность проявляется и в том, как отстаивают дети своих друзей. В рассказе «Чубарый» девочки сумели выходить больного коня несмотря на недоверие взрослых к их затее. В итоге доброе отношение к животным всегда вознаграждается с их стороны трогательной привязанностью и верностью. Так, волчица, которую отпускают на волю, вновь и вновь возвращается к воспитавшим ее девочкам («Диана и Томчик»). Немало в книге Перовской комических эпизодов. Многие из них связаны с описанием совместных игр детей и животных. Маленький лисенок «играет в прятки» («Франтик»), а тигренок внимательно слушает, как дети читают интересную книжку («Васька»). Комично выглядит вторжение животных в быт чужих людей. Тигр загнал неосторожного гостя на стол, где ему пришлось сидеть между пирогами в ожидании хозяев («Васька»). Комические эпизоды в рассказах Перовской чередуются с эпизодами драматическими. Жизнь животных среди людей вовсе не безоблачна. Напротив, она все время находится под угрозой. Одного из волков, выросших в доме, убил сосед, тигр Васька умирает в клетке зоопарка, а верного коня Чубарого чуть не погубил сам отец. Такие драматические моменты позволяют в полной мере раскрыться чувствам детей, их глубокой привязанности к своим четвероногим друзьям. Каждая потеря переживается очень тяжело. Но Перовская, верная призванию детской писательницы, чередует эпизоды трагические с такими, в которых торжествует радость от общения человека с животными.
Вопросы и задания 1. Что отличает героев Е. Чарушина в рассказах и в иллюстрациях к ним? 2. Как складываются отношения детей и зверей в рассказах О. Перовской?
Рассказы М.М.Пришвина
Общению человека с природой посвящены рассказы Михаила Михайловича Пришвина (1873 —1954). Природа в них является в конкретных образах — животного, растения, цветущего луга или сосновой рощи. Но в том-то и своеобразие рассказов Пришвина, что за конкретным и зримым кроется всеобщее. Это придает рассказам Пришвина особую глубину. Ею всегда восхищался В. Бианки. В качестве примера настоящей литературы он приводил рассказ Пришвина «Лягушонок»:
В чудесном сердечном рассказе Пришвина о слишком рано весной проснувшемся лягушонке вовсе не тот смысл — «глупый» лягушонок Пришвина — теплый человеческий образ, «поэтический» образ, в котором соединяется все на свете «слишком ранние предтечи слишком медленной весны».
В истории лягушонка, обманутого первым теплом, Бианки увидел образ человека, испытывающего холод окружающей жизни, и отнес это не только к себе, но и к своему поколению. Пришвин говорил о своем художественном методе так:
Реализм, которым я занимаюсь, есть видение души человека в образах природы.
Но душа человека не заслоняет при этом образы природы — они равноправны с миром человека и находятся с ним в глубинной связи. О значении такой связи в жизни человека писал Пришвин в каждом из своих произведений. Рассказы Пришвина принадлежат к особому типу «охотничьих» рассказов, где речь идет не о победе над лесными обитателями, а о наблюдении за животными, об общении с ними. От имени охотника писали В. Бианки, Г. Скребицкий, И.Соколов-Микитов (его книга так и называется «Рассказы охотника»). Охотник в этих рассказах — это в первую очередь знаток и любитель природы, который «уходит» от цивилизации в мир естественной жизни. Именно она влечет охотника к себе, а не добыча или выгода. Поэтому так много рассказов о неудачной охоте, когда человек, охваченный эмоциональным порывом, отказывается от выстрела. Поначалу рассказчик в произведениях Пришвина имел определенное имя и должность. Первый сборник рассказов Пришвина для детей назывался «Рассказы егеря Михаил Михалыча» (1928). Каждый рассказ — какой-нибудь случай из жизни егеря: «Расскажу случай, который был со мной в голодном году» («Говорящий грач»), или «Раз я шел по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа...» («Еж»). Но потом от имени рассказчика писатель отказался, сохранив характерную для него сказовую манеру. Теперь она воспринималась как рассказ от лица самого писателя, охотника и любителя природы. Все случаи, о которых он рассказывает, обычны для охотника или деревенского жителя. Необычно другое — как внимателен рассказчик к каждому событию, как хорошо понимает «разговор» и «мысли» животных. При этом речь идет не только о простой наблюдательности любителя природы, но и о душевной чуткости человека. В рассказе «Гаечки» он наблюдает за поведением двух маленьких лесных птиц, одну из которых осторожно прикрыл ладонью.
Другая гаечка сидела на ветке в двух-трех шагах и попискивала. Можно было догадаться, что она убеждала подругу лежать как можно смирнее. — Ты, — говорила она, — лежи и молчи, а я буду около него пищать; он погонится за мной, я полечу, ты тогда не зевай.
«Разговор» выглядит несколько комично, но вполне достоверно и поучительно — малые пташки ведут себя разумно и бесстрашно. И это вызывает у человека уважительное отношение. Взаимопонимание связывает рассказчика и с его охотничьими собаками. Он понимает все их мысли и переживания, и собаки обращаются к хозяину за поддержкой. В рассказе «Первая стойка» щенок испугался упавшего кирпича. Он застыл на крыльце. Между ним и человеком начинается напряженный диалог.
«Что же делать-то, — спросил я, — разве удрать?» Рома взглянул на меня только одно мгновение, и я хорошо его понял. Он хотел мне сказать: «Я и сам подумываю, как бы удрать, ну а как я повернусь, а он схватит меня за прутик?»
Ситуация комична, ведь опасный враг — это всего лишь кирпич, но переживания щенка не кажутся человеку смешными и страхи собаки ему понятны. Во многих рассказах писатель прибегает к «переводу с бессловесного» (выражение Бианки), пересказывая звериные звуки и мысли. В рассказе «Ярик» тетерка обвела вокруг носа собаку. Но рассказчик, знаток своего дела, сумел одурачить хитрую птицу. Он стал разговаривать с ней на птичьем языке:
...я тихонько свищу, как тетеревята: — Фиу, фиу! Значит: «где ты, мама?» — Квох, квох! — отвечает она. И это значит «Иду!»
Разговаривают у Пришвина между собой и животные, и растения, а человек — понимающий свидетель или участник этого разговора («Разговор птиц и зверей», «Разговор деревьев»). Опытность рассказчика сочетается с простотой и наивностью (это всегда удачный путь к сердцу маленького читателя). Не раз человек, соревнуясь с животным, остается в дураках. Говорящий грач в одноименном рассказе произносит фразу: «Хочешь кашки, дурашка?» именно в тот момент, когда голодный человек безуспешно пытается его поймать. Ум и смелость животных способны вызвать удивление людей, заставить их с уважением отнестись к себе. Сообразительный утенок ловко вылезает по спине наседки из корзинки («Изобретатель»), бесстрашная курица готова биться насмерть с собаками за жизнь приемного утенка («Пиковая дама»). Но и растительный мир способен удивить человека, являясь ему то в одном облике, то в другом, как в рассказе «Золотой луг». Сюжетные ситуации в рассказах Пришвина предельно просты. Но и обыкновенные прогулки, и скромные лесные гостинцы могут доставить радость. В рассказе «Лисичкин хлеб» маленькой девочке вкусным показался кусочек черного хлеба: ведь его «передала» ей из леса лисичка. О том, как важна, а иногда и спасительна для человека связь с природой, рассказывает «Кладовая солнца» (1945). Все в этом произведении имеет двойственную природу (неслучайно обозначение жанра произведения «быль-сказка»). Топографическая и временная определенность, а также достоверность в описаниях природы — все это из области были. Но многие образы в «Кладовой солнца» окружены сказочными ассоциациями. Прежде всего это касается детей, напоминающих пару брата и сестры в русских народных сказках. Недаром даны детям и двойные имена: Митрашу называют «мужичок в мешочке», а Настю — «золотая курочка». Есть двойные имена и у других персонажей сказки: матерого волка зовут Серым помещиком, а спасительницу детей старую охотничью собаку — Травкой. Символика имен прослеживается и в географических названиях — они тоже вызывают сказочно-мифологические ассоциации. Природа в «Кладовой солнца» одушевляется и кажется участницей происходящего, и это в духе сказки. Болотные елочки напоминают старушек, а люди сравниваются с животными. Ссора брата и сестры сопровождается переменами в окружающем мире: надвигается сумрак, поднимается ветер, доносится волчий вой. Но над гибельной разъединенностью поднимаются силы добра, то, что Пришвин называл «правдой вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эта любовь связывает человека и зверя и является залогом продолжения жизни. Проявлением такой любви стала история спасения человека верной собакой. Наконец, о спасительной силе природы говорит и название произведения: «Кладовая солнца». Речь идет не только о залежах болотных богатств, но и о том, чем является для человека природа.
Вопросы и задания 1. Что открывается человеку при его встрече с миром природы в рассказах М.Пришвина? 2. В чем своеобразие жанра «Кладовой солнца»?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.132 (0.009 с.) |