Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детская поэзия и русские поэты 20 века в круге детского чтения. (Поэты группы «обэриу»)

Поиск

Ленинградская литературно – философская группа «объединение реального искусства» вошла в историю авангарда под сокращенным названием ОБЭРИУ. Эта аббревиатура, по мнению авторов, должна восприниматься читателем как знак бессмыслицы и нелепицы. Так в названии группы выразилась ее концептуальная идея – «познание мира вне искажающих реальность логических категорий и механизмов сознания. Они размежевались с поэтами – «заумниками» и футуристами и поставили своей задачей создать «реализм необычайного». По идее обэриутов, искусство вовсе не отражает жизнь, но оно само по себе, оно живет по своим законам. Их привлекло искусство неофициального, близкое к традициям скоморохов, народного театра.

В группу «чинарей», как еще они себя называли, в разное время входили писатели И. Бахтерев, А Введенский, Ю Владимиров, Н. Заболоцкий, Н. Олейников, Даниил Хармс, К. Вагинов, Д. Левиен, философы Я.Друский и Л. Липанский. В этом кружке ценились оригинальный интеллект и широкое образование, дающее право вырабатывать новую концепцию культуры молодого века.

Выработкой подобных концепций были заняты едва ли не все группы писателей и художников первой трети века, начиная с символистов, собирающихся на "Башне" у Вячеслава Иванова. Отличие обэриутов состояло в том, что они отказались от поисков в сферах мистико-религиозных, этико-философских или идеолого- эстетических мыслей. Их молодые умы обратились к математике, геометрии, физике, логике, астрономии и естественным дисциплинам. Отвергли они поначалу и аристотелевскую теорию отражения, активно претворяя свои взгляды в реальной жизни. Так, Хармс придумал совершенный, по его мнению, подарок- "деревянную палочку, на одном конце которой находится шарик, а на другом кубик". Такой предмет можно держать в руках, а если его положить, "то все равно куда". Подарок, идея которого навеяна геометрическими игрушками для годовалых младенцев, не имеет ничего общего с отражением реальности и вместе с тем несет радость, является результатом творческого озарения.

Арестованный Хармс на допросе 13 января 1932 года так пояснял следователю замысел стихотворения "МИЛЛИОН": "В "МИЛЛИОНЕ" тема пионерского движения подменена мною простой маршировкой, которая передана мною и в ритме самого стиха, с другой стороны, внимание детского читателя переключается на комбинации цифр.

Н. Заболоцкий - единственный среди обэриутов имел педагогическое образование. Стихи поэта, написанные для детских изданий, показывают его понимание детской психологии, знакомого с педагогикой, но они слишком привязаны ко времени потому звучали в полную силу только для детей той эпохи. Поколение детей и подростков 60-80-х годов Заболоцкий больше был знаком по "взрослым" стихам(«некрасивая девочка", 1955), по стихотворному переложению "слова о полку Игореве"(1938,1945).

В новом веке руководителям детского чтения следовало бы шире знакомить юное поколение со стихами Заболоцкого. В особенности они пригодились бы подросткам, задумывающимся об основах мироздания. Помимо высокого нравственного смысла в них есть выражение величия Космоса, Природы и человека, что чрезвычайно актуально в нашу эпоху.

К созданию своего стиля обэриуты шли от "реального" понимания таких феноменов, как движение, мышление, память, воображение, речь, зрение и слух. В каждом явлении они обнаруживали некий сдвиг, неточность, ускользание от "правильности", т.е. реальность окутывалась обэриутам как царство абсурда. Юрий Владимиров продемонстрировал чудеса стихотворства в небольшом стихотворении "барабан", употребив сорок пять однокоренных слов. текст буквально громыхает барабанным громом.

Чуковский, Маршак, Барто, Михалков стали мастерами детской поэзии во многом благодаря учебе у детей, обэриуты же пошли дальше всех, вовсе отвергнув классические жанры лирики, зато признав все жанры народной детской поэзии: считалки, загадки, небылицы, перевертыши, игровые припевки. Чаще других размеров использовался " детский" хорей с его акцентированными ударениями, сжатой пружиной ритма. Слова, синтаксические конструкции повторяются, варьируются, как в игре, восходящей к фольклорному обряду. Часто стихотворения обэриутов напоминают запись балаганного представления, комические диалоги нелепых персонажей. Слова будто случайно попадают в строку, неожиданно рифмуются. при этом привычный, стертый их смысл смывается и обнажаются нерастворимые ядра слов. В этой бессмыслице начинает устанавливаться новая логика, возникают неожиданные ассоциативные связи.

Приход поэтов группы ОБЭРИУ в детскую литературу не был случайным. Помимо житейской необходимости причина лежала в сближении их исканий с алогизмом детской жизни, которая вся - сдвиг и неточность. свои произведения обэриуты печатали в основном в детских журналах. они тесно сотрудничали с "академией" Маршака. Самый значительный след в русской литературе для детей оставил Хармс, несмотря на его неоднократные признания, что детей он не любит -за нахальство. особенное значение для истории русской детской литературы имеет то, что Хармси Введенский являются мировыми основоположниками литературы абсурда. Данное обстоятоятельство доказывает, что детская литература может быть полигоном для самых экспериментов, что она в иных случаях может опережать генеральное движение литературы для взрослых.

несмотря на короткую историю группы, обэриуты успели революционизировать язык современной поэзии, да так, что и на рубеже 19-20 века их влияние наряду с влиянием Вел. Хлебникова невозможно не заметить. В эксцентрике, игре, интеллектуализме, в игнорировании этических и политических тем видим мы прметы "обэриутского стиля" стихотворной детской книги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.01 с.)