Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малые фольклорные жанры у русского народа. Пословицы и поговорки.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все произведения малых фольклорных жанров можно разделить на четыре основных группы: · Поэзия пестования или материнская: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. · Бытовой или календарный Фольклор: заклички, приговорки, прозвища, дразнилки, страшилки, мирилки. · Потешный Фольклор: молчанки, словесные игры, припевки, поддевки, скороговорки, небылицы-перевертыши, загадки. · Игровой Фольклор: считалки; жеребьевки, подвижные народные игры. Кроме произведений малых фольклорных жанров особое место занимают пословицы и поговорки. ПОСЛОВИЦА - это короткое, образное народное изречение с глубоким назидательным смыслом; это законченное суждение, завершенная мысль. («за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь») ПОГОВОРКА - это широко распространенное образное выражение, которое метко определяет конкретное жизненное явление или ситуацию; это оборот речи, выражение, элемент суждения. («за двумя зайцами гоняться») В отличие от пословицы в поговорке нет обобщенного поучительного смысла; она ограничивается часто иносказательным определением с яркой эмоциональной оценкой. Народ отмечает: "Поговорка - цветочек, а пословица -ягодка ". Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» Жанр: сказка. Название: «Аленький цветочек» Основная идея: Борьба добра и зла, торжество справедливости, облагораживающая сила духовной стойкости человека перед лицом испытаний. Характеристика героев: Содержание: Околдованного королевича — лесного зверя спасла девичья любовь. Не безобразное чудище, а молодой прекрасный принц в золототканых одеждах предстал перед девицей, его полюбившей. На ее месте были и другие, но только она одна оценила добрую душу королевича — и добродетель оказалась вознагражденной. Худ. Особенности: Воспитательное значение: Возрастная аудитория: Билет 4 Вопрос 1: Сказки возникли в незапамятные времена. Это один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всего мира. СКАЗКА - это художественное, устное повествовательное произведение волшебного, авангардного и сатирического характера с установкой на вымысел, отличающееся особым композиционно -стилевым построением. Сказки - это особый замкнутый мир со своей спецификой, которая выражается в образах, композициях и т.п. Именно вымысел повлиял на содержание сказок, на изображение места действия в них, на характеры действующих лиц. Мораль всегда присутствует и вытекает из сюжета. Для сказки характерно прошедшее время; причем, отмечена неопределенность его давности. Время сказки движется в одном направлении и никогда не возвращается назад. Свое название сказки получили только в начале XIX века (до этого слово "сказка" употреблялось лишь в юридической практике. А до этого времени тексты сказок назывались "байками", а сказочники - "бахарями"). В фольклористике существует два основных направления изучения сказки, как жанра: - Мифологическое, которое утверждает, что все сказки возникли из исторической действительности; - Сравнительно-историческое, которое утверждает, что все сказки были рождены в Индии, откуда они уже разбрелись по всему свету. Отсюда родился термин " бродячий сюжет ", т.е. сюжет, который встречается у ряда народов (причем, сказки могут быть сходными по нравственной идее, но в каждой будут проявляться национальные черты). Попытки классифицировать сказочный материал предпринимались еще в начале XIX века, т.к. по своей тематике и стилистике они весьма разнообразны. В.Г.Белинский попытался разделить сказки на две группы: I. Сказки героические (с волшебным сюжетом; былины). II. Сказки сатирические с социальной проблематикой. Середина XIX века ознаменовалась появлением фундаментального труда видного ученого, исследователя культуры, литературы, фольклора и этнографии русского народа А.Н.Афанасьева (1826-1871) -" Собрание русских народных сказок ". Практически это было первое научно составленное издание свода русских сказок из 550 названий. До сих пор мировая наука не знает большего. Особенности русской народной сказки: - Сюжет однолинейный, динамичный и занимательный; - Характеристики образов героев четкие, конкретные и типичные; - Традиционные приемы построения композиции: ПРИСКАЗКА - ЗАЧИН - ЗАВЯЗКА-РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ-КУЛЬМИНАЦИЯ-РАЗВЯЗКА-КОНЦОВКА - Назначение присказок, зачинов и концовок - ограничить сказку от обыденной жизни (они как бы обрамляют повествование; при этом зачин и концовка всегда обязательны; присказки же может и не быть, т.к. она эмоционально настраивает слушателя, но обычно не связана с сюжетом самой сказки); - Любая сказка эмоциональна и юмористична, а может быть даже сатиричной; - Язык богат, точен и выразителен: используются эпитеты, метафоры, повторы какого-либо действия (чаще всего троекратные - Закон троекратного повторения), антитеза, гипербола, литота, инверсия, тавтология, олицетворение и антропоморфизм (очеловечивание животных) и др.; - Кроме того, сказкам присущи и основные черты всего фольклора: (коллективность, анонимность, устность, вариативность и традиционность). Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения А.Л.Барто Билет 5 Вопрос 1: Литература Киевской Руси складывалась с конца X до середины XIII века. Древнерусский книжник осознавал писание как проповедь христианства, повествовал лишь о том, что считал правдой. Понятие о жанрах еще не сформировалось тогда, систему жанров заменяла система канонов, т.е. правил писания текстов, в зависимости от их назначения. А каноны не предполагали разделения текстов по возрастным категориям читателей. К книге, чтению, грамоте наши далекие предки относились с особым уважением. Существовал особый культ книги. Книгу бережно хранили, лелеяли; относились к ней как к святыне. Книги передавались как сокровища из поколение в поколение, упоминались в завещаниях, дарились и т.д. Книгу не только восхваляли, но учили читать, т.е. воспитывали, так называемую, культуру чтения. Например, в Изборнике Святослава (1076) помещено " Слово о чтении книг где автор не только восхваляет книгу, но и дает советы, как ее читать. Первые дошедшие до нас сведения о детском чтении восходят к концу X - началу XI в.в. 0 книгах, чтении, о распространении грамоты немало сведений нашли в новгородских берестяных грамотах. Среди них - деловые документы, долговые, заемные, любовные письма, разнообразные записки, приглашения и т.п. Дети рано начинали ученье: в Новгороде же найдены кусочки бересты, на которых мальчик Онфим упражнялся в письме и рисовании. По предположению ученых, ему было не больше 5-ти лет. К сожалению, специальных книг для детей долгое время не су -шествовало; дети читали те же книги, что и взрослые. В результате продолжительного отбора в круг чтения детей стали входить прежде всего произведения, которые в какой-то мере удовлетворяли их, отвечали возрастным особенностям и интересам. На долгие годы в круг монастырского, семейного, а значит, и детского чтения вошли - Псалтырь (сборник изречений, притч из Ветхого Завета) и Евангелие (недельное Священное писание, приспособленное для богослужебного календаря). По этим трудным книгам учились грамоте, их читали и перечитывали, заучивали наизусть фрагменты. При отсутствии следов специальной литературы для детей в древнерусский период в круг детского чтения входили учебные, дидактические, познавательные, а значит и детские по своим функциям, источники. Особенно выделяются - Поучения, Лития, фрагменты из летописей, легенды и сказания, военные и бытовые повести. ПОУЧЕНИЯ - один из самых древних и популярных жанров, служивший воспитательным целям. Они обычно писались многоопытными людьми в конце жизни; адресовались подрастающему поколению и служили своеобразным завещанием духовно-нравственного характера. Например, «Поучение Владимира Мономаха.» ЖИТИЯ - повествовали о жизни святых или известных исторических личностях. Главная задача житийной литературы - это создание образа положи -тельного героя, соответствующего официальному идеалу того времени. Писались они по определенному стандарту, хотя каждое имело конкретное содержание. Например, "житие Александра Невского или " 1итие Андрея Боголюбского". ЛЕГЕНДЫ - жанр устной не сказочной прозы, рассказ религиозного содержания с установкой на поддержание веры. Международный термин, первоначально обозначавший жизнеописания святых, позднее - любые тексты религиозно-назидательной направленности. Кроме того, широкое распространение во всем христианском мире имели АПОКРИФЫ – полукнижные, полународные сказания на религиозные темы, основанные на вымысле. Церковь эти тексты отвергает и не принимает, как недостоверные. Тем не менее, именно апокрифы можно назвать зачатками литературных волшебных сказок. Итак, рождение самостоятельной литературы для детей - не одномоментное явление, но процесс длительный и сложный. Начиная с появления письменности и до 1-ой половины XV века включительно, специальных произведений для детей на Руси не существовало. Поэтому данный период считается предисторией детской литературы. На -стоящая же ее история начинается с появления специальных детских произведений, что произошло во 11-ой половине XV века.
ПРЕДИСТОРИЯ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _ (IX - 1-АЯ ПОЛОВИНА XV В.В.) _ В середине IX века, в результате длительного исторического развития и борьбы, в Восточной Европе сложилось древнерусское государство, которое окончательно оформилось после слияния Киева и Новгорода. Различные археологические находки и документы с надписями свидетельствуют, что Древняя Русь знала письменность еще в языческий период. Начало славянской книжной культуры было положено деяниями братьев Кирилла и Мефодия - великих просветителей славянских на -родов, которые создали славянскую азбуку (кириллицу). До начала истории детской литературы еще далеко, но важнейшая традиция ее - следование высокой учительной цели - была заложена в период становления общеславянской письменной культуры. итоги * Общая закономерность в становлении письменной культуры состоит в одновременно возникающей потребности в учениках, школах и текстах учебно-познавательного и нравственно-дидактического назначения. * Формирование круга детского чтения началось намного раньше за -рождения литературы для детей. * Библия была альфой и омегой книжной культуры в средневековой Европе и славянских странах. Зарождение литературы для детей было обусловлено процессом христианского просвещения. * Образ ребенка в древнерусских памятниках связан с представлением об идеальной душе и освещен с нравственно-исторических позиций. * Детская литература эпохи средних веков тесно связана с фольклором и народной книжностью. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения С.Я.Маршака Название: Сказка о глупом мышонке. Жанр: сказка о животных. Основная идея: Привередничество главного героя до добра его не довело Характеристика главных героев: Глупый мышонок – имя героя говорит самого за семя. Маленький привереда был съеден своей нянькой. Мама мышонка – услужливая мать, потакала всем прихотям своего чада. Содержание: Мама мышонка пела ему колыбельну, мышонку не понравилось как она поёт, и он попросил няньку. В роли няньки была и курица и утка и жаба и лошадь, а потом и кошка. Которая в итоге его и съела. Воспитательное значение: учит внимательности и осторожности, на примере маленького мышонка и его трагической несообразительности. Возрастной адресат: вторая младшая группа. Билет 6 Вопрос 1: Период появления первых книг в России для детей, в XV -XVII в.в., можно условно разделить на четыре этапа: 1) II-ая половина XV - 1-ая половина XVI в.в. Первой полноценной рукописной детской книгой является латинская грамматика Димитрия Герасимова «ДОНАТУС» (1491). Она написана в форме вопросов и ответов; делится не на главы а на беседы. Кроме данной книги в этом периоде, как наиболее интересная выделяется книга: «СКАЗАНИЕ О СЕДМИ СВОБОДНЫХ МУДРОСТЯХ» В ней представлены 7 наук. Это: ГРАММАТИКА;РИТОРИКА; АРИФМЕТИКА;ГЕОМЕТРИЯ; АСТРОНОМИЯ;МУЗЫКА;ДИАЛЕКТИКА(С ОСНОВАМИ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ). Подобные книги явл. родоначальниками научно-художественной детской литературы. В основном они служили для образования, познания и воспитания. 2) II-ая половина XVI - начало XVII в.в. В 1574 году во Львове первопечатник Иван Федоров впервые напечатал славянскую «АЗБУКУ», которая считается первой печатной детс. Книгой. Она делится на части. В первой представлен алфавит и упражнения для чтения, во второй - сведения по грамматике, В третьей - хрестоматия для чтения. 3)20-ые - 40-ые г.г. XVII века. Учебные детские книги становятся разнообразнее и уже подразделялись на 4 типа: 1) Азбуки-книги для чтения. 2) Азбуки-прописи 3) Буквари (один из первых был создан Василием Бурцовым в 1634 году в Москве). 4) Азбуковники. (толковые словари и справочники со словами и терминами в алфавитном порядке, присутств. грамматический материал) Первым русским детским поэтом считается - САВВАТИЙ. Ая половина XVII века. В это время появляются школы разных типов: частные, общественные, монастырские, государственные. В 1687 г. в Москве открывается первое Высшее учебное заведение - СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ в ней готовили переводчиков, учителей и справщиков для типографий. Происходит Формирование основных видов и жанров детской литературы. "СИНОПСИС " - краткое обозрение русской истории. Появляется предшественница литературы для маленьких детей лубочная литература. ЛУБКИ - это печатные гравюры с картинками и текстом, которые соединяли в себе качества газеты и плаката, картины и книги; темы были самые разные. Большой вклад в детскую литературу внесло творчество писателя и поэта Кариона Истомина, который считается первым детским писателем. Особого внимания заслуживает ЛИЦЕВОЙ БУКВАРЬ в основе которого лежит принцип занимательности и наглядности. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского Билет 7 Вопрос 1: Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского. В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа. Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи, научно-популярная литература. Вопрос 2: Название: четыре желания. Жанр: Бытовой рассказ. Основная идея: Все времена года хороши. Характеристика главных героев: Папа Мити: умный и хитрый по доброму мужчина. Митя: жизнерадостный мальчик. Содержание: Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!- Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:- Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. Художественные особенности: рассуждения мальчика о каждом времени года. Воспитательное значение: рассказ показывает насколько прекрасно каждое время года, и как можно заниматься многим разным и интересным в каждый погодный сезон. Возрастной адресат: вторая младшая группа. Билет 8 Вопрос 1: III ЭПОХА: РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА XIX век называют золотым веком русской литературы. Впитав в себя лучшие достижения предшествующих эпох, продолжая и развивая их в новых условиях, детская литература XIX века становится высоким искусством. 1. 1-ая половина XIX века В начале века сложилась система высшего, среднего и начального образования, просуществовавшая вплоть до 1917 года. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Быстро увеличивался спрос на книгу, газету, журнал - все это формировало читательскую среду. Стал появляться интерес к собиранию книг; формировались домашние библиотеки. Чтение входит в быт, в привычку, становится своеобразной модой. Именно в 1-ой половине XIX века был заложен фундамент той детской литературы, что сохраняет свою значимость доныне. Смешение различных тенденций классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма дало необыкновенно богатую палитру как во взрослой, так и в детской литературе. Рассказы для детей соединяли в себе познавательность и нравоучительность; постепенно становились все более реалистичными. Много выходило книг и статей религиозного содержания. Делали первые робкие шаги лирика и драматургия для детей. Огромным достижением можно считать появление теории и критики детской литературы - в статьях ведущего критика этого периода В.Г.Белинского. Выходит уже 12 детских журналов. Многие издатели пытались подражать Н.И.Новикову, но этот опыт был неудачным. В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С.Глинка, А. Июимова, А.Зонтаг, В.Бурьянов, П.Фурман, Б.Федоров и другие. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной одаренности. Они внесли достаточно ценный вклад в популяризацию знаний среди детей и в нравственное воспитание подрастающего поколения. Кроме того, при активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые формы и жанры. Например, С.Глинка использовал форму " рассказ из истории "; В.Бурьянов - прием " чтение как прогулка Ведущей темой детской литературы становится История Отечест ва. Крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень быстро входили в круг детского чтения. Учебно-познавательная литература сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Большинство таких изданий осуществлялось с участием ученых и талантливых популяризаторов, поэтому в них сочеталась строгая научность и занимательность изложения. Особенно популярными становятся детские энциклопедии. При чем, энциклопедическая направленность детских книг была в тот период настолько сильна, что даже буквари и азбуки приобретали всеохватывающий характер. В детскую книгу приходят крупные художники, которые закладывают традиции иллюстрирования детских изданий. Среди детских книг этого периода можно выделить: - азбука " Подарок русским детям на память об Отечественной вой -не 1812 года " М.И.Теребенева; - стихи А.С.Шишкова; - " История государства Российского в назидание юношества Покровского; - " Русская история для первоначального чтения " Н.Полевого; - История России в рассказах для детей А.Ишимовой; - п Русская летопись для первоначального чтения "; С.Соловьева; - повесть «Серый армяк» Львова и многие другие. 2. 11-ая половина XIX века В этот период детская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься как почетное и ответственное дело. Расцвет реалистического искусства оказал решающее влияние на детскую литературу, качественно изменив прозу и поэзию для детей (не дав, впрочем, заметного толчка детской драматургии). В теории и критике детской литературы дело было продолжено после Белинского Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым. В детской поэзии выделяется пейзажная лирика; получает широкое распространение гражданская лирика; в нее проникает сатира. Более прочные позиции в детской прозе занимает теперь жанр рассказа. Появляются социально-бытовые, героико-приключенческие и исторические рассказы; отдельно выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Тема Детства - становится ведущей. Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей; они проводят в своих произведениях подробнейший анализ возрастной психологии детей. Так формируется литература о детях, обращенная к родителям и педагогам. Журналы сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода - вплоть до конца века они были средоточием литературной жизни, пропагандировали то или иное направление, новых авторов и новые произведения. Именно журнальные публикации формировали круг чтения, развивали интерес к литературе, потребность в чтении. 3. В теории и критике важным было показать как, кому и зачем нужно писать для детей; что в детской литературе хорошо, а что -нет. В.Г.Белинский (1811-1848) - родоначальник научно обоснованной литературной критики. Им было доказано, что детская литература есть высокое искусство, к которому приложены строгие критерии народности, гуманизма, образности; что детская книга должна служить не только предметом развлечения или обучения, но важным средством духовного развития ребенка. Он провозгласил лозунг литературы для маленьких читателей: " Минуя разум, через сердце ". Указал признаки, по которым узнается псевдо литература, и описал вред, наносимый ею ребенку. Например, его статьи: - Подарок на Новый Год. Две сказки Гофмана для больших и маленьких. Детские сказки дедушки Иринея (наиболее проблемная); - 0 детских книгах "; - " Несколько слов о чтении романов н; - " Библиотека детских повестей и рассказов "; - " Басни Ивана Крылова и другие. Н.Г.Чернышевский (1828-1889) и Н.А.Добролюбов (1836-1861) - последователи Белинского в отношении к детской литературе и ее воспитательной роли. Их взгляды на художественную и научно-просветительскую литературу в главном совпадали. Однако, статьи, их книги, написанные специально для детей, несут на себе от -печаток творческой индивидуальности каждого. Итак, теория и критика литературы в России подняла детскую книгу на достаточный уровень. Видные деятели литературы не только ставили перед детской литературой актуальные задачи, но и сами принимали участие в разработке ее теоретических основ; пробовали писать для детей, и тем самым развивали и укрепляли наиболее прогрессивное направление в ней. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского Билет 9 Вопрос 1: ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ как "детский" поэт Крылов принадлежит XIX веку: басни, прочно вошедшие в круг детского чтения, он стал писать во второй половине жизни. Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен. Своим сюжетом они напоминают сказку: действующими лицами чаще всего являются животные и птицы, которые разговаривают. События разворачиваются очень быстро. Содержание любой басни легко можно пересказать, инсценировать или просто читать по ролям. Басни остроумны и ироничны. Дети, читая и слушая их, развивают наблюдательность; учатся подмечать смешное и комичное в людях и их отношениях. Басни Крылова вполне можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Басня - это краткий аллегорический рассказ, содержащий нравоучение. Басня относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят своими корнями в глубокую древность. Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный рассказ или притчу, в которой обычно действовали наделенные человеческими чертами животные, реже сами люди. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение русской народной сказки о животных Билет 10 Вопрос 1: В. А. Жуковский (1783-1852) открыл в человеке способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций, чем способствовал развитию в России сентиментализма. В романтических балладах и стихотворных сказках всегда происходит что-то необычное. Сюжеты сказок узорчаты, действие у Жуковского происходит в условном пространстве, необычность которого, как правило, многократно усилена: в заколдованном лесу, в объятом снов княжеском дворце, в волшебном (райском) саду. Сказка, по мнению поэта, должна быть чистой, т.е. не иметь иной цели, кроме непорочного занятия фантазией. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами ее переживаний. «Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом — это идея романтической личности. Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую...» (Г. А, Гуковский). Все это было развито Пушкиным, а также другими русскими поэтами: Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым, Блоком. Внимательно перечитывая стихи Жуковского, понимаешь высокую художественную ценность его поэзии и то, как велико значение этого поэта не только для русского романтизма, но и для всей русской литературы. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение сказки мирового фольклора Билет 11 Вопрос 1: АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН Творчество величайшего русского поэта необычайно расширило круг детского чтения и оказало огромное влияние на детскую литературу. Сказки Пушкина - это вершина в развитии стихотворной литературной сказки в России XIX века. В 20-ые годы, он записывал народные песни, пословицы, поговорки и, сказки, которые рассказывала ему няня. Для Пушкина фольклор - это средство познания народности и форма выражения народности. А сказки - как ответ на эту проблему; в них он видел синтез всех элементов фольклора. Знаменитый пролог к поэме " Руслан и Людмила " - появился в 1828 году, во втором издании поэмы. Воспринимается читателями как пролог ко всем пушкинским сказкам. Представляет собой вполне самостоятельное произведение. Главная его отличительная черта - это мозаичность. Сказка-баллада " Жених " - опубликовано в 1827 году; явилось как бы первым обращением поэта к жанру сказки. В его основу положена русская народная сказка о женихе, который оказался разбойником. Здесь Пушкин создает образы, следуя фольклорным традициям. ° В 1830 году Пушкин начинает работу над сказкой " Как весенней теплою порою " о медведихе, которая так и осталась незавершенной. Творческие искания Пушкина завершились в 30-ые годы созданием пяти стихотворных сказок. В сентябре 1834 года Пушкин набросал план издания цикла сказок, в котором расположил их не по хронологии, а согласно основным идеям:«Жених» «0 царе Салтане»,«0 мертвой царевне»- «0 Балде» 0 рыбке», «0 петушке».Пушкинские сказки делятся на две группы: - сказки-поэмы (0 царе Салтане,0 мертвой царевне)они заканчиваются счастливо; в них - добро и зло однозначно, а положительные и отрицательные герои не вызывают сомнений. - сказки-новеллы (0 Балде, О рыбке, 0 петушке) они заканчиваются справедливо, но несчастливо; в них отрицательные герои побеждаются силами, несущими то добро, то зло. И каждая сказка - неповторима; у каждой - свой стих, свои образы и свое настроение. Вопрос 2: (см. билет 1) Билет 12 Вопрос 1: ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ (1815 - 1869) Ершова часто называют «человеком одной книги»: так велика была слава его сказки «Конек-Горбунок», заслонившая все написанное этим талантливым человеком. А ОН был автором многих лирических стихотворений, рассказов, пьес (наиболее известная «Суворов»и «станционный смотритель»), поэмы «Сузге» (о драматическом эпизоде из времен покорения Сибири Ермаком). Под влиянием пушкинских сказок, которые появились в студенческие годы Ершова, он решил испытать свои поэтические силы и написать стихотворную сказку. Так возникла сказка «Конек-Горбунок» Опубликована сказка была в 1834 году (в IV издание (1856) Ершов внес много исправлений; а в V издание (1861) была внесена последняя правка). Сказка представляет произведение уникальное в русской детской литературе. Она объединяет в себе ряд центральных сказочных тем русского фольклора; одна из главных ее отличительных черт -сочетание трех основных типов народного произведения: волшебной, сатирико-бытовой и сказки о животных. Но, Ершов не просто соединил куски из отдельных сказок, а создал совершенно новое, цельное и законченное произведение. Поэт использует и чисто литературные приемы: эпиграфы; многоплановый сюжет; развернутые описания; лирические отступления; прямые обращения к читателю. Сказка отличается строгостью и логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое. Она делится на три равных части: сюжет каждой представляет собой законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время здесь уплотнено до предела, а пространство - безгранично. В каждой части есть центральное, главное событие, которое наиболее полно выявляет характеры героев и предопределяет дальнейшие события. Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: победой главного героя, свадьбой и пиром на весь мир. Таким образом, вслед за Пушкиным Ершов утвердил жанр литературной сказки в России XIX века; выступил продолжателем Пушкинских традиций в сказочном жанре. Ершов выразил в своей сказке взгляды передового человека своего времени. Здесь, в значительно большей степени, чем в других русских литературных сказках, присутствует реалистическая достоверность: широко отражен русский быт; социальная жизнь России; такие стороны действительности, к которым народная сказка почти не обращается. И хотя она адресована взрослым, считается классикой детского чтения и детской литературы. Вопрос 2: (см. билет 1) Билет 13 Вопрос 1: РУССКИЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ XIX ВЕКА В процессе дальнейшего развития русской литературы, утверждения в ней принципов реализма, видоизменяется и сама литературная сказка. Она сохраняет связь с фольклорными источниками и на родным мировоззрением, но связи ее с реальной действительностью становятся все более прочными. Возникает литературная сказка, специально предназначенная для детей. В одних случаях детская сказка продолжала предшествующую традицию и представляла собой литературную обработку народ ной сказки. В других случаях писатели стремились на современном бытовом и жизненном материале воспитать в ребенке добрые чувства и высокие нравственные принципы. АНТОНИИ ПОГОРЕЛЬСКИЙ (1787 - 1836)(АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ) Писал стихи, статьи о литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял у истоков фантастического направления в отечественной литературе. Для его произведений характерно соединение таинственного, мистического с реалистическим изображением быта, нравов российской жизни. Живая, остроумная, ироничная манера повествования делает его произведения привлекательными. Последние годы жизни писатель провел в своем маленьком мало российском имении Погорельцы (отсюда его псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши -впоследствии известного писателя А.К.Толстого. Ему и была рассказана история, легшая в основу повести-сказки. В 1822 году увидела свет фантастическая повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители» Эта сказка была единственным его произведением для детей, но именно она принесла ему славу выдающегося детского писателя. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки Погорельского сделали ее выдающимся произведением литературы XIX века. Оно открывает собой историю русской художественной детской прозы, историю автобиографической прозы о детстве. ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (1803 - 1862) Философ, писатель-сказочник, автор мистических повестей и рассказов, талантливый музыкант - таков еще не полный перечень его дарований и направлений деятельности. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея», заслуживших широкую популярность у юных читателей. Нравственные и педагогические идеи писателя, воплощенные в его сказках, всегда конкретны и наглядны, расширяют представления читателя о действительности. ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ (1801 - 1872) Посвятил всю свою жизнь изучению и собиранию произведений устного народного творчества. В.И.Даль широко известен как автор " Толкового словаря живого великорусского языка " (1863-1866). Художественное его творчество в основном осталось предметом исследования литературоведов за исключением сказок. Даль писал очерки (под псевдонимом "Казак Луганский"), был собирателем пословиц и поговорок, сочинял сказки по мотивам и сюжетам фольклора. Вопрос 2: (см. билет 2) Билет 14 Вопрос 1: Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.016 с.) |