![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малые фольклорные жанры у русского народа. Пословицы и поговорки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все произведения малых фольклорных жанров можно разделить на четыре основных группы: · Поэзия пестования или материнская: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. · Бытовой или календарный Фольклор: заклички, приговорки, прозвища, дразнилки, страшилки, мирилки. · Потешный Фольклор: молчанки, словесные игры, припевки, поддевки, скороговорки, небылицы-перевертыши, загадки. · Игровой Фольклор: считалки; жеребьевки, подвижные народные игры. Кроме произведений малых фольклорных жанров особое место занимают пословицы и поговорки. ПОСЛОВИЦА - это короткое, образное народное изречение с глубоким назидательным смыслом; это законченное суждение, завершенная мысль. («за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь») ПОГОВОРКА - это широко распространенное образное выражение, которое метко определяет конкретное жизненное явление или ситуацию; это оборот речи, выражение, элемент суждения. («за двумя зайцами гоняться») В отличие от пословицы в поговорке нет обобщенного поучительного смысла; она ограничивается часто иносказательным определением с яркой эмоциональной оценкой. Народ отмечает: "Поговорка - цветочек, а пословица -ягодка ". Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» Жанр: сказка. Название: «Аленький цветочек» Основная идея: Борьба добра и зла, торжество справедливости, облагораживающая сила духовной стойкости человека перед лицом испытаний. Характеристика героев: Содержание: Околдованного королевича — лесного зверя спасла девичья любовь. Не безобразное чудище, а молодой прекрасный принц в золототканых одеждах предстал перед девицей, его полюбившей. На ее месте были и другие, но только она одна оценила добрую душу королевича — и добродетель оказалась вознагражденной. Худ. Особенности: Воспитательное значение: Возрастная аудитория: Билет 4 Вопрос 1: Сказки возникли в незапамятные времена. Это один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всего мира. СКАЗКА - это художественное, устное повествовательное произведение волшебного, авангардного и сатирического характера с установкой на вымысел, отличающееся особым композиционно -стилевым построением. Сказки - это особый замкнутый мир со своей спецификой, которая выражается в образах, композициях и т.п. Именно вымысел повлиял на содержание сказок, на изображение места действия в них, на характеры действующих лиц. Мораль всегда присутствует и вытекает из сюжета. Для сказки характерно прошедшее время; причем, отмечена неопределенность его давности. Время сказки движется в одном направлении и никогда не возвращается назад.
Свое название сказки получили только в начале XIX века (до этого слово "сказка" употреблялось лишь в юридической практике. А до этого времени тексты сказок назывались "байками", а сказочники - "бахарями"). В фольклористике существует два основных направления изучения сказки, как жанра: - Мифологическое, которое утверждает, что все сказки возникли из исторической действительности; - Сравнительно-историческое, которое утверждает, что все сказки были рождены в Индии, откуда они уже разбрелись по всему свету. Отсюда родился термин " бродячий сюжет ", т.е. сюжет, который встречается у ряда народов (причем, сказки могут быть сходными по нравственной идее, но в каждой будут проявляться национальные черты). Попытки классифицировать сказочный материал предпринимались еще в начале XIX века, т.к. по своей тематике и стилистике они весьма разнообразны. В.Г.Белинский попытался разделить сказки на две группы: I. Сказки героические (с волшебным сюжетом; былины). II. Сказки сатирические с социальной проблематикой. Середина XIX века ознаменовалась появлением фундаментального труда видного ученого, исследователя культуры, литературы, фольклора и этнографии русского народа А.Н.Афанасьева (1826-1871) -" Собрание русских народных сказок ". Практически это было первое научно составленное издание свода русских сказок из 550 названий. До сих пор мировая наука не знает большего. Особенности русской народной сказки: - Сюжет однолинейный, динамичный и занимательный; - Характеристики образов героев четкие, конкретные и типичные; - Традиционные приемы построения композиции: ПРИСКАЗКА - ЗАЧИН - ЗАВЯЗКА-РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ-КУЛЬМИНАЦИЯ-РАЗВЯЗКА-КОНЦОВКА - Назначение присказок, зачинов и концовок - ограничить сказку от обыденной жизни (они как бы обрамляют повествование; при этом зачин и концовка всегда обязательны; присказки же может и не быть, т.к. она эмоционально настраивает слушателя, но обычно не связана с сюжетом самой сказки);
- Любая сказка эмоциональна и юмористична, а может быть даже сатиричной; - Язык богат, точен и выразителен: используются эпитеты, метафоры, повторы какого-либо действия (чаще всего троекратные - Закон троекратного повторения), антитеза, гипербола, литота, инверсия, тавтология, олицетворение и антропоморфизм (очеловечивание животных) и др.; - Кроме того, сказкам присущи и основные черты всего фольклора: (коллективность, анонимность, устность, вариативность и традиционность). Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения А.Л.Барто Билет 5 Вопрос 1: Литература Киевской Руси складывалась с конца X до середины XIII века. Древнерусский книжник осознавал писание как проповедь христианства, повествовал лишь о том, что считал правдой. Понятие о жанрах еще не сформировалось тогда, систему жанров заменяла система канонов, т.е. правил писания текстов, в зависимости от их назначения. А каноны не предполагали разделения текстов по возрастным категориям читателей. К книге, чтению, грамоте наши далекие предки относились с особым уважением. Существовал особый культ книги. Книгу бережно хранили, лелеяли; относились к ней как к святыне. Книги передавались как сокровища из поколение в поколение, упоминались в завещаниях, дарились и т.д. Книгу не только восхваляли, но учили читать, т.е. воспитывали, так называемую, культуру чтения. Например, в Изборнике Святослава (1076) помещено " Слово о чтении книг где автор не только восхваляет книгу, но и дает советы, как ее читать. Первые дошедшие до нас сведения о детском чтении восходят к концу X - началу XI в.в. 0 книгах, чтении, о распространении грамоты немало сведений нашли в новгородских берестяных грамотах. Среди них - деловые документы, долговые, заемные, любовные письма, разнообразные записки, приглашения и т.п. Дети рано начинали ученье: в Новгороде же найдены кусочки бересты, на которых мальчик Онфим упражнялся в письме и рисовании. По предположению ученых, ему было не больше 5-ти лет. К сожалению, специальных книг для детей долгое время не су -шествовало; дети читали те же книги, что и взрослые. В результате продолжительного отбора в круг чтения детей стали входить прежде всего произведения, которые в какой-то мере удовлетворяли их, отвечали возрастным особенностям и интересам. На долгие годы в круг монастырского, семейного, а значит, и детского чтения вошли - Псалтырь (сборник изречений, притч из Ветхого Завета) и Евангелие (недельное Священное писание, приспособленное для богослужебного календаря). По этим трудным книгам учились грамоте, их читали и перечитывали, заучивали наизусть фрагменты. При отсутствии следов специальной литературы для детей в древнерусский период в круг детского чтения входили учебные, дидактические, познавательные, а значит и детские по своим функциям, источники. Особенно выделяются - Поучения, Лития, фрагменты из летописей, легенды и сказания, военные и бытовые повести. ПОУЧЕНИЯ - один из самых древних и популярных жанров, служивший воспитательным целям. Они обычно писались многоопытными людьми в конце жизни; адресовались подрастающему поколению и служили своеобразным завещанием духовно-нравственного характера. Например, «Поучение Владимира Мономаха.»
ЖИТИЯ - повествовали о жизни святых или известных исторических личностях. Главная задача житийной литературы - это создание образа положи -тельного героя, соответствующего официальному идеалу того времени. Писались они по определенному стандарту, хотя каждое имело конкретное содержание. Например, "житие Александра Невского или " 1итие Андрея Боголюбского". ЛЕГЕНДЫ - жанр устной не сказочной прозы, рассказ религиозного содержания с установкой на поддержание веры. Международный термин, первоначально обозначавший жизнеописания святых, позднее - любые тексты религиозно-назидательной направленности. Кроме того, широкое распространение во всем христианском мире имели АПОКРИФЫ – полукнижные, полународные сказания на религиозные темы, основанные на вымысле. Церковь эти тексты отвергает и не принимает, как недостоверные. Тем не менее, именно апокрифы можно назвать зачатками литературных волшебных сказок. Итак, рождение самостоятельной литературы для детей - не одномоментное явление, но процесс длительный и сложный. Начиная с появления письменности и до 1-ой половины XV века включительно, специальных произведений для детей на Руси не существовало. Поэтому данный период считается предисторией детской литературы. На -стоящая же ее история начинается с появления специальных детских произведений, что произошло во 11-ой половине XV века.
ПРЕДИСТОРИЯ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _ (IX - 1-АЯ ПОЛОВИНА XV В.В.) _ В середине IX века, в результате длительного исторического развития и борьбы, в Восточной Европе сложилось древнерусское государство, которое окончательно оформилось после слияния Киева и Новгорода. Различные археологические находки и документы с надписями свидетельствуют, что Древняя Русь знала письменность еще в языческий период. Начало славянской книжной культуры было положено деяниями братьев Кирилла и Мефодия - великих просветителей славянских на -родов, которые создали славянскую азбуку (кириллицу). До начала истории детской литературы еще далеко, но важнейшая традиция ее - следование высокой учительной цели - была заложена в период становления общеславянской письменной культуры. итоги * Общая закономерность в становлении письменной культуры состоит в одновременно возникающей потребности в учениках, школах и текстах учебно-познавательного и нравственно-дидактического назначения. * Формирование круга детского чтения началось намного раньше за -рождения литературы для детей.
* Библия была альфой и омегой книжной культуры в средневековой Европе и славянских странах. Зарождение литературы для детей было обусловлено процессом христианского просвещения. * Образ ребенка в древнерусских памятниках связан с представлением об идеальной душе и освещен с нравственно-исторических позиций. * Детская литература эпохи средних веков тесно связана с фольклором и народной книжностью. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения С.Я.Маршака Название: Сказка о глупом мышонке. Жанр: сказка о животных. Основная идея: Привередничество главного героя до добра его не довело Характеристика главных героев: Глупый мышонок – имя героя говорит самого за семя. Маленький привереда был съеден своей нянькой. Мама мышонка – услужливая мать, потакала всем прихотям своего чада. Содержание: Мама мышонка пела ему колыбельну, мышонку не понравилось как она поёт, и он попросил няньку. В роли няньки была и курица и утка и жаба и лошадь, а потом и кошка. Которая в итоге его и съела. Воспитательное значение: учит внимательности и осторожности, на примере маленького мышонка и его трагической несообразительности. Возрастной адресат: вторая младшая группа. Билет 6 Вопрос 1: Период появления первых книг в России для детей, в XV -XVII в.в., можно условно разделить на четыре этапа: 1) II-ая половина XV - 1-ая половина XVI в.в. Первой полноценной рукописной детской книгой является латинская грамматика Димитрия Герасимова «ДОНАТУС» (1491). Она написана в форме вопросов и ответов; делится не на главы а на беседы. Кроме данной книги в этом периоде, как наиболее интересная выделяется книга: «СКАЗАНИЕ О СЕДМИ СВОБОДНЫХ МУДРОСТЯХ» В ней представлены 7 наук. Это: ГРАММАТИКА;РИТОРИКА; АРИФМЕТИКА;ГЕОМЕТРИЯ; АСТРОНОМИЯ;МУЗЫКА;ДИАЛЕКТИКА(С ОСНОВАМИ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ). Подобные книги явл. родоначальниками научно-художественной детской литературы. В основном они служили для образования, познания и воспитания. 2) II-ая половина XVI - начало XVII в.в. В 1574 году во Львове первопечатник Иван Федоров впервые напечатал славянскую «АЗБУКУ», которая считается первой печатной детс. Книгой. Она делится на части. В первой представлен алфавит и упражнения для чтения, во второй - сведения по грамматике, В третьей - хрестоматия для чтения. 3)20-ые - 40-ые г.г. XVII века. Учебные детские книги становятся разнообразнее и уже подразделялись на 4 типа: 1) Азбуки-книги для чтения. 2) Азбуки-прописи 3) Буквари (один из первых был создан Василием Бурцовым в 1634 году в Москве). 4) Азбуковники. (толковые словари и справочники со словами и терминами в алфавитном порядке, присутств. грамматический материал) Первым русским детским поэтом считается - САВВАТИЙ. Ая половина XVII века. В это время появляются школы разных типов: частные, общественные, монастырские, государственные. В 1687 г. в Москве открывается первое Высшее учебное заведение - СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ в ней готовили переводчиков, учителей и справщиков для типографий.
Происходит Формирование основных видов и жанров детской литературы. "СИНОПСИС " - краткое обозрение русской истории. Появляется предшественница литературы для маленьких детей лубочная литература. ЛУБКИ - это печатные гравюры с картинками и текстом, которые соединяли в себе качества газеты и плаката, картины и книги; темы были самые разные. Большой вклад в детскую литературу внесло творчество писателя и поэта Кариона Истомина, который считается первым детским писателем. Особого внимания заслуживает ЛИЦЕВОЙ БУКВАРЬ в основе которого лежит принцип занимательности и наглядности. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского Билет 7 Вопрос 1: Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского. В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа. Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи, научно-популярная литература. Вопрос 2: Название: четыре желания. Жанр: Бытовой рассказ. Основная идея: Все времена года хороши. Характеристика главных героев: Папа Мити: умный и хитрый по доброму мужчина. Митя: жизнерадостный мальчик. Содержание: Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!- Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:- Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. Художественные особенности: рассуждения мальчика о каждом времени года. Воспитательное значение: рассказ показывает насколько прекрасно каждое время года, и как можно заниматься многим разным и интересным в каждый погодный сезон. Возрастной адресат: вторая младшая группа. Билет 8 Вопрос 1: III ЭПОХА: РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА XIX век называют золотым веком русской литературы. Впитав в себя лучшие достижения предшествующих эпох, продолжая и развивая их в новых условиях, детская литература XIX века становится высоким искусством. 1. 1-ая половина XIX века В начале века сложилась система высшего, среднего и начального образования, просуществовавшая вплоть до 1917 года. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Быстро увеличивался спрос на книгу, газету, журнал - все это формировало читательскую среду. Стал появляться интерес к собиранию книг; формировались домашние библиотеки. Чтение входит в быт, в привычку, становится своеобразной модой. Именно в 1-ой половине XIX века был заложен фундамент той детской литературы, что сохраняет свою значимость доныне. Смешение различных тенденций классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма дало необыкновенно богатую палитру как во взрослой, так и в детской литературе. Рассказы для детей соединяли в себе познавательность и нравоучительность; постепенно становились все более реалистичными. Много выходило книг и статей религиозного содержания. Делали первые робкие шаги лирика и драматургия для детей. Огромным достижением можно считать появление теории и критики детской литературы - в статьях ведущего критика этого периода В.Г.Белинского. Выходит уже 12 детских журналов. Многие издатели пытались подражать Н.И.Новикову, но этот опыт был неудачным. В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С.Глинка, А. Июимова, А.Зонтаг, В.Бурьянов, П.Фурман, Б.Федоров и другие. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной одаренности. Они внесли достаточно ценный вклад в популяризацию знаний среди детей и в нравственное воспитание подрастающего поколения. Кроме того, при активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые формы и жанры. Например, С.Глинка использовал форму " рассказ из истории "; В.Бурьянов - прием " чтение как прогулка Ведущей темой детской литературы становится История Отечест ва. Крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень быстро входили в круг детского чтения. Учебно-познавательная литература сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Большинство таких изданий осуществлялось с участием ученых и талантливых популяризаторов, поэтому в них сочеталась строгая научность и занимательность изложения. Особенно популярными становятся детские энциклопедии. При чем, энциклопедическая направленность детских книг была в тот период настолько сильна, что даже буквари и азбуки приобретали всеохватывающий характер. В детскую книгу приходят крупные художники, которые закладывают традиции иллюстрирования детских изданий. Среди детских книг этого периода можно выделить: - азбука " Подарок русским детям на память об Отечественной вой -не 1812 года " М.И.Теребенева; - стихи А.С.Шишкова; - " История государства Российского в назидание юношества Покровского; - " Русская история для первоначального чтения " Н.Полевого; - История России в рассказах для детей А.Ишимовой; - п Русская летопись для первоначального чтения "; С.Соловьева; - повесть «Серый армяк» Львова и многие другие. 2. 11-ая половина XIX века В этот период детская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься как почетное и ответственное дело. Расцвет реалистического искусства оказал решающее влияние на детскую литературу, качественно изменив прозу и поэзию для детей (не дав, впрочем, заметного толчка детской драматургии). В теории и критике детской литературы дело было продолжено после Белинского Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым. В детской поэзии выделяется пейзажная лирика; получает широкое распространение гражданская лирика; в нее проникает сатира. Более прочные позиции в детской прозе занимает теперь жанр рассказа. Появляются социально-бытовые, героико-приключенческие и исторические рассказы; отдельно выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Тема Детства - становится ведущей. Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей; они проводят в своих произведениях подробнейший анализ возрастной психологии детей. Так формируется литература о детях, обращенная к родителям и педагогам. Журналы сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода - вплоть до конца века они были средоточием литературной жизни, пропагандировали то или иное направление, новых авторов и новые произведения. Именно журнальные публикации формировали круг чтения, развивали интерес к литературе, потребность в чтении. 3. В теории и критике важным было показать как, кому и зачем нужно писать для детей; что в детской литературе хорошо, а что -нет. В.Г.Белинский (1811-1848) - родоначальник научно обоснованной литературной критики. Им было доказано, что детская литература есть высокое искусство, к которому приложены строгие критерии народности, гуманизма, образности; что детская книга должна служить не только предметом развлечения или обучения, но важным средством духовного развития ребенка. Он провозгласил лозунг литературы для маленьких читателей: " Минуя разум, через сердце ". Указал признаки, по которым узнается псевдо литература, и описал вред, наносимый ею ребенку. Например, его статьи: - Подарок на Новый Год. Две сказки Гофмана для больших и маленьких. Детские сказки дедушки Иринея (наиболее проблемная); - 0 детских книгах "; - " Несколько слов о чтении романов н; - " Библиотека детских повестей и рассказов "; - " Басни Ивана Крылова и другие. Н.Г.Чернышевский (1828-1889) и Н.А.Добролюбов (1836-1861) - последователи Белинского в отношении к детской литературе и ее воспитательной роли. Их взгляды на художественную и научно-просветительскую литературу в главном совпадали. Однако, статьи, их книги, написанные специально для детей, несут на себе от -печаток творческой индивидуальности каждого. Итак, теория и критика литературы в России подняла детскую книгу на достаточный уровень. Видные деятели литературы не только ставили перед детской литературой актуальные задачи, но и сами принимали участие в разработке ее теоретических основ; пробовали писать для детей, и тем самым развивали и укрепляли наиболее прогрессивное направление в ней. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского Билет 9 Вопрос 1: ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ как "детский" поэт Крылов принадлежит XIX веку: басни, прочно вошедшие в круг детского чтения, он стал писать во второй половине жизни. Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен. Своим сюжетом они напоминают сказку: действующими лицами чаще всего являются животные и птицы, которые разговаривают. События разворачиваются очень быстро. Содержание любой басни легко можно пересказать, инсценировать или просто читать по ролям. Басни остроумны и ироничны. Дети, читая и слушая их, развивают наблюдательность; учатся подмечать смешное и комичное в людях и их отношениях. Басни Крылова вполне можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Басня - это краткий аллегорический рассказ, содержащий нравоучение. Басня относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят своими корнями в глубокую древность. Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный рассказ или притчу, в которой обычно действовали наделенные человеческими чертами животные, реже сами люди. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение русской народной сказки о животных Билет 10 Вопрос 1: В. А. Жуковский (1783-1852) открыл в человеке способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций, чем способствовал развитию в России сентиментализма. В романтических балладах и стихотворных сказках всегда происходит что-то необычное. Сюжеты сказок узорчаты, действие у Жуковского происходит в условном пространстве, необычность которого, как правило, многократно усилена: в заколдованном лесу, в объятом снов княжеском дворце, в волшебном (райском) саду. Сказка, по мнению поэта, должна быть чистой, т.е. не иметь иной цели, кроме непорочного занятия фантазией. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами ее переживаний. «Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом — это идея романтической личности. Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую...» (Г. А, Гуковский). Все это было развито Пушкиным, а также другими русскими поэтами: Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым, Блоком. Внимательно перечитывая стихи Жуковского, понимаешь высокую художественную ценность его поэзии и то, как велико значение этого поэта не только для русского романтизма, но и для всей русской литературы. Вопрос 2: Анализ и выразительное чтение сказки мирового фольклора Билет 11 Вопрос 1: АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН Творчество величайшего русского поэта необычайно расширило круг детского чтения и оказало огромное влияние на детскую литературу. Сказки Пушкина - это вершина в развитии стихотворной литературной сказки в России XIX века. В 20-ые годы, он записывал народные песни, пословицы, поговорки и, сказки, которые рассказывала ему няня. Для Пушкина фольклор - это средство познания народности и форма выражения народности. А сказки - как ответ на эту проблему; в них он видел синтез всех элементов фольклора. Знаменитый пролог к поэме " Руслан и Людмила " - появился в 1828 году, во втором издании поэмы. Воспринимается читателями как пролог ко всем пушкинским сказкам. Представляет собой вполне самостоятельное произведение. Главная его отличительная черта - это мозаичность. Сказка-баллада " Жених " - опубликовано в 1827 году; явилось как бы первым обращением поэта к жанру сказки. В его основу положена русская народная сказка о женихе, который оказался разбойником. Здесь Пушкин создает образы, следуя фольклорным традициям. ° В 1830 году Пушкин начинает работу над сказкой " Как весенней теплою порою " о медведихе, которая так и осталась незавершенной. Творческие искания Пушкина завершились в 30-ые годы созданием пяти стихотворных сказок. В сентябре 1834 года Пушкин набросал план издания цикла сказок, в котором расположил их не по хронологии, а согласно основным идеям:«Жених» «0 царе Салтане»,«0 мертвой царевне»- «0 Балде» 0 рыбке», «0 петушке».Пушкинские сказки делятся на две группы: - сказки-поэмы (0 царе Салтане,0 мертвой царевне)они заканчиваются счастливо; в них - добро и зло однозначно, а положительные и отрицательные герои не вызывают сомнений. - сказки-новеллы (0 Балде, О рыбке, 0 петушке) они заканчиваются справедливо, но несчастливо; в них отрицательные герои побеждаются силами, несущими то добро, то зло. И каждая сказка - неповторима; у каждой - свой стих, свои образы и свое настроение. Вопрос 2: (см. билет 1) Билет 12 Вопрос 1: ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ (1815 - 1869) Ершова часто называют «человеком одной книги»: так велика была слава его сказки «Конек-Горбунок», заслонившая все написанное этим талантливым человеком. А ОН был автором многих лирических стихотворений, рассказов, пьес (наиболее известная «Суворов»и «станционный смотритель»), поэмы «Сузге» (о драматическом эпизоде из времен покорения Сибири Ермаком). Под влиянием пушкинских сказок, которые появились в студенческие годы Ершова, он решил испытать свои поэтические силы и написать стихотворную сказку. Так возникла сказка «Конек-Горбунок» Опубликована сказка была в 1834 году (в IV издание (1856) Ершов внес много исправлений; а в V издание (1861) была внесена последняя правка). Сказка представляет произведение уникальное в русской детской литературе. Она объединяет в себе ряд центральных сказочных тем русского фольклора; одна из главных ее отличительных черт -сочетание трех основных типов народного произведения: волшебной, сатирико-бытовой и сказки о животных. Но, Ершов не просто соединил куски из отдельных сказок, а создал совершенно новое, цельное и законченное произведение. Поэт использует и чисто литературные приемы: эпиграфы; многоплановый сюжет; развернутые описания; лирические отступления; прямые обращения к читателю. Сказка отличается строгостью и логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое. Она делится на три равных части: сюжет каждой представляет собой законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время здесь уплотнено до предела, а пространство - безгранично. В каждой части есть центральное, главное событие, которое наиболее полно выявляет характеры героев и предопределяет дальнейшие события. Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: победой главного героя, свадьбой и пиром на весь мир. Таким образом, вслед за Пушкиным Ершов утвердил жанр литературной сказки в России XIX века; выступил продолжателем Пушкинских традиций в сказочном жанре. Ершов выразил в своей сказке взгляды передового человека своего времени. Здесь, в значительно большей степени, чем в других русских литературных сказках, присутствует реалистическая достоверность: широко отражен русский быт; социальная жизнь России; такие стороны действительности, к которым народная сказка почти не обращается. И хотя она адресована взрослым, считается классикой детского чтения и детской литературы. Вопрос 2: (см. билет 1) Билет 13 Вопрос 1: РУССКИЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ XIX ВЕКА В процессе дальнейшего развития русской литературы, утверждения в ней принципов реализма, видоизменяется и сама литературная сказка. Она сохраняет связь с фольклорными источниками и на родным мировоззрением, но связи ее с реальной действительностью становятся все более прочными. Возникает литературная сказка, специально предназначенная для детей. В одних случаях детская сказка продолжала предшествующую традицию и представляла собой литературную обработку народ ной сказки. В других случаях писатели стремились на современном бытовом и жизненном материале воспитать в ребенке добрые чувства и высокие нравственные принципы. АНТОНИИ ПОГОРЕЛЬСКИЙ (1787 - 1836)(АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ) Писал стихи, статьи о литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял у истоков фантастического направления в отечественной литературе. Для его произведений характерно соединение таинственного, мистического с реалистическим изображением быта, нравов российской жизни. Живая, остроумная, ироничная манера повествования делает его произведения привлекательными. Последние годы жизни писатель провел в своем маленьком мало российском имении Погорельцы (отсюда его псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши -впоследствии известного писателя А.К.Толстого. Ему и была рассказана история, легшая в основу повести-сказки. В 1822 году увидела свет фантастическая повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители» Эта сказка была единственным его произведением для детей, но именно она принесла ему славу выдающегося детского писателя. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки Погорельского сделали ее выдающимся произведением литературы XIX века. Оно открывает собой историю русской художественной детской прозы, историю автобиографической прозы о детстве. ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (1803 - 1862) Философ, писатель-сказочник, автор мистических повестей и рассказов, талантливый музыкант - таков еще не полный перечень его дарований и направлений деятельности. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея», заслуживших широкую популярность у юных читателей. Нравственные и педагогические идеи писателя, воплощенные в его сказках, всегда конкретны и наглядны, расширяют представления читателя о действительности. ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ (1801 - 1872) Посвятил всю свою жизнь изучению и собиранию произведений устного народного творчества. В.И.Даль широко известен как автор " Толкового словаря живого великорусского языка " (1863-1866). Художественное его творчество в основном осталось предметом исследования литературоведов за исключением сказок. Даль писал очерки (под псевдонимом "Казак Луганский"), был собирателем пословиц и поговорок, сочинял сказки по мотивам и сюжетам фольклора. Вопрос 2: (см. билет 2) Билет 14 Вопрос 1: Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.017 с.) |