Малые фольклорные жанры у русского народа. Пословицы и поговорки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малые фольклорные жанры у русского народа. Пословицы и поговорки.



Все произведения малых фольклорных жанров можно разделить на четыре основных группы:

· Поэзия пестования или материнская: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

· Бытовой или календарный Фольклор: заклички, приговорки, прозвища, дразнилки, страшилки, мирилки.

· Потешный Фольклор: молчанки, словесные игры, припевки, поддевки, скороговорки, небылицы-перевертыши, загадки.

· Игровой Фольклор: считалки; жеребьевки, подвижные народные игры.

Кроме произведений малых фольклорных жанров особое место занимают пословицы и поговорки.

ПОСЛОВИЦА - это короткое, образное народное изречение с глубоким назидательным смыслом; это законченное суждение, завершенная мысль. («за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»)

ПОГОВОРКА - это широко распространенное образное выражение, которое метко определяет конкретное жизненное явление или ситуацию; это оборот речи, выражение, элемент суждения. («за двумя зайцами гоняться»)

В отличие от пословицы в поговорке нет обобщенного поучительного смысла; она ограничивается часто иносказательным определени­ем с яркой эмоциональной оценкой. Народ отмечает: "Поговорка - цветочек, а пословица -ягодка ".

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

Жанр: сказка. Название: «Аленький цветочек»

Основная идея: Борьба добра и зла, торжество справедливости, облагораживающая сила духовной стойкости человека перед лицом испытаний.

Характеристика героев:

Содержание: Околдованного королевича — лесного зверя спасла девичья любовь. Не безобразное чудище, а молодой прекрасный принц в золототканых одеждах предстал перед девицей, его полюбившей. На ее месте были и другие, но только она одна оценила добрую душу королевича — и добродетель оказалась вознагражденной.

Худ. Особенности:

Воспитательное значение:

Возрастная аудитория:

Билет 4

Вопрос 1:

Сказки возникли в незапамятные времена. Это один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всего мира. СКАЗКА - это художественное, устное повествовательное произведение волшебного, авангардного и сатирического характера с установкой на вымысел, отличающееся особым композиционно -стилевым построением. Сказки - это особый замкнутый мир со своей спецификой, кото­рая выражается в образах, композициях и т.п. Именно вымысел повлиял на содержание сказок, на изображение места действия в них, на характеры действующих лиц. Мораль всегда присутствует и вытекает из сюжета. Для сказки характерно прошедшее время; причем, отмечена неопределенность его давности. Время сказки движется в од­ном направлении и никогда не возвращается назад.

Свое название сказки получили только в начале XIX века (до этого слово "сказка" употреблялось лишь в юридической практике. А до этого времени тексты сказок назывались "байками", а сказочники - "бахарями").

В фольклористике существует два основных направления изучения сказки, как жанра:

- Мифологическое, которое утверждает, что все сказки возникли из исторической действительности;

- Сравнительно-историческое, которое утверждает, что все сказки были рождены в Индии, откуда они уже разбрелись по всему свету. Отсюда родился термин " бродячий сюжет ", т.е. сюжет, который встречается у ряда народов (причем, сказки могут быть сходными по нравственной идее, но в каждой будут проявляться национальные черты).

Попытки классифицировать сказочный материал предпринимались еще в начале XIX века, т.к. по своей тематике и стилистике они весьма разнообразны. В.Г.Белинский попытался разделить сказки на две группы: I. Сказки героические (с волшебным сюжетом; былины).

II. Сказки сатирические с социальной проблематикой.

Середина XIX века ознаменовалась появлением фундаментального труда видного ученого, исследователя культуры, литературы, фольклора и этнографии русского народа А.Н.Афанасьева (1826-1871) -" Собрание русских народных сказок ". Практически это было первое научно составленное издание свода русских сказок из 550 названий. До сих пор мировая наука не знает большего.

Особенности русской народной сказки:

- Сюжет однолинейный, динамичный и занимательный;

- Характеристики образов героев четкие, конкретные и типичные;

- Традиционные приемы построения композиции:

ПРИСКАЗКА - ЗАЧИН - ЗАВЯЗКА-РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ-КУЛЬМИНАЦИЯ-РАЗВЯЗКА-КОНЦОВКА

- Назначение присказок, зачинов и концовок - ограничить сказку от обыденной жизни (они как бы обрамляют повествование; при этом зачин и концовка всегда обязательны; присказки же может и не быть, т.к. она эмоционально настраивает слушателя, но обычно не связана с сюжетом самой сказки);

- Любая сказка эмоциональна и юмористична, а может быть даже сатиричной;

- Язык богат, точен и выразителен: используются эпитеты, метафоры, повторы какого-либо действия (чаще всего троекратные - Закон троекратного повторения), антитеза, гипербола, литота, инверсия, тавтология, олицетворение и антропоморфизм (очеловечивание животных) и др.;

- Кроме того, сказкам присущи и основные черты всего фольклора:

(коллективность, анонимность, устность, вариативность и тради­ционность).

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения А.Л.Барто

Билет 5

Вопрос 1:

Литература Киевской Руси складывалась с конца X до середины XIII века. Древнерусский книжник осознавал писание как проповедь христианства, повествовал лишь о том, что считал правдой. Понятие о жанрах еще не сформировалось тогда, систему жанров заменяла система канонов, т.е. правил писания текстов, в зависимости от их назначения. А каноны не предполагали разделения текстов по возрастным категориям читателей. К книге, чтению, грамоте наши далекие предки относились с особым уважением. Существовал особый культ книги. Книгу бережно хранили, лелеяли; относились к ней как к святыне. Книги передава­лись как сокровища из поколение в поколение, упоминались в завещаниях, дарились и т.д. Книгу не только восхваляли, но учили читать, т.е. воспитыва­ли, так называемую, культуру чтения. Например, в Изборнике Свя­тослава (1076) помещено " Слово о чтении книг где автор не только восхваляет книгу, но и дает советы, как ее читать.

Первые дошедшие до нас сведения о детском чтении восходят к концу X - началу XI в.в. 0 книгах, чтении, о распространении гра­моты немало сведений нашли в новгородских берестяных грамотах. Среди них - деловые документы, долговые, заемные, любовные письма, разнообразные записки, приглашения и т.п. Дети рано начинали ученье: в Новгороде же найдены кусочки бересты, на которых мальчик Онфим упражнялся в письме и рисовании. По предположению ученых, ему было не больше 5-ти лет. К сожалению, специальных книг для детей долгое время не су -шествовало; дети читали те же книги, что и взрослые. В результате продолжительного отбора в круг чтения детей стали входить прежде всего произведения, которые в какой-то мере удовлетворяли их, от­вечали возрастным особенностям и интересам. На долгие годы в круг монастырского, семейного, а значит, и детского чтения вошли - Псалтырь (сборник изречений, притч из Ветхого Завета) и Евангелие (недельное Священное писание, приспособленное для богослужебного календаря). По этим трудным кни­гам учились грамоте, их читали и перечитывали, заучивали наизусть фрагменты. При отсутствии следов специальной литературы для детей в древнерусский период в круг детского чтения входили учебные, дидактические, познавательные, а значит и детские по своим функциям, источники. Особенно выделяются - Поучения, Лития, фрагменты из летописей, легенды и сказания, военные и бытовые повести.

ПОУЧЕНИЯ - один из самых древних и популярных жанров, служивший

воспитательным целям. Они обычно писались многоопытными людьми в конце жизни; адресова­лись подрастающему поколению и служили своеобразным завещанием духовно-нравственного характера. Например, «Поучение Владимира Мономаха.»

ЖИТИЯ - повествовали о жизни святых или известных исторических личностях.

Главная задача житийной литературы - это создание образа положи -тельного героя, соответствующего официальному идеалу того времени. Писались они по определенному стандарту, хотя каждое имело конкретное содержание. Например, "житие Александра Невского или " 1итие Андрея Боголюбского".

ЛЕГЕНДЫ - жанр устной не сказочной прозы, рассказ религиозного содержания с установкой на поддержание веры. Междуна­родный термин, первоначально обозначавший жизнеописа­ния святых, позднее - любые тексты религиозно-назида­тельной направленности. Кроме того, широкое распространение во всем христианском ми­ре имели

АПОКРИФЫ – полукнижные, полународные сказания на религи­озные темы, основанные на вымысле. Церковь эти тексты отвергает и не принимает, как недостоверные. Тем не менее, именно апокрифы можно назвать зачатками литературных волшебных сказок.

Итак, рождение самостоятельной литературы для детей - не одномоментное явление, но процесс длительный и сложный. Начиная с появления письменности и до 1-ой половины XV века включительно, специальных произведений для детей на Руси не существовало. Поэтому данный период считается предисторией детской литературы. На -стоящая же ее история начинается с появления специальных детских произведений, что произошло во 11-ой половине XV века.

 

ПРЕДИСТОРИЯ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _ (IX - 1-АЯ ПОЛОВИНА XV В.В.) _

В середине IX века, в результате длительного исторического развития и борьбы, в Восточной Европе сложилось древнерусское го­сударство, которое окончательно оформилось после слияния Киева и Новгорода. Различные археологические находки и документы с надпи­сями свидетельствуют, что Древняя Русь знала письменность еще в языческий период.

Начало славянской книжной культуры было положено деяниями братьев Кирилла и Мефодия - великих просветителей славянских на -родов, которые создали славянскую азбуку (кириллицу).

До начала истории детской литературы еще далеко, но важнейшая традиция ее - следование высокой учительной цели - была зало­жена в период становления общеславянской письменной культуры.

итоги

* Общая закономерность в становлении письменной культуры состоит в одновременно возникающей потребности в учениках, школах и

текстах учебно-познавательного и нравственно-дидактического назначения.

* Формирование круга детского чтения началось намного раньше за -рождения литературы для детей.

* Библия была альфой и омегой книжной культуры в средневековой Европе и славянских странах. Зарождение литературы для детей было обусловлено процессом христианского просвещения.

* Образ ребенка в древнерусских памятниках связан с представлением об идеальной душе и освещен с нравственно-исторических по­зиций.

* Детская литература эпохи средних веков тесно связана с фолькло­ром и народной книжностью.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения С.Я.Маршака

Название: Сказка о глупом мышонке. Жанр: сказка о животных.

Основная идея: Привередничество главного героя до добра его не довело

Характеристика главных героев: Глупый мышонок – имя героя говорит самого за семя. Маленький привереда был съеден своей нянькой. Мама мышонка – услужливая мать, потакала всем прихотям своего чада.

Содержание: Мама мышонка пела ему колыбельну, мышонку не понравилось как она поёт, и он попросил няньку. В роли няньки была и курица и утка и жаба и лошадь, а потом и кошка. Которая в итоге его и съела. Воспитательное значение: учит внимательности и осторожности, на примере маленького мышонка и его трагической несообразительности.

Возрастной адресат: вторая младшая группа.

Билет 6

Вопрос 1:

Период появления первых книг в России для детей, в XV -XVII в.в., можно условно разделить на четыре этапа:

1) II-ая половина XV - 1-ая половина XVI в.в.

Первой полноценной рукописной детской книгой является латинская грамматика Димитрия Герасимова «ДОНАТУС» (1491).

Она написана в форме вопросов и ответов; делится не на главы а на беседы. Кроме данной книги в этом периоде, как наиболее интересная выделяется книга: «СКАЗАНИЕ О СЕДМИ СВОБОДНЫХ МУДРОСТЯХ»

В ней представлены 7 наук. Это: ГРАММАТИКА;РИТОРИКА; АРИФМЕТИКА;ГЕОМЕТРИЯ; АСТРОНОМИЯ;МУЗЫКА;ДИАЛЕКТИКА(С ОСНОВАМИ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ). Подобные книги явл. родоначальниками научно-художественной детской литературы. В основном они служили для образования, познания и воспитания.

2) II-ая половина XVI - начало XVII в.в.

В 1574 году во Львове первопечатник Иван Федоров впервые на­печатал славянскую «АЗБУКУ», которая считается первой печатной детс. Книгой. Она делится на части. В первой представлен алфавит и упражнения для чтения, во второй - сведения по грамматике, В третьей - хрестоматия для чтения.

3)20-ые - 40-ые г.г. XVII века.

Учебные детские книги становятся разнообразнее и уже подразделялись на 4 типа:

1) Азбуки-книги для чтения. 2) Азбуки-прописи 3) Буквари (один из первых был создан Василием Бурцовым в 1634 году в Москве).

4) Азбуковники. (толковые словари и справочники со словами и тер­минами в алфавитном порядке, присутств. грамматический материал) Первым русским детским поэтом считается - САВВАТИЙ.

Ая половина XVII века.

В это время появляются школы разных типов: частные, общест­венные, монастырские, государственные.

В 1687 г. в Москве открывается первое Высшее учебное заведе­ние - СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ в ней готовили переводчиков, учителей и справщиков для типографий.

Происходит Формирование основных видов и жанров детской литературы.

"СИНОПСИС " - краткое обозрение русской истории.

Появляется предшественница литературы для маленьких детей лубочная литература. ЛУБКИ - это печатные гравюры с картинками и текстом, которые соединяли в себе качества газеты и плаката, картины и книги; темы были самые разные. Большой вклад в детскую литературу внесло творчество писате­ля и поэта Кариона Истомина, который считается первым детским писателем. Особого внимания заслуживает ЛИЦЕВОЙ БУКВАРЬ в основе которого лежит принцип занимательности и наглядности.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского

Билет 7

Вопрос 1:

Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского. В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа.

Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи, научно-популярная литература.

Вопрос 2:

Название: четыре желания. Жанр: Бытовой рассказ.

Основная идея: Все времена года хороши. Характеристика главных героев:

Папа Мити: умный и хитрый по доброму мужчина. Митя: жизнерадостный мальчик.

Содержание: Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!- Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:- Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. Художественные особенности: рассуждения мальчика о каждом времени года. Воспитательное значение: рассказ показывает насколько прекрасно каждое время года, и как можно заниматься многим разным и интересным в каждый погодный сезон. Возрастной адресат: вторая младшая группа.

Билет 8

Вопрос 1:

III ЭПОХА: РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

XIX век называют золотым веком русской литературы.

Впитав в себя лучшие достижения предшествующих эпох, продол­жая и развивая их в новых условиях, детская литература XIX века становится высоким искусством.

1. 1-ая половина XIX века

В начале века сложилась система высшего, среднего и начального образования, просуществовавшая вплоть до 1917 года.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения.

Быстро увеличивался спрос на книгу, газету, журнал - все это формировало читательскую среду. Стал появляться интерес к собира­нию книг; формировались домашние библиотеки. Чтение входит в быт, в привычку, становится своеобразной модой.

Именно в 1-ой половине XIX века был заложен фундамент той детской литературы, что сохраняет свою значимость доныне.

Смешение различных тенденций классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма дало необыкновенно богатую палитру как во взрослой, так и в детской литературе.

Рассказы для детей соединяли в себе познавательность и нравоучительность; постепенно становились все более реалистичными.

Много выходило книг и статей религиозного содержания.

Делали первые робкие шаги лирика и драматургия для детей.

Огромным достижением можно считать появление теории и критики детской литературы - в статьях ведущего критика этого перио­да В.Г.Белинского.

Выходит уже 12 детских журналов. Многие издатели пытались подражать Н.И.Новикову, но этот опыт был неудачным.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С.Глинка, А. Июимова, А.Зонтаг, В.Бурьянов, П.Фурман, Б.Федоров и другие. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной одаренности.

Они внесли достаточно ценный вклад в популяризацию знаний среди детей и в нравственное воспитание подрастающего поколения.

Кроме того, при активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые формы и жанры. Например, С.Глинка использовал форму " рассказ из истории "; В.Бурьянов - прием " чтение как прогулка

Ведущей темой детской литературы становится История Отечест­ ва.

Крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень быстро входили в круг детского чтения.

Учебно-познавательная литература сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Большинство таких изданий осуществля­лось с участием ученых и талантливых популяризаторов, поэтому в них сочеталась строгая научность и занимательность изложения.

Особенно популярными становятся детские энциклопедии. При чем, энциклопедическая направленность детских книг была в тот пе­риод настолько сильна, что даже буквари и азбуки приобретали все­охватывающий характер.

В детскую книгу приходят крупные художники, которые заклады­вают традиции иллюстрирования детских изданий.

Среди детских книг этого периода можно выделить:

- азбука " Подарок русским детям на память об Отечественной вой -не 1812 года " М.И.Теребенева;

- стихи А.С.Шишкова;

- " История государства Российского в назидание юношества Покровского;

- " Русская история для первоначального чтения " Н.Полевого;

- История России в рассказах для детей А.Ишимовой;

- п Русская летопись для первоначального чтения "; С.Соловьева;

- повесть «Серый армяк» Львова и многие другие.

2. 11-ая половина XIX века

В этот период детская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься как почетное и ответственное дело.

Расцвет реалистического искусства оказал решающее влияние на детскую литературу, качественно изменив прозу и поэзию для детей (не дав, впрочем, заметного толчка детской драматургии).

В теории и критике детской литературы дело было продолжено после Белинского Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым.

В детской поэзии выделяется пейзажная лирика; получает широ­кое распространение гражданская лирика; в нее проникает сатира.

Более прочные позиции в детской прозе занимает теперь жанр рассказа. Появляются социально-бытовые, героико-приключенческие и исторические рассказы; отдельно выделяются рассказы о детях-сиро­тах, бедняках, маленьких тружениках.

Тема Детства - становится ведущей.

Привлекают внимание писателей и психологические проблемы де­тей; они проводят в своих произведениях подробнейший анализ возрастной психологии детей. Так формируется литература о детях, об­ращенная к родителям и педагогам.

Журналы сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода - вплоть до конца века они были средоточием литературной жизни, пропагандировали то или иное направление, новых авторов и новые произведения. Именно журнальные публикации формировали круг чтения, развивали интерес к литературе, потребность в чтении.

3. В теории и критике важным было показать как, кому и зачем нужно писать для детей; что в детской литературе хорошо, а что -нет.

В.Г.Белинский (1811-1848) - родоначальник научно обоснованной литературной критики.

Им было доказано, что детская литература есть высокое искус­ство, к которому приложены строгие критерии народности, гуманизма, образности; что детская книга должна служить не только предметом развлечения или обучения, но важным средством духовного развития ребенка. Он провозгласил лозунг литературы для маленьких читателей: " Минуя разум, через сердце ". Указал признаки, по которым узнается псевдо литература, и описал вред, наносимый ею ребенку.

Например, его статьи:

- Подарок на Новый Год. Две сказки Гофмана для больших и маленьких. Детские сказки дедушки Иринея (наиболее проблемная);

- 0 детских книгах ";

- " Несколько слов о чтении романов н;

- " Библиотека детских повестей и рассказов ";

- " Басни Ивана Крылова и другие.

Н.Г.Чернышевский (1828-1889) и Н.А.Добролюбов (1836-1861) - последователи Белинского в отношении к детской литерату­ре и ее воспитательной роли. Их взгляды на художественную и науч­но-просветительскую литературу в главном совпадали. Однако, статьи, их книги, написанные специально для детей, несут на себе от -печаток творческой индивидуальности каждого.

Итак, теория и критика литературы в России подняла детскую книгу на достаточный уровень. Видные деятели литературы не только ставили перед детской литературой актуальные задачи, но и сами принимали участие в разработке ее теоретических основ; пробовали писать для детей, и тем самым развивали и укрепляли наиболее про­грессивное направление в ней.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского

Билет 9

Вопрос 1:

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ как "детский" поэт Крылов принадлежит XIX веку: басни, прочно вошедшие в круг детского чтения, он стал писать во второй половине жизни. Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен. Своим сюжетом они напоминают сказку: действующими лицами чаще всего являются животные и птицы, которые разговаривают. События разворачиваются очень быстро. Содержание любой басни легко можно пересказать, инсценировать или просто читать по ролям. Басни остроумны и ироничны. Дети, читая и слушая их, развивают наблюдательность; учатся подмечать смешное и комичное в людях и их отношениях. Басни Крылова вполне можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Басня - это краткий аллегорический рассказ, содержащий нравоучение. Басня относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят своими корнями в глубокую древность. Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный рассказ или притчу, в которой обыч­но действовали наделенные человеческими чертами животные, реже сами люди.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение русской народной сказки о животных

Билет 10

Вопрос 1:

В. А. Жуковский (1783-1852) открыл в человеке способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций, чем способствовал развитию в России сентиментализма. В романтических балладах и стихотворных сказках всегда происходит что-то необычное. Сюжеты сказок узорчаты, действие у Жуковского происходит в условном пространстве, необычность которого, как правило, многократно усилена: в заколдованном лесу, в объятом снов княжеском дворце, в волшебном (райском) саду. Сказка, по мнению поэта, должна быть чистой, т.е. не иметь иной цели, кроме непорочного занятия фантазией. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами ее переживаний. «Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом — это идея романтической личности. Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую...» (Г. А, Гуковский). Все это было развито Пушкиным, а также другими русскими поэтами: Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым, Блоком. Внимательно перечитывая стихи Жуковского, понимаешь высокую художественную ценность его поэзии и то, как велико значение этого поэта не только для русского романтизма, но и для всей русской литературы.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение сказки мирового фольклора

Билет 11

Вопрос 1:

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Творчество величайшего русского поэта необычайно расширило круг детского чтения и оказало огромное влияние на детскую литературу. Сказки Пушкина - это вершина в развитии стихотворной лите­ратурной сказки в России XIX века. В 20-ые годы, он записывал народные песни, пословицы, поговорки и, сказки, которые рассказы­вала ему няня. Для Пушкина фольклор - это средство познания народности и форма выражения народности. А сказки - как ответ на эту проблему; в них он видел синтез всех элементов фольклора. Знаменитый пролог к поэме " Руслан и Людмила " - появился в 1828 году, во втором издании поэмы. Воспринимается читателями как пролог ко всем пушкинским сказкам. Представляет собой вполне самостоятельное произведение. Главная его отличительная черта - это мозаичность. Сказка-баллада " Жених " - опубликовано в 1827 году; явилось как бы первым обращением поэта к жанру сказки. В его основу поло­жена русская народная сказка о женихе, который оказался разбойни­ком. Здесь Пушкин создает образы, следуя фольклорным традициям. ° В 1830 году Пушкин начинает работу над сказкой " Как весенней теплою порою " о медведихе, которая так и осталась незавершенной. Творческие искания Пушкина завершились в 30-ые годы создани­ем пяти стихотворных сказок. В сентябре 1834 года Пушкин набросал план издания цикла ска­зок, в котором расположил их не по хронологии, а согласно основным идеям:«Жених» «0 царе Салтане»,«0 мертвой царевне»-

«0 Балде» 0 рыбке», «0 петушке».Пушкинские сказки делятся на две группы:

- сказки-поэмы (0 царе Салтане,0 мертвой царевне)они заканчиваются счастливо; в них - добро и зло однозначно, а положительные и отрицательные герои не вызывают сомнений.

- сказки-новеллы (0 Балде, О рыбке, 0 петушке) они заканчиваются справедливо, но несчастливо; в них отрицательные герои побеждаются силами, несущими то добро, то зло.

И каждая сказка - неповторима; у каждой - свой стих, свои образы и свое настроение.

Вопрос 2: (см. билет 1)

Билет 12

Вопрос 1:

ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ (1815 - 1869)

Ершова часто называют «человеком одной книги»: так велика была слава его сказки «Конек-Горбунок», заслонившая все написанное этим талантливым человеком.

А ОН был автором многих лирических стихотворений, рассказов, пьес (наиболее известная «Суворов»и «станционный смотритель»), поэмы «Сузге» (о драматическом эпизоде из времен покорения Си­бири Ермаком).

Под влиянием пушкинских сказок, которые появились в студенческие годы Ершова, он решил испытать свои поэтические силы и на­писать стихотворную сказку. Так возникла сказка «Конек-Горбунок» Опубликована сказка была в 1834 году (в IV издание (1856) Ершов внес много исправлений; а в V издание (1861) была внесена последняя правка). Сказка представляет произведение уникальное в русской детской литературе. Она объединяет в себе ряд центральных сказочных тем русского фольклора; одна из главных ее отличительных черт -сочетание трех основных типов народного произведения: волшебной, сатирико-бытовой и сказки о животных. Но, Ершов не просто соединил куски из отдельных сказок, а создал совершенно новое, цельное и законченное произведение. Поэт использует и чисто литературные приемы: эпиграфы; мно­гоплановый сюжет; развернутые описания; лирические отступления; прямые обращения к читателю.

Сказка отличается строгостью и логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое. Она делится на три равных части: сюжет каждой представляет собой законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время здесь уплотнено до предела, а пространство - безгранично. В каждой части есть центральное, главное событие, которое наиболее полно выявляет характеры героев и предопределяет дальнейшие собы­тия. Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: по­бедой главного героя, свадьбой и пиром на весь мир.

Таким образом, вслед за Пушкиным Ершов утвердил жанр литера­турной сказки в России XIX века; выступил продолжателем Пушкинских традиций в сказочном жанре. Ершов выразил в своей сказке взгляды передового человека своего времени. Здесь, в значительно большей степени, чем в других русских литературных сказках, присутствует реалистическая до­стоверность: широко отражен русский быт; социальная жизнь России; такие стороны действительности, к которым народная сказка почти не обращается.

И хотя она адресована взрослым, считается классикой детского чтения и детской литературы.

Вопрос 2: (см. билет 1)

Билет 13

Вопрос 1:

РУССКИЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ XIX ВЕКА

В процессе дальнейшего развития русской литературы, утверждения в ней принципов реализма, видоизменяется и сама литературная сказка. Она сохраняет связь с фольклорными источниками и на родным мировоззрением, но связи ее с реальной действительностью становятся все более прочными. Возникает литературная сказка, специально предназначенная для детей. В одних случаях детская сказка продолжала предшествующую традицию и представляла собой литературную обработку народ ной сказки. В других случаях писатели стремились на современном бытовом и жизненном материале воспитать в ребенке добрые чувства и высокие нравственные принципы.

АНТОНИИ ПОГОРЕЛЬСКИЙ (1787 - 1836)(АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ)

Писал стихи, статьи о литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял у истоков фантастического направления в отечественной литературе.

Для его произведений характерно соединение таинственного, мистического с реалистическим изображением быта, нравов российской жизни. Живая, остроумная, ироничная манера повествования делает его произведения привлекательными.

Последние годы жизни писатель провел в своем маленьком мало российском имении Погорельцы (отсюда его псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши -впоследствии известного писателя А.К.Толстого. Ему и была рассказана история, легшая в основу повести-сказки. В 1822 году увидела свет фантастическая повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители» Эта сказка была единственным его произведением для детей, но именно она принесла ему славу выдающегося детского писателя. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки Погорельского сделали ее выдающимся произведением литературы XIX века. Оно открывает собой историю русской художественной детской прозы, историю автобиографической прозы о детстве.

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (1803 - 1862)

Философ, писатель-сказочник, автор мистических повестей и рассказов, талантливый музыкант - таков еще не полный перечень его дарований и направлений деятельности. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея», заслуживших широкую популярность у юных читателей. Нравственные и педагогические идеи писателя, воплощенные в его сказках, всегда конкретны и наглядны, расширяют представления читателя о действительности.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ (1801 - 1872)

Посвятил всю свою жизнь изучению и собиранию произведений устного народного творчества.

В.И.Даль широко известен как автор " Толкового словаря живого великорусского языка " (1863-1866). Художественное его твор­чество в основном осталось предметом исследования литературоведов за исключением сказок. Даль писал очерки (под псевдонимом "Казак Луганский"), был собирателем пословиц и поговорок, сочинял сказки по мотивам и сю­жетам фольклора.

Вопрос 2: (см. билет 2)

Билет 14

Вопрос 1:

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878).
Творчество Некрасова в области поэзии для детей – новый этап в ее развитии. Стихам поэт придал новую, никем до него не разработанную форму, близкую к разговорной крестьянской речи. В детскую поэзию он ввел выразительный народный язык.
Главная отличительная особенность – демократизм.
Тема детства проходит через все творчество Некрасова. Мир детства привлекает поэта и тем, что оно в его понимании - идеальная пора человеческой жизни. Отношением к ребенку, к детству измеряет поэт значимость личности, состоятельность взрослого героя.
Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Некрасов – согреты горячей любовью автора.
Для детей в 60-х г.г. XIX в. был создан Н.А.Некрасовым цикл стихотворений. Полный сборник стихотворений «Русским детям» был выпущен в 1881 году сестрой поэта.
В детскую литературу перешли созданные Некрасовым образы, олицетворяющие рус



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.156 с.)