Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детского оздоровительного лагеря «СВЯЗИСТ»↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа деятельности Детского оздоровительного лагеря «СВЯЗИСТ» ОАО «Башинформсвязь» Программа деятельности принята советом директоров ОАО Башинформсвязь, педагогическим коллективом ДОЛ «Связист» «_____» __________2005г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Детский лагерь «Связист» – это учреждение дополнительного образования, включённое в общую систему образования с учётом таких специфических условий, в которых оно функционирует, как: временный детский коллектив, природные условия, интенсивные формы проживания. Программа деятельности детского оздоровительно-образовательного лагеря «Связист» является нормативным документом, на основе которого осуществляется управление функционированием и развитием ДООЛ и обеспечивается состояние его целостности, воспроизводство и развитие всех структурных подразделений, отражается специфика содержания и обеспечения жизнедеятельности коллектива детей и взрослых. Сущность, назначение и ценность программы деятельности состоят в том, что, базируясь на деятельностном подходе, она позволяет отразить всю совокупность реализуемых видов деятельности ДООЛ, определить стратегическую и тактическую целенаправленность образовательно-оздоровительного процесса. Программа призвана обеспечить повышение качества управления учреждением как открытой социально-педагогической системой для достижения педагогических целей и повышения социально-педагогической значимости решаемых задач. Одной из предпосылок создания программы лагеря явились результаты длительного исследования мотивационной, ценностной и деятельностной сфер детей и подростков на современном этапе. Они показали, что среди субкультурных тенденций и противоречий в детско-подростковой среде ярко выражены следующие: · Потребность в приобретении опыта коллективного общения с одновременным стремлением к индивидуализации личности; · Стремление к интеллектуальному развитию и развитию социально-важных качеств как фактору жизненного успеха, при этом стремление «уйти от общественно- полезной деятельности», «получать, не отдавая». · Принятие подростками демократических и экономических преобразований, осуществляемых в стране и отсутствие у них элементарной экономической и политической грамотности. · Стремление к самостоятельности, «к взрослой жизни», но при этом не готовность к самостоятельной жизнедеятельности и отрицание возможности воспользоваться опытом жизни взрослых. · Потребность в выборе жизненных ценностных ориентиров, в выборе будущей профессиональной деятельности и неумение выбирать. · Потребность в улучшении физического состояния и сохранения здоровья как условия нормального жизнетворчества и одновременный интерес к различного вида психоактивным веществам (табакокурение, алкоголь, наркотики). Эти факторы определяют заказ ребёнка на содержание жизнедеятельности в условиях детского объединения. В первую очередь это относится к получению возможностей: · демократически устроенного проживания в условиях временного детского объединения; · самоопределения и самореализации в предлагаемых различных видах деятельности, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми; · приобретения опыта общения и социально-экономических отношений на основе культурных норм проживания и включения в систему «социально- экономической деятельности»; · приобретения организаторского опыта и опыта самоорганизации; · расширение сферы познавательных и творческих интересов, знаний о себе и окружающем мире; · собственного оздоровления и физической закалки; · приобретения новых друзей и впечатлений.
ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДООЛ «Связист», располагаясь на территории ЛОК «Связист» имеет в своём распоряжении 11 одноэтажных летних домиков (сэндвич коттеджей), где расположены 4 спальных комнаты, рассчитанные на 3 человека. В домиках имеется помещение, приспособленное для хранения вещей, туалетная комната, кухонный уголок. В 2003 году был проведен капитальный евроремонт в каждом домике, приобретена новая мебель (кровати, тумбочки, стулья, столики), цветные телевизоры, магнитофоны, ковры, тюль и портьеры для окон. На территории лагеря в административном корпусе на первом этаже находятся кабинеты: главного врача ЛОК «Связист», заместителя главного врача, бухгалтерия и др. Здесь же находится медицинский комплекс, сауна. На втором этаже отведены две комнаты под изолятор на 3 койки с отдельным входом. К административному корпусу пристроено самостоятельное здание, в котором находится пищеблок лагеря. Здесь расположены склад сухих продуктов, холодильные камеры, овощной, мясной цеха с ваннами и комната для персонала, душевая, камера для отходов. Главный цех вкусной и здоровой пищи комплекса – кухня столовой. Она находится в светлом, просторном помещении и имеет самое современное оборудование для скоростного и качественного приготовления завтраков, обедов, ужинов, и два цеха: горячий цех, в котором установлены электроплиты с универсальными электроприводами, электрические пищеварочные котлы, жарочные шкафы, электрокипятильник, ванны, электромармиты, и холодный цех, где установлены производственные холодильники, универсальный электропривод. Достаточно хорошо оборудован кондитерский цех: тестомесительная машина, жарочный шкаф, комната для резки хлеба; комната для мойки кухонной посуды, комната для мойки столовой посуды, в которой установлена моечная машина, мойки-раковины, Великолепный обеденный зал, оборудованный под ресторан, позволяет организовать и приобщить детей к культуре питания. Спортивный комплекс ДООЛ включает несколько спортивных площадок: волейбольную; теннисную; городошную; гимнастическую; футбольное поле и удовлетворяет самым разнообразным вкусам детей и взрослых. Каждый может выбрать занятия по душе. Здесь проходят спортивные встречи: эстафеты, турниры, состязания, проверяется ловкость, смелость, умение, мужество. Для организации массовых мероприятий приобретены новая музыкальная усилительная аппаратура, караоке, новые микрофоны, осветительное оборудование.
КОНТИНГЕНТ ДЕТЕЙ. Дети в ДООЛ «Связист» приезжают самые разные, с разными интересами, из разных городов и районов Республики Башкортостан. Трудно заранее предсказать характер и уровень проблем, которые могут возникнуть в ту или иную смену. Но есть общая закономерность, которую можно отметить, исходя из опыта последних лет. Так, на первую смену приезжают усталые дети. Их трудно увлечь даже самым интересным делом. Проходит 5-7 дней, прежде чем общее настроение наладится. Причина такого утомления ребят – непомерные школьные нагрузки. На третью смену в лагерь пытаются попасть подростки, чей возраст перешагнул предельный для лагеря. Ребятам 16-17 лет просто негде отдохнуть летом. В городе нет сети молодежных лагерей, поэтому старшие пытаются попасть в лагерь. В последние годы в лагерь попадают дети всё более физически нездоровые, психологически не устойчивы. Такие дети требуют от особого педагогического внимания и особой выдержки у работников лагеря. Однако, все они – наши дети: милые и романтические, уязвимые и жесткие, отчаянные и великодушные. Поэтому с первого дня пребывания в ДООЛ важно обращение к чувствам детей, окружение их теплотой и красотой, вниманием и заботой в сочетании с требовательностью. Дети более эмоциональны, чем взрослые, жаждут новых впечатлений. Поэтому в центре в основу организации смены изначально положена игровая деятельность. Игры помогают обогатить общение детей друг с другом и взрослыми душевной теплотой, уважением, эмпатией (чувствованием другого), позволяют быстрее сплотить коллектив единомышленников – детей, вожатых и воспитателей, врачей и администрации. ДООЛ «Связист» многие годы и для многих детей является стартовой площадкой для открытия талантов и дарований. Поэтому важной задачей педагогического коллектива является оказание ребенку помощи в выборе того, где он может их реализовать, предоставление возможности попробовать себя в различных социальных ролях. Многократный приезд многих детей в лагерь (и часто не на одну смену) свидетельство того, что им здесь комфортно, уютно, интересно, а пребывание действительно превращается в «строительство летнего детского города, которого нет на Земле, но который бы мог быть, со звучным названием «Доброград». II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦЕЛИ: Основной целью деятельности коллектива является создание педагогических условий и предпосылок для самоопределения детей и подростков в содержании программы текущей смены, при выборе ими видов развивающей деятельности, соответствующих их интересам и потребностям, возможностям самореализации в жизнедеятельности детского коллектива, в целях приобретения социально-важных качеств и социального опыта. Рассматривая подобную цель деятельности, мы ставим ребёнка в положение субъекта собственной жизни в условиях временного детского объединения, что отвечает современным тенденциям организации воспитательного процесса. Помимо основной педагогической цели деятельности, данная программа направлена на: 1. -Обеспечение функционирования и развития ДООЛ, сохранение его уникальности, оптимальное использование накопленного потенциала в целях обучения, оздоровления, воспитания и развития детей, подготовка их к жизни и социальному успеху. 2. -Теоретико-методологическое обоснование деятельности ДООЛ как открытой социально-педагогической системы, повышения качества реализуемых образовательно-оздоровительных программ, развития творческого потенциала взрослых. 3. -Совершенствование информационно-методической и управленческой деятельности, проектирование и создание новых целевых и системообразующих программ. Данные цели носят перспективный характер, нацеливают коллектив ДООЛ «Связист» на функционирование и развитие в инновационном режиме.
Концептуальную основу деятельности ДООЛ «Связист» составляют следующие положения: · Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время; · В качестве принципов работы детского оздоровительного лагеря выступают: массовость и общедоступность мероприятий по интересам; развитие творчества и самодеятельности; социально-значимая направленность деятельности; единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми; учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей; взаимосвязь с социальной средой; · Детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическая деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребёнка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми. В этой связи основу деятельности ДОЛ «Связист» составляет специально организованный процесс социализации ребёнка, который рассматривается педагогическим коллективом как двусторонний процесс. С одной стороны. Ребёнок усваивает опыт, входя в социальную среду, с другой- он сам воспроизводит систему социальных связей путём активного вхождения в среду. Таким образом, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей. Ключевым понятием, составляющим специфику воспитательного процесса, является «социальное закаливание» (М.И. Рожков). Оно предполагает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, выработке определённых способов этого преодоления в соответствии с индивидуальными особенностями. Для этого педагоги предлагают детям упражнения, в которых они могут проявит волевые качества, преодолеть себя, выработать определённый иммунитет, а также выявит причины неудач и выбрать путь их преодоления. Развитие и социальное закаливание происходит в процессе проживания (В.П. Бедерханова), т.е. погружения его в определённую систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, со взрослыми, а также с природой, искусством при непосредственном включении в разнообразное поле деятельности. Таким образом, деятельность ДОЛ «Связист» основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества взрослых и детей, педагогизации всех служб и подразделении лагеря, последовательной реализации принципа обновления содержания и форм, а также конкретной методики, позволяющей максимально проявить и реализовать самые разнообразные интересы и запросы личности. Реализация этой методики происходит в трёх сферах, составляющих воспитательный процесс: деятельность, общение, самопознание. В частности, самопознание личности предполагает становление в ребёнке «образа» его «Я». Наиболее распространенная схема самопознания своего «я» включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Выбранный нами подход обуславливает необходимость сочетания двух стратегических линий, заявленных в современных концепциях летнего отдыха. Первая - духовно-творческая, идеальная, берущая начало из глубин культурно-исторической практики общества, сегодняшних проблем и преобразований. В центре надежд – ребёнок, юный человек, будущее России. Отсюда и цели деятельности- воспитание гражданина, просвещенного современного человека, семьянина, мастера своего дела. Вторая линия связана с технологией процесса и показывает, каким образом духовно-творческое, идеальное должно материализоваться во взаимодействии взрослых и детей. Она определяет задачи- чему учить и как учить, как действовать всем участникам детского оздоровительного лагеря. На базе этих положений выявлены ведущие направления организации летнего отдых и соответствующие им принципы деятельности ДОЛ «Связист: · создание максимального количества разнообразных организованных пространств (кружков, отрядов, «служб», советов дел, мастерских, секций и т.д.) со своими нормами и правилами, что предотвращает авторитарное давление и повышает возможности самоопределения и саморазвитие личности; · содержательность деятельности, её многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности; · свобода выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимого условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребёнка. Наиболее эффективный путь обновления воспитательного процесса – обновление содержания деятельности, который выражается в вариативно- программном подходе к деятельности. Вариативно-программный подход - это предоставление возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, в которых создаются необходимые условия для социализации ребёнка. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием, формами и методами работы, учитывающих возраст и широкий диапазон интересов и потребностей детей. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДООЛ «СВЯЗИСТ» В 2005 ГОДУ. 2. 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Развитие содержания образовательно-оздоровительной деятельности обеспечивает развитие мотивации личности к познанию и творчеству; сохранение и развитие индивидуальности, общей культуры, коммуникативных способностей; коррекцию здоровья, психического и умственного развития; профилактику асоциального поведения детей и подростков. Организация образовательно-оздоровительной деятельности в ДОЛ «Связист» осуществляется на основе программно-целевого подхода. Системообразующей программой на 2004 год определена интегративная программа «Строим город Доброград». Образовательная деятельность очень тесно вплетена в структуру других видов деятельности, тесно с ними взаимосвязана. Системообразующая программа традиционно включает подпрограммы, на основе которых работают следующие объединения: Кружки и мастерские: 1. «Рукоделие» (разнообразные виды шитья: аппликации,)- руководитель Едрёнкина С.С. 2. «Школа танцев» - руководитель Митяева 3. «Голоса России» (фольклорное пение)- руководитель 4. «Роспись» - руководитель Тужилова О.К. 5. «Волшебные краски» - руководитель Жданова О.В. 6. «Игра- дело серьёзное» - руководитель Ямалтдинова С.А. 7. «Путешествие по экологической тропе» - руководитель В.
Секции: 1. Каратэ – руководитель Емелин А.Ж. 2. Аэробика – руководитель Ямалтдинова С.А. 3. Футбол- руководитель Тужилов С.
«Доброградская школа» с обязательным для всех образовательным минимум, включающим в себя «предметы»: 1. Культура общения в семье, с друзьями, взрослыми – преподаватель Сулейманова К.В. 2. Культура поведения в общественных местах (музеи, театры, кафе, дискотеки..) - преподаватель Фёдорова Л.Н. 3. Культура внешнего вида (походка, одежда, причёска) – преподаватель Ямалтдинова С.А. 4. Культура творчества («гимнастика чувств», театральная импровизация, занятия по развитию мышления, воображения.) – преподаватель Клубы (Хобби-центры) 1. Клуб любителей рыбалки 2. Клуб автолюбителей Службы города: 3. «Доброградский банк» - консультант 4. «Мини-маркет»- консультант 5. Доброградские СМИ- консультант 6. Налоговая инспекция- консультант 7. Экологическая служба- консультант 8. Биржа труда - консультант
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ Питание детей в лагере всегда полноценное, разнообразное по составу продуктов. В меню ежедневно включаются свежие овощи и фрукты (яблоки, груши, бананы, виноград, сливы, арбузы). Питание полностью удовлетворяет физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах. Пятиразовое питание детей осуществляется в соответствии с рекомендуемыми 7 и 10-дневными меню. Ежедневно в столовой вывешивается меню на каждый день. Врач и медсестра принимают активное участие в составлении каждодневного меню и следят за правильной кулинарной обработкой и закладкой в котел продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи; проводится «С»-витаминизация, контролируется правильность хранения и соблюдения сроков реализации продуктов. Ежедневно оставляется суточная проба готовой продукции.
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Детский оздоровительный лагерь призван в первую очередь заботиться о здоровье и хорошем самочувствии отдыхающих детей и подростков. В этой связи большое значение имеют занятия физкультурой и спортом. Спорт – это всегда неожиданности. Он немыслим без бурных взлетов, крутых виражей и сенсаций. Но есть в спорте одна закономерность: пусть к медалям высшей пробы начинается обязательно в детстве. От школьного порога, от дверей площадки, от зеленой площадки оздоровительного лагеря. Спорт – это не только очки и победы. Это увлекательная игра и яркое зрелище, все то, что привлекает ребят. Лето дает детям в оздоровительном центре прекрасную возможность померяться силами на беговых дорожках стадиона, в бассейне. Педагогический коллектив под руководством опытного инструктора физкультуры мастера спорта Емелина А.Ж. большое внимание уделяет развитию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми. Традиционными для ребят всех отрядов становится участие в смотре «Самый сильный и ловкий», «Веселых стартах» для малышей, отрядных соревнованиях «Олимпийцы среди нас», обще-лагерных соревнованиях и спартакиадах. В программу малых олимпийских игр с современными видами спорта, особенно для маленьких ребят среднего возраста, включаются упражнения: бег «рыцарей», «бег колесниц», перетягивание каната, прыжки, взятие города, вышибаловка, лапта. Такой подбор видов соревнований обусловлен стремлением педагогического коллектива максимально использовать возможности взаимодействия детей в спортивной команде, сохранить и возродить русские игровые и спортивные традиции, повысить интерес детей к спорту через использование незнакомых для многих из них спортивных игр. В ДООЛ работают секции: футбола, пионербола, большого и настольного тенниса, легкой атлетики, аэробикия, рыболовная, тренажерный зал. Ежедневная физкультурная зарядка повышает двигательную активность. Каждую смену проводятся турниры по всем видам спорта (футбол, баскетбол, пионербол, женский футбол, шашки и шахматы, армрестлинг). Открытие спартакиады всегда сопровождается театрализованными представлениями с участием тех героев, которые сопровождают ребят в течение каждой тематической смены. Спартакиада сопровождается и творческими конкурсами, имеющими спортивную тематику, что ещё более повышает мотивацию детей к активному образу жизни.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Обучение, оздоровление, воспитание и творческое развитие детей в ДООЛ «Связист» - важнейшие составляющие социально-педагогической деятельности всего коллектива. В детском образовательно-оздоровительном лагере воспитывает все - уважительное отношение к детям и сотрудникам, чуткость и забота персонала, традиции, природа и красота окружающего мира. Воспитательная работа лагеря - это способ организации жизнедеятельности участников смены, позволяющий сформировать за 18 день пребывания в лагере оздоровительно-образовательную систему, в которой упорядочена совокупность взаимодействующих компонентов. Структура занятости детей, ее разнообразие, уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними, защищенность и комфортность пребывания, реальная детская самодеятельность и творчество, традиции, имидж и репутация ДООЛ позволяют оздоровительно-воспитательной системе функционировать эффективно. За летний период в ДООЛ«Связист» проводится три тематические смены (см. Приложение1) Детское самоуправление Одним из важнейших элементов воспитательной системы ДООЛ «Связист» является детское самоуправление, которое функционирует каждую смену в соответствии с созданной организационной системой. В каждом отряде (доброградской семье) избирается заместитель главы семьи на определённый период (3-4 дня). Кроме этого в каждой семье определяется своя система позиционно- функционального самоопределения, а именно: занимаемые позиции (заместитель главы «семьи» по чистоте, заместитель главы «семьи» по информации, по здоровому образу жизни и др.) и чётко определённые функции, с ними связанные. Каждый из членов семьи самоопределяется в этом также на определенный срок. При этом каждый чётко представляет, что от него требуется, каких результатов от него ждут «в семье»; На вечерних «якорьках» подводятся достижения каждого из членов семей по выполнению поручений, заданий, организации дел. В созданных Службах города также создаётся собственная система самоорганизации. Возглавляет службу –директор, который является членом совета директоров служб города, где ежедневно на его заседании анализирует и докладывает о результатах деятельности сотрудников службы; Любая Служба города действует на основании разработанных и утверждённых Положений о службах. Такого рода Положения первоначально разрабатываются сотрудниками службы, где определяется штат и функциональные обязанности каждого из сотрудников. Консультантом службы становится один из вожатых лагеря. Помимо функционирующей системы самоорганизации в Семьях и службах города, создаются временные советы дел по организации различных праздников и других городских мероприятий, куда входят представители «семей и служб» города. Система детского самоуправления позволяет решать широкий спектр воспитательных задач: - осознание детьми необходимости регламентации жизни в лагере, установление и соблюдение определенных правил и законов; - повышение самостоятельности и ответственности детей; - привитие детям навыков организаторской и управленческой деятельности; - получение администрацией лагеря «обратной связи» от детей; - усвоение детьми основных черт демократического общества и республиканского управления; - развитие умения делать осознанный выбор и нести ответственность за него.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕСТКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ Общепринято, что целью деятельности психолога (психологической службы) в образовательных учреждениях является обеспечение полноценного психического и личностного развития участников образовательного процесса. Психологическая работа в условиях детского оздоровительно-образовательного центра имеет свою специфику, связанную с кратковременностью существования детского, а часто и педагогического коллективов, высокой интенсивностью жизнедеятельности, ярко выраженной направленностью на оздоровление детей и организацию их досуга, высокой «концентрацией творчества», постоянностью совместного пребывания на протяжении смены. Иными словами, и цели, и организационные условия осуществления образовательного процесса во многом отличается от общеобразовательных учреждений и других стационарных и круглогодично действующих структур. Это, а также концепция каждой смены, накладывают определённый отпечаток на психологическую составляющую процесса, при этом в общем виде миссия психологической службы остаётся традиционной, а именно: обеспечить психологическое благополучие и личностное развитие детей и педагогов лагеря в процессе реализации системы оздоровительных и образовательных мероприятий в течение смены посредством использования диагностических, коррекционно-развивающих, консалтинговых средств и методов психологической работы на всех этапах планирования, реализации и анализа смены на уровне детей, педагогов, административной команды лагеря (по возможности, родителей и представителей вышестоящих организаций как заказчиков услуг лагеря), а также содействовать процессу коллективообразования и реализации содержательной составляющей смены. Основными задачами и направлениями психологической работы в ДООЛ можно считать следующие: § Содействовать повышению эффективности управленческой деятельности и реализации концепции смены. Психологическая служба участвует в планировании и анализе отдельных дней, периодов смены и всей смены в целом. Задача психолога — обеспечить соответствие образовательного процесса (от выработки идеи смены до применения конкретных форм и методов работы) возрастным и личностным особенностям детей, а также предлагать эффективные и психологически оправданные методы организации работы как в административной команде, так и администрации с педагогическим коллективом. Психолог привлекается администрацией для помощи в организации ключевых педагогических советов и совещаний (выбираются оптимальные способы мотивации педагогов, предъявления требований, обсуждения и решения проблем); для проведения специальных встреч с педагогами или включения в планёрки отдельных элементов, создающих благоприятный психологический климат в коллективе и настраивающих на дальнейшую деятельность. Психолог консультирует представителей администрации по вопросам решения отдельных возникающих трудностей или переводу определенных процессов и явлений в качественно новое состояние. Например, иногда бывает необходимой специальная работа по проблематизации выполняемой вожатыми-студентами педагогической деятельности. Ряд таких педагогов уделяют недостаточно внимания педагогическому смыслу выполняемой работы, «забывают» о педагогической позиции или просто недостаточно хорошо понимают специфику работы в лагере или в данной смене. В таких случаях специально организуются встречи с вожатыми, где в том числе и с помощью психологических методов формируется единое смысловое поле, вожатые погружаются в суть, в проблемность и неоднозначность, сложность и значимость как образовательного процесса в лагере в целом, так и их конкретной работы в этой смене. Таким образом, психологическая служба активно включается в процессы конструирования образовательной среды смены и интеграции в неё новых членов педагогического коллектива. § Содействовать педагогам в успешном выполнении их функций, а также в профессиональном и личностном росте. Здесь, помимо описанных ниже консультаций, обучения психолого-педагогическим методикам, совместного анализа и программирования деятельности, прежде всего необходимо упомянуть о специально организуемых встречах, на которые психолог выносит те проблемы, которые считает наиболее актуальными на основе своих наблюдений и диагностических процедур или проблемы, заявляемые самими педагогами. В ходе таких встреч, например, могут разыгрываться различные проблемные педагогические ситуации и происходить их анализ, выработка вариантов оптимального решения, приобретение психолого-педагогических навыков, а, на основе этого и делаться определённые обобщения, касающиеся принципов дальнейшей деятельности, корректироваться профессиональные и личностные установки вожатых и воспитателей. § Способствовать формированию благоприятного психологического климата в отрядах, адекватному развитию групповых процессов, адаптации детей к жизни во временных детских коллективах. Данная задача решается посредством тренинговых и игровых занятий и диагностических процедур в отрядах, обучения вожатых психолого-педагогическим методам работы с детьми, консультаций педагогов по данным вопросам, участия психолога в организации и проведении анализа процессов, происходящих в отрядах, как с педагогами, так и с администрацией лагеря. § Обеспечить психологическую поддержку детям, испытывающим сложности в адаптации к жизни в лагере. Такая работа особенно необходима для детей младших отрядов и детей, приехавших в лагерь впервые. В первую очередь для решения данной задачи проводятся личные беседы и консультации с самими детьми; также проводится работа с педагогами: совместная выработка способов взаимодействия с такими детьми, принципы реализации индивидуального подхода, обучение специфическим психолого-педагогическим методам, позволяющим решать данную проблему. Для осуществления такой деятельности часто бывают необходимы данные психологической диагностики. Этот вид работы можно проводить отдельно с «проблемными» детьми. В случае же, если позволяет время и ресурсы возможно проведение общего диагностического среза. Как вариант можно предложить следующее: в первые дни смены детям предлагаются некоторые проективные методики (рисуночные тесты, метод незаконченных предложений, диагностические игры), которые при дефиците возможностей обрабатываются не все, а по мере необходимости. Само проведение таких методик не является даже в таком случае бесполезной тратой времени, так как уже в ходе процесса рисования, продолжения предложений или игры дети могут отрефлексировать своё эмоциональное состояние, пережить «в проекции» сложные моменты адаптации. Также видится целесообразной организация в последующие смены групповых занятий с такими детьми (в равно- или разновозрастных группах). § Повысить социально-психологическую компетентность детей. В первом приближении эта задача также решается на занятиях с отрядами в течение смены. Для детей же, имеющих мотивацию к самопознанию, личностному росту, обретению социальных, коммуникативных или лидерских навыков, организуются специальные встречи. При наличии возможностей эту работу можно оформить в качестве регулярно работающего кружка, если нет такой возможности — допустима серия из нескольких встреч с группой детей, сформированной из желающих представителей разных отрядов. Все перечисленные выше виды занятий имеют следующие содержательные блоки (в полном варианте они могут быть раскрыты именно при организации кружковой работы): психологическое просвещение — беседы, занятия с детьми с использованием диалоговых форм, на которых им раскрываются определённые психологические закономерности, объясняются с точки зрения психологической науки интересующие их вопросы; психологические игры и тренинги; психологическое исследование — руководимая психологом деятельность детей по эмпирическому изучению тех или иных психологических явлений и процессов.
РАБОТА С КАДРАМИ. РАВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. Работа в детском образовательно-оздоровительном лагере «Связист» не проходит бесследно и для педагогов, и для вожатых. Поиски, раздумья, огорчения – педагогическая копилка у коллектива становится полнее с каждым годом. И хотя до осуществления всех планов и задумок еще далеко, многое для тех, кто проводит лето в лагере с детьми, делается более ясным, понятным. Многое приходится переосмыслить, пересмотреть, а главное, что-то уже входит в жизнь, становится традицией лагеря «Связист». Известно, что работа с кадрами начинается задолго до его открытия. Для администрации лагеря эта работа начинается с подбора воспитателей, вожатых, руководителей кружков, инструкторов физкультуры. Многие из них работают в ДООЛ не первый год, обладают педагогическим мастерством и душевными качествами. Это самый ценный показатель, поскольку с детьми из года в год работают одни и те же люди. Важно отметить, что в последние годы в качестве вожатых приезжают работать бывшие «маленькие доброградцы», которые стали уже студентами ВУЗов, и которые трепетно относятся к традициям лагеря. Таким образом, складывается педагогический коллектив, вырабатывается единый педагогический стиль. Сюда приезжают не просто «отбыть смену», а получить подлинное удовлетворение от работы. Директор лечебно-оздоровительного комплекса Ахметов Рим Мансурович – замечательный врач. Директор детского оздоровительного лагеря Ольга Александровна Герасимова – аспирант Бирского государственного педагогического института, заведующая отделом программно-методического обеспечения Центра детского творчества «Созвездие2, победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2002, отличник образования РБ. Заместители директора по воспитательной работе: Людмила Никитична Фёдорова – заслуженный учитель Республики Башкортостан. Повышение квалификации педагогических кадров осуществляется путем участия их в Школе творчества педагогических работников ДООЛ для работников оздоровительно-образовательных лагерей, проводимой на базе ЦДТ «Созвездие».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
«Строим город Доброград» - системообразующая программа детского оздоровительно-образовательного лагеря «Связист» ОАО Башинформсвязь. Автор программы: Герасимова Ольга Александровна – аспирант кафедры «общая педагогика» Бирской социально-педагогической академии
Пояснительная записка. Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Связист» ОАО «Башинформсвязь» расположен в живописном месте на берегу р. Белой в районе Мелькомбината в 15км. От Уфы. Он имеет все необходимое для полноценного отдыха и лечения детей. Лагерь может принять в смену 100 детей. В оздоровительном лагере имеется 12 одноэтажных летних домиков, в каждом из которых установлен душ, туалет, игровая комната. Каждый домик рассчитан на 12 детей. В нём расп
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.016 с.) |