Детского оздоровительного лагеря «СВЯЗИСТ» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детского оздоровительного лагеря «СВЯЗИСТ»



Программа деятельности

Детского оздоровительного лагеря «СВЯЗИСТ»

ОАО «Башинформсвязь»

Программа деятельности

принята советом директоров

ОАО Башинформсвязь,

педагогическим коллективом

ДОЛ «Связист»

«_____» __________2005г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Детский лагерь «Связист» – это учреждение дополнительного образования, включённое в общую систему образования с учётом таких специфических условий, в которых оно функционирует, как: временный детский коллектив, природные условия, интенсивные формы проживания. Программа деятельности детского оздоровительно-образовательного лагеря «Связист» является нормативным документом, на основе которого осуществляется управление функционированием и развитием ДООЛ и обеспечивается состояние его целостности, воспроизводство и развитие всех структурных подразделений, отражается специфика содержания и обеспечения жизнедеятельности коллектива детей и взрослых.

Сущность, назначение и ценность программы деятельности состоят в том, что, базируясь на деятельностном подходе, она позволяет отразить всю совокупность реализуемых видов деятельности ДООЛ, определить стратегическую и тактическую целенаправленность образовательно-оздоровительного процесса. Программа призвана обеспечить повышение качества управления учреждением как открытой социально-педагогической системой для достижения педагогических целей и повышения социально-педагогической значимости решаемых задач.

Одной из предпосылок создания программы лагеря явились результаты длительного исследования мотивационной, ценностной и деятельностной сфер детей и подростков на современном этапе. Они показали, что среди субкультурных тенденций и противоречий в детско-подростковой среде ярко выражены следующие:

· Потребность в приобретении опыта коллективного общения с одновременным стремлением к индивидуализации личности;

· Стремление к интеллектуальному развитию и развитию социально-важных качеств как фактору жизненного успеха, при этом стремление «уйти от общественно- полезной деятельности», «получать, не отдавая».

· Принятие подростками демократических и экономических преобразований, осуществляемых в стране и отсутствие у них элементарной экономической и политической грамотности.

· Стремление к самостоятельности, «к взрослой жизни», но при этом не готовность к самостоятельной жизнедеятельности и отрицание возможности воспользоваться опытом жизни взрослых.

· Потребность в выборе жизненных ценностных ориентиров, в выборе будущей профессиональной деятельности и неумение выбирать.

· Потребность в улучшении физического состояния и сохранения здоровья как условия нормального жизнетворчества и одновременный интерес к различного вида психоактивным веществам (табакокурение, алкоголь, наркотики).

Эти факторы определяют заказ ребёнка на содержание жизнедеятельности в условиях детского объединения. В первую очередь это относится к получению возможностей:

· демократически устроенного проживания в условиях временного детского объединения;

· самоопределения и самореализации в предлагаемых различных видах деятельности, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

· приобретения опыта общения и социально-экономических отношений на основе культурных норм проживания и включения в систему «социально- экономической деятельности»;

· приобретения организаторского опыта и опыта самоорганизации;

· расширение сферы познавательных и творческих интересов, знаний о себе и окружающем мире;

· собственного оздоровления и физической закалки;

· приобретения новых друзей и впечатлений.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

ДООЛ «Связист», располагаясь на территории ЛОК «Связист» имеет в своём распоряжении 11 одноэтажных летних домиков (сэндвич коттеджей), где расположены 4 спальных комнаты, рассчитанные на 3 человека. В домиках имеется помещение, приспособленное для хранения вещей, туалетная комната, кухонный уголок. В 2003 году был проведен капитальный евроремонт в каждом домике, приобретена новая мебель (кровати, тумбочки, стулья, столики), цветные телевизоры, магнитофоны, ковры, тюль и портьеры для окон.

На территории лагеря в административном корпусе на первом этаже находятся кабинеты: главного врача ЛОК «Связист», заместителя главного врача, бухгалтерия и др. Здесь же находится медицинский комплекс, сауна. На втором этаже отведены две комнаты под изолятор на 3 койки с отдельным входом.

К административному корпусу пристроено самостоятельное здание, в котором находится пищеблок лагеря. Здесь расположены склад сухих продуктов, холодильные камеры, овощной, мясной цеха с ваннами и комната для персонала, душевая, камера для отходов.

Главный цех вкусной и здоровой пищи комплекса – кухня столовой. Она находится в светлом, просторном помещении и имеет самое современное оборудование для скоростного и качественного приготовления завтраков, обедов, ужинов, и два цеха: горячий цех, в котором установлены электроплиты с универсальными электроприводами, электрические пищеварочные котлы, жарочные шкафы, электрокипятильник, ванны, электромармиты, и холодный цех, где установлены производственные холодильники, универсальный электропривод. Достаточно хорошо оборудован кондитерский цех: тестомесительная машина, жарочный шкаф, комната для резки хлеба; комната для мойки кухонной посуды, комната для мойки столовой посуды, в которой установлена моечная машина, мойки-раковины,

Великолепный обеденный зал, оборудованный под ресторан, позволяет организовать и приобщить детей к культуре питания.

Спортивный комплекс ДООЛ включает несколько спортивных площадок: волейбольную; теннисную; городошную; гимнастическую; футбольное поле и удовлетворяет самым разнообразным вкусам детей и взрослых. Каждый может выбрать занятия по душе. Здесь проходят спортивные встречи: эстафеты, турниры, состязания, проверяется ловкость, смелость, умение, мужество.

Для организации массовых мероприятий приобретены новая музыкальная усилительная аппаратура, караоке, новые микрофоны, осветительное оборудование.

 

КОНТИНГЕНТ ДЕТЕЙ.

Дети в ДООЛ «Связист» приезжают самые разные, с разными интересами, из разных городов и районов Республики Башкортостан. Трудно заранее предсказать характер и уровень проблем, которые могут возникнуть в ту или иную смену. Но есть общая закономерность, которую можно отметить, исходя из опыта последних лет.

Так, на первую смену приезжают усталые дети. Их трудно увлечь даже самым интересным делом. Проходит 5-7 дней, прежде чем общее настроение наладится. Причина такого утомления ребят – непомерные школьные нагрузки.

На третью смену в лагерь пытаются попасть подростки, чей возраст перешагнул предельный для лагеря. Ребятам 16-17 лет просто негде отдохнуть летом. В городе нет сети молодежных лагерей, поэтому старшие пытаются попасть в лагерь.

В последние годы в лагерь попадают дети всё более физически нездоровые, психологически не устойчивы. Такие дети требуют от особого педагогического внимания и особой выдержки у работников лагеря. Однако, все они – наши дети: милые и романтические, уязвимые и жесткие, отчаянные и великодушные. Поэтому с первого дня пребывания в ДООЛ важно обращение к чувствам детей, окружение их теплотой и красотой, вниманием и заботой в сочетании с требовательностью. Дети более эмоциональны, чем взрослые, жаждут новых впечатлений. Поэтому в центре в основу организации смены изначально положена игровая деятельность. Игры помогают обогатить общение детей друг с другом и взрослыми душевной теплотой, уважением, эмпатией (чувствованием другого), позволяют быстрее сплотить коллектив единомышленников – детей, вожатых и воспитателей, врачей и администрации. ДООЛ «Связист» многие годы и для многих детей является стартовой площадкой для открытия талантов и дарований. Поэтому важной задачей педагогического коллектива является оказание ребенку помощи в выборе того, где он может их реализовать, предоставление возможности попробовать себя в различных социальных ролях. Многократный приезд многих детей в лагерь (и часто не на одну смену) свидетельство того, что им здесь комфортно, уютно, интересно, а пребывание действительно превращается в «строительство летнего детского города, которого нет на Земле, но который бы мог быть, со звучным названием «Доброград».

II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЦЕЛИ:

Основной целью деятельности коллектива является создание педагогических условий и предпосылок для самоопределения детей и подростков в содержании программы текущей смены, при выборе ими видов развивающей деятельности, соответствующих их интересам и потребностям, возможностям самореализации в жизнедеятельности детского коллектива, в целях приобретения социально-важных качеств и социального опыта.

Рассматривая подобную цель деятельности, мы ставим ребёнка в положение субъекта собственной жизни в условиях временного детского объединения, что отвечает современным тенденциям организации воспитательного процесса.

Помимо основной педагогической цели деятельности, данная программа направлена на:

1. -Обеспечение функционирования и развития ДООЛ, сохранение его уникальности, оптимальное использование накопленного потенциала в целях обучения, оздоровления, воспитания и развития детей, подготовка их к жизни и социальному успеху.

2. -Теоретико-методологическое обоснование деятельности ДООЛ как открытой социально-педагогической системы, повышения качества реализуемых образовательно-оздоровительных программ, развития творческого потенциала взрослых.

3. -Совершенствование информационно-методической и управленческой деятельности, проектирование и создание новых целевых и системообразующих программ.

Данные цели носят перспективный характер, нацеливают коллектив ДООЛ «Связист» на функционирование и развитие в инновационном режиме.

 

Концептуальную основу

деятельности ДООЛ «Связист» составляют следующие положения:

· Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время;

· В качестве принципов работы детского оздоровительного лагеря выступают: массовость и общедоступность мероприятий по интересам; развитие творчества и самодеятельности; социально-значимая направленность деятельности; единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми; учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей; взаимосвязь с социальной средой;

· Детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическая деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребёнка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.

В этой связи основу деятельности ДОЛ «Связист» составляет специально организованный процесс социализации ребёнка, который рассматривается педагогическим коллективом как двусторонний процесс. С одной стороны. Ребёнок усваивает опыт, входя в социальную среду, с другой- он сам воспроизводит систему социальных связей путём активного вхождения в среду. Таким образом, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

Ключевым понятием, составляющим специфику воспитательного процесса, является «социальное закаливание» (М.И. Рожков). Оно предполагает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, выработке определённых способов этого преодоления в соответствии с индивидуальными особенностями. Для этого педагоги предлагают детям упражнения, в которых они могут проявит волевые качества, преодолеть себя, выработать определённый иммунитет, а также выявит причины неудач и выбрать путь их преодоления.

Развитие и социальное закаливание происходит в процессе проживания (В.П. Бедерханова), т.е. погружения его в определённую систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, со взрослыми, а также с природой, искусством при непосредственном включении в разнообразное поле деятельности.

Таким образом, деятельность ДОЛ «Связист» основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества взрослых и детей, педагогизации всех служб и подразделении лагеря, последовательной реализации принципа обновления содержания и форм, а также конкретной методики, позволяющей максимально проявить и реализовать самые разнообразные интересы и запросы личности.

Реализация этой методики происходит в трёх сферах, составляющих воспитательный процесс: деятельность, общение, самопознание. В частности, самопознание личности предполагает становление в ребёнке «образа» его «Я». Наиболее распространенная схема самопознания своего «я» включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Выбранный нами подход обуславливает необходимость сочетания двух стратегических линий, заявленных в современных концепциях летнего отдыха.

Первая - духовно-творческая, идеальная, берущая начало из глубин культурно-исторической практики общества, сегодняшних проблем и преобразований. В центре надежд – ребёнок, юный человек, будущее России. Отсюда и цели деятельности- воспитание гражданина, просвещенного современного человека, семьянина, мастера своего дела.

Вторая линия связана с технологией процесса и показывает, каким образом духовно-творческое, идеальное должно материализоваться во взаимодействии взрослых и детей. Она определяет задачи- чему учить и как учить, как действовать всем участникам детского оздоровительного лагеря.

На базе этих положений выявлены ведущие направления организации летнего отдых и соответствующие им принципы деятельности ДОЛ «Связист:

· создание максимального количества разнообразных организованных пространств (кружков, отрядов, «служб», советов дел, мастерских, секций и т.д.) со своими нормами и правилами, что предотвращает авторитарное давление и повышает возможности самоопределения и саморазвитие личности;

· содержательность деятельности, её многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности;

· свобода выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимого условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребёнка.

Наиболее эффективный путь обновления воспитательного процесса – обновление содержания деятельности, который выражается в вариативно- программном подходе к деятельности.

Вариативно-программный подход - это предоставление возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, в которых создаются необходимые условия для социализации ребёнка. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием, формами и методами работы, учитывающих возраст и широкий диапазон интересов и потребностей детей.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДООЛ «СВЯЗИСТ»

В 2005 ГОДУ.

2. 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Развитие содержания образовательно-оздоровительной деятельности обеспечивает развитие мотивации личности к познанию и творчеству; сохранение и развитие индивидуальности, общей культуры, коммуникативных способностей; коррекцию здоровья, психического и умственного развития; профилактику асоциального поведения детей и подростков.

Организация образовательно-оздоровительной деятельности в ДОЛ «Связист» осуществляется на основе программно-целевого подхода. Системообразующей программой на 2004 год определена интегративная программа «Строим город Доброград». Образовательная деятельность очень тесно вплетена в структуру других видов деятельности, тесно с ними взаимосвязана.

Системообразующая программа традиционно включает подпрограммы, на основе которых работают следующие объединения:

Кружки и мастерские:

1. «Рукоделие» (разнообразные виды шитья: аппликации,)- руководитель Едрёнкина С.С.

2. «Школа танцев» - руководитель Митяева

3. «Голоса России» (фольклорное пение)- руководитель

4. «Роспись» - руководитель Тужилова О.К.

5. «Волшебные краски» - руководитель Жданова О.В.

6. «Игра- дело серьёзное» - руководитель Ямалтдинова С.А.

7. «Путешествие по экологической тропе» - руководитель В.

 

Секции:

1. Каратэ – руководитель Емелин А.Ж.

2. Аэробика – руководитель Ямалтдинова С.А.

3. Футбол- руководитель Тужилов С.

 

«Доброградская школа» с обязательным для всех образовательным минимум, включающим в себя «предметы»:

1. Культура общения в семье, с друзьями, взрослыми – преподаватель Сулейманова К.В.

2. Культура поведения в общественных местах (музеи, театры, кафе, дискотеки..) - преподаватель Фёдорова Л.Н.

3. Культура внешнего вида (походка, одежда, причёска) – преподаватель Ямалтдинова С.А.

4. Культура творчества («гимнастика чувств», театральная импровизация, занятия по развитию мышления, воображения.) – преподаватель

Клубы (Хобби-центры)

1. Клуб любителей рыбалки

2. Клуб автолюбителей

Службы города:

3. «Доброградский банк» - консультант

4. «Мини-маркет»- консультант

5. Доброградские СМИ- консультант

6. Налоговая инспекция- консультант

7. Экологическая служба- консультант

8. Биржа труда - консультант

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

Питание детей в лагере всегда полноценное, разнообразное по составу продуктов. В меню ежедневно включаются свежие овощи и фрукты (яблоки, груши, бананы, виноград, сливы, арбузы). Питание полностью удовлетворяет физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах. Пятиразовое питание детей осуществляется в соответствии с рекомендуемыми 7 и 10-дневными меню.

Ежедневно в столовой вывешивается меню на каждый день. Врач и медсестра принимают активное участие в составлении каждодневного меню и следят за правильной кулинарной обработкой и закладкой в котел продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи; проводится «С»-витаминизация, контролируется правильность хранения и соблюдения сроков реализации продуктов. Ежедневно оставляется суточная проба готовой продукции.

 

СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Детский оздоровительный лагерь призван в первую очередь заботиться о здоровье и хорошем самочувствии отдыхающих детей и подростков. В этой связи большое значение имеют занятия физкультурой и спортом.

Спорт – это всегда неожиданности. Он немыслим без бурных взлетов, крутых виражей и сенсаций. Но есть в спорте одна закономерность: пусть к медалям высшей пробы начинается обязательно в детстве. От школьного порога, от дверей площадки, от зеленой площадки оздоровительного лагеря.

Спорт – это не только очки и победы. Это увлекательная игра и яркое зрелище, все то, что привлекает ребят. Лето дает детям в оздоровительном центре прекрасную возможность померяться силами на беговых дорожках стадиона, в бассейне.

Педагогический коллектив под руководством опытного инструктора физкультуры мастера спорта Емелина А.Ж. большое внимание уделяет развитию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми.

Традиционными для ребят всех отрядов становится участие в смотре «Самый сильный и ловкий», «Веселых стартах» для малышей, отрядных соревнованиях «Олимпийцы среди нас», обще-лагерных соревнованиях и спартакиадах.

В программу малых олимпийских игр с современными видами спорта, особенно для маленьких ребят среднего возраста, включаются упражнения: бег «рыцарей», «бег колесниц», перетягивание каната, прыжки, взятие города, вышибаловка, лапта. Такой подбор видов соревнований обусловлен стремлением педагогического коллектива максимально использовать возможности взаимодействия детей в спортивной команде, сохранить и возродить русские игровые и спортивные традиции, повысить интерес детей к спорту через использование незнакомых для многих из них спортивных игр.

В ДООЛ работают секции: футбола, пионербола, большого и настольного тенниса, легкой атлетики, аэробикия, рыболовная, тренажерный зал. Ежедневная физкультурная зарядка повышает двигательную активность. Каждую смену проводятся турниры по всем видам спорта (футбол, баскетбол, пионербол, женский футбол, шашки и шахматы, армрестлинг). Открытие спартакиады всегда сопровождается театрализованными представлениями с участием тех героев, которые сопровождают ребят в течение каждой тематической смены. Спартакиада сопровождается и творческими конкурсами, имеющими спортивную тематику, что ещё более повышает мотивацию детей к активному образу жизни.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Обучение, оздоровление, воспитание и творческое развитие детей в ДООЛ «Связист» - важнейшие составляющие социально-педагогической деятельности всего коллектива. В детском образовательно-оздоровительном лагере воспитывает все - уважительное отношение к детям и сотрудникам, чуткость и забота персонала, традиции, природа и красота окружающего мира.

Воспитательная работа лагеря - это способ организации жизнедеятельности участников смены, позволяющий сформировать за 18 день пребывания в лагере оздоровительно-образовательную систему, в которой упорядочена совокупность взаимодействующих компонентов. Структура занятости детей, ее разнообразие, уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними, защищенность и комфортность пребывания, реальная детская самодеятельность и творчество, традиции, имидж и репутация ДООЛ позволяют оздоровительно-воспитательной системе функционировать эффективно. За летний период в ДООЛ«Связист» проводится три тематические смены (см. Приложение1)

Детское самоуправление

Одним из важнейших элементов воспитательной системы ДООЛ «Связист» является детское самоуправление, которое функционирует каждую смену в соответствии с созданной организационной системой.

В каждом отряде (доброградской семье) избирается заместитель главы семьи на определённый период (3-4 дня). Кроме этого в каждой семье определяется своя система позиционно- функционального самоопределения, а именно: занимаемые позиции (заместитель главы «семьи» по чистоте, заместитель главы «семьи» по информации, по здоровому образу жизни и др.) и чётко определённые функции, с ними связанные. Каждый из членов семьи самоопределяется в этом также на определенный срок. При этом каждый чётко представляет, что от него требуется, каких результатов от него ждут «в семье»; На вечерних «якорьках» подводятся достижения каждого из членов семей по выполнению поручений, заданий, организации дел.

В созданных Службах города также создаётся собственная система самоорганизации. Возглавляет службу –директор, который является членом совета директоров служб города, где ежедневно на его заседании анализирует и докладывает о результатах деятельности сотрудников службы; Любая Служба города действует на основании разработанных и утверждённых Положений о службах. Такого рода Положения первоначально разрабатываются сотрудниками службы, где определяется штат и функциональные обязанности каждого из сотрудников. Консультантом службы становится один из вожатых лагеря.

Помимо функционирующей системы самоорганизации в Семьях и службах города, создаются временные советы дел по организации различных праздников и других городских мероприятий, куда входят представители «семей и служб» города.

Система детского самоуправления позволяет решать широкий спектр воспитательных задач:

- осознание детьми необходимости регламентации жизни в лагере, установление и соблюдение определенных правил и законов;

- повышение самостоятельности и ответственности детей;

- привитие детям навыков организаторской и управленческой деятельности;

- получение администрацией лагеря «обратной связи» от детей;

- усвоение детьми основных черт демократического общества и республиканского управления;

- развитие умения делать осознанный выбор и нести ответственность за него.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕСТКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ

Общепринято, что целью деятельности психолога (психологической службы) в образовательных учреждениях является обеспечение полноценного психического и личностного развития участников образовательного процесса.

Психологическая работа в условиях детского оздоровительно-образовательного центра имеет свою специфику, связанную с кратковременностью существования детского, а часто и педагогического коллективов, высокой интенсивностью жизнедеятельности, ярко выраженной направленностью на оздоровление детей и организацию их досуга, высокой «концентрацией творчества», постоянностью совместного пребывания на протяжении смены. Иными словами, и цели, и организационные условия осуществления образовательного процесса во многом отличается от общеобразовательных учреждений и других стационарных и круглогодично действующих структур. Это, а также концепция каждой смены, накладывают определённый отпечаток на психологическую составляющую процесса, при этом в общем виде миссия психологической службы остаётся традиционной, а именно: обеспечить психологическое благополучие и личностное развитие детей и педагогов лагеря в процессе реализации системы оздоровительных и образовательных мероприятий в течение смены посредством использования диагностических, коррекционно-развивающих, консалтинговых средств и методов психологической работы на всех этапах планирования, реализации и анализа смены на уровне детей, педагогов, административной команды лагеря (по возможности, родителей и представителей вышестоящих организаций как заказчиков услуг лагеря), а также содействовать процессу коллективообразования и реализации содержательной составляющей смены.

Основными задачами и направлениями психологической работы в ДООЛ можно считать следующие:

§ Содействовать повышению эффективности управленческой деятельности и реализации концепции смены.

Психологическая служба участвует в планировании и анализе отдельных дней, периодов смены и всей смены в целом. Задача психолога — обеспечить соответствие образовательного процесса (от выработки идеи смены до применения конкретных форм и методов работы) возрастным и личностным особенностям детей, а также предлагать эффективные и психологически оправданные методы организации работы как в административной команде, так и администрации с педагогическим коллективом. Психолог привлекается администрацией для помощи в организации ключевых педагогических советов и совещаний (выбираются оптимальные способы мотивации педагогов, предъявления требований, обсуждения и решения проблем); для проведения специальных встреч с педагогами или включения в планёрки отдельных элементов, создающих благоприятный психологический климат в коллективе и настраивающих на дальнейшую деятельность. Психолог консультирует представителей администрации по вопросам решения отдельных возникающих трудностей или переводу определенных процессов и явлений в качественно новое состояние. Например, иногда бывает необходимой специальная работа по проблематизации выполняемой вожатыми-студентами педагогической деятельности. Ряд таких педагогов уделяют недостаточно внимания педагогическому смыслу выполняемой работы, «забывают» о педагогической позиции или просто недостаточно хорошо понимают специфику работы в лагере или в данной смене. В таких случаях специально организуются встречи с вожатыми, где в том числе и с помощью психологических методов формируется единое смысловое поле, вожатые погружаются в суть, в проблемность и неоднозначность, сложность и значимость как образовательного процесса в лагере в целом, так и их конкретной работы в этой смене. Таким образом, психологическая служба активно включается в процессы конструирования образовательной среды смены и интеграции в неё новых членов педагогического коллектива.

§ Содействовать педагогам в успешном выполнении их функций, а также в профессиональном и личностном росте. Здесь, помимо описанных ниже консультаций, обучения психолого-педагогическим методикам, совместного анализа и программирования деятельности, прежде всего необходимо упомянуть о специально организуемых встречах, на которые психолог выносит те проблемы, которые считает наиболее актуальными на основе своих наблюдений и диагностических процедур или проблемы, заявляемые самими педагогами. В ходе таких встреч, например, могут разыгрываться различные проблемные педагогические ситуации и происходить их анализ, выработка вариантов оптимального решения, приобретение психолого-педагогических навыков, а, на основе этого и делаться определённые обобщения, касающиеся принципов дальнейшей деятельности, корректироваться профессиональные и личностные установки вожатых и воспитателей.

§ Способствовать формированию благоприятного психологического климата в отрядах, адекватному развитию групповых процессов, адаптации детей к жизни во временных детских коллективах. Данная задача решается посредством тренинговых и игровых занятий и диагностических процедур в отрядах, обучения вожатых психолого-педагогическим методам работы с детьми, консультаций педагогов по данным вопросам, участия психолога в организации и проведении анализа процессов, происходящих в отрядах, как с педагогами, так и с администрацией лагеря.

§ Обеспечить психологическую поддержку детям, испытывающим сложности в адаптации к жизни в лагере. Такая работа особенно необходима для детей младших отрядов и детей, приехавших в лагерь впервые. В первую очередь для решения данной задачи проводятся личные беседы и консультации с самими детьми; также проводится работа с педагогами: совместная выработка способов взаимодействия с такими детьми, принципы реализации индивидуального подхода, обучение специфическим психолого-педагогическим методам, позволяющим решать данную проблему. Для осуществления такой деятельности часто бывают необходимы данные психологической диагностики. Этот вид работы можно проводить отдельно с «проблемными» детьми. В случае же, если позволяет время и ресурсы возможно проведение общего диагностического среза. Как вариант можно предложить следующее: в первые дни смены детям предлагаются некоторые проективные методики (рисуночные тесты, метод незаконченных предложений, диагностические игры), которые при дефиците возможностей обрабатываются не все, а по мере необходимости. Само проведение таких методик не является даже в таком случае бесполезной тратой времени, так как уже в ходе процесса рисования, продолжения предложений или игры дети могут отрефлексировать своё эмоциональное состояние, пережить «в проекции» сложные моменты адаптации. Также видится целесообразной организация в последующие смены групповых занятий с такими детьми (в равно- или разновозрастных группах).

§ Повысить социально-психологическую компетентность детей. В первом приближении эта задача также решается на занятиях с отрядами в течение смены. Для детей же, имеющих мотивацию к самопознанию, личностному росту, обретению социальных, коммуникативных или лидерских навыков, организуются специальные встречи. При наличии возможностей эту работу можно оформить в качестве регулярно работающего кружка, если нет такой возможности — допустима серия из нескольких встреч с группой детей, сформированной из желающих представителей разных отрядов. Все перечисленные выше виды занятий имеют следующие содержательные блоки (в полном варианте они могут быть раскрыты именно при организации кружковой работы): психологическое просвещение — беседы, занятия с детьми с использованием диалоговых форм, на которых им раскрываются определённые психологические закономерности, объясняются с точки зрения психологической науки интересующие их вопросы; психологические игры и тренинги; психологическое исследование — руководимая психологом деятельность детей по эмпирическому изучению тех или иных психологических явлений и процессов.

 

РАБОТА С КАДРАМИ. РАВИТИЕ

КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА.

Работа в детском образовательно-оздоровительном лагере «Связист» не проходит бесследно и для педагогов, и для вожатых. Поиски, раздумья, огорчения – педагогическая копилка у коллектива становится полнее с каждым годом. И хотя до осуществления всех планов и задумок еще далеко, многое для тех, кто проводит лето в лагере с детьми, делается более ясным, понятным. Многое приходится переосмыслить, пересмотреть, а главное, что-то уже входит в жизнь, становится традицией лагеря «Связист».

Известно, что работа с кадрами начинается задолго до его открытия. Для администрации лагеря эта работа начинается с подбора воспитателей, вожатых, руководителей кружков, инструкторов физкультуры. Многие из них работают в ДООЛ не первый год, обладают педагогическим мастерством и душевными качествами. Это самый ценный показатель, поскольку с детьми из года в год работают одни и те же люди. Важно отметить, что в последние годы в качестве вожатых приезжают работать бывшие «маленькие доброградцы», которые стали уже студентами ВУЗов, и которые трепетно относятся к традициям лагеря. Таким образом, складывается педагогический коллектив, вырабатывается единый педагогический стиль. Сюда приезжают не просто «отбыть смену», а получить подлинное удовлетворение от работы.

Директор лечебно-оздоровительного комплекса Ахметов Рим Мансурович – замечательный врач. Директор детского оздоровительного лагеря Ольга Александровна Герасимова – аспирант Бирского государственного педагогического института, заведующая отделом программно-методического обеспечения Центра детского творчества «Созвездие2, победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2002, отличник образования РБ. Заместители директора по воспитательной работе: Людмила Никитична Фёдорова – заслуженный учитель Республики Башкортостан.

Повышение квалификации педагогических кадров осуществляется путем участия их в Школе творчества педагогических работников ДООЛ для

работников оздоровительно-образовательных лагерей, проводимой на базе ЦДТ «Созвездие».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

«Строим город Доброград»

- системообразующая программа детского оздоровительно-образовательного лагеря «Связист» ОАО Башинформсвязь.

Автор программы:

Герасимова Ольга Александровна – аспирант кафедры «общая педагогика» Бирской социально-педагогической академии

 

 

Пояснительная записка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.088 с.)