Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Детский оздоровительный лагерь «связист» - открытая социально-педагогическая системаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ: В 1963 году 15 км от г. Уфы Республики Башкортостан в районе Мелькомбината, была открыта база отдыха для работников.Она расположилась близ реки Белой и была окружена достаточно большим (для данной территории) количеством баз отдыха предприятий города. Комплекс создавался в течение многих лет. Постепенно было построено: - 1 трехэтажное здание - 12сэндвич –коттеджейна 120 детей; - столовая на 120 мест; - 1спортивная площадка; В 1984 на базе данного комплекса был создан профилакторий. А в 1996 году на базе профилактория был открыт детский оздоровительный лагерь «Связист», и на протяжении 3-х лет работа в нём была традиционной, как и во многих пионерских лагерях страны. Новый этап в жизни детского оздоровительного лагеря «Связист» начался в 1993 году. Социально-экономические и политические изменения в стране привели к отказу от многих идей, подходов в организации работы с детьми, в том числе и в загородных пионерских лагерях, которые по свой сути уже не являлись пионерскими. Педагогический коллектив лагеря пришёл к выводу, что детский лагерь в современных условиях можно рассматривать как оздоровительно- образовательное учреждение дополнительного образования детей, и который может представлять собой специально созданный и организованный воспитывающий социум, все элементы которого должны компенсировать детям и подросткам недостаток культурного, гуманистического воспитания с позиции их возможностей, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, самоопределения и самореализации при выборе видов развивающей деятельности в условиях временного детского коллектива. Это повлияло, в конечном итоге. на выбор ведущей идеи программы: включить детей в процесс активного непрерывного творчества жизни, используя как базу имитационную технологическую модель-игру «Строим город Доброград», с целью актуализации социального и коллективно-творческого опыта, а также с целью активного построения свой жизни на основе личностного, интеллектуального и культурного совершенствования и саморазвития в специфических условиях временного детского коллектива. Таким образом, ДООЛ «Связист» являясь с 1993 года образовательно-оздоровительным учреждением дополнительного образования детей, имеет все необходимое для образовательной и рекреативно-оздоровительной деятельности, для полноценного отдыха и лечения детей. Основное его назначение – реализация образовательных и оздоровительных программ, обеспечивающих развитие мотивации личности к познанию и творчеству, удовлетворение потребностей детей и подростков в активных формах познавательной, игровой и художественно-эстетической деятельности. Сочетание естественных природных условий загородной зоны, сбалансированного питания, организованного и свободного общения детей с природой, друг с другом и с высококвалифицированными сотрудниками детского оздоровительного лагеря и профилактория, добровольное включение детей в различные виды деятельности позволяет педагогическому коллективу достигать высоких результатов педагогической деятельности, воспитывать достойных граждан нашей страны. ДООЛ «Связист» - это социально-педагогическая система, он является одним из инновационных образовательно-оздоровительных учреждений не только Уфы, но и РБ, успешно решает множество социальных и педагогических задач. Среди них: · обеспечение необходимых условий для отдыха, укрепления здоровья, личностного развития, самореализации и социализации детей; · организация содержательного досуга; · профессиональное самоопределение детей; · организация творческого труда; · социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе; · работа с семьей. Решение столь важных задач требует наличия в социально-педагогической системе ДООЛ особого элемента - сформированной воспитательно-оздоровительной подсистемы, которая представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, обладающих такими интегративными характеристиками, как образ жизни лагерного сообщества и психологический климат, природная среда и средства оздоровления, содержательные виды деятельности и программное обеспечение, педагогические и медицинские кадры, их профессиональное мастерство и ряд других. Основными компонентами воспитательно-оздоровительной подсистемы в ДООЛ «Связист» определяются следующие: 1. Ценностно-ориентационный, включающий идеи, принципы, цели и ценности работы с детьми; 2. Функционально-деятельностный, который включает функции, направления и содержательные виды деятельности; 3. Индивидуально-групповой (педагогический и медицинский персонал и контингент отдыхающих в ДОЛ в своем многообразии); 4. Диагностико-аналитический, включающий аналитические и диагностические средства по обучению, воспитанию, оздоровлению и творческому развитию детей; рефлексию дня, периода смены, всей смены в целом на уровне отряда и педколлектива. Образовательно-оздоровительный детский лагерь «Связист», как и другие загородные лагеря и образовательно-оздоровительные комплексы, характеризуется спецификой своей деятельности, преимуществами и особенностями, существенно отличающими его от других образовательно-воспитательных систем. Во-первых, это совместное проживание детей в условиях ДООЛ значительно отличающихся от привычной домашней обстановки (хотя и приближенной к ней). Совместное проживание детей в группе сверстников обладает свойством обучения поведению в коллективе, которое не присутствует в других учреждениях и коллективах. Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает тесная взаимосвязь и «зона доверия». В-третьих, дети значительно быстрее, чем в других местах, приобщаются в естественных условиях социальной и природной среды к здоровому и безопасному образу жизни. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения, игра, творческие дела, разнообразные формы занятий в кружках и объединениях по интересам, возможность принимать участие в организации жизнедеятельности ДОЛ импонируют детям, дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, отдохнуть от школьных занятий, что, в совокупности, помогает им развить новые навыки (вне рамок школьных программ), раскрыть потенциал своей личности. Особенностью деятельности ДОЛ «Связист» как образовательно-оздоровительного комплекса является и то, что в течение всего летнего периода ребята включаются в процесс имитационной игры «Строим город Доброград (дети имитируют деятельность взрослых), базирующейся на «технологии развивающейся кооперации», главными принципами которой являются: непрерывное проектирование жизни (выявление проблем, поиск и принятие коллективного решения); наличие «индивидуального продукта» и его согласование; +«4 САМИ». С точки зрения социализации это позволяет выйти на более высокий уровень их адаптации к реальной жизнедеятельности. Данная технологическая модель, в которой пребывает ребенок, предоставляет ему возможность в течение периода смены, каждого дня включиться в разнообразную и разноплановую интересную деятельность, привлекательную для детей, апробировать себя в разных «социальных ролях» (гражданин города - «доброградец», «сотрудник службы города», «учащийся доброградской школы», «подмастерья», «организатор дела»и др. Всё это позволяет не только интенсивно осваивать детям различные виды деятельности, но и находиться постоянно в различных пространствах жизнедеятельности (отряд, служба, совет дела, мастерская, творческая площадка, кружок), тем самым участвуя в различных формах и видах взаимодействия как в одновозрастном, так и разновозрастном коллективе. Достигнутые результаты в различных видах деятельности» и опыт в «социальной жизни», получают социальное признание у детского коллектива и педагогов, что имеет большой воспитательный эффект и стимулирует развитие творческих начал у детей и подростков, позволяет им самоутвердиться, способствует разрушению прежнего, зачастую негативного, стереотипа поведения, изменению позиции детей и подростков. Таким образом, модель игры «Строим город Доброград», является системообразующей организационно-содержательной моделью жизнедеятельности лагеря. В ДООЛ «Связист» создана доброжелательная дружеская атмосфера, ведется разнообразная кружковая работа. Поэтому каждый ребенок может найти себе дело по душе: будь то спорт, журналистика, радиотехника, художественное или музыкальное творчество и т.д. Великолепный ландшафт, спортивные площадки, кружковые помещения, летняя эстрада, оборудованная современной аппаратурой, спортивный комплекс, в который входят: теннисный корт, волейбольное и футбольное поля, позволяют педагогам с высоким профессиональным уровнем проводить мероприятия, имеющие значительный содержательный, эстетический и организационный уровень и обладающие существенным социально-воспитательным потенциалом. Спальные корпуса и уют в спальнях, светлая столовая ресторанного типа, великолепный медицинский комплекс (с массажным кабинетом, фито баром, спортивно-игровым залом и т.д.) в сочетании с любовью и уважением к детям, создают домашнюю атмосферу, свой, неповторимый облик ДООЛ «Связист», притягательного для детей. Поэтому многие дети приезжают сюда неоднократно. Здесь постоянно создается атмосфера комфортности и доброжелательных отношений между детьми и взрослыми. Дети и их родители называют ДООЛ «Связист» «городом Доброградом», в котором с детьми происходят чудесные превращения: они раскрываются, раскрепощаются, охотно демонстрируют свои таланты и возможности. Пребывание на свежем воздухе в сочетании с разнообразными занятиями обеспечивает высокий эффект в обучении, оздоровлении, воспитании и развитии детей. Не случайно поэтому, по мнению многих родителей, дети возвращаются домой просветленными, наполненными энергией для созидания. Важнейшими составляющими успеха каждой из профильных смен в ДООЛ «Связист» является не только естественное природное окружение, чистый воздух, общение с природой. На территории очень чисто, аккуратно, английские газоны, детская площадка, цветы. Ко всему этому бережно относятся как дети, так и взрослые сотрудники ДООЛ. Здесь воспитывает все: любовь и уважение к детям, четкий режим жизнедеятельности и питания, соблюдение санитарно-гигиенических норм, правильный порядок чередования различных видов деятельности, отдыха и оздоровления детей. Все это способствует выработке у детей правильного темпоритма жизни, навыков самообслуживания, нормальному росту и развитию растущего организма, воспитывает полезные привычки. Однако здесь ребята не только отдыхают, но и приобщаются к труду. В ДООЛ «Связист» создана «Биржа труда», которая предоставляет детям «временную работу» и платит «деньги». Кроме этого каждый из жителей Доброграда, при успешно пройденном конкурсе- отборе может получить «постоянную работу» в одной из Служб города, например: Службе СМИ, «Доброградском Банке», «Налоговой инспекции», «Экологической Службе города» и др. Заработанные «добрики» - так называемую неконвертируемую валюту Доброграда, дети имеют возможность потратить разумно, посетив «доброградский минимаркет». Важно отметить, что не все «горожане» могут быть обеспечены ежедневной работой, поэтому в городе возникает проблема «безработицы», при условии «отметки» на Бирже труда в течение некоторого времени, такие «граждане» получают право на «пособие по безработице». Одной из форм приобщения ребят (старшеклассников) к труду является создание временных «стажёрских профессиональных площадок». Каждый желающий имеет возможность познакомиться с сущностью профессиональной деятельности тех профессий, которыми представлен как ДООЛ, так и профилакторий, а именно: профессия медицинский работник (различные специализации», повар, официант, электрик, педагог и др. Включаясь в процесс реального общения со специалистом и. наблюдая реальное «производство», ребята могут знакомиться не только с внешними, но и внутренними признаками различных профессий. Работа «Биржи труда», Служб города и «стажёрских площадок» с одной стороны, создают игровую модель экономических отношений, а с другой — поднимают престиж и значимость трудовой и «профессиональной деятельности, приучают детей ценить то, что создано своими руками и руками взрослых ДООЛ. Естественным развитием модели экономических отношений являются Дни предпринимателя и бизнес-игры, проводимые в ряде профильных смен. В процессе их организации и проведения детям предоставляется возможность выступить в качестве организатора и руководителя собственной «фирмы», что позволяет лучше познать законы рыночной экономики и стимулирует дальнейшее профессиональное самоопределение. Подготовка ребят старшего возраста к сознательному профессиональному самоопределению осуществляется также в рамках одной из программ детского оздоровительного лагеря «В поисках своего призвания», которая была отмечена грантом на Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании 2002». Важное значение в ДООЛ «Связист» имеет индивидуально-личностный подход, который в сочетании с дифференциацией модулей системообразующей программы «Строим город ДОБРОГРАД», помогает педагогическому коллективу в полном объеме и на высоком качественном уровне реализовывать оздоровительные и образовательные программы, осуществлять профориентацию детей, нацеливать их на выбор профессий, в том числе, и в области современной информационной связи. Летняя пора – романтика детства и поистине золотая пора для тех, кому сегодня от 7 до 15 лет. Но это также и творчество, и первая в жизни осознанная ответственность для тех, кому от 18 до 25 лет, - вожатых. «Строительство Доброграда» - это кропотливая каждодневная и самая интересная в мире работа для детей, организаторов лагеря – руководителей и педагогов, вожатых, медицинских работников, специалистов многообразных служб. Доброград имеет свой Гимн, который написала молодой композитор Юртова Юлия, работающая в ДООЛ «Связист»в 1998 году. Его трепетные слова и музыка отражают чувства, особое состояние души жителей этого города, которого, к сожалению, нет на карте мира, но который есть на карте лета. Гимн очень любят петь как взрослые, так и дети. Он исполняется каждый вечер перед сном «голосом города» (он выбирается каждую смену в результате традиционного конкурса «Голос Доброграда»). Вот его слова:
Лето по двору шагает Золотыми каблучками И со всех сторон улыбками встречает нас. И вот Добрый город с рассветом. Встречает нас утренним светом. И освещает солнышком капельки дождя. Там, где света было мало Мы зажжём его глазами. Нашими карандашами нарисуем сад, Где люди и птицы, и звери Откроют и окна, и двери. Где каждому место важное дарит Доброград. Лето по двору шагает Светит ясными лучами И со всех сторон улыбками встречает нас. И вот Добрый город с рассветом. Встречает нас утренним светом. И освещает солнышком капельки дождя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.16 (0.013 с.) |