История отечественной литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История отечественной литературы.



История отечественной литературы.

 

 

Содержание:

I. Планы семинарских занятий.

II. Структура портфолио.

III. Вопросы к экзаменам.

IV. Методические рекомендации.

 

 

Преподаватель: Болотова Г.В.

 

 

I. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ..

 

Семинарское занятие №1.

Жанры древнерусской литературы.

1) «Повесть временных лет» как историко-литературный памятник: основные темы, идеи летописи; особенности изображения исторических лиц и событий; композиция, язык.

2) «Поучение» Владимира Мономаха как автобиографическое произведение. Философский и нравоучительный смысл. Композиция текста; особенности изображения идеального героя — князя и воина; Сочетание эпического и лирического в поучении. 3) Нравственно-религиозные основы житийной литературы. Житийный стиль произведения «Сказание о Борисе и Глебе»: сочетание книжного, документального и народного стилей; принципы изображения положительных и отрицательных героев; психологизм.

4) «Слово о полку Игореве» как воинская повесть: образная система, сюжет и композиция; символика; язык.

 

Повесть временных лет (о расселении славянских племен, о путешествии апостола Андрея, об основании Киева, о призвании варягов на Русь, месть Ольги древлянам, крещение Руси, об ослеплении Василька Теребовльского). Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона. Сказание о Борисе и Глебе. Житие Феодосия Печерского. Поучение Владимира Мономаха. Хождение игумена Даниила. Моление Даниила Заточника. Слово о полку Игореве (дополнительно к прозаическому переводу на современный русский язык — поэтический перевод Н. Заболоцкого). Повесть о разорении Рязани Батыем. Слово о погибели Русской земли. Житие Александра Невского. Задонщина. Житие Стефана Пермского. Житие Сергия Радонежского. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Повесть о Дракуле. Домострой. Послания Ивана Грозного. Повесть о Петре и Февронии. Повесть о Горе-Злосчастии. Повесть о Савве Грудцыне. Повесть о Фроле Скобееве. Житие протопопа Аввакума. Вирши и «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого.

Учебники и учебные пособия

Жизнеописания достопамятных людей земли русской. — М., 1992. История русской литературы ХI—ХIХ вв.: Учеб, пособие для вузов / Под ред. В.И. Коровина. НИ. Якушина. М., 2001.

История русской литературы Х1—ХУII вв. / Под ред. д.С. Лихачева. — М.,1985.

Кусков ВВ. История древней русской литературы. — б-е изд. — М., 1998. Литература и культура древней Руси: Сл.-справ. / Под рел. В.В. Кускова. — М., 2001.

Лихачев ДС. Человек в литературе древней Руси. М., 1970. Переверзев В.Ф. Литература Древней Руси. М., 1971.

 

Хрестоматии

Девнерусская литература: Хрест. / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 1988.

Древнерусская литература: Книга для чтения. — М., 1993.

Изборник. Повести древней Руси. М., 1987.

Литература древней Руси: Хрест. / Сост. Л.А. Дмитриев. — М., 1990.

Рассказы русских летописей. 1995 г.

Хрестоматия по древнерусской литературе: Учеб, пособие для вузов / Сост М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. М., 1987.

Литература, найденная по теме самостоятельно (представить аннотированную библиографию).

Семинарское занятие № 2

Классицизм и сентиментализм как творческие методы и литературные направления в русской литературе.

1) Идейно-эстетические основы русского классицизма и сентиментализма.

2)Жанрово-стилевая система русского классицизма (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин).

3) Концепция человека в русском сентиментализме (Н.М. Карамзин).

4) Творчество Г.Р. Державина: жанровый состав, поэтическое новаторство.

Художественные тексты (обязательный минимум в объеме хрестоматии,

Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли.

Публикации газеты «Ведомости».А.Д. Кантемир. Сатиры (1,2,7).

В.К. Тредиаковский. Стихи похвальные России. Стихи похвальные Парижу. Эпистола от российской поэзии Аполлину.

М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года. Разговор с Анакреоном. Я знак бессмертия себе воздвигнул... Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Утреннее размышление о Божием величестве. Письмо о пользе стекла. Кузнечик. Рассуждение об обязанностях журналистов...

А.П. Сумароков. Эпинстола о стихотворстве (Наставление хотящим быть писателями). О благородстве (сатира). Дмитрий Самозванец. Опекун. Рогоносец по воображению. Сатиры. Притчи. Песни.

Н.И. Новиков. Копии с крестьянских отписок. Копии с помещичьего указа. Отрывок путешествия в ***и***т***

Я.Б.Княжнин. Вадим Новгородский. Хвастун.

В.В. Капнист. Ябеда.

М.И. Попов. Анюта.

А.А. Аблесимов. Мельник — колдун, обманщик и сват.

М.М. Херасков. Россия да. Чесмесский бой. Стихотворения.

И. Ф. Богданович. Душенька.

ВИ. Майков. Елисей, или Раздраженный Вакх.

Д.И. Фонвизин. Лисица-казнодей. Послание к слугам моим. Всеобщая придворная грамматика. Вопросы к сочинителю Былей и небылиц. Бригадир. Недоросль.

М.Д. Чулков. Горькая участь. Драгоценная щука.

Г.Р. Державин. Фелица. Властителям и судиям. На смерть князя Мещерского. Бог. Водопад. Вельможа. На взятие Измаина. Ласточка. Приглашение к обеду Русские девушки. Евгению. Жизнь Званская. Снигирь. Признание. К лире. Памятник. Лебедь. Река времен...Рассуждение о лирической поэзии, или Об аде.

А.Н. Радищев. О самодержавстве. Беседа о том, что есть сын отечества. Путешествие из Петербурга в Москву. Осьмнадцатое столетие.

НА. Крылов. Журнал «Почта духов». Похвальная речь в память моему дедушке... Каиб. Трумф (Подщипа). Урок дочкам.

Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Наталья, боярская дочь. Марфа-посадница, или покорение Новагорода. Остров Борнгольм. Письма русского путешественника. История государства Российского (отрывки). Поэзия. Осень.

 

Учебники в учебные пособия

История русской литературы ХI—ХIХ вв.: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. — М., 2001.

Орлов П.А. Русская литература ХУШ в. — М., 1990.

Русская литература ХУШ в.: Сл.-справ. / Под ред. В.И. Федорова. — М., 1997.

Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики. — М., любое издание.

Федоров В.И. Русская литература ХУIII в. — М., 1990.

Буранок О.М. История русской литературы ХУIII в. — Самара, 1995.

Лебедева О.Б. История русской литературы ХУIII в. — М., 2000.

Хрестоматия

Русская литература ХVIII в.: Хрест. / Сост. Г.П. Макогоненко. — Л., 1970.

 

Семинарское занятие № З

Романтические и реалистические основы творчества В.Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

1) Жанровая характеристика творчества В. Жуковского. Фольклорные истоки романтизма как творческого метода в его творчестве.

2) Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. Романтические и реалистические основы лирики А.С. Пушкина.

3) Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина: проблематика, идейное Содержание, образ Германа как человека «Нового времени».

4) Жанровое своеобразие произведения «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Художественные тексты (обязательный минимум)

В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Светлана. Певец во стане русских воинов. Ивиковы журавли. Теон и Эсхин. Лесной царь. Сказки В.Жуковского.

А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило... Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный... К морю. Я помню чудное мгновенье... Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы (В надежде славы и добра...). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827 г. На холмах Грузии... Дар напрасный, дар случайный... Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил... Брожу ли я вдоль улиц шумных... Эхо. Мадонна. Бесы. Безумных лет угасшее веселье... Моя родословная. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Вновь я посетил... Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я брожу... Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.

М.Ю. Лермонтов. Нет, я не Байрон... Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая пива... Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно... Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю... Выхожу один я на дорогу... Пророк. Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.

Учебники и учебные пособия

История русской литературы ХI—ХIХ вв. / Под ред. В.И. Коровина и Н.И. Якушина. —М., 2001.

История русской литературы ХIХ в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. М., 2000.

История русской литературы ХIХ в., 1840—1 860 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. -- М., 2000.

История русской литературы ХIХ в., 1870—1890 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. — М., 2000.

Литература по теме, найденная самостоятельно (представить аннотированную библиографию).

Семинарское занятие № 4

Учебники и учебные пособия

История русской литературы ХТ—ХIХ вв. / Под ред. В.И. Коровина и Н.И. Якушина. — М., 2001.

История русской литературы ХIХ в., 1800—1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. — М.. 2000.

История русской литературы ХIХ в., 1840—1860 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. — М., 2000.

История русской литературы ХIХ в., 1870—1 890 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. — М., 2000.

Литература по теме, найден ная самостоятельно (представить аннотированную библиографию).

Семинарское занятие №5

Семинарское занятие № 6

Проза Л.Н. Толстого

1) Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»): идейно-тематическое единство, цикличность, детский взгляд на мир.

2) Повесть — быль «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого: идейный смысл, система образов, сюжет, композиция.

3) «Война и мир» Л.Н. Толстого как семейно-бытовой роман. Отражение в образе семьи Ростовых взглядов Л.Н. Толстого на проблему семейного воспитания.

Учебники и учебные пособия

История русской литературы Х1—ХIХ вв. / Под ред. ВИ. Коровина и НИ. Якушина. — М., 2001.

История русской литературы ХIХ в., 1800—1 830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и СМ. Петрова. — М., 2000.

История русской литературы ХIХ в., 1840—1860 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. М., 2000.

История русской литературы ХIХ в., 1870—1890 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. — М., 2000.

Литература по теме, найденная самостоятельно представить аннотированную библиографию).

 

Семинарское занятие № 7.

Семинарское занятие № 8.

Семинарское занятие №9.

Поэзии серебряного века

1. Русский символизм. Романтический символизм А. Блока: эволюция образа – символа в циклах «Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска», «Страшный мир». Импрессионистические черты русского символизма формы их выражения в поэзии К. Бальмонта

2. Эстетическая программа русского акмеизма. Своеобразие поэтической системы А. Ахматовой. Концепция личности и истории в поэтической системе Н. Гумилева.

3. Русский футуризм: литературно-эстетические манифесты. Лирический герой В. Маяковского и В. Хлебникова.

4. С. Есенин и имажинизм. Мир деревни, народной поэзии, природы в поэзии С. Есенина. Трагизм лирического героя в поэме «Черный человек». Эстетическое богатство поэтической системы поэта.

5. Самобытность поэтической системы М. Цветаевой. Фольклорные и литературные истоки. Проблема любви, жизни и смерти, поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой.

 

Художественные тексты:

А.А. Ахматова. Буду тихо на погосте. Колыбельная. Постучи кулачком, я открою. Сероглазый король. И мальчик, что играет на волынке. Рыбак. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Млитва. Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.

К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...

А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.

А.А. Блок. Стихи о Прекрасной даме. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать.

В.Я. Брюсов. Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.

З.Н. Гиппиус. Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.

Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Принцесса Зара. Золотой рыцарь.скрипка Страдивари. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.

С. Есенин. Поет зима – аукает… Береза. С добрым утром. Черемуха. Колокол дремавший.Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любви... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шагане, ты моя, Шагане… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина. Черный человек.

О. Мандельштам Silentium. Как тень внезапных облаков. Смутно дрожащими листьями. Бах. Ода Бетховену. Я не увижу знаменитой Федры. Notre Dame. Прославим, братья, сумерки свободы за то, что я руки твои не сумел удержать… Разговор о Данте.

В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

М. Цветаева. Вечерний альбом. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре... Мой Пушкин.

В. Хлебников. Снежимочка. Внучка Малуши. Заклятие смехом. Зверинец. Точит деревья и тихо течет.

 

Литература:

 

1. Волков А. Художественные искания Есенина. – М., 1976.

2. Дуганов Р. Велимир Хлебников: Природа творчества. – М. – 1990.

Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. – Л., 1973.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

3. Марченко А. поэтический мир С. Есенина. – М., 1972.

4. Михайлов А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. М., 1990.

5. Русская литератураXX в.: Хрест. для пединститутов / Сост. Н.А. Три­фо­нов. – М., 1962.

6. Русская литература Серебряного века / Под ред. В.В. Агеносова. – М., 1997.

7. Русская литературная критика конца ХIХ – начала ХХ в. / Сост. А.Г. Со­колов, М.В. Михайлова. – М., 1982.

8. Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

9. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 1988.

 

Семинарское занятие № 10.

Семинарское занятие № 11.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
КОНЦА 1930-х – СЕРЕДИНЫ 1950-х годов XX века

 

1. «Тихий Дон» М. Шолохова: особенности композиции романа-эпопеи. Историческая судьба русского крестьянства в трагическом ХХ в. Система мужских и женских образов.

2. Жанровое своеобразие романа И. С. Шмелева «Лето Господне». Процесс формирования личности ребенка в православной России: нравственные и религиозные проблемы.

3. Своеобразие художественного мира В. Набокова Тема «утраченного рая» детства; драматических отношений между иллюзией и действительностью в романах «Машенька» и «Защита Лужина». Тема России, способы ее воплощения

4. Концепция личности и истории в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Роль образов-символов, сквозных мотивов в поэтике романа.

Художественные тексты:

М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.

И. Шмелев. Лето Господне. Богомолье.

Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

В. Набоков. Защита Лужина. Машенька.

 

Литература:

 

1. Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. Учебное пособие. – М., 2002. Мулярчик А. Русская проза Владимира Набокова. – М., 1995.

2. Минералов Ю. И. История русской литературы ХХ века (1900 – 1920 – е годы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004.

3. Писатели русского зарубежья. М., 1997.

4. Русская литература ХХ века: Учебное пособие в 2 т. – Т. 1: 1920 – 1930 годы /Под ред. Л.Н. Кременцова. – М.: «Академия», 2005.

5. Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон», - Воронеж, 1989.

6. Семенова С.Г..Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика- Видение мира – Философия. – М., 2001.

7. Смирнов И. Роман тайн – «Доктор Живаго». М., 1996.

8. Хватов А. Художественный мир «Тихого дона». – М., 1978.

 

Семинарское занятие №12.

Художественные поиски и традиции в современной литературе.

1. Постмодернистические тенденции в условно-метафорических романах В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

2. Традиционные сказочные мотивы и новаторские черты сказок Л.Петрушевской. Синтетический образ бытия.

3. Проблемно-тематический диапазон поэзии И. Бродского: культурно-исторические, философские, литературные, автобиографические особенности.

4. Концептуализм Д. Пригова. Игровая поэтика постмодернизма в поэзии Т. Кибирова. Эксперименты в сфере классических жанров Г.Сапгира.

 

Художественные тексты:

И. Бродский. Часть речи. Пересеченная местность. Рождественская звезда. На столетие Анны Ахматовой.

Л. Петрушевская. Чемодан чепухи. Два окошка. Золотая богиня. Маленькая волшебница. Девушка Нос. Две сестры. Сказка о часах. Котенок. Дикие животные сказки. Приключения утюга и сапога. Морские помойные рассказы.

Д. Пригов. Течет красавица Ока. Гренада. Появление героя.

Г. Сапгир. Сонеты на рубашках. Псалмы. Элегии. Стихи для перстня.

Т. Кибиров. Сквозь прощальные слезы. Постмодернистическое. Нотации. Парафразис. Улица Островитянова. Юбилей лирического героя.

Литература:

1. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. – М., 2003.

2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990 – е годы: В 2 т. – М., 2003.

3. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия. – М.; СПб., 2003.

4. Русская литература XX века: школы, направления, методы творческой работы. – М., 2002.

 

II. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО.

На 1 этапе изучения дисциплин литературного цикла преподаватель знакомит студентов с видами портфолио и предлагает единый вид портфолио, учитывая способности, развитие рефлексии и уровень литературоведческой компетенции студентов на данном этапе. В процессе изучения «Истории отечественной литературы» закономерно представить тематические портфолио, которые позволяют студентам развить представление о становлении русской литературы как целостного историко-культурного явления мирового значения. Подробно осветим содержание и структуру вышеобозначенного портфолио.

В структуре портфолио «Развитие русской литературы» могут найти отражение: I. вопросы для самоконтроля, отражающие умение анализировать информационные потоки, умение самостоятельно делать выводы и выделять главное; вопросы предлагаются после изучения каждого текущего раздела, и студент самостоятельно планирует свою деятельность, выбирает заинтересовавшие его вопросы, например:

1. В чем особенность культурно-исторических условий формирования древней русской литературы.

2. Каковы основные темы и идеи летописи «Повести временных лет».

3. Как формировался жанр слова и поучения.

4. Как просматривается идея величия и независимости Русской земли в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона

5. Назовите средства создания образа святого в «Житии Феодосия Печерского».

6. Какова история создания «Хождения игумена Даниила в святую землю».

7. Каквозникает в древнерусской литературе теория «Москва – третий Рим».

8. Какова основная концепция Д.С. Лихачева о месте литературы ХVI в. в истории отечественной словесности.

9. Когда началось книгопечатание на Руси.

10. Почему в русской истории. ХVII в. называют «бунташным» веком

11. Каков был репертуар придворного театра в ХVII в.

***

12. В чем состояла просветительская и благотворительная деятельность Н.И.Новикова и его товарищей.

13. Как решается проблема воспитания в комедии «Бригадир» Д.И. Фонвизина.

14. В чем заключалась деятельностьН.М. Карамзинав журнале «Детское чтение для сердца и разума».

15. Расскажите историю создания «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

***

16. Определите причины породившие возникновение литературных кружков в дворянской среде в начале ХIХ века.

17. Назовите мотивы «легкой поэзии» К.Н. Батюшкова.

18. Каково соотношение основных фактов биографии М.Ю. Лермонтов с вехами его творчества.

19. Как называются циклы любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

20. Чем определено жанровое своеобразие романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

21. В чем сущность полемики между славянофилами и западниками.

22. Какова идейная направленность романа А.И.Герцена «Кто виноват?».

***

23. Каково основное содержание полемики в русской литературе вокруг «пушкинского» и «гоголевского» направлений.

24. Как И.А. Гончаров оценивает деятельность Петра Ивановича Адуева в романе «Обыкновенная история»?

25. Почему И.А. Гончаров дал роману «Обрыв» именно такое название?

26. Какова история создания «Записок охотника» И.С.Тургеневым?

27. Назовите пьесы А.Н.Островского в репертуаре Белгородского театра им.Щепкина.

28. Каково значение А.Н.Островского в создании реалистического театра?

29. Каковы основные мотивы лирики А.А.Фета?

30. В чем состояла связь М.Е. Салтыков-Щедрин с петрашевцами?

31. В чем состоит трагедия трех поколений семьи Головлевых в романе «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

32. В чем смысл эпиграфа романа «Анна Каренина» Л.Н.Толстого?

33. Объясните смысл названия романа «Воскресение» Л.Н.Толстого?

***

34. Каково отношение И.С. Шмелева к двум русским революциям 1917 года?

35. Почему поэма «Облако в штанах» считают программным произведением В.В. Маяковского..

36. Каково влияние религиозно-философских теорий Вл. Соловьева на творчествоБ.К. Зайцева?

***

37. В чем особенности изображения гражданской войны в произведениях Э. Багрицкого, А. Малышкина, Вс. Иванова?

38. Чьи литературные портреты писал М. Горького в 20-х годах?

39. В чем идея «избяного космоса» в творчестве С.Есенина?

40. Какие поэтические жанры преобладали в литературе в годы Великой Отечественной войны?

II. творческие проекты, выполненные в форме реферативных работ; студент самостоятельно выбирает тему исследования и на протяжении двух семестров планирует свою исследовательскую деятельность, обращается за консультациями к преподавателю, таким образом, у студента формируется умение самостоятельно делать выводы, определять направление в раскрытии научной темы, анализировать собранные данные, например:

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

История отечественной литературы.

 

 

Содержание:

I. Планы семинарских занятий.

II. Структура портфолио.

III. Вопросы к экзаменам.

IV. Методические рекомендации.

 

 

Преподаватель: Болотова Г.В.

 

 

I. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ..

 

Семинарское занятие №1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.126 с.)