Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа психотерапевта с вторичной травмойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При работе с вторичной травмой ряд исследователей предлагают в первую очередь начать с исследования причин, приведших консультанта в эту профессиональную область, и значения, которое имеет для него данная работа. Чтобы прояснить эти моменты, может быть использован подвид экзистенциального анализа, предложенный в работе Maslach-Pines. Глубинные убеждения человека, набор его ценностных предпочтений, мотивов деятельности – это то, что может периодически приводить к ощущению потери ресурсов, снижению самооценки и т.п. Например, психолог убежден, что необходимо вылечить каждого клиента. При таком убеждении невозможно избежать неудачи, так как есть группа клиентов, которые не изменяются в силу тех или иных причин. При этом психолог будет считать свою терапию неудачной, а себя – недостаточно компетентным. Если данное убеждение изменить и принять, что некоторые клиенты к терапии в данной период времени еще не готовы, то такие случаи психолог будет считать бесценным обучающим опытом. При этом ресурсное состояние специалиста будет накапливаться, а не теряться. С практической точки зрения существует два основных подхода к работе с вторичной травмой: 1. Забота о себе и снижение уровня стресса. 2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности. Снижение стресса: 1. Забота о себе (стремиться к равновесию и гармонии, вести здоровый образ жизни, удовлетворять потребность в общении). 2. Удовольствие (релаксация, игра). 3. Умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. Трансформация отчаяния: 1. Стремление находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, обыденных действиях. 2. Стремление бросить вызов негативным убеждениям и отчаянию. ' 3. Создание сообщества. Выделяют три аспекта работы со вторичной травмой – осознание, баланс и связь. Осознание касается всех аспектов наших переживаний: снов, воображения, чувств, телесных ощущений. Осознанию необходимо уделять специальное время, невозможно быть осознающим, если вы постоянно что-то делаете. Баланс имеет отношение и к внешней, и к внутренней жизни. Баланс работы и отдыха, физической и умственной активности и т.д., внутреннее равновесие. Связь с другими людьми и с чем-то высшим. Человек, переживший травму, склонен видеть лишь одну, негативную сторону мира. Поэтому специалисту помогающей профессии так важно сохранять целостное видение мира, не терять ощущение связи с другими людьми и чем-то высшим – природой, Богом, искусством, иначе вместе с клиентами мы потеряемся в мире жестокости и страдания. Первый шаг в работе с вторичной травмой – принять ее существование, на глубоком уровне признать свои внутренние проблемы и свою боль. Дорогу к изменениям открывает полнота осознания, наполненность смыслом (mindfullness) – то есть принятие каждого момента без попыток изменять или осудить происходящее. В профессиональной сфере для успешной работы с вторичной травмой необходимо: - соблюдать баланс в работе – не браться за работу с несколькими тяжелыми клиентами одновременно, позволять себе делать перерывы, расслабляться, выполнять физические упражнения, прогуливаться, иногда даже вздремнуть. - поддерживать отношения с коллегами: слушать и рассказывать, получать и давать помощь. - получать супервизию, посещать тренинги. - целенаправленно работать с вторичной травмой, то есть иметь пространство, где можно говорить о чувствах, которые вызывает работа, о взаимосвязи личной истории и профессиональной роли. Эта работа может происходить как в форме индивидуальных консультаций, так и в группах реабилитации и профессиональной поддержки специалистов. В организационной сфере – организационное обеспечение вышеприведенного. В личной сфере основная стратегия заключается в том, чтобы иметь какую-либо определенную стратегию. Если работа станет содержанием вашей жизни, от этого пострадает и жизнь, и работа. Кроме того, это будет плохой моделью для ваших клиентов и обеднит личность. В своей личной жизни важно найти возможность проявить себя в качестве, противоположном тому, которое требуется на работе. Например, если работа требует от вас быть собранным, следовать правилам, важно найти пространство, где вы можете быть спонтанным, глупым, бездумным. Очень серьезной проблемой для специалиста, работающего с травмой, могут стать навязчивые образы, связанные с историями клиентов. Поэтому здесь мы хотим привести некоторые рекомендации по поводу работы с этой проблемой: – Вы можете поделиться своими переживаниями с коллегой, и это может снизить эмоциональный накал. – Можно попытаться понять, почему именно этот образ завладел вами, что задевает в вас это представление, какая ваша невысказанная потребность говорит через этот образ. – Можно использовать направленное воображение и попытаться трансформировать образ, вводя в него дополнительные элементы. Например, вводя в сцену насилия сказочного волшебника или наделяя себя самого нечеловеческой силой, способной справиться с агрессором. Или представляя, как насильник превращается в жабу на ходулях. Или представляя вокруг ребенка, подвергшегося нападению, защитное облако, которое делает его недосягаемым для нападения. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ Задание №1: Решите кроссворд по темам: «Основные понятия экстремальной психологии», «Периоды психических расстройств», «Зависимость поведения человека в ЭС от типа инстинкта», «Стресс»
По горизонтали: 1. Этот тип людей, по теории Гарбузова В.И., был выделен на основе инстинкта самосохрания человека. 2. Один из человеческих компонентов, который стоит учитывать в экстремальной ситуации (ЭС). 3. Функциональное заболевание НС, астения, ослабленность ВНД, развивающаяся в следствие длительного умственного или эмоционального перенапряжения и физиологических лишений (например, ограничение и лишение сна) наряду с психотравмирующими факторами. 4. Один из основных психогенных факторов, оказывающих значительное влияние на жизнедеятельность человека. 5. Синдром при котором происходит сужение сознания и явление «мимо речи и мимо действия». 6. Это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Данное состояние можно наблюдать после длительной и продолжительной 4 стадии стресса. 7. Один из основных инстинктов человека. 8. Это разновидность стихийного бедствия, которое наблюдают люди, живущие вдоль всего побережья. 9. Комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления. 10. Один из деструктивных способов выхода из психотравмирующей ситуации человека. 13. Один из видов аддиктивного поведения человека после психотравмирующего события. 18. Психологическое заболевание, возникающее как реакция на травмирующие жизненные ситуации. По вертикали: 11. Пассивное принятие человека существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п. 12. Первая стадия стресса, при которой происходит усиление внимания и активности человека. 14. Глубокие расстройства психики, психической деятельности; проявляются в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему. 15. Совокупность защитных психофизиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. 16. Нервный припадок, выражающийся в неожиданных переходах от смеха к слезам и т.п. 17. Так в экстремальной психологии и в ОБЖ называются экстремальные явления природы, которые носят катастрофический характер. Задание №2: Решите кроссворд по темам: «Стресс», «ПТСР», «Депрессия», «Горе и утрата» Задание: ответьте на все вопросы и найдите слово, спрятанное в выделенных клетках кроссворда.
Вопросы: 1. В психологии очень часто рассматривается как одна из форм психологического стресса, испытываемого человеком. 2. Вид поведения, который необходимо избегать при переживании длительного стрессового состояния. 3. Аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Это состояние может быть функциональным или патологическим. 4. Это процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. 5. С помощью этих психологических техник осуществляются эмоциональный разрыв с умершим человеком. 6. Непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. 7. Один из симптомов горя и утраты на 6-12 недели, которые переживает человек. 8. Это восприятия, переживаемые при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции. 9. Один из главных пунктов, которые необходимо применять практическому психологу при работе со всеми клиентами, а в особенности с депрессивными и сиуцидальными. 10. Этот тип человека живет интересами той группы, с которой себя отождествляет (по теории Габрузова В.И.) Задание №3: Решите кроссворд по теме: «Акцентуации характера личности в экстремальной психологии» Задание: Определите, какой тип акцентуации отсутствует в кроссворде?
По горизонтали: 4. Характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий. 14. Акцентуация истероидная. 15. Характерны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. По вертикали: 1. Характерны отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляемая в отсутствии сопереживания, в трудностях при установлении эмоциональных контактов; недостаток интуиции в процессе общения. 2. Характерны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии. 3. Характерны повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. 5. Характерны склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляемой в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости); конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность. 6. Характерны чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. 7. Акцентуация паранойяльная. 8. Характерны резкая смена настроения в зависимости от ситуации. 9. Характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты поверхностного характера. 10. Характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца. 11. Характерна выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании. 12. Характерны повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других; как следствие - высокая конфликтность. 13. Характерны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни. Задание №4: Ответьте на тест 1. Задачи экстремальной психологии: ð рационально воспринимать окружающую обстановку; ð разрабатывать меры защиты от травмирующих ситуаций; ð проводить диагностику 2. Землетрясения, лесные пожары м смог относятся к: ð чрезвычайным ситуациям; ð экологическим катастрофам; ð стихийным бедствиям 3. Что такое психогения: ð психотравмирующий фактор; ð моральная неуверенность; ð реактивным психозам 4. Истерический психоз относится к: ð непатологической (физиологической) реакции; ð психогенным невротическим состояниям; ð реактивным психозам 5. Реакции страха, паники, оцепенения, растерянности, непонимание смысла происходящего, повышение активности, увеличение мышечной силы, нарушение речи, мобилизация воли, снижение четкости фиксации происходящего возникают: ð с момента возникновения угрозы жизни до начала аварийно-спасательных работ; ð в период выполнения аварийно-спасательных работ; ð после эвакуации в безопасный район или после ликвидации чрезвычайной ситуации 6. Синдром Ганзера – это: ð детское поведение, детское мотивация речи и детские эмоции на фоне прошлого взрослого опыта. ð сужение сознания, явление мимо речи и мимо действия. ð неприятие, эмоциональная напряженность, беспокойство, не исключено бредовое состояние 7. Симптом упорного вторжения в сознание образов и эмоций, связанных с психотравмирующими обстоятельствами, вызывающие у человека сильный психологический дискомфорт- это: ð невроз навязчивых состояний ð неврастения ð посттравматическое стрессовое расстройство 8. Эгофильный - соответствует типологии: ð Гарбузова В.И. ð Гиппократа ð Э. Кречмера ð У. Шелдона 9. Стресс – это: ð не специфический ответ организма на любое предъявленное ему требование, которое помогает ему приспособиться к возникшей трудности и справиться с ней. ð процесс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм. При нем происходит активизация познавательных процессов, осмысление действительности, памяти. ð это состояние человека, вызываемое объективными, непреодолимыми или субъективно как воспринимаемые трудностями, возникающие на пути. 10. На какой стадии стресса поможет вмешательство психолога: ð стадия мобилизации: повышает внимание, активность; ð стадия стенических отрицательных эмоций: ярость, гнев, агрессия. ð стадия астенических отрицательных эмоции: бессилие, депрессия, тоска, отчаяние. ð невроз, срыв 11. Если симптомы ПТСР не проявляются 6 месяцев, это: ð острый ПТСР; ð хронический ПТСР; ð отсроченный ПТСР 12. Симптомы депрессии: ð медленная речь ð агрессивность, стремление решать любые проблемы грубой, физической, вербальной силой; ð постоянное беспокойство, озабоченность, параноидальные явления, постоянное чувство страха, чувство вины 13. На какой стадии горя чувство утраты переносится чисто автоматически, сопровождается ощущением эмоционального упадка и сильного физического истощения. ð первые 48 часов ð первая неделя ð 2-5 недель ð 6-12 недель ð 3-4 месяца ð 6 месяцев ð 12 месяцев ð 1,5 – 2 года 14. Какая методика применяется при работе с горем: ð дебрифинг ð техники экстренной психологической помощи ð работа с письмами 15. Какая из четырех стадий кризисной терапии является основной: ð принятие. ð проблема. ð альтернативы. ð принятие решения Задание №5: Ответьте на один или несколько поставленных вопросов. 1. Основные понятия и задачи экстремальной психологии. 2. Условия и особенности, травмирующие психику человека в чрезвычайной и экстремальной ситуации. 3. Периоды психических расстройств. 4. Экстренная психологическая помощь в экстремальной ситуации. 5. Принципы оказания психологической помощи. 6. Работа психолога в экстремальной ситуации. 7. Психотерапия и психопрофилактика – работа в 4 направлениях: здоровая часть населения (профилактика), пострадавшие, их родственники, спасатели. 8. Правила первой психологической помощи. 9. Техники экстренной психологической помощи при страхе, нервной дрожи, плаче, истерике, насилии. 10. Техники экстренной психологической помощи при бреде и галлюцинациях, ступоре, апатии, двигательном возбуждении, агрессии и агрессивном поведении. 11. Психогении в экстремальной ситуации. 12. Непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния, реактивные психозы. 13. Адаптационные реакции. 14. Методы работы с групповой психологической травмой. 15. Понятие стресса и основные причины его возникновения, фрустрация. 16. Физиологические механизмы стресса и его причины. 17. Признаки стрессового напряжения и стадии стресса. 18. Способы выхода из стресса и методы его профилактики. 19. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). 20. Симптомы ПТСР и их проявления. 21. Психологические последствия ПТСР. 22. Особенности ПТСР у детей. 23. Диагностика ПТРС у взрослых и детей. 24. ПТСР у участников военных действий. 25. Общие понятия работы с кризисами. Динамика кризиса. 26. Типы личности в кризисе. 27. Особенности консультации клиентов в состоянии кризиса. 28. Суицидальное поведение. Пресуицидальный синдром. 29. Типы ситуационных реакций. 30. Синдром утраты. 31. Горе утраты, как процесс. Стадии и задачи горя. 32. Работа с клиентом, пережившим утрату. 33. Синдром выгорания и вторичная травма. 34. Факторы, оказывающие влияние на выгорание. 35. Признаки выгорания у экстремального психолога. 36. Аспекты работы со вторичной травмой. ГЛОССАРИЙ АВТОАГРЕССИЯ (аутоагрессия) - Вид поведения агрессивного - агрессивные действия, направляемые субъектом на самого себя. Проявляется в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, поведении суицидном. АВТОГИПНОЗ (аутогипноз, самогипноз) - Самогипноз - гипноз, вызванный самовнушением, - в противоположность гетерогипнозу, вызванному воздействием другого человека. Целенаправленное вызывание у себя самого гипнотического состояния достигается специальными приемами. Склонность к автогипнозу зависит от физического и эмоционального состояния, личностных особенностей, развития способности к самоуправлению физиологическими и психическими функциями. Автогипноз применяется как один из приемов тренировки автогенной. АГРЕССИЯ - Индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Основные формы - агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага». АДАПТАЦИЯ - 1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Одно из центральных понятий биологии; широко применяется в теоретических концепциях, трактующих взаимоотношения индивида и окружения как процессы гомеостатического уравновешения - например, гештальт-психология, теория развития интеллектуального Ж. Пиаже. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, психологии медицинской, эргономики и прочих психологических дисциплин. 2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Иногда выделяются различные фазы процесса адаптации к необычным экстремальным условиям: фаза первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма - от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют тренировки, а также функциональное, психическое и моральное состояние индивида. АДРЕНАЛИН - гормон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников. Его активирующее действие на организм сравнимо с действием системы нервной симпатической. АКЦЕНТУАЦИЯ - выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии - несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие некоих психологических черт или особенностей субъекта. АЛЬТРУИЗМ - система ориентации ценностных личности, при коей центральный мотив и критерий нравственной оценки - это интересы другого человека или социальной общности. АФФЕКТ - сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение - эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу. В его основе лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнить. АФФЕКТИВНЫЙ - относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия; связанный с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, мыслями. БОЛЬ - психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Ценнейшее обретение эволюции животного мира. Исключительно велико клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения процессов физиологических, ибо ряд патологических процессов организма дает себя знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания. С позиции эмоционального переживания болевое ощущение гнетуще и тягостно, подчас переходит в страдание; служит стимулом разнообразных оборонительных реакций, направленных на устранение раздражителей внешних или внутренних, обусловивших появление боли. Болевые ощущения формируются в системе нервной центральной в результате объединения процессов, начинающихся в рецепторах кожи или внутренних органов, импульсы от коих проходят в подкорковые системы мозга головного, вступающие во взаимодействие с процессами коры его полушарий больших. Болевая реакция - особенно инертная и сильная реакция безусловная. Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию высших психических процессов, зависимых от таких личностных особенностей, как направленность, убеждения, ценностные ориентации и пр. Многие примеры свидетельствуют как о мужестве - об умении не поддаваться боли, а действовать, подчиняясь высоконравственным мотивам, так и о малодушии - о сосредоточении на своих болевых ощущениях. БОЯЗНЬ - состояние ожидания опасности и подготовки к ней. БРЕД (явление бредовое) - Образуемая вследствие болезни совокупность разнообразных представлений, идей, суждений и умозаключений, несоответственных действительности, в коих человека невозможно разуверить. Выступает симптомом многих заболеваний психических, при этом его содержание может быть самым разнообразным: бред преследования, отравления, ревности, величия и пр. Различается бред двух видов: 1) бред, при коем нарушается сфера когнитивная: больной подкрепляет свое искаженное суждение рядом субъективных доказательств, объединенных в «логическую» систему; 2) бред, при коем нарушается и сфера сенсорная: носит образный характер с преобладанием грез и фантазий. Иногда бред сопровождается аффективными проявлениями страха, безотчетной тревоги, ощущением неясной опасности и пр. Бред нужно отличать от идей сверхценных, при коих та или иная реальная жизненная проблема обретает в сознании психически здорового субъекта чрезмерно большую - сверхценную - значимость. Согласно З. Фрейду, две главные характерные черты бреда таковы: 1) бред относится к группе болезненных явлений, кои не влияют непосредственно на физическое состояние, а выражаются лишь психически; 2) при бреде продукты «фантазии» - главное действующее начало: они принимаются на веру и влияют на поведение. ВОЗБУЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЕ - согласно З. Фрейду - внешние возбуждения (внешние травмы), достаточно сильные, чтобы поломать защиту от раздражения и переполнить психический аппарат большим количеством раздражений, травмирующе действующих на психику. ВЫТЕСНЕНИЕ (подавление; репрессия) - один из видов защиты психологической - процесс, в результате коего неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, влечения, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь им как тревоги, страхи и пр. Согласно З. Фрейду - процесс и механизм, сущность коих - удаление и отстранение от сознания некоего содержания, а также - недопущение влечения до Осознания. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ - восприятия, переживаемые при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции; восприятие реально отсутствующих предметов, субъективно признаваемое реальными. Патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, кои в данный момент не воздействуют на соответственные органы чувств. Возникает обычно при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, а также во время длительной сенсорной изоляции (-> изоляция строгая). С позиций материализма - продукт внутреннего мира, проекция представлений в реальное пространство. Возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших в сознании образов как объективной реальности. ГОРЕ – процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. ДЕБРИФИНГ – это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться друг с другом. ДЕПРЕССИЯ - в психологии - аффективное состояние, характерное отрицательным эмоциональным фоном, изменениями сферы мотивационной, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активностьрезко снижены. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Изменяется восприятие времени, кое течет мучительно долго. В состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки самоубийства. Различаются: 1) функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования; 2) депрессия патологическая - один из основных психиатрических синдромов. ДИСТРЕСС - отрицательное влияние стрессов и стрессовых ситуаций на деятельность - вплоть до ее полного разрушения. ДИСФУНКЦИЯ - нарушение, расстройство функций некоего органа, системы и пр. - преимущественно качественного характера. ЗАБОЛЕВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ (сущность и тенденция невротических заболеваний) - согласно З. Фрейду, люди заболевают, если не могут реально удовлетворить эротическую потребность из-за внешних препятствий или внутреннего недостатка в приспособляемости. Тогда они бегут в болезнь, чтобы с ее помощью найти замещение недостающего удовлетворения. ЗАБОЛЕВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ (болезнь психическая) - заболевания, характерные преимущественно расстройствами психики. Выделяются три основных вида: 1) психозы различной этиологии - в том числе шизофрения, психозы аффективные, состояния параноидные и пр.; 2) неврозы, расстройства личности и прочие непсихотические нарушения - в том числе психопатии, специальные симптомы невротические, наркомании и пр.; 3) задержки психического развития - в том числе умственная отсталость и пр. ЗАБОЛЕВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ (психосоматоз) - Ими занимается направление психологии медицинской, изучающее влияния психологических факторов на появление ряда заболеваний соматических - бронхиальной астмы, гипертонической болезни, стенокардии, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, нейродермита, неспецифического хронического полиартрита. Психологические факторы играют роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. Но следует различать истинные психосоматозы, появление коих определяется психическими факторами и лечение коих должно быть направлено прежде всего на устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология) этих факторов, и остальные заболевания (включая инфекционные), на динамику коих психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую сопротивляемость организма, но при этом не являются первопричиной их появления. Существует несколько теорий, объясняющих происхождение заболеваний психосоматических. ЗАМЕЩЕНИЕ - процесс и результат замены вытесненного влечения или представления некоей иной тенденцией или символом; механизм защитный, имеющий различные формы проявления. К результатам и показателям замещения относятся действия ошибочные, остроты, некоторые компоненты сновидений, невротические симптомы и пр. ЗАРАЖЕНИЕ (заражение эмоциональное) - в психологии социальной - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта - помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Бывает в различной степени произвольным. При наличии связи обратной заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, обретая вид циркулярной реакции. Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и прочего и служит дополнительным сплачивающим фактором, покуда не превысит некоей интенсивности. Тогда вышедшее из-под контроля обоюдное заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и к вырождению организованно взаимодействующей группы в разновидность толпы. ЗАЩИТА (защита психическая) - совокупность бессознательных процессов психических, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов. Особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответственном некоему идеалу. ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний - на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта, ставящего под угрозу целостность личности. Функция защиты психологической - ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает. ИЗОЛЯЦИЯ — исключение индивида из обычных отношений, что может наблюдаться при особых условиях работы (космический полет, зимовки), или в клинике нервных и душевных болезней (при поражениях анализаторов, при психических заболеваниях). В подобных условиях проявляются побочные следствия изоляции в виде возникновения состояний дремоты, апатии, раздражительности, происходит потеря временной ориентировки, нарушаются способности к мышлению и воспоминаниям. Могут развиться иллюзии или галлюцинации. ИНСТИНКТ - совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Составная часть поведения инстинктивного - наименее пластичная его компонента. У животных - генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами. ИСТЕРИЯ - один из видов неврозов - патохарактерологическое нарушение, связанное с чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, а также слабостью сознательного контроля за поведением. Характерна многообразными нарушениями психики, сферы двигательной, чувствительности. Проявляется своеобразными истерическими характером, припадками, нарушениями сознания и функций внутренних органов. Нарушения деятельности психической выражаются в формах самых разнообразных психотических явлений. При истерии явно наблюдается поведение демонстративное: при слабой интенсивности переживаний их внешнее выражение весьма утрировано (крики, плач, обмороки), что нацелено на привлечение к себе внимания других людей. КАТАРСИС (катарзис) - первоначально - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением - например, в произведении искусства. Вообще - состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также - фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику. В психоанализе - специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта. КЛИЕНТ - человек, обратившийся за психологической помощью. Этот термин предпочтительнее термина «пациент», подчеркивающего состояние болезни. КОМПЕНСАЦИЯ - Согласно З. Фрейду - реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов. Согласно А. Адлеру - повышенное, компенсаторное разв
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.017 с.) |