Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синдромы поражения вегетативной нервной системы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мотивация: Вегетативная нервная система обеспечивает стабильность гомеостаза и его адаптивные изменения, управление висцеральными органами, трофические влияния. Она играет важную роль в развитии психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь и др.), с другой стороны, вегетативные нарушения часто являются следствием различных терапевтических заболеваний или могут имитировать заболевания внутренних органов. Поэтому каждый врач и, прежде всего, терапевт, должен знать структурно-функциональную организацию вегетативной нервной системы, методы ее обследования, патогенез и лечение важнейших ее заболеваний. Цель занятия: студент должен знать основные положения о строении и функции вегетативной нервной системы, научиться элементарным методам ее обследования, распознаванию и лечению ее важнейших заболеваний, таких как вегетативно-сосудистая дистония, мигрень, болезнь Рейно, отек Квинке, ганглиониты, солярит. План практического занятия: 1. Проверка исходных знаний студентов. 2. Инструктаж преподаватель: мотивация, этапы занятия, их последовательность. 3. Курация больных с заболеваниями вегетативной нервной системы – вегетотивно-сосудистой дистонией при соматическом заболевании, эндокринопатии, неврастении, а также мигренью, болезнью Рейно и др. 4. Решение клинических задач по теме. 5. Разбор результатов курации больных. Вопросы: 1. Укажите анатомические образования, относящиеся к надсегментарному отделу вегетативной нервной системы: 1) гипоталамус, 2) пограничный симпатический ствол, 3) лимбическая система, 4) ядра глазодвигательного нерва, 5) ядра блуждающего нерва, 6) сакральные сегменты спинного мозга, 7) ретикулярная формация. Ответ: 1, 3, 7. 2. Укажите анатомические образования, относящиеся к сегментарному отделу вегетативной нервной системы: 1) гипоталамус, 2) боковые рога С8 — L2 сегментов, 3) пограничный симпатический ствол, 4) вегетативные ядра III, IX и X черепных нервов, 5) сакральные сегменты спинного мозга, 6) ретикулярная формация, 7) ядра VIII нерва. Ответ: 2, 3, 4, 5. 3. Укажите функцию надсегментарного отдала вегетативной нервной системы: 1) эрготропная, 2) гистотропная, 3) соматовегегативная, 4) психовегетативная, 5) интегративная Ответ: 3, 4, 5. 4. Укажите функцию симпатического отдела вегетативной нервной системы: I) эрготропная, 2) гистотропная, 3) ингегративная, 4) соматовегетативная. Ответ: 1. 5. Укажите функцию парасимпатического отдела вегетативной нервной системы: 1)эрготропная, 2) гистотропная, 3) интегративная, 4) психовегетативная. Ответ: 2. 6. Укажите синдромы, характерные для поражения сегментарного отдела вегетативной нервной системы- 1) болевой, 2) вагоинсулярные кризы, 3) сосудистый 4) нейроэндокринный, 5) трофический, 6) нарколепсия, 7) симпато-адреналовые кризы, 8) смешанные кризы. Овет: 1, 3, 5. 7 Укажите синдромы, характерные для поражения надсегментарного отдела вегетативной нервной системы: 1) болевой, 2) вагоинсулярные кризы, 3) сосудистый, 4) смешанные кризы, 5) нейроэндокринный, 6) нейродистрофический, 7) нарколепсия, 8) симпато-адреналовые кризы. Ответ: 2, 4, 5, 6, 7, 8. 8. Перечислите основные симптомы вагоинсулярного криза: 1) 2) 3) 4) Ответ: 1) брадикардия, 2) понижение артериального давления, 3} астматическое дыхание, 4) миоз. 9. Перечислите основные симптомы симпато-адреналового криза: Ответ: 1) тахикардия, 2) повышение артериального давления, 3) ознобоподобный тремор, 4) мидриаз. 10. Назовите признаки синдрома Клода Бернара — Горнера. Ответ: 1) сужение глазной щели, 2) миоз, 3} энофтальм. 11. Перечислите основные синдромы поражения гипоталамической области: 1) 2) 3) 4) 5) 6) Ответ: 1) вегетативно-сосудистый, 2) нейродистрофический, 3) нейроэндокринный, 4) нарушение терморегуляции, 5) нарушение сна и бодрствования, 6) астено-неврастенический. 12. Перечислите основные симптомы поражения звездчатого узла: 1) 2) 3) Ответ: 1) жгучие боли в области лица, шеи и руки. 2) нарушение адаптации к боли в области лица и плечевого пояса, 3) кардиалгический синдром. 13. Перечислите основные симптомы поражения солнечного сплетения: 1) 2) 3) 4) 5) Ответ: 1) приступы жгучих опоясывающих болей в животе, особенно в области пупка, 2) спастический колит, 3) метеоризм, 4) дискинезия желчных путей, 5) тошнота. 14. Задача. У больной 33 лег с дисменореей, ожирением наблюдаются приступы резкого побледнения кожных покровов, сопровождающиеся тахикардией, подъемом артериального давления, ознобоподобным тремором, гипергидрозом. Вопросы: 1) как называется приступ?, 2) где локализуется поражение? Ответ: 1) симпато-адреналовый криз, 2) гипоталамическая область. 15. Задача. Молодой человек, парикмахер, обратился к врачу с жалобами на периодически возникающую отечность в области лица, сопровождающуюся легким зудом. Отек держится несколько часов и полностью исчезает, иногда без лечения. При осмотре во время приступа: выраженный отек губ, вокруг, языка. Очаговый неврологической симптоматики не выявлено. Вопросы: 1) каков ваш диагноз, 2) как будете лечить больного? Ответ: 1) отек Квинке, 2) антигистаминные препараты, адреномиметики, холинолитики. 16. Задача. Женщина, 40 лет, обратилась к врачу с жалобами на приступы болей в левой половине шеи, распространяющиеся на половину лица и плечо. Боли носят жгучий характер. Появление болей связывает с перенесенным гриппом с высокой температурой. При осмотре выявляется болезненность при пальпации в области грудино-ключично-сосцевидной мышцы слева. Гиперестезия в области лица и шеи. Левая половина лица гиперемирована. Мидриаз, легкий экзофтальм слева. Другой очаговой неврологической симптоматики не выявлено. Вопросы: 1) каков ваш диагноз? 2) как будете лечите больную? Ответ: 1) ганглионит верхнего шейного симпатического узла слева, 2) анальгетики, ганлиоблокаторы, витамины группы «В», седативные средства, физиотерапия, новокаиновые блокады. ПРИЛОЖЕНИЕ. Основные практические профессиональные знания студентов, получаемые при обучении на кафедре нервных болезней. 1. Исследования корковых функций (речь, счет, праксис). 2. Исследование менингеальных симптомов (ригидность мышц затылка, симптомы Кернига и Брудзинского — верхний, нижний). 3. Исследование черепных нервов: а) выявление анизокории, реакция зрачков на свет; б) объем движений глазных яблок, нистагм; в) определение болевых точек, чувствительных расстройств на лице при поражении тройничного нерва; г) определение функций мимических мышц; д) определение дисфагии, дисфонии, дизартрии. 4. Исследование двигательных функций: объем активных и пассивных движений, определение тонуса, силы мышц, атрофии в сгибателях и разгибателях верхних и нижних конечностей. Определение гиперкинезов и судорог. 5. Исследование координации движений: походка, речь, проба Ромберга, пальценосовая и пяточноколенная пробы и др. 6. Исследование сухожильных рефлексов: с двуглавой и треглавой мышц, коленный и ахиллов. Патологические рефлексы: на верхних конечностях — Россолимо, хватательный рефлекс Янишевского; на нижних конечностях — Бабинского, Россолимо; рефлексы орального автоматизма — хоботковый, ладонно-подбородочный рефлекс Маринеско — Радовичи. 7. Исследование чувствительности: болевой, температурной, суставно-мышечного чувства, симптомов натяжения нервных стволов (Hepи, Дежерина, Ласега, посадки, Мацкевича, Вассермана). Исследование болевых точек при заболеваниях периферической нервной системы. 8. Исследование вегетативных функций: дермографизм, потоотделение, оценка окраски кожных покровов, трофические нарушения. 9. Исследование спинно-мозговой жидкости: оценка данных лабораторного заключения о белково-клеточной и клеточно-белковои диссоциации и наличие крови. 10. Чтение рентгенограмм черепа (повреждение костного скелета, состояние турецкого седла, усиление пальцевых вдавлений и сосудистого рисунка) и позвоночника (остеохондроз, деформирующий спондилез, деструкции позвонков, дефекты развития позвоночника). 11. Оценка данных: а) ЭЭГ — эпилептическая активность. б) ЭХО-ЭГ — смещение срединных структур и диагностика внутрижелудочковой гидроцефалии, в) ЭМГ — признаки поражения переднего рога, нерва, мышцы, г) РЭГ — состояние сосудистого тонуса, признаки сосудистой дистонии, атеросклероз, венозный кровоток, д) УЗДГ – оценка скорости кровотока, оценка состояния интра-, экстракраниальных сосудов, степени компрессии. 12. Чтение ангиограмм больных с опухолями и сосудистой патологией головного мозга, оценка изображений, полученных при КТ и МРТ – исследованиях.
Рекомендуемая литература: 1. Виленский Б. С. Инсульт: профилактика, диагностика и лечение. – 2-е изд, доп. – СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2002 – 397 с. 2. Гусев Е. И., Коновалов А. Н., Бурд Г. С. Неврология и нейрохирургия: Учебник. – М.: Медицина, 2000. – 656 с. 3. Дифференциальная диагностика нервных болезней: Руководство для врачей /Под редакцией Г. А. Акимова. – СПб.: Гиппократ, 1997. – 608 с. 4. Карлов В. А. Терапия нервных болезней.- М.: «Шаг», 1996. – 653 с. 5. Карлов В. А. Неврология. Руководство для врачей. – М., 1999. – 624 с. 6. Мартынов Ю. С. Неврология: Учебник. – М.: Издательство Государственного университета дружбы народов, 1998. – 347 с. 7. Нервные болезни: Учебник / Под редакцией М. Н. Пузина – М.: Медицина, 1997. – 351 с. 8. Нейротравматология. Справочник. – ИПЦ «Вазар-Ферро»., Москва, 1994. – 415 с. 9. Пулатов А. М., Никифоров А. С.. Неврология.: Учебник. – Душанбе. – СПб.: Фолиант, 2001. – 523 с.
Содержание Стр. Введение…………………………………………………………………………….3 Занятие 1. Клиника, диагностика, лечение острых нарушений мозгового кровообращения………………………4-13 Занятие 2. Воспалительные заболевания нервной системы……………………14-20 Занятие 3. Заболевания периферической нервной системы……………………21-26 Занятие 4. Демиелинизирующие заболевания нервной системы, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия……….27-31 Занятие 5. Опухоли головного и спинного мозга………………………………..32-36 Занятие 6. Травма центральной нервной системы……………………………….37-41 Занятие 7. Эпилепсия……………………………………………………………….42-45 Занятие 8. Наследственные заболевания нервной системы……………………46-51 Занятие 9. Синдромы поражения вегетативной нервной системы……………. 52-55 Приложение…………………………………………………………………………56-57 Литература……………………………………………………………………………58
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.223 (0.007 с.) |