Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Травма центральной нервной системы.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мотивация: во всех развитых странах происходит увеличение травматизма, в том числе травмы нервной системы. Смертность населения от травматизма приближается к таковой при злокачественных новообразованиях и сосудистых заболеваниях. Очень велик процент инвалидизации больных (травматическая болезнь головного мозга, артериальная гипертензия, посттравматическая эпилепсия и др.). Поражается преимущественно наиболее социально-значимый возраст. Особое значение эта проблема приобретает в военное время. Для исхода заболевания важнейшее значение имеет правильная и своевременная диагностика и терапия неотложных состояний — сотрясения и ушиба головного мозга, повреждения позвоночника и спинного мозга и особенно сдавления мозга, при котором необходимо срочное оперативное вмешательство. Цель занятия: познакомить студентов с современным состоянием проблемы травм центральной нервной системы, научить диагностике и экстренной терапии сотрясения и ушиба головного мозга, сдавления головного и спинного мозга, правильной транспортировке больных с травмой позвоночника и спинного мозга. План практического занятия: 1. Проверка исходных знаний студентов. 2. Инструктаж преподавателя: мотивация, этапы знаний и их последовательность. 3. Курация больных с сотрясением, ушибом головного мозга, травматической внутричерепной гематомой, травмой позвоночника и спинного мозга. Особый упор делается на клинику, диагностику, транспортировку и лечение в остром периоде (включая догоспитальный этап), на признаки, позволяющие заподозрить внутричерепную гематому, сдавление спинного мозга. 4. Решение клинических задач по теме. 5. Разбор результатов курации больных. Вопросы: 1.Какие симптомы характерны для сотрясения головного мозга: 1) утрата сознания, 2) рвота, 3) параличи 4) афазия, 5) нарушения ритма дыхания, 6) гиподинамия, 7) головокружение, 8) вялые параличи. Ответ: 1, 2,6,7. 2. Какие из перечисленных симптомов: а) головная боль, б) менингеальные симптомы, в) парезы конечностей, г) поражение черепных нервов, д) психомоторное возбуждение — свидетельствуют в пользу: 1) сотрясения головного мозга, 2) ушиба головного мозга Ответ: 1 — а; 2 — а, б, в, г, д. 3. При каких из перечисленных видов черепно-мозговой травмы наблюдаются очаговые симптомы поражения головного мозга: 1) эпидуральная гематома, 2) субдуральная гематома, 3) внутримозговая гематома, 4) субарахноидальное кровоизлияние, 5) сотрясение головного мозга, 6) ушиб головного мозга, 7) перелом основания черепа. Ответ: 1, 2, 3, 6, 7. 4. При каких из перечисленных видов черепномозговой травмы может наблюдаться примесь крови в ликворе: 1) эпидуральная гематома, 2) субарахноидальное кровоизлияние, 3) сотрясение головного мозга, 4) субдуральная гематома, 5) ушиб головного мозга. Ответ: 2, 4, 5 5. Какие из перечисленных симптомов: а) «светлый промежуток», б) кровь в ликворе, в) парезы конечностей, г) менингеальные явления — характерны для: 1) эпидуральной гематомы, 2) субарахноидального кровоизлияния? Ответ: 1 — а, в; 2 — б, г. 6. Укажите, какие из перечисленных симптомов могут наблюдаться при субдуральной гематоме: 1) анизокория, 2) менингеальные симптомы, 3) вялые парезы, 4) патологические пирамидные рефлексы, 5) «светлый промежуток», 6) сегментарный тип нарушений чувствительности, 7) тремор рук, 8) нистагм. Ответ: 1, 2, 4, 5. 7. Какие из перечисленных симптомов: а) общемозговые, б) менингеальные, в) локальные признаки поражения головного мозга — характерны для: 1) субарахноидального кровоизлияния, 2) ушиба головного мозга? Ответ: 1 — а, в; 2 — а, б, в. 8. Укажите, при каких видах травмы спинного мозга возможны стойкие парезы конечностей? 1) ушиб спинного мозга, 2) сотрясение спинного мозга, 3) гематомиелия, 4) эпидуральные гематомы, 5) гематорахис. Ответ: 1, 3, 4. 9. Назовите основные патогенетические факторы сотрясения головного мозга. Ответ: микроструктурные изменения, гемо- и ликвородинамические нарушения. 10. Назовите основные патогенетические факторы ушиба головного мозга. Ответ: макроструктурные изменения, геморрагии, отек. 11. Назовите основные патогенетические факторы, характерные для сдавления головного мозга. Ответ: кровотечения из артерий и вен, формирование гематомы. 12. Перечислите основные клинические проявления эпидуральной гематомы: 1) 2) 3) Ответ: 1) «светлый промежуток», 2) общемозгозые симптомы, 3) очаговые симптомы поражения головного мозга. 13. Перечислите основные симптомы перелома основания черепа: 1) 4) 2) 5) 3) Ответ: 1) общемозговые симптомы, 2) кровотечение и ликворрея из носа и ушей, 3) стволовые нарушения, 4) менингеальные явления, 5) поражения черепных нервов. 14. Назовите клинические синдромы отдаленного, посттравматического периода. Ответ: выздоровление, травматическая церебрастения, травматическая энцефалопатия, посттравматическая эпилепсия, кистозно-слипчивый арахноидит, синдром паркинсонизма. 15 Назовите основные симптомы ушиба спинного мозга: 1) 3) 2) 4) Ответ: 1) проводниковые нарушения чувствительности, 2) парезы конечностей, 3) нарушения функции тазовых органов, 4) трофические расстройства. 16. Задача. Больная, 26 лет, доставлена скорой помощью с улицы. Со слов больной, поскользнулась, ударилась головой о землю, что было дальше — не помнит. Очнулась в машине скорой помощи. Жалуется на сильную головную боль в затылке, тошноту, головокружение, была однократно рвота. Объективно: состояние средней тяжести, заторможена, быстро истощается при разговоре, не может сосредоточиться, АД 120/70 мм рт. ст., пульс — 82 уд в 1 мин, ритмичный. Болезненность при пальпации в области затылка, менингеальных симптомов нет. Черепная иннервация без патологии. Парезов конечностей нет. Общая мышечная гипотония. Сухожильные рефлексы живые, равномерные с обеих сторон, нарушений чувствительности нет. Вопросы: 1) сформулируйте предварительный диагноз, 2) какие дополнительные исследования необходимо сделать больной, 3) какова Ваша тактика по ведению больной? Ответ: 1) закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, 2) для уточнения диагноза — рентгенография черепа, глазное дно, люмбальная пункция, Эхо-ЭГ, КТ, госпитализация, постельный режим, дегидратирующие, анти-гистаминные препараты, седативные средства. 17. Задача. Доставлен мужчина, 40 лет, который попал в автомобильную катастрофу 2 часа назад. Объективно: общее состояние тяжелое. Пульс — 60 уд в 1 мин, АД 150/90 мм рт. ст. На одежде следы рвотных масс. Подкожная гематома в правой лобно-теменной области, ссадины на лице, руках, туловище. Зрачки равномерные, без реакции на свет. Корнеальные рефлексы не вызываются. На осмотр и уколы не реагирует, менингеальных симптомов нет. Сглажена левая носогубная складка. Умеренная гипотония в мышцах рук и ног, но больше слева. Сухожильные рефлексы также выше слева, симптом Бабинского слева. Вопросы: 1) каков ваш клинический диагноз; 2) наличие какой патологии необходимо исключить, 3) какие дополнительные исследования нужно провести больному в срочном порядке, 4) какова тактика по ведению больного? Ответ: 1) черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, 2) исключить внутричерепную гематому,3) КТ, рентгенография черепа, люмбальная пункция, Эхо-ЭГ, глазное дно, ангиография, 4) госпитализация, почасовое наблюдение, дегидратирующая терапия, антигистаминные препараты. 18. Задача. Больной, 20 лет, доставлен скорой помощью из дома в тяжелом состоянии. Известно, что сегодня, несколько часов назад, упал во время езды с мотоцикла. Отмечалась кратковременная потеря сознания, после чего появилась головная боль, тошнота. Несмотря на это, больной самостоятельно добрался до дома, где головные боли усилились, дважды была рвота, затем потерял сознание. Объективно: состояние тяжелое, кожные покровы бледные, АД 100/60 мм рт. ст., пульс 54 уд. в 1 мин, ритмичный, легкая ригидность мышц затылка, симптом Кернига с двух сторон. Скуловой симптом Бехтерева слева. Анизокория, слева зрачок шире. Реакция зрачков на свет вялая. Корнеальные рефлексы вызываются. Плавающие движения глазных яблок. Сглажена правая носогубная складка. Поднятые конечности не удерживает с обеих сторон. Гипотония конечностей. Сухожильные рефлексы низкие, справа чуть выше. Симптом ротированной стопы справа. Симптом Бабинского справа. Вопросы: 1) каков топический диагноз, 2) каков предварительный клинический диагноз, 3) какие дополнительные исследования необходимы для уточнения диагноза, 4) какова тактика по ведению больного? Ответ: 1) патологический очаг локализуется в левом полушарии головного мозга, 2) подозрение на эпидуральную гематому, 3) КТ, глазное дно, рентгенография черепа, Эхо-ЭГ, ангиография, 4) срочное направление больного в нейрохирургическое отделение. Занятие № 7. Эпилепсия. Мотивация: вопреки существующему представлению о судорожном характере эпилептических припадков, в действительности преобладают бессудорожные формы, которые необходимо отличать от обмороков, истерических припадков и др. приступов. С другой стороны, эпилептические припадки — частое проявление органической церебральной и экстрацеребральной патологии. Они встречаются как при резидуальных поражениях мозга, что характерно для эпилепсии, так и при текущих процессах — энцефалитах, менингитах, нарушениях мозгового кровообращения, опухолях мозга, внутричерепных гематомах, а также нарушениях атрио-вентрикулярной проводимости, гипоксемических состояниях разной этиологии, интоксикациях (алкоголизм и др.) и других заболеваниях. Поэтому больной, у которого возник хотя бы один эпилептический припадок, подлежит тщательному обследованию. Цель занятия: научить студентов диагностике основных видов эпилептических припадков: судорожных, абсансов, автоматизмов (психомоторные припадки), психосенсорных; выявлению признаков, дающих основание направить больного к соответствующему специалисту — терапевту, неврологу, нейрохирургу, наркологу; основам дифференцированной терапии эпилептических припадков и неотложной помощи при ургентных состояниях — серии эпилептических припадков и эпилептическом статусе. План практического занятия: 1. Контроль исходных знаний студентов. 2. Инструктаж преподавателя: мотивация, этапы занятия и их последовательность. 3. Курация больных с разными формами эпиприпадков и психосенсорными при эпилепсии и эпилептических синдромах (опухоль мозга, алкоголизм, ОНМК и др). 4. Решение клинических задач по теме. 5. Разбор результатов курации больных. Вопросы: 1. Назовите причины, лежащие в основе эпилепсии: 1) острые интоксикации и инфекции, 2) резидуальные церебральные поражения, 3) наследственное отягощение, 4) опухоли мозга, 5) нарушения мозгового кровообращения. Ответ: 2, 3. 2. Назовите причины, лежащие в основе эпилептического синдрома: 1) острые интоксикации и инфекции, 2) наследственное отягощение, 3) острые мозговые заболевания, 4) опухоли мозга. Ответ: 3, 4. 3. Назовите причины, лежащие в основе эпилептических реакций: 1) острые интоксикации, 2) острые инфекции, 3) опухоли мозга, 4) наследственное отягощение. Ответ: 1, 2. 4. Укажите, какие нз перечисленных видов припадков относятся к генерализованной форме: 1) развернутые тонико-клонические, 2) неразвернутые тонические, 3) неразвернутые клонические, 4) абсанс простой, 5) абсанс сложный, 6) джексоновские, 7) односторонние, 8) психомоторные, 9) психосенсорные. Ответ: 1, 2, 3, 4, 5. 5. Укажите, какие из перечисленных разновидностей припадков относятся к парциальным: 1) генерализованные судорожные, 2) бессудорожные, 3) двигательные джексоновские, 4) чувствительные джексоновские, 5) психомоторные автоматизмы, 6) психосенсорные, 7) вегетативно-висцеральные, 8) простой абсанс, 9) сложный абсанс. Ответ: 3, 4, 5, 6, 7. 6. Укажите локализацию эпилептического очага, наиболее типичную для генерализованных припадков: 1) медио-базальные отделы височной доли, 2) медио-базальные отделы лобной доли, 3) мозговой ствол, 4) кора моторная, 5) кора сенсорная, 6) затылочная доля, 7) теменная доля. Ответ: 2, 3. 7. Укажите локализацию эпилептического очага, наиболее характерную для парциальных припадков: 1) медио-базальные отделы височной доли, 2) мозговой ствол, 3) кора моторная, 4) кора сенсорная, 5) орбито-инсулярная кора, 6) медио-базальные отделы лобной доли. Ответ: 3, 4, 5. 8. Перечислите основные принципы лечения эпилепсии: 1) 4) 2) 5) 3) 6) Ответ: 1) индивидуальность, 2) комплексность, 3) непрерывность, 4) длительность, 5) преемственность, 6) монотерапия. 9. Перечислите основные медикаментозные средства, необходимые для лечения больных с генерализованными судорожными припадками: 1) 2) 3) Ответ: 1) карбамазепин, 2) вальпроевая кислота (конвулекс, депакин), 3) фенитоин (дифенин). 10. Перечислите основные медикаментозные средства, необходимые для лечения больных с абсансами: 1) 2) Ответ: 1) этосуксимид, 2) вальпроевая кислота (депакин, конвулекс). 11. Задача. Больная 20 лет. Со слов матери, с 16 лет у девочки возникают припадки с потерей сознания, прикусыванием языка, тонико-клоническими судорогами, непроизвольным мочеиспусканием. Эти припадки повторяются через 1,5 — 2 месяца. У отца больной наблюдаются аналогичные припадки. В неврологическом статусе очаговой симптоматики не выявлено. Соматически здорова. Рентгенограмма черепа без патологии. Глазное дно нормальное. Вопросы: 1) какой вид припадков наблюдается у больной, 2) где локализуется патологический очаг, 3) какие дополнительные исследования необходимо провести, 4) каков клинический диагноз, 5) принципы лечения Ответ: 1) генерализованные судорожные припадки, 2) медио-базальные отделы лобной доли или мозговой ствол; 3) люмбальная пункция, ЭЭГ, КТ, 4) эпилепсия генерализованная судорожная, 5) вальпроевая кислота, фенитоин,карбамазепин. 12. Задача. Больная, 33 лет, с 10-летнего возраста отмечает состояния кратковременного выключения сознания, во время которых больная ничего не видит, не слышит, но не падает, о припадках не помнит. Эти состояния повторяются 3 — 4 раза в сутки. В неврологическом статусе: очаговой симптоматики нет, глазное дно нормальное. Вопросы: 1) какой вид припадков наблюдается у больной, 2) какой ваш предположительный диагноз, 3) какие дополнительные исследования необходимы, 4) принципы лечения. Ответ: 1) простые абсансы, 2) эпилепсия бессудорожная, 3) ЭЭГ, 4) этосуксимид, вальпроевая кислота. 13. Задача. Больной, 62 года, жалуется на головные боли в течение года. 3 месяца назад возникли приступы клонических судорог в правой половине лица и в правой руке. В неврологическом статусе: вял, заторможен, сглажена правая носогубная складка, язык отклоняется вправо, легкий центральный парез правой руки. Рентгенограмма черепа без патологии. На глазном дне — начальные явления застоя сосков зрительных нервов. Вопросы: 1) какой вид припадков наблюдается у больного, 2) где локализуется патологический очаг, 3) какие дополнительные исследования необходимо провести, 4) каков клинический диагноз, 5) принципы лечения. Ответ: 1) парциальные джексоновские моторные припадки, 2) нижние отделы передней центральной извилины слева, 3) ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, люмбальная пункция, компьютерная томография, 4) опухоль головного мозга в левом полушарии, 5) дегидратационная, противосудорожная терапия, операция. Занятие №8.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.009 с.) |