Основные педагогические принципы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные педагогические принципы



Работы с детьми, имеющими нарушения

В развитии.

Единство диагностики и коррекции. Практическая деятельность педагога требует знания основного дефекта, его проявлений, качественного своеобразия и структуры, сопутствующих заболеваний и

вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний к

тем или иным видам физических упражнений. Кроме того, необходимо знать состояние сохранных функций, особенности психомоторики

с учетом возраста, основного вида деятельности, характерного для каждого возрастного периода. Эти сведения необходимы педагогу, чтобы,

во-первых, не навредить, во-вторых, выявить потенциальные личностные и функциональные возможности ребенка, в-третьих, определить и

контролировать оптимальный путь коррекции и развития.

Специалист адаптивной физической культуры самостоятельно

проводит педагогическую диагностику, выявляя состояние отдельных

двигательных функций, физических и координационных способностей.

Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской и психологической диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать стратегический путь и

оперативные способы, методы и приемы коррекции и развития.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает

объединение детей в относительно однородные группы. Первичную

дифференциацию осуществляет медико-психолого-педагогическая ко-

миссия, формирующая типологические группы детей, сходные по воз-

расту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт,

готовность к обучению, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения уроков физического вос-

питания нужна более тонкая дифференциация учащихся, которую осу-

ществляет учитель физического воспитания.

Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих

одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосло-

жения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, воле-

вых качеств, состояния сохранных функций — двигательных, сенсор-

ных, психических, интеллектуальных.

Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит

в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности

каждого ребенка, создать максимальные условия для его роста. При

индивидуальной форме занятий принцип реализуется полностью и

зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.

Принцип компенсаторной направленности педагогических

воздействий заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных

или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования ≪обходных путей.

Так, при нарушении зрения компенсация формируется под влиянием комплекса сохранных ощущений: слуховых, кожных, мышечно -уставных, обонятельных, вибрационных, температурных, которые достаточно подробно информируют человека об окружающем

пространстве, что и позволяет ему решать сложные двигательные

задачи (Семенов Л. А., Солнцева Л. И., 1991; Кручинин В А., 1991).

При поражении спинного мозга, когда нормальную ходьбу восстановить невозможно, формируют различные варианты компенсаторной ходьбы за счет активного развития сохранных функций (Скворцов Д.В., 1997; Витензон А.С., 1998). Тренировка поврежденных

структур, возможности развития которых чрезвычайно ограничены,

часто не приводит к желаемым результатам.

Таким образом, смысл принципа компенсаторной направленно-

сти педагогических воздействий состоит в том, чтобы с помощью

специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в по-

врежденных органах и системах за счет активизации сохранных функций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию

(Меерсон Ф. 3., 1986).

Принцип учета возрастных особенностей. Ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протека-

ет медленнее и с другим конечным результатом. Биологический

возраст ребенка аномального развития в большинстве случаев отстает от паспортного. Процесс индивидуального развития всех физиологических и психологических функций протекает неравномерно и неодновременно: периоды стабилизации сменяются ускорениями развития.

Этот процесс является закономерным для всех детей, отличие состоит

в том, что у ребенка с отклонениями в развитии периоды ускорения

(сенситивные периоды) наступают в среднем на 2—3 года позднее

(Горская И. Ю., Синельникова Т. В., 1999). Динамика психических и

физических способностей сугубо индивидуальна, как индивидуальны

и сенситивные периоды, их важно не пропустить и максимально

использовать для развития и личностного роста, особенно при планировании программу рассчитанных на несколько лет.

Для выявления потенциальных возможностей ребенка и оперативной коррекции необходимо учитывать зону актуального раз-

вития и зону ближайшего развития (Выгодский Л. С, 1984).

Первая отражает реальные возможности ребенка в настоящий

момент, вторая характеризуется тем, что самостоятельное выполнение данного ему задания пока недоступно, но он может его вы-

полнить с помощью педагога. Л. С. Выгодский предлагает ориентироваться в процессе обучения на зону ближайшего развития

как зону потенциальных возможностей ребенка.

Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию одной из важнейших закономерностей учебно-педагогического процесса: решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов,

методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребенка.

Принцип оптимальности педагогических воздействий означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки,

целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые о пределяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, на-

правленности, координационной сложности, а также физическая нагрузка,

которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Принцип вариативности педагогических воздействий означает бесконечное многообразие не только физических упражне-

ний, но и условий их выполнения, способов регулирования, эмоцио-

нального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения

(зрительные, тактильное, слуховые), речь (подвижные игры с речита-

тивами), мелкую моторику (≪пальчиковые≫ игры), интеллект (игры

со счетом, выстраиванием слов и т. п.).

Дети с отклонениями в развитии вследствие вынужденной малой

подвижности (два урока физкультуры не удовлетворяют естественной

потребности в двигательной активности и не решают всех необходимых задач) испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит

общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно

игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.

Доказано, что игра для детей с нарушениями в развитии это не

только забава, развлечение, но и эффективное средство и метод решения коррекционно-развивающих задач, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концепции оздоровления данной категории детей

(Дмитриев А. А., 1989; Воронкова В. В., 1994; Страковская В. Л.,

1994; Черник Е. С, Рубцова О. Н., 1995; Катаева А А., Е. А.,

1998; Маллаев Д. М., 2002). Стребелева

Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде

всего с родителями. В силу огромной роли семьи в становлении

личности ребенка, необходима такая организация микросоциума, ко-

торая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на физическое и психическое

состояние ребенка (Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., 2001).

Ребенок сознательно или бессознательно усваивает манеры по-

ведения, общения, установки, привычки в соответствии с представлениями и ценностными ориентациями родителей и близких. Особенно велика их роль для детей, обучающихся в домашних условиях.

К сожалению, родители чаще всего недостаточно информированы о

положительном влиянии физических упражнений на здоровье ребенка, коррекцию физических и психических нарушений, поэтому

необходима просветительская работа, консультативная и методическая помощь, создание специальных программ обучения родителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.013 с.)