Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Поиск

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям

Бейтс (цит. по Г.Г. Демирчогляну, Школа здоровья глаз. — СПб.,

1996. — С. 26) предлагает комплекс упражнений, который он раз-

работал после ознакомления с методикой совершенствования зорко-

сти индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает

психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать пол-

ным расслаблением и с помощью следующих упражнений.

• Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза.

В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается

вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

• Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы,

быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в ле-

вый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не

менее 50 раз.

• Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты

головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Вы-

полнить 40 поворотов.

• В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыь глаза

рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

• Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза.

Повторить 40 раз.

• Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально

рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз

Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день

в течение месяца, затем сделать перерыв на 2—3 недели, а потом

начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы,

тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и пи-

тание глаз.

Профилактика травматизма

Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по

предупреждению травматизма на занятиях физкультурой является

одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса

в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями.

Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нару-

шенным зрением следует проводить не только во время урока, но и

после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревно-

ваний и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться

всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную

работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторож-

ности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная

подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические

походы, спортивные соревнования и т. д.

Во время урока учителю следует постоянно контролировать са-

мочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение коорди-

нации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются

признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на уста-

лость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стрем-

ление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного

года.

Травмы при занятиях физической культурой и спортом с деть-

ми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычай-

ное происшествие. Как правило, они являются результатом неудов-

летворительной профилактики травматизма. Причины связаны с

состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой орга-

низацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требо-

ваний врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и

индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным по-

ведением ученика при занятиях физическими упражнениями.

Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям

со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нару-

шений и откроет больше возможностей для роста и развития

личности каждого ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику основным зрительным функциям.

2. Дайте характеристику основным глазным заболеваниям, наибо-

лее часто встречающимся у детей школьного возраста.

3. Как вы понимаете термин ≪ребенок с нарушением зрения≫?

4. Охарактеризуйте особенности физического развития дете£ со

зрительной депривацией.

5. Охарактеризуйте особенности психического развитие детей с

нарушением зрения.

6. В чем заключается коррекционная направленность адаптивного

физического воспитания дегей с депривацией зрения?

7. Перечислите противопоказания при регулировании физической

нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения.

8. При каких офтальмологических заболеваниях предусмотрены

противопоказания и к каким видам физических упражнений?

9. Перечислите задачи (общие и коррекционные) адаптивного фи-

зического воспитания детей с депривацией зрения.

10. Перечислите методы и метсдические приемы обучения детей с

депривацией зрения двигательным действиям.

11. Какие сохранные функции необходимо развивать у незрячих и

слабовидящих детей на уроках физического воспитания?

12. Какие ориентиры используют незрячие школьники в процессе

физического воспитания?

13. В чем заключается коррекционна? направленность подвижных

игр?

14. Дайте характеристику структуры и содержания урока коррекци-

онной направленности.

15. В чем заключаются особенности обучения незрячих детей пла-

ванию?

16. Перечислите формы повышения двигательной активности детей

с депривацией зрения.

17. Перечислите особенности общения с детьми, имеющими зритель-

ные нарушения

18. Перечислите условия предупреждения травматизма в процессе

занятий физическими упражнениями.

19. В чем заключаются особенности регулирования физической на-

грузки на уроках физкультуры, ригмики, ЛФК?

20. Существует ли разница в методике обучения двигательным дей-

ствиям незрячих и слабовидящих детей?

 

Литература

1. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие,

обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М.,

2000.

2. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. — Донецк,

1997.

3. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков (пере-

вод). — СПб., 1998.

4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.

5. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 2001.

6. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших

школьников с тяжелой патологией зрения. — СПб., 1997.

7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нару-

шенным зрением /Методические рекомендации для учителей,

воспитателей, родителей. — СПб., 2001.

8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.

9. Хаксли О. Как вернуть зрение // Перевод с англ. — М., 1997.

10. Шкарлова СИ., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость,

астигматизм. — Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.

11. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическое

пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучрежде-

ний и родителей. — М., 1997.

 

 

Глава 4

МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость

является самой распространенной. В мире насчитывается более 300

млн человек с умственной отсталостью. По данным Главного управ-

ления реабилитационной службы и специального образования Ми-

нобразования Российской Федерации, из 600 тыс. общего количества

учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с ум-

ственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением дан-

ной категории детей, определяют умственную отсталость не как бо-

лезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся

многообразными признаками как в клинической картине, так и в

комплексном проявлении физических, психических, интеллектуаль-

ных, эмоциональных качеств (Певзнер М.С., 1979; Лубовский В.И.,

1989; и др.).

В 1915 г. немецкий психиатр Э. Крепелин назвал врожденное

слабоумие олигофренией (от греч. oligos — мало, phren —

ум). До сих пор наука, изучающая проблемы воспитания и обуче-

ния детей с умственной отсталостью, называется олигофренопедаго-

гикой (раздел специальной педагогики). Олигофрения включает мно-

гообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых

лежит недоразвитие головного мозга и всего организма. Это поня-

тие столь обширно, что не имеет четких границ, поэтому в разных

странах появились новые термины, заменяющие понятие олигофре-

ния. В англоязычной литературе этому термину соответствует

mental retardation — отставание в интеллектуальном развитии.

Употребляются и другие названия: психическая отсталость, психичес-

кий дефицит, психическая субнормальност, умственная недоста-

точность, умственный дефицит и др. Из этический соображений к

данной категории детей используются определения: особые, осо-

бенные, проблемные, с особыми нуждами и др.

В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохра-

нения принята Международная классификация психических и пове-

денческих расстройств (МКБ-10), рассматривающая различные про-

явления врожденного слабоумия под единым названием Умственная

отсталость.

Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным

коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспорт-

ному). В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и ус-

ловные показатели IQ:

— психическая норма: IQ 70—100;

— легкая умственная отсталость: IQ 50—69;

— умеренная умственная отсталость: IQ 35—49;

— тяжелая умственная отсталость: IQ 20—34;

— глубокая умственная отсталость: IQ 19 и ниже.

По мнению Л. М. Шипицыной (1995), интеллектуальный коэф-

фициент не является основанием для диагноза, но служит важным

звеном в комплексной медико-психолого-педагогической диагности-

ке, социальной реабилитации, определении инвалидности.

Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной

отсталостью осуществляется в специальных (коррекционных) обра-

зовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразо-

вательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и

оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специаль-

ных детских домах и школах-интернатах.

Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умствен-

ной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защи-

ты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и

рассматриваются как инвалиды с детства.

Адаптивная физическая культура для детей с умственной отста-

лостью это не только одно из средств устранения недостатков в

двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укреп-

ления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации находится

в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния

детей, поэтому специалисту адаптивной физической культуры для

продуктивной педагогической деятельности необходимо знать харак-

терные проявления основного дефекта, особенности физического, пси-

хического, личностного развития данной категории детей.

4.1. Медико-физиологическая

и психолого-педагогическая характеристика

% детей с умственной отсталостью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.012 с.)