Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Улучшение зрения по методу У. БейтсаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс (цит. по Г.Г. Демирчогляну, Школа здоровья глаз. — СПб., 1996. — С. 26) предлагает комплекс упражнений, который он раз- работал после ознакомления с методикой совершенствования зорко- сти индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать пол- ным расслаблением и с помощью следующих упражнений. • Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами. • Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в ле- вый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз. • Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Вы- полнить 40 поворотов. • В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыь глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз. • Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз. • Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2—3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и пи- тание глаз. Профилактика травматизма Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нару- шенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревно- ваний и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторож- ности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д. Во время урока учителю следует постоянно контролировать са- мочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение коорди- нации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на уста- лость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стрем- ление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года. Травмы при занятиях физической культурой и спортом с деть- ми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычай- ное происшествие. Как правило, они являются результатом неудов- летворительной профилактики травматизма. Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой орга- низацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требо- ваний врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным по- ведением ученика при занятиях физическими упражнениями. Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нару- шений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте характеристику основным зрительным функциям. 2. Дайте характеристику основным глазным заболеваниям, наибо- лее часто встречающимся у детей школьного возраста. 3. Как вы понимаете термин ≪ребенок с нарушением зрения≫? 4. Охарактеризуйте особенности физического развития дете£ со зрительной депривацией. 5. Охарактеризуйте особенности психического развитие детей с нарушением зрения. 6. В чем заключается коррекционная направленность адаптивного физического воспитания дегей с депривацией зрения? 7. Перечислите противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения. 8. При каких офтальмологических заболеваниях предусмотрены противопоказания и к каким видам физических упражнений? 9. Перечислите задачи (общие и коррекционные) адаптивного фи- зического воспитания детей с депривацией зрения. 10. Перечислите методы и метсдические приемы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям. 11. Какие сохранные функции необходимо развивать у незрячих и слабовидящих детей на уроках физического воспитания? 12. Какие ориентиры используют незрячие школьники в процессе физического воспитания? 13. В чем заключается коррекционна? направленность подвижных игр? 14. Дайте характеристику структуры и содержания урока коррекци- онной направленности. 15. В чем заключаются особенности обучения незрячих детей пла- ванию? 16. Перечислите формы повышения двигательной активности детей с депривацией зрения. 17. Перечислите особенности общения с детьми, имеющими зритель- ные нарушения 18. Перечислите условия предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями. 19. В чем заключаются особенности регулирования физической на- грузки на уроках физкультуры, ригмики, ЛФК? 20. Существует ли разница в методике обучения двигательным дей- ствиям незрячих и слабовидящих детей?
Литература 1. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000. 2. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. — Донецк, 1997. 3. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков (пере- вод). — СПб., 1998. 4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998. 5. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 2001. 6. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения. — СПб., 1997. 7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нару- шенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. — СПб., 2001. 8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000. 9. Хаксли О. Как вернуть зрение // Перевод с англ. — М., 1997. 10. Шкарлова СИ., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. — Ростов-на-Дону; Феникс, 2000. 11. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическое пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучрежде- ний и родителей. — М., 1997.
Глава 4 МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн человек с умственной отсталостью. По данным Главного управ- ления реабилитационной службы и специального образования Ми- нобразования Российской Федерации, из 600 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с ум- ственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением дан- ной категории детей, определяют умственную отсталость не как бо- лезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуаль- ных, эмоциональных качеств (Певзнер М.С., 1979; Лубовский В.И., 1989; и др.). В 1915 г. немецкий психиатр Э. Крепелин назвал врожденное слабоумие олигофренией (от греч. oligos — мало, phren — ум). До сих пор наука, изучающая проблемы воспитания и обуче- ния детей с умственной отсталостью, называется олигофренопедаго- гикой (раздел специальной педагогики). Олигофрения включает мно- гообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма. Это поня- тие столь обширно, что не имеет четких границ, поэтому в разных странах появились новые термины, заменяющие понятие олигофре- ния. В англоязычной литературе этому термину соответствует mental retardation — отставание в интеллектуальном развитии. Употребляются и другие названия: психическая отсталость, психичес- кий дефицит, психическая субнормальност, умственная недоста- точность, умственный дефицит и др. Из этический соображений к данной категории детей используются определения: особые, осо- бенные, проблемные, с особыми нуждами и др. В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохра- нения принята Международная классификация психических и пове- денческих расстройств (МКБ-10), рассматривающая различные про- явления врожденного слабоумия под единым названием Умственная отсталость. Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспорт- ному). В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и ус- ловные показатели IQ: — психическая норма: IQ 70—100; — легкая умственная отсталость: IQ 50—69; — умеренная умственная отсталость: IQ 35—49; — тяжелая умственная отсталость: IQ 20—34; — глубокая умственная отсталость: IQ 19 и ниже. По мнению Л. М. Шипицыной (1995), интеллектуальный коэф- фициент не является основанием для диагноза, но служит важным звеном в комплексной медико-психолого-педагогической диагности- ке, социальной реабилитации, определении инвалидности. Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляется в специальных (коррекционных) обра- зовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразо- вательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специаль- ных детских домах и школах-интернатах. Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умствен- ной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защи- ты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды с детства. Адаптивная физическая культура для детей с умственной отста- лостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укреп- ления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния детей, поэтому специалисту адаптивной физической культуры для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать харак- терные проявления основного дефекта, особенности физического, пси- хического, личностного развития данной категории детей. 4.1. Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика % детей с умственной отсталостью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.012 с.) |