Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра адаптивной физической культуры↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
на правах рукописи ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (методические рекомендации) МОСКВА 2010 ПРЕДИСЛОВИЕ
Материалы подготовлены к печати в соответствии с Постановлением Правительства города Москвы от 12.05. 2009 №402 – ПП «О совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта среди детей и учащейся молодежи города Москвы» п.6.3.1. Издание материалов продиктовано настоятельной необходимостью дальнейшего значительного повышения эффективности оздоровительно-реабилитационной и воспитательной работы в коррекционных школах всех типов и других учреждениях на основе использования современных методик и средств адаптивной физической культуры. Сборник методических рекомендаций посвящен проблеме охраны, укрепления здоровья и социальной адаптации детей-инвалидов г. Москвы. При этом авторский коллектив стремился к созданию издания, доступного для восприятия специалистами разного профиля, способного донести важные методико-практические положения и рекомендации по организации работы с детьми-инвалидами разных нозологических групп. При подготовке рекомендаций авторы акцентировали внимание на обстоятельном анализе и обобщении многолетних прогрессивных научно-теоретических и методических материалов, фундаментально разработанных специалистами Академии физической культуры Санкт-Петербурга под руководством доктора педагогических наук, профессора С.П. Евсеева. Этот обширный научно – практический материал может служить ориентиром для продуктивной деятельности специалистов, работающих во всех однопрофильных учреждениях страны. Естественно, что при этом необходим всесторонний учет региональных условий, традиций и возможностей. В рекомендациях обращается пристальное внимание на такие важные вопросы как методика обучения плаванию, применение коррекционно- развивающих игр, использование тренажеров на занятиях с инвалидами и др. При этом авторы отчётливо понимают невозможность дать исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с проблемой совершенствования системы адаптивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, авторы надеются, что предлагаемые рекомендации помогут в практической деятельности многим специалистам, а также родителям детей-инвалидов. Авторы с благодарностью воспримут любые замечания и конструктивные предложения заинтересованных лиц, которые будут учтены при подготовке последующих изданий. Введение Частные методики адаптивной физической культуры — самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта. Она представляет собой важнейший раздел профессионально-педагогической подготовки студентов по специальности 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Цель курса — ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов разных нозологических групп, сформировать необходимые знания, умения, интерес к педагогической профессии как гуманистической миссии, психологическую готовность к работе с данной категорией населения. Сложность преподавания частных методик адаптивной физической культуры состоит в том, что эта дисциплина многопрофильная. Она изучает нозологические группы инвалидов с нарушением зрения, слуха, интеллекта, поражением опорно-двигательного аппарата: с последствиями детского церебрального паралича, ампутацией конечностей, поражением функций спинного мозга. В связи с многообразием нозологических групп, их широкого возрастного диапазона (дошкольный, школьный, молодежный, зрелый, пожилой), недостаточностью научных сведений обо всех категориях инвалидов в возрастном аспекте, начальным этапом изучения частных методик адаптивной физической культуры выбраны дошкольный и школьный возраст. Это наиболее пластичный и наиболее организованный период жизни, связанный с образованием, становлением личности, формированием осознанного отношения к своему здоровью и приобщением к здоровому образу жизни. Естественнонаучные и гуманитарные знания о человеке, в первую очередь теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная дисциплина, связаны с частными методиками, определяют ее методологию и формируют профессиональное мировоззрение будущих специалистов. Студенты, ориентированные на работу с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, стремятся быстрее познакомиться с объектом педагогической деятельности. Они осваивают базовые медико-биологические, психологические, теоретико-методические знания, с нею связанные, выбирают место педагогической практики, определяют интересы и возможности проведения научных исследований. Предварительная, хотя и краткая информация о частных методиках, опережающая преподавание базовых дисциплин, не только не мешает, а, наоборот, помогает осознанному и глубокому освоению этих знаний в последующем. Учитывая эти обстоятельства, разработана единая для всех групп нозологий структура преподавания частных методик адаптивной физической культуры, включающая три раздела: 1) медицинская, физиологическая и психологическая характеристика нозологической группы; 2) теоретические аспекты методики адаптивной физической культуры; 3) практические аспекты методики адаптивной физической культуры. Особенностью преподавания частных методик является связь с практикой. Так, первый раздел в форме лекционного курса читает врач или дефектолог. Второй и третий — в форме семинарских и практических занятий, деловых игр, просмотра уроков физической культуры, ритмики, ЛФК, рекреативных и спортивных занятий проводят ведущие специалисты на базах учебно-ознакомительной практики. Приобретая начальный опыт, студенты на практике видят, как реализуются функции, принципы, междисциплинарные связи, как диагностируется и контролируется состояние занимающихся, подбираются адекватные средства, формы, методы и методические приемы обучения, воспитания, физического и психического развития детей. При изучении частных методик АФК студенты во внеучебное время привлекаются к проведению спортивных праздников, спартакиад, фестивалей, соревнований и других мероприятий, проводимых для детей-инвалидов, в качестве волонтеров, помощников, организаторов, судей. Такой подход к изучению частных методик АФК, основанный на интеграции теоретических знаний и учебно-ознакомительной практики, использования активных форм обучения и включенности студентов в конкретные виды педагогической деятельности, формирует необходимый уровень готовности к практике по профилю будущей профессии в любой группе. Накопленные знания и начальный опыт в полной мере реализуется позднее, при профессиональной деятельности. Соотношение форм и видов физкультурных занятий в разных нозологических группах неодинаковое. Так, в образовательных (коррекционных) учреждениях доминирует адаптивное физическое воспитание, в медицинских учреждениях — лечебная физическая культура, в реабилитационно - оздоровительных центрах — рекреативные и лечебно- восстановительные занятия, в спортивных клубах и секциях — тренировочная, игровая и соревновательная деятельность. Таблица 1 Нозологических групп
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Уроки адаптивного физической культуры в школах для детей с нарушением зрения варьируют в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1—2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3—4-х. В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного мате риала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей. Необходимо учить детей соединять мышечные ощущения со звуковым фоном. Источник звука, например, метроном, устанавливается на уровне лица занимающегося, так как на такой высоте звук улавливается легче. Систематический звуковой контроль помогает компенсаторному развитию слухового анализатора: слухового восприятия, дифференцирования различных звуковых сигналов, локализации звуков в пространстве и при перемещении звукового сигнала. С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Дошкольного возраста Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) в «Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» (1991) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях по вседневной жизни. Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы — игровой и соревновательный — включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий. Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений. В табл.2 представлены средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений, коррекции равновесия и вестибулярной функции у глухих школьников. Таблица 2 Таблица 2 (продолжение)
Таблица 2 (окончание)
Таблица 3 Скоростно-силовых качеств
Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать упражнения с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя. На начальном этапе, для развития силы рук необходимы облегченные условия, с использованием поролоновых кубиков. Упражнения с ними разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиком из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений. Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к занятиям одно из них проводится с использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра. Количество упражнений на станции, интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно возможностям ребенка (табл.4). Время прохождения всех станций 4—5 мин, отдых между кругами 1—1,5 мин, количество кругов 1—3. Таблица 4 Таблица 5 Младшего школьного возраста Плавание, это один из наиболее действенных методов коррекции физического развития слабослышащих детей. Разработана программа обучения навыкам плавания детей с нарушениями слуха. Программа включает два этапа: предварительный и основной. У слабослышащих предварительный этап продолжается два первых года обучения (1—2 класс). Введение этого этапа необходимо для подготовки опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной системы. Создаются мотивационные установки на занятия плаванием, решаются задачи формирования навыков работы в группе с повышением внимания и дисциплинированности. На втором основном этапе (3 класс) слабослышащих детей обучали упражнениям для освоения в воде и плаванию на груди и на спине. В процессе обучения применялись следующие методы и методические приемы ― практические, наглядные и словесные. Обучение плаванию слабослышащих детей имеет ряд особенностей. 1. На подготовительном этапе не следует применять имитационные упражнения. 2. На подготовительном этапе обучения игровой метод используется только в виде сюжетных заданий, эстафет, образных сравнений, необычного использования стандартного инвентаря и т. д., а также в виде упражнений на концентрацию и переключение внимания. 3. Скольжению на груди детей обучают со 2-го занятия. При этом опираются на проприоцептивную чувствительность. 4. Большая часть детей успешнее осваивает плавание на груди, так как в таком положении они легче ориентируются в пространстве. 5. На начальном этапе способу плавания кроль на груди обучают без акцента внимания на согласование выдоха в воду и движений рук. 6. Для увеличения плотности урока после 5-го занятия класс делится на 2 подгруппы. Критерием служат результаты проплыва отрезка 5 м. Проведение урока в подгруппах обеспечивается двумя преподавателями. 7. После 5-го занятия проводят открытые уроки для родителей, на которых слабослышащие дети демонстрируют свои достижения. 8. Для развития дыхательных мышц, на первых 10-ти занятиях особое внимание уделяют обучению выдоха в воду. 9. Упражнения на дыхание и согласование дыхания с движением рук выполняются стоя в воде у неподвижной опоры. 10. На первых 5-ти занятиях, до освоения техники скольжения, не используются упражнения на погружение («поплавок» и др.), поскольку они создают дискомфорт, дезориентируют и вызывают у ребенка страх. 11. Для освоения контакта с водой применяют игры и эстафеты, прыжки в воду в вариативных условиях, скатывание с горок разной высоты. 12. Для регулирования психического состояния и поведения слабослышащих детей применяются упражнения игровой направленности. 13. Для осмысления заданий в занятии необходимо чередовать физическую деятельность с интеллектуальной. 14. В качестве подвижных плавательных средств слабослышащим детям удобнее использовать мяч, а не традиционную доску. 15. Для психической поддержки при обучении движению в воде используются индивидуальный подход. 16. Выполняются задания с оценкой действий партнером, что является дополнительным психологическим стимулом в освоении движений в воде. 17. Доступность материала обеспечивается сочетанием наглядных пособий, дополнительных ориентиров, дактильной речи, выразительной артикуляции. 18. К особенностям наглядного обучения можно отнести и показ упражнения, который осуществляется перед их выполнением. Это является дополнительным способом организации группы. При выполнении программы, на 5-м занятии 53% детей могли проплыть самостоятельно 5 м, 27% смогли проплыть 12,5 м с плавательной доской, 20% не смогли поплыть. На 10-м занятии 80% детей могли самостоятельно проплыть 12,5 м, 20% проплыли 25 м с доской. На 15-м занятии все занимающиеся опытной группы проплыли 25м самостоятельно. Таким образом, специалисты, работающие со слабослышащими детьми, могут воспользоваться следующими методическими рекомендациями. Обучение плаванию слабослышащих школьников целесообразно начинать с 3-го класса, подготовительный этап к занятиям в воде — с 1—2-го класса, так как нарушение слуха и связанного с ним внимания создают сложности на занятиях в бассейне. Для повышения эмоциональности занятий, создания заинтересованности и положительной мотивации используются подвижные игры в воде, в которых решаются также и коррекционные задачи. На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями (Осокина Т.И., 1991). Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде (табл. 6). Таблица 6 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВОДЕ
Таблица 6 (окончание)
Коррекция ходьбы У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998). Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу. Упражнения для коррекции ходьбы сведены в таблицу 7. Таблица 7 Таблица 7 (окончание)
Коррекция бега При выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (Дмитриев А.А., 2002). Корригирующие упражнения приведены в таблице 8. Таблица 8. Таблица 8 (окончание)
Коррекция прыжков Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками. Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног (табл. 9). Таблица 9 Таблица 10 Коррекция метания Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, а затем переходят к малым (таблицы 11 и 12). Таблица 11 Таблица 12 Коррекция расслабления Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение во время выполнения физических упражнений (таблица 13). Таблица 13 Таблица 14 Таблица 15 Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия)
|