Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра адаптивной физической культуры

Поиск

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 


на правах рукописи

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(методические рекомендации)

МОСКВА 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Материалы подготовлены к печати в соответствии с Постановлением Правительства города Москвы от 12.05. 2009 №402 – ПП «О совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта среди детей и учащейся молодежи города Москвы» п.6.3.1. Издание материалов продиктовано настоятельной необходимостью дальнейшего значительного повышения эффективности оздоровительно-реабилитационной и воспитательной работы в коррекционных школах всех типов и других учреждениях на основе использования современных методик и средств адаптивной физической культуры.

Сборник методических рекомендаций посвящен проблеме охраны, укрепления здоровья и социальной адаптации детей-инвалидов г. Москвы. При этом авторский коллектив стремился к созданию издания, доступного для восприятия специалистами разного профиля, способного донести важные методико-практические положения и рекомендации по организации работы с детьми-инвалидами разных нозологических групп. При подготовке рекомендаций авторы акцентировали внимание на обстоятельном анализе и обобщении многолетних прогрессивных научно-теоретических и методических материалов, фундаментально разработанных специалистами Академии физической культуры Санкт-Петербурга под руководством доктора педагогических наук, профессора С.П. Евсеева. Этот обширный научно – практический материал может служить ориентиром для продуктивной деятельности специалистов, работающих во всех однопрофильных учреждениях страны. Естественно, что при этом необходим всесторонний учет региональных условий, традиций и возможностей.

В рекомендациях обращается пристальное внимание на такие важные вопросы как методика обучения плаванию, применение коррекционно- развивающих игр, использование тренажеров на занятиях с инвалидами и др. При этом авторы отчётливо понимают невозможность дать исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с проблемой совершенствования системы адаптивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, авторы надеются, что предлагаемые рекомендации помогут в практической деятельности многим специалистам, а также родителям детей-инвалидов. Авторы с благодарностью воспримут любые замечания и конструктивные предложения заинтересованных лиц, которые будут учтены при подготовке последующих изданий.

Введение

Частные методики адаптивной физической культуры — самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта. Она представляет собой важнейший раздел профессионально-педагогической подготовки студентов по специальности 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Цель курса — ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов разных нозологических групп, сформировать необходимые знания, умения, интерес к педагогической профессии как гуманистической миссии, психологическую готовность к работе с данной категорией населения.

Сложность преподавания частных методик адаптивной физической культуры состоит в том, что эта дисциплина многопрофильная. Она изучает нозологические группы инвалидов с нарушением зрения, слуха, интеллекта, поражением опорно-двигательного аппарата: с последствиями детского церебрального паралича, ампутацией конечностей, поражением функций спинного мозга. В связи с многообразием нозологических групп, их широкого возрастного диапазона (дошкольный, школьный, молодежный, зрелый, пожилой), недостаточностью научных сведений обо всех категориях инвалидов в возрастном аспекте, начальным этапом изучения частных методик адаптивной физической культуры выбраны дошкольный и школьный возраст. Это наиболее пластичный и наиболее организованный период жизни, связанный с образованием, становлением личности, формированием осознанного отношения к своему здоровью и приобщением к здоровому образу жизни.

Естественнонаучные и гуманитарные знания о человеке, в первую очередь теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная дисциплина, связаны с частными методиками, определяют ее методологию и формируют профессиональное мировоззрение будущих специалистов. Студенты, ориентированные на работу с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, стремятся быстрее познакомиться с объектом педагогической деятельности. Они осваивают базовые медико-биологические, психологические, теоретико-методические знания, с нею связанные, выбирают место педагогической практики, определяют интересы и возможности проведения научных исследований. Предварительная, хотя и краткая информация о частных методиках, опережающая преподавание базовых дисциплин, не только не мешает, а, наоборот, помогает осознанному и глубокому освоению этих знаний в последующем. Учитывая эти обстоятельства, разработана единая для всех групп нозологий структура преподавания частных методик адаптивной физической культуры, включающая три раздела:

1) медицинская, физиологическая и психологическая характеристика нозологической группы;

2) теоретические аспекты методики адаптивной физической культуры;

3) практические аспекты методики адаптивной физической культуры.

Особенностью преподавания частных методик является связь с практикой. Так, первый раздел в форме лекци­онного курса читает врач или дефектолог. Второй и третий — в форме семинарских и практических занятий, деловых игр, просмотра уроков физической культуры, ритмики, ЛФК, рекреативных и спортивных занятий проводят ведущие специалисты на базах учебно-ознакомительной практики. Приобретая начальный опыт, студенты на практике видят, как реализуются функции, принципы, междисциплинарные связи, как диагностируется и контролируется состояние занимающихся, подбираются адекватные средства, формы, методы и методические приемы обучения, воспитания, физического и психического развития детей.

При изучении частных методик АФК студенты во внеучебное время привлекаются к проведению спортивных праздников, спартакиад, фестивалей, соревнований и других мероприятий, проводимых для детей-инвалидов, в качестве волонтеров, помощников, организаторов, судей. Такой подход к изучению частных методик АФК, основанный на интеграции теоретических знаний и учебно-ознакомительной практики, использования активных форм обучения и включенности студентов в конкретные виды педагогической деятельности, формирует необходимый уровень готовности к практике по профилю будущей профессии в любой группе. Накопленные знания и начальный опыт в полной мере реализуется позднее, при профессиональной деятельности.

Соотношение форм и видов физкультурных занятий в разных нозологических группах неодинаковое. Так, в образовательных (коррекционных) учреждениях доминирует адаптивное физическое воспитание, в медицинских учреждениях — лечебная физическая культура, в реабилитационно - оздоровительных центрах — рекреативные и лечебно- восстановительные занятия, в спортивных клубах и секциях — тренировочная, игровая и соревновательная деятельность.


Таблица 1

Нозологических групп

Нарушения зрения Нарушения слуха Нарушения интеллекта Поражение опорно-двигательного аппарата
церебральное спинальное ампутационное
Нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений. Нарушение осанки, плоскостопие, сла­бость дыхательной мускулатуры. Неврозы, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ. Минимальная мозговая дисфункция, снижение слуха. Быстрая утомляе­мость Нарушение функций вестибулярного аппарата, задержка моторного и психического развития, нарушение речи, памяти, внимания, мышления, общения. Нарушения равновесия, ритмичности, точности движений, реагирующей способности, пространственно -временной ориентации. Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки. Заболевания дыхательной системы, вгетативно-соматические расстройства Нарушение познавательной деятельности. Снижение силы и подвижности нервных процессов. Нарушения высших психических функций; аналитико-син-тетической деятельности ЦНС. Дисплазия, нарушение окостенения, осанки, деформации стопы, позвоночника, дисгармоничность физического развития, нарушение координации движений. Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нарушения, сенсорные отклонения Нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве координации микро- и макромоторики. Остеохондроз, гипотрофия мышц, остеопороз, контрактуры, дисгармоничность физического развития. Нарушения сердечно- сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов, нарушения зрения, слуха, интеллекта. Низкая работоспособность Полная или частичная утра?а движений, чувствительности, расстройство функций тазовых органов. Нарушение вегетативных функций, пролежни. Остеопороз. При высоком (шейном) поражении — нарушение дыхания, ортостатические нарушения При вялом параличе — атрофия мышц. При спасти­ческом — тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность Нарушение опороспособности и ходьбы (при ампутации нижних конечностей), координации движений, осанки, вертикальной позы, уменьшение массы тела, сосудистого русла. Дизрегуляция и дегенерация нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры. Нарушения кровообращения, дыхания, пищеварения, обмен­ных процесов, ожирение. Снижение работоспособности, фантомные боли

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

Уроки адаптивного физической культуры в школах для детей с нарушением зрения варьируют в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1—2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3—4-х. В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного мате риала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей. Необходимо учить детей соединять мышечные ощущения со звуковым фоном. Источник звука, например, метроном, устанавливается на уровне лица занимающегося, так как на такой высоте звук улавливается легче. Систематический звуковой контроль помогает компенсаторному развитию слухового анализатора: слухового восприятия, дифференцирования различных звуковых сигналов, локализации звуков в пространстве и при перемещении звукового сигнала.

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Дошкольного возраста

Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) в «Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» (1991) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях по вседневной жизни.

Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы — игровой и соревновательный — включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий. Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений. В табл.2 представлены средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений, коррекции равновесия и вестибулярной функции у глухих школьников.

Таблица 2

Таблица 2 (продолжение)

     
  То же с подкидного моста Преодоление чувства страха, дифференцирование пространства и усилий
  Прыжок в высоту с разбега Согласование движения рук и ног, дифференцирование мышечных усилий, координация движений
  То же с подкидного моста Преодоление страха, пространственная ориентация, координация движения
  Спрыгивание со скамейки, куба (10—30 см) с приземлением в указанное место (при соблюдении техники безопасности) Дифференцирование мышечных усилий, пространственных параметров движения
  Впрыгивание на гимнастические маты (высота 15—45 см) Согласование движения рук и ног, дифференцирование мышечных усилий и пространственных параметров
  Прыжки с короткой и длинной скакалкой (различные) Динамическое равновесие, согласование движения рук и ног, чувство ритма
БЕГ
  Бег по разметке (10 м) Усвоение темпа и ритма, динамическое равновесие, дифференциация пространственных и динамических параметров
  Бег через кирпичики (высота 5—15 см) Преодоление чувства страха, дифференцирование расстояния, ритма
  Бег с изменением направления по сигналу Концентрация внимания, развитие слухового восприятия, дифференцирование пространственных параметров
  Бег по кругу (вправо-влево) с изменением диаметра круга Дифференцирование мышечных усилий, динамическое равновесие, согласование движения рук и ног
  Бег из различных исходных положений (присед, сед, сед спиной к направлению движения, лежа) Координация движения, концентрация внимания, развитие слухового восприятия
  Бег по сигналу, догоняя партнера Концентрация внимания, развитие слуха, пространственное дифференцирование
  Челночный бег 3x5 м Ориентировка в пространстве, концентрация внимания
МЕТАНИЕ
  Метание мешочка (200 г) на дальность правой и левой рукой) Дифференцирование пространственных и мышечных усилий, координация движения
  Метание мешочка в горизонтальную и вертикальную цель сверху, снизу, сбоку Дифференцирование динамических параметров, мышечных усилий Координация движений, дифференцирование пространственных параметров
  Метание различных по весу и диаметру снарядов на дальность и в цель Дифференцирование динамических усилий, координация движения

 

Таблица 2 (окончание)

     
УПРАЖНЕНИЯ С НАБИВНЫМ МЯЧОМ (0,5-1 кг)
  Толкание от груди Дифференцировка мышечных усилий, координация движения, согласование движений рук и ног
  Бросок мяча из-за головы
  Бросок мяча снизу
  Бросок мяча из-за головы в и.п. сидя, ноги врозь
  Бросок мяча от груди в и.п. сидя ноги врозь
  Бросок мяча ногами вперед
  То же в и. п. сидя, упор руками сзади
  Бросок мяча из-за головы в и. п. лежа на груди, локти на весу
  Толкание мяча правой (левой) рукой

 

Таблица 3

Скоростно-силовых качеств

№ п/п Содержание Кол-во подходов Количество повторений в одном подходе
4—5лет 5—6 лет 6-7 лет
           
  Прыжки на двух ногах через поролоновые кубики 2-3 4-6 6-8 8-10
  Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через поролоновые кирпичики 1-2   6-8 8-10
  Прыжки на правой, левой ноге 1-2   4-6 6-8
  Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по два 2-3 2-3 3-4 4-5
  Прыжки на двух но гах через кирпичики, со ставленные по три 2-3   3-4 4-5

 

Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать упражнения с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя. На начальном этапе, для развития силы рук необходимы облегченные условия, с использованием поролоновых кубиков. Упражнения с ними разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиком из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.

Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к занятиям одно из них проводится с использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра. Количество упражнений на станции, интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно возможностям ребенка (табл.4). Время прохождения всех станций 4—5 мин, отдых между кругами 1—1,5 мин, количество кругов 1—3.

Таблица 4

Таблица 5

Младшего школьного возраста

Плавание, это один из наиболее действенных методов коррекции физического развития слабослышащих детей. Разработана программа обучения навыкам плавания детей с нарушениями слуха.

Программа включает два этапа: предварительный и основной. У слабослышащих предварительный этап продолжается два первых года обучения (1—2 класс). Введение этого этапа необходимо для подготовки опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной системы. Создаются мотивационные установки на занятия плаванием, решаются задачи формирования навыков работы в группе с повышением внимания и дисциплинированности.

На втором основном этапе (3 класс) слабослышащих детей обучали упражнениям для освоения в воде и плаванию на груди и на спине. В процессе обучения применялись следующие методы и методические приемы ― практические, наглядные и словесные.

Обучение плаванию слабослышащих детей имеет ряд особенностей.

1. На подготовительном этапе не следует применять имитационные упражнения.

2. На подготовительном этапе обучения игровой метод используется только в виде сюжетных заданий, эстафет, образных сравнений, необычного использования стандартного инвентаря и т. д., а также в виде упражнений на концентрацию и переключение внимания.

3. Скольжению на груди детей обучают со 2-го занятия. При этом опираются на проприоцептивную чувствительность.

4. Большая часть детей успешнее осваивает плавание на груди, так как в таком положении они легче ориентируются в пространстве.

5. На начальном этапе способу плавания кроль на груди обучают без акцента внимания на согласование выдоха в воду и движений рук.

6. Для увеличения плотности урока после 5-го занятия класс делится на 2 подгруппы. Критерием служат результаты проплыва отрезка 5 м. Проведение урока в подгруппах обеспечивается двумя преподавателями.

7. После 5-го занятия проводят открытые уроки для родителей, на которых слабослышащие дети демонстрируют свои достижения.

8. Для развития дыхательных мышц, на первых 10-ти занятиях особое внимание уделяют обучению выдоха в воду.

9. Упражнения на дыхание и согласование дыхания с движением рук выполняются стоя в воде у неподвижной опоры.

10. На первых 5-ти занятиях, до освоения техники скольжения, не используются упражнения на погружение («поплавок» и др.), поскольку они создают дискомфорт, дезориентируют и вызывают у ребенка страх.

11. Для освоения контакта с водой применяют игры и эстафеты, прыжки в воду в вариативных условиях, скатывание с горок разной высоты.

12. Для регулирования психического состояния и поведения слабослышащих детей применяются упражнения игровой направленности.

13. Для осмысления заданий в занятии необходимо чередовать физическую деятельность с интеллектуальной.

14. В качестве подвижных плавательных средств слабослышащим детям удобнее использовать мяч, а не традиционную доску.

15. Для психической поддержки при обучении движению в воде используются индивидуальный подход.

16. Выполняются задания с оценкой действий партнером, что является дополнительным психологическим стимулом в освоении движений в воде.

17. Доступность материала обеспечивается сочетанием наглядных пособий, дополнительных ориентиров, дактильной речи, выразительной артикуляции.

18. К особенностям наглядного обучения можно отнести и показ упражнения, который осуществляется перед их выполнением. Это является дополнительным способом организации группы.

При выполнении программы, на 5-м занятии 53% детей могли проплыть самостоятельно 5 м, 27% смогли проплыть 12,5 м с плавательной доской, 20% не смогли поплыть. На 10-м занятии 80% детей могли самостоятельно проплыть 12,5 м, 20% проплыли 25 м с доской. На 15-м занятии все занимающиеся опытной группы проплыли 25м самостоятельно.

Таким образом, специалисты, работающие со слабослышащими детьми, могут воспользоваться следующими методическими рекомендациями.

Обучение плаванию слабослышащих школьников целесообразно начинать с 3-го класса, подготовительный этап к занятиям в воде — с 1—2-го класса, так как нарушение слуха и связанного с ним внимания создают сложности на занятиях в бассейне.

Для повышения эмоциональности занятий, создания заинтересованности и положительной мотивации используются подвижные игры в воде, в которых решаются также и коррекционные задачи. На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями (Осокина Т.И., 1991). Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде (табл. 6).

Таблица 6

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВОДЕ

Содержание Коррекционно-развивающая направленность
   
«Нырки» Цель: ознакомление детей с водой. Количество игроков: 6—15. Инвентарь: легкий яркий мяч. Инструкция. В мелкой части бассейна поплавками отмечается круг диаметром 5—6 м. В кругу размещаются дети, играющие роль нырков. За кругом — столько же охотников. Охотники перебрасывают друг другу мяч и неожиданно для нырков бросают мяч в круг, стараясь попасть в кого-нибудь из них. Единственное спасение для нырков — проворно погрузиться с головой под воду. Каждое попадание мяча выводит нырка из круга. Игра проводится на время, через 5 мин нырки и охотники меняются местами. Ориентировка в пространстве, пре одоление страха перед водной средой, быстрота реакции, точность движений при бросках и ловле мяча, дифференцировка усилий
«Резиновый мячик» Цель: обучение детей вдоху и выдоху. Количество игроков: 4—10. Инвентарь: резиновые мячи (или другие не тонущие предметы). Инструкция. Игра проводится на мелкой части бассейна (водоема). Каждому участнику раздается по мячу (или другому не тонущему предмету). По команде дети, кладут мячи на воду и дуют на них, пытаясь отогнать как можно дальше за один выдох. Выигрывает тот, чей мяч отплыл дальше всех. То же задание выполняется подряд 3—5 раз. Во время игры не обходимо обеспечить безопасность детей. Активизация функции дыхания, согласованность движений и дыхания

 


 

Таблица 6 (окончание)

 

   
«Слалом» Цель: обучение детей свободному передвижению в воде. Играют две команды по 4—8 человек с равным количеством мальчиков и девочек. Инвентарь: 6 буйков. Команды строятся в колонну по одному. Перед командами через каждые 3 м устанавливается по три буйка на якоре. По сигналу первые номера плывут вперед, зигзагообразно обходя препятствия на своем пути, и по прямой возвращаются назад. Коснувшись рукой вторых номеров, они посылают их в путь, и т. д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Команды должны быть примерно равны по силам. Быстрота реакции, внимание, ориентировка в пространстве, управление направлением и скоростью передвижения, согласованность движений рук, ног и дыхания, развитие дыхательной мускулатуры
«Делай как я» Цель: знакомство с водой, освоение способов передвижения в воде, преодоление страха перед водой. В игре могут участвовать от 4 до 15 детей одновременно, в зависимости от их умения плавать. Инструкция. Играющие располагаются в одну шеренгу в воде вдоль торцевого бор тика бассейна спиной к нему, педагог — на противоположной стороне. По команде шеренга детей начинает передвигаться в сторону ведущего, проныривая под разделителя ми дорожек и повторяя те движения, которые демонстрирует педагог (ходьба, бег, ходьба с наклоном вперед и попеременными гребка ми, прыжки и др.). Побеждает участник, допустивший наименьшее количество ошибок. Подбор «команд» осуществляется дифференцированно, в зависимости от особенностей заболевания детей.   Концентрация внимания, быстрота простой двигательной реакции, следящие движения и подражание по показу, быстрота переключений с одного движения на другое.
«Водолазы» Цель: обучение детей погружению в воду и ориентировании под водой. Количество игроков: 6—8. Инвентарь: 10—15 цветных тарелочек или других тонущих предметов. Инструкция. На дно неглубокого бассейна бросают яркие тарелочки, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети ныряют и стараются набрать за определенное время (30 с) как можно больше тарелочек. Побеждает набравший наибольшее количество тарелочек. Вариант. Можно разбрасывать по дну тарелочки разного цвета, тогда ныряльщики получают задание собрать тарелочки определенного цвета. Следует обратить особое внимание на обеспечение безопасности игроков Быстрота реакции и одиночных движений, ориентировка в пространстве, устойчивость к раздражению вестибулярного аппарата. Реакция выбора, умение различать цвет  

 


 

 

Коррекция ходьбы

У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998).

Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу. Упражнения для коррекции ходьбы сведены в таблицу 7.

Таблица 7

Таблица 7 (окончание)

     
  «Кошка».Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская «когти» Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение
10. «Ловкие руки».Ходьба спредметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки с заданиями: А) На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх. Б) Круговые движения кистями. В) Круговые движения в плечевых суставах. Г) передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую — за спиной Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти
11. «Каракатица».Ходьба спиной вперед Координация движений, ориентировка в пространстве  
12. «Светло— темно».Ходьба с закрытыми и открытыми глазами А) 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух). Б) Открывать глаза по команде «светло», закрывать — по команде «темно». В) Ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток) Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий светло — темно; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве по слуху  
13. «Мишка».А) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок. Б) Ходьба по массажной дорожке, босиком. В) Ходьба босиком по траве, песку, гравию Профилактика плоскостопия, сохранение правильней осанки  
14. «Хоп».Ходьба с остановками по сигналу. П по сигналу «Хоп» — остановка, по сигналу «Хоп-хоп» — поворот кругом Внимание, быстрота реакции на сигнал, сохранение устойчивой позы  
15. «Волны».Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки).При команде шепотом или тихой музыке — медленная ходьба на носках, движение рук изображает волны; при средней громкости — быстрая ходьба ссильными волнами; при громкой — переход на бег  
16. «Та-та-та». Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков «Та-та-та»   Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление с темпом движений, плавность, выразительность движений, воображение. Усвоение заданного ритма движений  
  «По канату».А) Ходьба вдоль по канату, руки в стороны. Б) Ходьба по канату боком приставными шагами, руки в стороны Развитие равновесия, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки

 

Коррекция бега

При выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (Дмитриев А.А., 2002). Корригирующие упражнения приведены в таблице 8.

Таблица 8.

Таблица 8 (окончание)

 

     
11. Бег за обручем Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий
12. Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли) Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий
13. По сигналу добежать до мяча, лежавшего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата

 

 

Коррекция прыжков

Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками. Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног (табл. 9).

Таблица 9

Таблица 10

Коррекция метания

Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, а затем переходят к малым (таблицы 11 и 12).

Таблица 11

Таблица 12

Коррекция расслабления

Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение во время выполнения физических упражнений (таблица 13).

Таблица 13

Таблица 14

Таблица 15

Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия)

 

п/п Упражнения Коррекционная направленность
  «Кошечка».Из положения стоя на четвереньках — опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость
2. «Колечко».Из положения стоя на коленях, руки на пояс — прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений
  «Птица».Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) — наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве
  «Змея».Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед — медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость к вестибул


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.75 (0.017 с.)