Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых

Поиск

качеств, круговым методом ( для детей 6—7 лет )

Содержание Дозировка Время отдыха между станциями
Станция 1. Бег на прямых ногах 10 м. 1 раз 15—20 с
Станция 2. Поднимание прямых ног вверх, лежа на спине, руками держаться за нижнюю перекладину гимнастической лестницы. 8—10 раз 25 — 30 с
Станция 3. Лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз разноименным способом, руки согнуты. 1 раз 20—25 с
Станция 4. Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры. 8—10 раз 15-20 с

 

Освоенные и безопасные упражнения (ходьба, стойки) сначала выполняются с открытыми глазами, затем с закрытыми (от 2 до 8—10 шагов). Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой.

Комплекс упражнений на коррекцию вестибулярных нарушений и устойчивость к вестибулярным раздражителям требует предварительного разучивания техники. Например, обучать кувыркам нужно на каждом занятии в первом полугодии и только во втором включать в комплекс. Комплекс рассчитан на 15 мин и используется в начале основной части занятия (табл.5). Упражнения выполняются во всех плоскостях, преимущественно в движении. На отолитовый аппарат воздействие оказывает начало и конец прямолинейного движения, ускорение и замедление движений. Вестибулярный анализатор остро реагирует на комбинированные движения в разных направлениях, используемые в комплексе упражнений. Для усиления действия на вестибулярную систему на занятиях выполняются разученные упражнения с закрытыми глазами. Эти упражнения представляют для неслышащих детей большую сложность. Метание на точность мячей разного диаметра, веса и материала ― сильный раздражитель вестибулярного анализатора, так как приходится включать в работу различные сенсорные системы.

 


Таблица 5

Комплекс упражнений для коррекции вестибулярной функции

№ п/п Содержание Кол-во подходов Кол-во повторений в одном подходе
  Ходьба и бег с остановками по сигналу   1,5—2 мин 2 мин
  «Челночный» бег. 3—5 8 м 10 м
  Подскоки с остановкой по сигналу   1,5 — 2 мин 2 мин
  Кувырки вперед с открытыми глазами      
  Кувырки вперед с закрытыми глазами      
  Кувырки с последующей ходьбой по линии      
  Кувырки с последующей ходьбой боком, спиной вперед по гимнастическому бревну, линии.      
  Перекат со спины на живот «бревнышко», глаза открыты.   4 — 5 м 5-6 м
  То же, глаза закрыты   4-5 м 5—6 м
  «Бревнышко» с последующей ходьбой по линии (бревну, гимнастической скамейке)   4-5 м 5—6 м
  Прыжки со скакалкой с изменением темпа   10-15 с 15—30 с

При проведении физкультурно-оздоровительных занятий необходимо соблюдать ряд методических требований:

1) подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;

2) специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;

3) упражнения с изменением положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

4) упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;

5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;

6) в процессе занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.

Методика обучения плаванию слабослышащих детей

Младшего школьного возраста

Плавание, это один из наиболее действенных методов коррекции физического развития слабослышащих детей. Разработана программа обучения навыкам плавания детей с нарушениями слуха.

Программа включает два этапа: предварительный и основной. У слабослышащих предварительный этап продолжается два первых года обучения (1—2 класс). Введение этого этапа необходимо для подготовки опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной системы. Создаются мотивационные установки на занятия плаванием, решаются задачи формирования навыков работы в группе с повышением внимания и дисциплинированности.

На втором основном этапе (3 класс) слабослышащих детей обучали упражнениям для освоения в воде и плаванию на груди и на спине. В процессе обучения применялись следующие методы и методические приемы ― практические, наглядные и словесные.

Обучение плаванию слабослышащих детей имеет ряд особенностей.

1. На подготовительном этапе не следует применять имитационные упражнения.

2. На подготовительном этапе обучения игровой метод используется только в виде сюжетных заданий, эстафет, образных сравнений, необычного использования стандартного инвентаря и т. д., а также в виде упражнений на концентрацию и переключение внимания.

3. Скольжению на груди детей обучают со 2-го занятия. При этом опираются на проприоцептивную чувствительность.

4. Большая часть детей успешнее осваивает плавание на груди, так как в таком положении они легче ориентируются в пространстве.

5. На начальном этапе способу плавания кроль на груди обучают без акцента внимания на согласование выдоха в воду и движений рук.

6. Для увеличения плотности урока после 5-го занятия класс делится на 2 подгруппы. Критерием служат результаты проплыва отрезка 5 м. Проведение урока в подгруппах обеспечивается двумя преподавателями.

7. После 5-го занятия проводят открытые уроки для родителей, на которых слабослышащие дети демонстрируют свои достижения.

8. Для развития дыхательных мышц, на первых 10-ти занятиях особое внимание уделяют обучению выдоха в воду.

9. Упражнения на дыхание и согласование дыхания с движением рук выполняются стоя в воде у неподвижной опоры.

10. На первых 5-ти занятиях, до освоения техники скольжения, не используются упражнения на погружение («поплавок» и др.), поскольку они создают дискомфорт, дезориентируют и вызывают у ребенка страх.

11. Для освоения контакта с водой применяют игры и эстафеты, прыжки в воду в вариативных условиях, скатывание с горок разной высоты.

12. Для регулирования психического состояния и поведения слабослышащих детей применяются упражнения игровой направленности.

13. Для осмысления заданий в занятии необходимо чередовать физическую деятельность с интеллектуальной.

14. В качестве подвижных плавательных средств слабослышащим детям удобнее использовать мяч, а не традиционную доску.

15. Для психической поддержки при обучении движению в воде используются индивидуальный подход.

16. Выполняются задания с оценкой действий партнером, что является дополнительным психологическим стимулом в освоении движений в воде.

17. Доступность материала обеспечивается сочетанием наглядных пособий, дополнительных ориентиров, дактильной речи, выразительной артикуляции.

18. К особенностям наглядного обучения можно отнести и показ упражнения, который осуществляется перед их выполнением. Это является дополнительным способом организации группы.

При выполнении программы, на 5-м занятии 53% детей могли проплыть самостоятельно 5 м, 27% смогли проплыть 12,5 м с плавательной доской, 20% не смогли поплыть. На 10-м занятии 80% детей могли самостоятельно проплыть 12,5 м, 20% проплыли 25 м с доской. На 15-м занятии все занимающиеся опытной группы проплыли 25м самостоятельно.

Таким образом, специалисты, работающие со слабослышащими детьми, могут воспользоваться следующими методическими рекомендациями.

Обучение плаванию слабослышащих школьников целесообразно начинать с 3-го класса, подготовительный этап к занятиям в воде — с 1—2-го класса, так как нарушение слуха и связанного с ним внимания создают сложности на занятиях в бассейне.

Для повышения эмоциональности занятий, создания заинтересованности и положительной мотивации используются подвижные игры в воде, в которых решаются также и коррекционные задачи. На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями (Осокина Т.И., 1991). Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде (табл. 6).

Таблица 6

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВОДЕ

Содержание Коррекционно-развивающая направленность
   
«Нырки» Цель: ознакомление детей с водой. Количество игроков: 6—15. Инвентарь: легкий яркий мяч. Инструкция. В мелкой части бассейна поплавками отмечается круг диаметром 5—6 м. В кругу размещаются дети, играющие роль нырков. За кругом — столько же охотников. Охотники перебрасывают друг другу мяч и неожиданно для нырков бросают мяч в круг, стараясь попасть в кого-нибудь из них. Единственное спасение для нырков — проворно погрузиться с головой под воду. Каждое попадание мяча выводит нырка из круга. Игра проводится на время, через 5 мин нырки и охотники меняются местами. Ориентировка в пространстве, пре одоление страха перед водной средой, быстрота реакции, точность движений при бросках и ловле мяча, дифференцировка усилий
«Резиновый мячик» Цель: обучение детей вдоху и выдоху. Количество игроков: 4—10. Инвентарь: резиновые мячи (или другие не тонущие предметы). Инструкция. Игра проводится на мелкой части бассейна (водоема). Каждому участнику раздается по мячу (или другому не тонущему предмету). По команде дети, кладут мячи на воду и дуют на них, пытаясь отогнать как можно дальше за один выдох. Выигрывает тот, чей мяч отплыл дальше всех. То же задание выполняется подряд 3—5 раз. Во время игры не обходимо обеспечить безопасность детей. Активизация функции дыхания, согласованность движений и дыхания

 


 

Таблица 6 (окончание)

 

   
«Слалом» Цель: обучение детей свободному передвижению в воде. Играют две команды по 4—8 человек с равным количеством мальчиков и девочек. Инвентарь: 6 буйков. Команды строятся в колонну по одному. Перед командами через каждые 3 м устанавливается по три буйка на якоре. По сигналу первые номера плывут вперед, зигзагообразно обходя препятствия на своем пути, и по прямой возвращаются назад. Коснувшись рукой вторых номеров, они посылают их в путь, и т. д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Команды должны быть примерно равны по силам. Быстрота реакции, внимание, ориентировка в пространстве, управление направлением и скоростью передвижения, согласованность движений рук, ног и дыхания, развитие дыхательной мускулатуры
«Делай как я» Цель: знакомство с водой, освоение способов передвижения в воде, преодоление страха перед водой. В игре могут участвовать от 4 до 15 детей одновременно, в зависимости от их умения плавать. Инструкция. Играющие располагаются в одну шеренгу в воде вдоль торцевого бор тика бассейна спиной к нему, педагог — на противоположной стороне. По команде шеренга детей начинает передвигаться в сторону ведущего, проныривая под разделителя ми дорожек и повторяя те движения, которые демонстрирует педагог (ходьба, бег, ходьба с наклоном вперед и попеременными гребка ми, прыжки и др.). Побеждает участник, допустивший наименьшее количество ошибок. Подбор «команд» осуществляется дифференцированно, в зависимости от особенностей заболевания детей.   Концентрация внимания, быстрота простой двигательной реакции, следящие движения и подражание по показу, быстрота переключений с одного движения на другое.
«Водолазы» Цель: обучение детей погружению в воду и ориентировании под водой. Количество игроков: 6—8. Инвентарь: 10—15 цветных тарелочек или других тонущих предметов. Инструкция. На дно неглубокого бассейна бросают яркие тарелочки, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети ныряют и стараются набрать за определенное время (30 с) как можно больше тарелочек. Побеждает набравший наибольшее количество тарелочек. Вариант. Можно разбрасывать по дну тарелочки разного цвета, тогда ныряльщики получают задание собрать тарелочки определенного цвета. Следует обратить особое внимание на обеспечение безопасности игроков Быстрота реакции и одиночных движений, ориентировка в пространстве, устойчивость к раздражению вестибулярного аппарата. Реакция выбора, умение различать цвет  

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.013 с.)