Организация адаптивного спорта в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация адаптивного спорта в России



История формирования организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране описана в пособии В.П. Жиленковой (2001)*. В нем показано, что эта структура строилась преимущественно на базе общественных организаций - физкультурно-оздоровительных объеди­нений инвалидов, физкультурно-спортивных федераций, клубов инва­лидов и т.п. И лишь в последствии предпринимались попытки подключе­ния государственных структур. Данное обстоятельство объясняется стремлением внедрить в нашей стране международный опыт организа­ции адаптивного спорта, который реализуется, как правило, в рамках филантропически-благотворительной деятельности различных ассоци­аций, фондов, федераций, церкви и других организаций.

Однако такое заимствование международного опыта организации адаптивного спорта привело к серьезным трудностям его реализации в нашей стране, где вся система специального образования строилась в борьбе с филантропическими принципами воспитания и обучения аномальных детей, а вся деятельность с инвалидами осуществлялась под жестким контролем государства за счет средств бюджета. Таким об­разом, была допущена методологическая ошибка, суть которой заклю­чалась в стремлении встроить организационную структуру адаптивного спорта, функционирующую за рубежом, в социальную практику на­шей страны без учета специфики ее идеологических, философских ос­нов, ценностных ориентации, понимания прав и свобод человека, а главное, без учета нормативно-правовых и экономических законо­мерностей ее существования и развития. Это привело к тому, что до настоящего времени в России организационная структура адаптивного спорта существенно отличается от системы организации спорта здоро­вых детей, юношей, взрослых и не позволяет в полной мере реализо­вать «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для ин­валидов», принятые Организацией Объединенных Наций в 1993 г., в области спорта. Ведь эти правила предполагают обеспечение равных воз­можностей для инвалидов в условиях каждой конкретной страны, в рамках действующих именно в ней нормативно-правовых актов и зако­нодательной базы. В соответствии с законодательством Российской Фе­дерации (Федеральный закон «Об образовании») занятия спортом, например у детей, осуществляются в системе дополнительного образо­вания и регламентируются «Типовым положением об образовательном

* Жиленкова В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие / Под ред. СП. Евсеева / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: 2001. - 83 с.


учреждении дополнительного образования детей» (утверждено поста­новлением Правительства Российской Федерации). Такие учреждения, как детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), детско-юношес­кая спортивная школа олимпийского резерва (ДЮСШОР), спортивно-техническая школа (СТШ) и другие, в которых проводятся занятия спортивной деятельностью с детьми, входят в «Перечень видов учреж­дений дополнительного образования детей» (утвержден Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации).

Занятия спортом в таких учреждениях проводятся бесплатно на ос­нове предварительного отбора детей. По имеющимся статистическим дан­ным, примерно 15% детей России имеют возможность заниматься спортом бесплатно в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, ДЮСШОР, СТШ и др.).

Совершенно другая ситуация сложилась применительно к заняти­ям спортом с детьми-инвалидами. В соответствии с упоминавшимися «Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для ин­валидов» примерно 15% детей-инвалидов государство должно обеспе­чить возможностью заниматься спортом бесплатно (разумеется, при наличии такого желания у детей-инвалидов или родителей, а также со­ответствующих медицинских предписаний). Однако в «Типовом положе­нии об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в разделе III «Основы деятельности», четко прописано: «При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристические, хорео­графические объединения необходимо медицинское заключение о со­стоянии здоровья ребенка. С детьми-инвалидами проводится индивиду­альная работа по месту жительства»*. Таким образом, детям-инвалидам для занятий спортом предписана индивидуальная работа по месту жи­тельства. Но спортивная деятельность немыслима без участия в сорев­нованиях, где и происходит сравнение собственных достижений с до­стижениями лиц, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем; без коллективных взаимодействий (например, в игровых видах спорта), без поездок к местам состязаний, в том числе и за рубеж.

Казалось бы, принципиальное изменение ситуации с адаптивным спортом в России должно было внести постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20, утвердившее новые должности, тарифно-квалификационные ха­рактеристики и разряды оплаты труда работников физической культу­ры и спорта: тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего)**.

Отмечая несомненную важность и необходимость данного поста­новления, фактически признавшего большую роль и существенное зна­чение адаптивного спорта в жизни людей с ограниченными возможно-

* Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые до­кументы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / Автор-составитель А.В. Царик. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 85.

** Журнал «Адаптивная физическая культура», 2000. — № 1—2. — С. 63—64.


стями здоровья (в том числе инвалидов), необходимо подчеркнуть, что оно не отменяет цитируемого «Типового положения...» по отношению к детям-инвалидам. Кроме того, узаконенная в нем ориентация на ин­дивидуальную работу по месту жительства с детьми-инвалидами при организации занятий по адаптивному спорту является реальным право­вым препятствием для решения таких важнейших вопросов, как опре­деление минимальной и максимальной наполняемость групп детей-ин­валидов для занятий адаптивным спортом и режимов учебно-трениро­вочной работы на различных этапах спортивного совершенствования (количества часов работы в неделю), категорий тренеров-преподавате­лей и инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, надбавок к заработной плате за особенности контингента занимаю­щихся, за спортивные достижения воспитанников и др. Отсутствие ре­шений перечисленных вопросов приводит к тому, что организация за­нятий по адаптивному спорту в России по существу возлагается на физ­культурно-оздоровительные и спортивные объединения инвалидов, физкультурно-спортивные клубы инвалидов, функционирующие в рам­ках Федерального закона «Об общественных объединениях», то есть без соответствующего бюджетного финансирования.

По данным федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, в 2002 году в России насчитывается 688 физкультурно-спортивных клубов инвалидов, в которых занимаются адаптивной физической культурой 95,8 тыс. человек, что составляет менее одного процента от общего количества инвалидов*. Физкультурно-спортивный клуб инвалидов является основной структурной единицей по организации занятий адаптивным спортом в нашей стране. В целях стимулирования развития сети физкультурно-спортивных клубов инва­лидов федеральный орган исполнительной власти в области физиче­ской культуры и спорта ежегодно проводит Всероссийский смотр-кон­курс на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортив­ной работы среди инвалидов. Клубам победителям смотра-конкурса перечисляются денежные средства для организации и проведения физ­культурно-оздоровительных мероприятий.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта включает в Единый календарный план всероссийских и международных соревнований специальные разделы, посвященные инвалидам: календарный план всероссийских соревнований и комплекс­ных мероприятий среди инвалидов; календарный план международных соревнований и комплексных мероприятий среди инвалидов; календар­ный план учебно-тренировочных сборов инвалидов. Ежегодно, согласно данному документу, проводится более 100 всероссийских и 60 междуна­родных спортивных мероприятий среди спортсменов с нарушением слу­ха, зрения, интеллекта, с поражением опорно-двигательного аппарата (в том числе Дальневосточная спартакиада инвалидов, Парасибириада, Всероссийский культурно-спортивный фестиваль инвалидов).

* О государственной поддержке развития физической культуры и спорта инвалидов в Российской Федерации. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 13-14.


Объем финансирования всероссийских спортивных мероприятий среди инвалидов за последующие пять лет вырос в 7,5 раза. На участие спортсменов-инвалидов в официальных международных соревновани­ях, включая Паралимпийские и Сурдлимпийский игры, за последние пять лет финансирование увеличилось почти в 17 раз.

Приказом Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 09 августа 2004 г. № 44 впервые для нашей страны введены комплексные научные группы сборных команд России по паралимпий-ским видам спорта, которые созданы на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры. Этим при­казом были уравнены в правах (с точки зрения научно-методического обеспечения) члены сборных команд по олимпийским и паралимпий-ским видам спорта.

Важным шагом в направлении создания государственной системы адаптивного спорта (то есть системы, действующей в спорте здоровых россиян) было дополнительное введение федеральным органом испол­нительной власти в области физической культуры и спорта в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК) на 2001—2005 годы по сравнению с 1997—2000 годами разрядных норм и требований для присвоения спортсменам-инвалидам спортивных разрядов и званий по 10 видам спорта, общее количество которых в ЕВСК на 2001—2005 годы составляет — 41 (19 видов спорта, объединяемых Российским спортив­ным союзом глухих, 8 — Всероссийским обществом слепых, 14 — для спортсменов с поражениями функций опорно-двигательного аппарата).

Однако необходимо констатировать, что из 8 видов адаптивного спорта, включенных в ЕВСК и объединяемых Всероссийским обществом слепых, только в 2 видах (25%) предусмотрены разрядные нормы и раз­рядные требования для присвоения занимающимся юношеских разря­дов (в легкой атлетике и плавании); из 14 видов адаптивного спорта для спортсменов с поражениями функций опорно-двигательного аппарата только в 5 видах (35,7%) предусмотрены нормы и требования для при­своения юношеских разрядов (в бадминтоне, стрельбе из лука, пулевой стрельбе, настольном теннисе, футболе) (Евсеев Д.С, 2004). Данный факт показывает, что внимание со стороны государственных структур к детско-юношескому адаптивному спорту все еще недостаточно.

Таким образом, государственная поддержка развития адаптивного спорта на федеральном уровне выражается в:

— реализации государственной политики в области реабилитации и со­циальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта;

— стимулировании развития сети физкультурно-спортивных клубов инвалидов, в частности путем ежегодного проведения Всероссийских смотров-конкурсов на лучшую организацию физкультурно-оздорови­тельной и спортивной работы среди инвалидов;

— подготовке нормативно-правовых документов (строительных норм и правил — СНиП и др.) для осуществления работы по обеспечению доступа инвалидов на физкультурно-спортивные сооружения;

— подготовке специалистов по адаптивной физической культуре в системе высшего и среднего профессионального образования;


— совершенствовании учебно-методического, научного и инфор­мационного обеспечения физкультурно-спортивной работы среди ин­валидов;

— организации физкультурно-спортивных и массовых мероприятий среди инвалидов (формирование Единого календарного плана всерос­сийских и международных соревнований с включением специальных разделов для инвалидов, создание Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения спортивных разрядов и званий по раз­личным видам адаптивного спорта для различных возрастных катего­рий занимающихся)*.

Непосредственную работу по координации усилий всех организа­ций, развивающих адаптивный спорт, способствование созданию еди­ной высокоорганизованной системы спорта инвалидов России на зако­нодательной основе проводят на федеральном уровне общественные организации: Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский ко­митет России, Специальная Олимпиада России, Российская ассоциа­ция «Олимп», Федерация физической культуры, спорта и туризма ин­валидов России, Федерация спорта слепых (Спортивная федерация Все­российского общества слепых).

Наиболее представительной организацией, объединяющей большин­ство из перечисленных, является Паралимпийский комитет России (ПКР), который был образован в 1996 году**.

Учредителями Паралимпийского комитета России и одновременно его членами были такие юридические лица, как Всероссийское обще­ство инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Рос­сийская Федерация физической культуры, спорта и туризма инвали­дов, Всероссийское общество глухих (ВОГ), Российская ассоциация «Олимп» и 6 физических лиц. 5 сентября 2002 г. ВОИ вышло из числа ПКР. По итогам отчетно-выборного паралимпийского собрания, со­стоявшегося 13 сентября 2002 г., членами ПКР стали 6 новых юриди­ческих лиц и 28 физических лиц — чемпионы Паралимпийских игр, спе­циалисты и организаторы спорта инвалидов, ученые, врачи. Президен­том ПКР на второй срок был избран В.П. Лукин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.016 с.)