Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация адаптивного спорта в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История формирования организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране описана в пособии В.П. Жиленковой (2001)*. В нем показано, что эта структура строилась преимущественно на базе общественных организаций - физкультурно-оздоровительных объединений инвалидов, физкультурно-спортивных федераций, клубов инвалидов и т.п. И лишь в последствии предпринимались попытки подключения государственных структур. Данное обстоятельство объясняется стремлением внедрить в нашей стране международный опыт организации адаптивного спорта, который реализуется, как правило, в рамках филантропически-благотворительной деятельности различных ассоциаций, фондов, федераций, церкви и других организаций. Однако такое заимствование международного опыта организации адаптивного спорта привело к серьезным трудностям его реализации в нашей стране, где вся система специального образования строилась в борьбе с филантропическими принципами воспитания и обучения аномальных детей, а вся деятельность с инвалидами осуществлялась под жестким контролем государства за счет средств бюджета. Таким образом, была допущена методологическая ошибка, суть которой заключалась в стремлении встроить организационную структуру адаптивного спорта, функционирующую за рубежом, в социальную практику нашей страны без учета специфики ее идеологических, философских основ, ценностных ориентации, понимания прав и свобод человека, а главное, без учета нормативно-правовых и экономических закономерностей ее существования и развития. Это привело к тому, что до настоящего времени в России организационная структура адаптивного спорта существенно отличается от системы организации спорта здоровых детей, юношей, взрослых и не позволяет в полной мере реализовать «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятые Организацией Объединенных Наций в 1993 г., в области спорта. Ведь эти правила предполагают обеспечение равных возможностей для инвалидов в условиях каждой конкретной страны, в рамках действующих именно в ней нормативно-правовых актов и законодательной базы. В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании») занятия спортом, например у детей, осуществляются в системе дополнительного образования и регламентируются «Типовым положением об образовательном * Жиленкова В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие / Под ред. СП. Евсеева / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: 2001. - 83 с. учреждении дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации). Такие учреждения, как детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (ДЮСШОР), спортивно-техническая школа (СТШ) и другие, в которых проводятся занятия спортивной деятельностью с детьми, входят в «Перечень видов учреждений дополнительного образования детей» (утвержден Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации). Занятия спортом в таких учреждениях проводятся бесплатно на основе предварительного отбора детей. По имеющимся статистическим данным, примерно 15% детей России имеют возможность заниматься спортом бесплатно в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, ДЮСШОР, СТШ и др.). Совершенно другая ситуация сложилась применительно к занятиям спортом с детьми-инвалидами. В соответствии с упоминавшимися «Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов» примерно 15% детей-инвалидов государство должно обеспечить возможностью заниматься спортом бесплатно (разумеется, при наличии такого желания у детей-инвалидов или родителей, а также соответствующих медицинских предписаний). Однако в «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в разделе III «Основы деятельности», четко прописано: «При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристические, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства»*. Таким образом, детям-инвалидам для занятий спортом предписана индивидуальная работа по месту жительства. Но спортивная деятельность немыслима без участия в соревнованиях, где и происходит сравнение собственных достижений с достижениями лиц, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем; без коллективных взаимодействий (например, в игровых видах спорта), без поездок к местам состязаний, в том числе и за рубеж. Казалось бы, принципиальное изменение ситуации с адаптивным спортом в России должно было внести постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20, утвердившее новые должности, тарифно-квалификационные характеристики и разряды оплаты труда работников физической культуры и спорта: тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего)**. Отмечая несомненную важность и необходимость данного постановления, фактически признавшего большую роль и существенное значение адаптивного спорта в жизни людей с ограниченными возможно- * Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / Автор-составитель А.В. Царик. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 85. ** Журнал «Адаптивная физическая культура», 2000. — № 1—2. — С. 63—64. стями здоровья (в том числе инвалидов), необходимо подчеркнуть, что оно не отменяет цитируемого «Типового положения...» по отношению к детям-инвалидам. Кроме того, узаконенная в нем ориентация на индивидуальную работу по месту жительства с детьми-инвалидами при организации занятий по адаптивному спорту является реальным правовым препятствием для решения таких важнейших вопросов, как определение минимальной и максимальной наполняемость групп детей-инвалидов для занятий адаптивным спортом и режимов учебно-тренировочной работы на различных этапах спортивного совершенствования (количества часов работы в неделю), категорий тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, надбавок к заработной плате за особенности контингента занимающихся, за спортивные достижения воспитанников и др. Отсутствие решений перечисленных вопросов приводит к тому, что организация занятий по адаптивному спорту в России по существу возлагается на физкультурно-оздоровительные и спортивные объединения инвалидов, физкультурно-спортивные клубы инвалидов, функционирующие в рамках Федерального закона «Об общественных объединениях», то есть без соответствующего бюджетного финансирования. По данным федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, в 2002 году в России насчитывается 688 физкультурно-спортивных клубов инвалидов, в которых занимаются адаптивной физической культурой 95,8 тыс. человек, что составляет менее одного процента от общего количества инвалидов*. Физкультурно-спортивный клуб инвалидов является основной структурной единицей по организации занятий адаптивным спортом в нашей стране. В целях стимулирования развития сети физкультурно-спортивных клубов инвалидов федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта ежегодно проводит Всероссийский смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов. Клубам победителям смотра-конкурса перечисляются денежные средства для организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта включает в Единый календарный план всероссийских и международных соревнований специальные разделы, посвященные инвалидам: календарный план всероссийских соревнований и комплексных мероприятий среди инвалидов; календарный план международных соревнований и комплексных мероприятий среди инвалидов; календарный план учебно-тренировочных сборов инвалидов. Ежегодно, согласно данному документу, проводится более 100 всероссийских и 60 международных спортивных мероприятий среди спортсменов с нарушением слуха, зрения, интеллекта, с поражением опорно-двигательного аппарата (в том числе Дальневосточная спартакиада инвалидов, Парасибириада, Всероссийский культурно-спортивный фестиваль инвалидов). * О государственной поддержке развития физической культуры и спорта инвалидов в Российской Федерации. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 13-14. Объем финансирования всероссийских спортивных мероприятий среди инвалидов за последующие пять лет вырос в 7,5 раза. На участие спортсменов-инвалидов в официальных международных соревнованиях, включая Паралимпийские и Сурдлимпийский игры, за последние пять лет финансирование увеличилось почти в 17 раз. Приказом Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 09 августа 2004 г. № 44 впервые для нашей страны введены комплексные научные группы сборных команд России по паралимпий-ским видам спорта, которые созданы на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры. Этим приказом были уравнены в правах (с точки зрения научно-методического обеспечения) члены сборных команд по олимпийским и паралимпий-ским видам спорта. Важным шагом в направлении создания государственной системы адаптивного спорта (то есть системы, действующей в спорте здоровых россиян) было дополнительное введение федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК) на 2001—2005 годы по сравнению с 1997—2000 годами разрядных норм и требований для присвоения спортсменам-инвалидам спортивных разрядов и званий по 10 видам спорта, общее количество которых в ЕВСК на 2001—2005 годы составляет — 41 (19 видов спорта, объединяемых Российским спортивным союзом глухих, 8 — Всероссийским обществом слепых, 14 — для спортсменов с поражениями функций опорно-двигательного аппарата). Однако необходимо констатировать, что из 8 видов адаптивного спорта, включенных в ЕВСК и объединяемых Всероссийским обществом слепых, только в 2 видах (25%) предусмотрены разрядные нормы и разрядные требования для присвоения занимающимся юношеских разрядов (в легкой атлетике и плавании); из 14 видов адаптивного спорта для спортсменов с поражениями функций опорно-двигательного аппарата только в 5 видах (35,7%) предусмотрены нормы и требования для присвоения юношеских разрядов (в бадминтоне, стрельбе из лука, пулевой стрельбе, настольном теннисе, футболе) (Евсеев Д.С, 2004). Данный факт показывает, что внимание со стороны государственных структур к детско-юношескому адаптивному спорту все еще недостаточно. Таким образом, государственная поддержка развития адаптивного спорта на федеральном уровне выражается в: — реализации государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта; — стимулировании развития сети физкультурно-спортивных клубов инвалидов, в частности путем ежегодного проведения Всероссийских смотров-конкурсов на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов; — подготовке нормативно-правовых документов (строительных норм и правил — СНиП и др.) для осуществления работы по обеспечению доступа инвалидов на физкультурно-спортивные сооружения; — подготовке специалистов по адаптивной физической культуре в системе высшего и среднего профессионального образования; — совершенствовании учебно-методического, научного и информационного обеспечения физкультурно-спортивной работы среди инвалидов; — организации физкультурно-спортивных и массовых мероприятий среди инвалидов (формирование Единого календарного плана всероссийских и международных соревнований с включением специальных разделов для инвалидов, создание Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения спортивных разрядов и званий по различным видам адаптивного спорта для различных возрастных категорий занимающихся)*. Непосредственную работу по координации усилий всех организаций, развивающих адаптивный спорт, способствование созданию единой высокоорганизованной системы спорта инвалидов России на законодательной основе проводят на федеральном уровне общественные организации: Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная Олимпиада России, Российская ассоциация «Олимп», Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России, Федерация спорта слепых (Спортивная федерация Всероссийского общества слепых). Наиболее представительной организацией, объединяющей большинство из перечисленных, является Паралимпийский комитет России (ПКР), который был образован в 1996 году**. Учредителями Паралимпийского комитета России и одновременно его членами были такие юридические лица, как Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Российская Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов, Всероссийское общество глухих (ВОГ), Российская ассоциация «Олимп» и 6 физических лиц. 5 сентября 2002 г. ВОИ вышло из числа ПКР. По итогам отчетно-выборного паралимпийского собрания, состоявшегося 13 сентября 2002 г., членами ПКР стали 6 новых юридических лиц и 28 физических лиц — чемпионы Паралимпийских игр, специалисты и организаторы спорта инвалидов, ученые, врачи. Президентом ПКР на второй срок был избран В.П. Лукин.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.014 с.) |