Специальная Олимпиада России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная Олимпиада России



Специальная Олимпиада России, созданная в 1999 году, ставит пе­ред собой основную цель — содействовать средствами физической куль­туры и спорта успешной реабилитации, социальной адаптации и инте­грации в общество инвалидов с умственной отсталостью. Эта цель до­стигается путем предоставления Специальной Олимпиадой России ус­ловий для круглогодичных тренировок и спортивных соревнований по различным олимпийским видам спорта детям и взрослым, страдающим умственной отсталостью, обеспечения постоянных условий для их фи­зического развития, демонстрации их способностей и мужества, воз­можности испытать радость жизни, получить заслуженные призы и де­литься своими достижениями, приобретенными умениями и дружескими чувствами с членами своих семей, другими участниками движения «Спе­циальная Олимпиада» и обществом в целом. В отличие от Российской ассоциации «Олимп», Специальная Олимпиада России ориентируется на так называемую мягкую модель спорта, когда значимость победы на


соревнованиях существенно меньше, чем в модели спорта, используе­мой среди здоровых спортсменов, а также среди паралимпийцев и сур-длимпийцев. На соревнованиях, проводимых по правилам Специальной Олимпиады вводятся специальные требования, обеспечивающие «мяг­кую модель спорта» — разделение участников соревнований по резуль­татам предварительных состязаний на дивизионы, запрет на матери­альное стимулирование победителей и др. (более подробно об этом см. в разделе, посвященном характеристике адаптивного спорта).

Основными задачами Специальной Олимпиады России являются:

— привлечение внимания общественности к социальной значимос­ти занятий физической культурой и спортом инвалидов с умственной отсталостью, к их физическим и психическим возможностям;

— сотрудничество с российскими государственными и обществен­ными организациями, деловыми кругами и отдельными лицами — доб­ровольцами, помощниками, со специалистами в области спорта, здра­воохранения, образования и культуры для решения общих задач соци­альной адаптации лиц с умственной отсталостью, укрепление между­народных связей в этой сфере.

Для выполнения уставных целей и задач Специальная Олимпиада России участвует в создании, развитии и координации деятельности местных специальных олимпийских программ, в организации и прове­дении региональных и всероссийских спортивных соревнований для лиц с умственной отсталостью, обеспечивает их участие в европейских, евроазиатских и всемирных Специальных Олимпийских играх.

Руководящими органами Специальной Олимпиады России являют­ся Конференция и Правление; контрольным органом — Контрольно-ревизионная комиссия; постоянно действующим исполнительным ор­ганом — Дирекция, председателем которой автоматически становится избранный на отчетно-выборной Конференции на четырехлетний срок президент Специальной Олимпиады России. По представлению прези­дента Правлением на четыре года утверждается генеральный дирек­тор, который совместно с президентом решает вопросы текущей и пер­спективной деятельности Специальной Олимпиады России. Президен­том Специальной Олимпиады России является А.В. Павлов.

Завершая рассмотрение общественных организаций федерального уров­ня, занимающихся проблемами адаптивного спорта в России, необходи­мо выделить основные компоненты его организационной структуры.

Ведущей структурной единицей по организации и непосредствен­ной практической работе в области адаптивного спорта в России явля­ется на сегодняшний день физкультурно-спортивный клуб инвалидов, который может объединять инвалидов как одной, так и нескольких нозологических и возрастных групп.

Физкультурно-спортивный клуб инвалидов для реализации практи­ческой работы и определения источников финансирования своей дея­тельности должен осуществлять взаимодействие с государственными органами исполнительной власти физической культуры и спорта, об­разования, социального обеспечения (социальной защиты), здравоох­ранения, семьи, детства и молодежи субъектов Российской Федера-


ции, а также органами местного самоуправления, курирующими дан­ные направления социальной практики.

В зависимости от контингента занимающихся физкультурно-спортив­ный клуб инвалидов координирует свою деятельность с региональны­ми представительствами рассмотренных общественных организаций федерального уровня: Паралимпийским комитетом России, Федераци­ей физической культуры, спорта и туризма инвалидов России, Федера­цией спорта слепых, РА «Олимп», Сурдлимпийским комитетом Рос­сии, Специальной Олимпиадой России. В некоторых регионах России сформированы представительства перечисленных общественных орга­низаций на уровне федеральных округов (Южного, Северо-Западного, Уральского, Центрального, Приволжского, Сибирского, Дальневос­точного).

Для организации постоянного врачебного контроля за занимаю­щимися, решения вопросов спортивно-медицинской классификации занимающихся, определения их функциональных классов для соревно­вательной деятельности физкультурно-спортивные клубы инвалидов должны взаимодействовать с врачебно-физкультурными диспансерами, лечебно-профилактическими учреждениями системы здравоохранения, психолого-педагогическими и медико-социальными центрами диагнос­тики и консультирования.

В случаях затруднений при определении функционального класса того или иного спортсмена-инвалида необходимо обратиться в пере­численные общественные организации федерального уровня или в фе­дерации по видам спорта России, например в Общероссийскую ассоци­ацию футбола инвалидов с заболеванием церебральным параличом (пре­зидент А.М. Барамидзе), в Федерацию горнолыжного спорта инвалидов России (президент М.Ж. Житловский).

Завершая данный раздел, необходимо наметить ближайшие пер­спективы развития организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране.

В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми ООН в 1993 году и признан­ными в России, существующая в настоящее время организационная структура адаптивного спорта должна быть достроена путем формиро­вания системы дополнительного образования в области адаптивной физической культуры и, в первую очередь, в области адаптивного спорта. Здесь имеется в виду создание для инвалидов таких образовательных учреждений, как детско-юношеский клуб физической подготовки, дет­ско-юношеская спортивная школа, детско-юношеская спортивная школа паралимпийского или сурдлимпийского резерва, школа высше­го спортивного мастерства, центр спорта и т.п., или внедрение отделе­ний (секций, групп) адаптивного спорта в обычные образовательные учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. При этом необходимо добиться, чтобы у инвалидов были равные возможности для занятий адаптивным спортом по срав­нению с обычными (здоровыми) согражданами для занятий спортом. Другими словами, если, например, у 15% детей и юношей имеется


возможность заниматься спортом бесплатно, то и у 15% детей и юно­шей-инвалидов должна быть такая же возможность. Причем именно в тех же или аналогичных по статусу учреждениях.

В качестве иллюстрации, подтверждающей реальность обсуждаемой перспективы развития организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране, необходимо привести данные, имеющиеся в федеральном органе исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Несмотря на отсутствие нормативно-правовых документов федерального уровня, регламентирующих деятельность образовательных учреждений дополнительного образования в области адаптивной физической культу­ры (прежде всего адаптивного спорта), в целом ряде субъектов Россий­ской Федерации открыты и успешно работают такие учреждения.

В материалах Коллегии Государственного комитета Российской Фе­дерации по физической культуре и спорту от 23.07.2003 г. № 7/1 по вопро­су «О государственной поддержке развития физической культуры и спорта среди инвалидов»* приводятся сведения о том, что такие уч­реждения созданы в Москве, Саратове, Туле, Красноярске, Омске, Петропавловске-Камчатском и других городах. Так, в Красноярске от­крыта краевая специализированная спортивная школа инвалидов (ССШИ); в Воронежской области — детско-юношеская школа адап­тивной физической культуры инвалидов (ДЮШАФКИ); в Ростовской области — детско-юношеская спортивная школа инвалидов (ДЮСШИ); в Петропавловске-Камчатском - детско-юношеская спортивная шко­ла по паралимпийским видам спорта (ДЮСШ ПВС); в Саратовской области - Саратовская детско-юношеская спортивно-оздоровительная школа инвалидов (ДЮСОШИ).

С 1 января 2003 года в Саратове начало работу государственное уч­реждение дополнительного образования «Центр по работе со спорт­сменами-инвалидами». В Саратовской области открыты специализиро­ванные отделения для детей-инвалидов (отделения адаптивного спорта) в ДЮСШ и СДЮШОР; имеются такие отделения в СДЮШОР - 6 (пла­вание) и СДЮШОР - 4 (волейбол) Омска.

В Томске организаторами физкультурно-оздоровительной работы среди детей с ограниченными физическими и умственными способно­стями стали детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП); аналогичная работа проводится и в Омске.

Отсутствие нормативно-правовой базы деятельности подобных уч­реждений федерального уровня компенсируется активной позицией органов законодательной и исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, которые принимают их на своем уровне.

В Федеральном агентстве по физической культуре и спорту имеется пакет проектов всех необходимых нормативно-правовых документов, регламентирующих работу образовательных учреждений дополнитель­ного образования в области адаптивной физической культуры. Утверж-

* О государственной поддержке развития физической культуры и спорта среди инвалидов в Российской Федерации. — М.: Советский спорт, 2003. -С. 22-29.


дение их в установленном порядке позволит снять имеющиеся на феде­ральном уровне правовые препятствия для формирования сети подоб­ных учреждений, завершить формирование организационной структу­ры адаптивного спорта в нашей стране и привести ее в соответствие со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для ин­валидов в области физической культуры и спорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.209.162 (0.022 с.)