Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всероссийская олимпиада школьников по искусству

Поиск

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ

(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по искусству

(мировой художественной культуре)

В 2011/2012 учебном году

 

 

Москва 2011


Введение

Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по искусству (МХК) в соответствии с п. 16.2. Положения о всероссийской олимпиаде школьников.

Согласно п.5. Положения о всероссийской олимпиаде школьников, определяющего порядок организации и проведения всероссийской олимпиада школьников, организаторами школьного этапа являются образовательные организации.

Центральная предметно-методическая комиссия направляет в субъекты Российской Федерации рекомендации по составлению олимпиадных заданий школьного и муниципальных этапов всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) (раздел II, п.22 положения).

Методические материалы содержат требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, примерные критерии оценивания работ участников олимпиад, а также рекомендации по разработке олимпиадных заданий.

 

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

Общая характеристика школьного этапа всероссийской олимпиады по искусству (МХК)

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников разрабатывает предметно-методическая комиссия муниципального этапа олимпиады с учетом методических рекомендаций центральной предметной комиссии.

Рекомендуется задания на школьном этапе проведения Олимпиады разрабатывать с учетом региональных возможностей доступа к культурным ценностям, близости музейных организаций, оснащенности доступных библиотек, доступа к Интернету.

Задача школьного этапа – активизировать интерес школьников к изучению мировой художественной культуры на основе внимания к культурно-историческому наследию своей малой родины, развития творческого мышления, расширения общекультурного кругозора и предполагает деятельностный подход.

Школьный этап Олимпиады – это возможность организации проблемного поля для самостоятельного поиска, для творческого самоопределения на основе взаимодействия с памятниками культуры и искусства.

Школьный этап олимпиады сочетает разнообразные цели:

- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

- развитие творческого мышления учащихся;

- осознание общественно-воспитательной и психокоррекционнойфункции искусства;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку и собственному творчеству;

- социально-культурная адаптация школьников средствами искусства;

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению искусства (МХК);

- анализ уровня подготовленности учащихся по предмету;

-накопление научно-методического опыта, необходимого для совершенствования содержания заданий по предмету;

Именно на школьном этапе Олимпиады необходимо наиболее полно представить творчество учащихся на сопровождающих ее выставках и концертах.

Общая характеристика содержания заданий

Школьный этап Олимпиады предлагается проводить с акцентом на материал истории художественной культуры России от древности до начала ХХ века, тем самым реализуя в массовом масштабе приоритетную задачу современной государственной образовательной и культурной политики по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию российских школьников на основе более качественного изучения ими родного языка и традиций культур народов России. Важно помнить, что знание основ национальной художественной культуры является инвариантной основой освоения учащимися многообразного художественного наследия народов России и других стран в процессе изучения мировой художественной культуры. Акцент на культуру России не исключает возможности включения вопросов по художественной культуре других стран, вопросов межкультурных коммуникаций, восприятия культуры России за рубежом, отражения в вопросе включения российских культурных явлений в общеевропейское пространство.

Содержание заданий школьного этапа Олимпиады должно в полной мере соответствовать Государственному стандарту общего образования по предметной области «Искусство» и быть выстроено с учетом учебных программ и школьных учебников по мировой художественной культуре, имеющих гриф Министерства образования и науки РФ.

Задания выбираются, исходя из списка вопросов, рекомендуемых центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) при подготовке к различным этапам Олимпиады (см. Приложение) или составляются членами комиссий самостоятельно на их основе. Предлагаемый список разработан для 9, 10 и 11 классов.

При составлении заданий для 5-6, 7-8 классов рекомендуется использовать те же типы заданий с учётом изученного учащимися материала.

Важно, чтобы в комплект заданий вошел материал, связанный с различными областями и пластами культуры – народной, бытовой, духовной, классической, массовой.

В компетенцию предметно-методической комиссии муниципального этапа входит: разработка заданий, подготовка ответов на вопросы заданий, критерии оценивания каждого задания первого тура.

Общая структура комплекта заданий

Школьный этап Олимпиады состоит из одного или по решению предметно-методической комиссии по проведению соответствующего этапа Олимпиады из двух туров:

Первый тур – аудиторное выполнение олимпиадных заданий.

Второй тур – защита домашнего задания (конкурс социокультурных проектов).

Если школьный этап олимпиады проводится в два тура, то участие в них является обязательным для всех участников соответствующей возрастной группы.

В первой аудиторной части каждому участнику школьного этапа Олимпиады предлагается четыре типа заданий: три письменных задания и задание по сбору информации на заданную тему, а также по решению предметно-методической комиссии дополнительное задание.

Задание по сбору информации проводится только после сдачи участниками письменных ответов.

Сбор информации может осуществляться на основе Интернет-технологий, в пространстве музеев и культурно-исторической среды конкретной местности. При оценивании данного типа заданий необходимо учитывать умение участника структурировать собранный материал на основе личных ценностных установок и собственного мировоззрения.

В качестве дополнительного задания для первого тура можно предложить участникам выбрать эпиграф ко всей работе или ее частям, графически оформить одно или несколько заданий. Удачный эпиграф и элементы графического оформления оцениваются по 2 дополнительных балла каждый..

Вторая часть – конкурс социокультурных проектов – проходит в устной форме.

Конкурс носит характер домашнего задания. Регламент конкурса (выбор общей темы, срок выполнения, критерии оценивания) разрабатывается предметно-методическими комиссиями муниципального уровня всероссийской олимпиады.

Цель конкурса социокультурных проектов - выявление умения у школьников соотносить свои собственные предпочтения с социально значимыми общественными начинаниями. Конкурс проводится в виде защиты проекта. Представляется, что эта форма конкурса наиболее полно раскрывает социальное значение современных культурно-исторических процессов.

Критерии оценок

Критерии оценок заданий муниципального этапа

Приложение

Пример комплекта аудиторных заданий

Для 9 классов

Задание 1. (Первый тип задания. Категория сложности 1. - Примечание: категория сложности для участников не указывается).

Задание 1.

· Впечатление от какого произведения воспроизведено в стихотворении? О каком традиционном празднике идет в нем речь? Опишите, какие существуют традиции во встрече этого праздника?

Кто автор метафоры «жизнь – театр»?

 

О, жизнь – театр, калейдоскоп спектаклей:

Комедий, драм, трагедий, оперетт, –

И каждому свое прожить… Не так ли?

 

У нас сегодня – праздничный балет!

Давайте на Рождественской неделе

Побродим с Гофманом! С Чайковским

Помолчим… –

 

Давайте же! Ну что мы, в самом деле?! –

Святое вспомним! Сердце оживим!

 

В Рождественском лесу побродим вместе…

Побродим, посмеемся, погрустим.

Вновь вспомним полюбившиеся песни.

И просто молча, тихо посидим…

 

Горят-горят рождественские свечи…

Под елкой в царстве кукольном – парад!

Ах, кукольные вздохи, взгляды, речи, –

Понятны нам, как много лет назад!

(Н. Берек)

 

Задание 2.

· Определи художественное полотно по фрагменту.

Что на нем изображено? Определи название и автора.

Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?

 

Ответ: В.М. Васнецов. «Богатыри». На полотне изображены три самых известных былинных богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» - из письма В.М. Васнецова к П. П. Чистякову.

Фрагмент представляет собой левую часть полотна – Добрыню Никитича на белом коне. Он вынимает меч из ножен.

Считается, что посередине на вороном коне изображен самый мощный из них – Илья Муромец. Он смотрит вдаль из-под ладони, держа в одной руке копье, в другой булатную палицу. Справа на коне гнедой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича гусли.

Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное.

Вариант задания 2.

· Определи художественное полотно по фрагменту.

Что на нем изображено? Определи название и автора.

Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?

 

 

Вариант задания 2.

· Определи художественное полотно по фрагменту.

Что на нем изображено? Определи название и автора.

Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?

 

 

Задание 3.

· К каким областям культуры относятся перечисленные явления? Заполни таблицу:

Дискотека, новогодний хоровод, государственный гимн, герб страны, герб рода, симфонический оркестр, гадание, компьютерная игра, именины, молитва, исповедь, застольное пение, инсталляция, спектакль драматического театра, театр кошек, граффити, фильм-боевик.

 

Официальная культура  
Классическое искусство  
Народная культура  
Духовная культура  
Массовая культура  
Современное искусство  

 

Задание 4.

· В школьном энциклопедическом словаре “А.С.Пушкин” (М.,1999) среди многих есть раздел «Пушкинские места». Приведите не менее 5 названий мест, которые должны были бы войти в содержание раздела. Дай краткую характеристику их культурного значения в жизни поэта.

 

Задание 5. (Второй тип заданий – указывается для составителей)

· Напиши не менее 15 определений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о твоих впечатлениях от встречи Нового года. Не забывай о цветах, запахах, настроении.

 

Задание 6.

· Напиши не менее 15 определений, которые понадобятся для рассказа о твоих впечатлениях о картине «Утро в сосновом бору».

 

Задание 7.

· Дан ряд изображений. Определи вид искусства каждой группы. Подбери к каждому из изображений подходящие качества русских богатырей из числа указанных. Напиши свои собственные определения. Выдели собственные определения подчеркиванием.

 

Могучий, сильный, доблестный, верный себе и своему народу, смышленый, мудрый, непобедимый, непреступный, отважный, выносливый, владеющий мечом и копьем, неустрашимый, любящих землю русскую, надежный, немногословный, осмотрительный, добродушный, крепкий, терпеливый.

 

1. 2. 3.

4.

5.. 6.

7.

8. 9.

10.

 

Задание 8.

Составь рекламный текст на обложку компакт-диска «Старинные русские музыкальные инструменты», отражающий его привлекательные особенности. Какие инструменты будут в нем представлены? Какие произведения войдут в его состав?

 

Задание 9

· Прочитай стихотворение. Что тебе известно о его персонаже? Что такое меценатство? Развито ли это явление в современности? Что, по-твоему, нужно сделать для его развития? Напиши рецензию-отзыв на стихотворение.

 

Аня Пепеляева 14 лет (Пермь)

 

С.П Дягилеву

 

Благословенно и непросто

Среди блистательных людей

Увидеть гения, как остров,

В потоке мыслей и идей.

 

Подобно мощному Атланту,

Ни в чём не изменив себе,

Всю жизнь поддерживать таланты,

Играя роль в чужой судьбе.

 

Отбросив прочь свои желанья:

Ваять, писать и рисовать

Осуществлять одно призванье –

В России звёзды открывать.

 

И славят имя мецената

За самобытность и престиж

Родные пермские пенаты,

Москва, Венеция, Париж.

 

Задание 10. (Четвертый тип заданий – сбор информации)

 

· Тебе нужно предложить друзьям план подготовки вечера «Произведения Пушкина в других видах искусства». У тебя есть возможность заглянуть в Интернет. В твоем распоряжении есть 15 минут работы в сети. Предложи пан подготовки. Собери необходимую информацию.

 

 

Примеры тем социокультурных проектов

Для участников 9 классов

(выбирается одна тема или один тип задания для всех участников с тем, чтобы критерии оценок могли быть соотносимыми)

Комментарий. Важно, чтобы при выбрать один тип заданий для социокультуроного проекта для всех участников, чтобы оценки выполнения были соизмеримы. Невозможно сравнивать подготовку инсценировки с концепцией выставки.

 

Социокультурные проекты. Уровень сложности 1.

 

· План подготовки инсценировки сказки Пушкина к школьному вечеру. Предложено подготовить инсценировку сказки Пушкина к школьному вечеру. Какой эпизод ты бы выбрал? Какие материалы тебе понадобятся для оформления сцены? Каких оформителей произведений Пушкина и художников сены ты знаешь? Какую музыку ты бы использовал?

(Оценивается знание содержания и текста, возможность реализации замысла, оригинальность подхода, адекватность выбора сопроводительных материалов).

 

Социокультурные проекты. Уровень сложности 2.

 

· Выставочный зал (художественная галерея) проводит опрос посетителей. Им предложено сформулировать названия пяти тематических выставок, которые бы они с радостью и интересом посетили. Твои предложения и их краткое обоснование. Почему и чем выставка привлечет посетителей? Если ты предложишь выставку своих работ или кого-то из своих друзей или знакомых, обоснуй и объясни своеобразие их творчества.

Могут ли эти работы участвовать в выставке наряду с работами признанных мастеров? Почему?

 

· Создай план оформления идеального современного кабинета физики (химии, литературы, биологии, иностранного языка, музыки, изобразительного искусства, учительскую, комнату отдыха, спортивный зал). Если можешь, сделай графический эскиз его общего вида и деталей интерьера. Какие задания по оформлению кабинета ты мог бы дать своим одноклассникам? Как бы ты определил основные принципы современного дизайна?

 

Пример комплекта аудиторных заданий

Для 10-11 классов

 

Задание 1.

Прочитайте стихотворение. 1. Вставьте имя в последней его строке. 2. Прокомментируйте встречающиеся в тексте имена и понятия. 3. С каким произведением искусства из ряда данных соотносится стихотворение?

 

Лев Александрович Мей

 

Галатея (1858)

 

 

Белою глыбою мрамора, высей прибрежных отброском,

Страстно пленился ваятель на рынке паросском;

Стал перед ней – вдохновенный, дрожа и горя...

Феб утомленный закинул свой щит златокованый за море,

И разливалась на мраморе

Вешним румянцем заря...

 

Видел ваятель, как чистые крупинки камня смягчались,

В нежное тело и в алую кровь превращались,

Как округлялися формы – волна за волной,

Как, словно воск, растопилася мрамора масса послушная

И облеклася, бездушная,

В образ жены молодой.

 

«Душу ей, душу живую! – воскликнул ваятель в восторге. –

Душу вложи ей, Зевес!»

Изумились на торге

Граждане – старцы, и мужи, и жены, и все,

Кто только был на агоре... Но, полон святым вдохновением,

Он обращался с молением

К чудной, незримой Красе:

 

«Вижу тебя, богоданная, вижу и чую душою;

Жизнь и природа красны мне одною тобою...

Облик бессмертья провижу я в смертных чертах...»

И перед нею, своей вдохновенною свыше идеею,

Перед своей Галатеею,

(вставьте имя) ………… пал во прах...

 

1. 2. 3.

 

Задание 1.3

 

Укажите, по какому принципу составлен ряд:

  1. Репин, Айвазовский, Шишкин, Перов, Серов.
  2. Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка.
  3. Станиславский, Щепкин, Немирович-Данченко, Ермолова
  4. Мей, Тютчев, Майков, Дельвиг

Задание 1.4 Найдите лишнее слово в ряду. Кратко обоснуйте выбор.

  1. Классицизм, романтизм, сентиментализм, кубизм.
  2. Трагедия, комедия, драма, фарс, роман.
  3. Оперетта, кантата, симфония, сонет, соната.
  4. Прокофьев, Шостакович, Чайковский, Хачатурян
  5. Барельеф, горельеф, рельеф, бюст.

 

Второй тип заданий

 

Задание 2.

· Напишите не менее 15 определений, которые понадобятся для рассказа о твоих впечатлениях от празднования русского народного календарного праздника и его художественных элементов (на примере масленицы).

Задание 2.1.

Задание 2.2

Готовится аудиодиск «Народные мелодии». Предложите в его состав несколько произведений. Напишите 2 коротких, но выразительных текста: рекламный текст, который будет на обложке диска, обратив внимание на привлекательные стороны; записку своему другу о том, что нужно не пропустить эту новинку, объяснив, что в ней хорошего.

Третий тип заданий

 

Задание 3.1

Дан видеоряд хорошо узнаваемых архитектурных объектов (Спасская башня Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, Останкинская башня и т.п. Возможно включение памятников, известных школьникам из занятий по краеведению)

Назовите архитектурные объекты, их функции и по возможности место положении.

Задание 3.2.

Задание 3.3

К каким областям культуры относятся перечисленные явления?

Заполните таблицу:

 

Новогоднее обращение Президента к народу, оперный спектакль, парад военных оркестров, детективный роман, концерт Академической капеллы, новогодние гуляния, всенощная служба, масленичное сожжение чучела зимы, парад пародистов, калядование, крестный ход, фильм ужасов.

 

Официальная культура    
Классическое искусство    
Народная культура    
Духовная культура    
Массовая культура    

Четвертый тип задания

 

Задание 4.1

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ

(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.015 с.)