Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Баскетбол в адаптивном спорте.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание Введение Глава 1 История возникновения и предпосылки для создания радиального баскетбола. История возникновения баскетбола Баскетбол в адаптивном спорте Преимущества радиального баскетбола Области применения Раздел 2 Площадка, инвентарь и оборудование для игры в радиальный баскетбол Правила игры в радиальный баскетбол Раздел 3 Техника игры в радиальный баскетбол Техническая подготовка игрока Тактика игры в радиальный баскетбол Раздел 4 Варианты модернизации площадки для игры в радиальный баскетбол Современные проблемы развития радиального баскетбола Приложения
Предисловие Объектом изучения в данном пособии является спортивная игра радиальный баскетбол или как его еще называют питербаскет. Высокий интерес к данной игре обусловлен её универсальностью в решении целого спектра задач адаптивной физической культуры. Данная спортивная игра может являться средством физического развития, реабилитации, рекреации и спортивным соревнованием для лиц с ограничениями по состоянию здоровья. С незначительными изменениями в правилах и используемом оборудовании, радиальный баскетбол может с успехом быть освоен людьми с различными нарушениями, различного возраста и с разным уровнем физической и функциональной подготовленности. Так как объектом нашего изучения является спортивная игра, целесообразным является знакомство и определение ведущих терминов, без понимания которых усвоение материала будет весьма затруднительным. Игра на ряду с учением и трудом является одним из основных видов человеческой деятельности, а у детей дошкольного возраста является превалирующим. Великий немецкий поэт и философ Фридрих Шиллер так говорил о игре и ее значении:...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». В советской педагогике базирующейся на идеях Л.С. Выготского и его последователей Д.Б. Эльконина, Л.Н. Леонтьева и др. игра рассматривается как форма «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности».[1] Феномен игры заключается в том, что являясь своего рода средством рекреации и формирования досуга, реализуя в полной мере гедонистические принципы, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игру как метод обучения и воспитания люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Спортивная игра- социальная двигательная активность, свойственная людям, в которой объединены компоненты спорта (соревнования) и собственно игра. Занятия такими играми способствует формированию определенных физических качеств и общему физическому становлению молодежи, и поддержанию физической формы у людей среднего и пожилого возраста. Кроме того, главными отличительными чертами спортивных игр от других видов спортивной деятельности являются повышенный эмоциональный фон и ситуативность. Непрерывная смена игровых положений в процессе игры, требует от участников моментальной реакции на действия соперника, что в значительной степени повышает уровень нагрузки на все системы организма, способствует повышению двигательного опыта и соответственно обладает мощным тренирующим эффектом. Кроме того, участие в спортивных играх воспитывает такие жизненно необходимые качества как: находчивость, решительность, способность ориентироваться в неожиданной обстановке, дисциплинированность, самоконтроль, умение работать в команде, и чувство взаимной выручки. То есть, спортивная игра предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям организма и личности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что спортивная игра затрагивает значительную сферу физического и психологического развития человека, обладает развивающим, воспитательным и социализирующим действием, а, следовательно, имеет колоссальный потенциал для развития человека как гармоничной личности, что в свою очередь является главной задачей педагогики. Проанализировав все вышесказанной очевидным становится значение игры для адаптации человека к жизни. Тем сильнее ее роль и перспективы применения возрастают если речь идет о человеке с ограниченными возможностями здоровья. В наше время уже ни у кого не возникает сомнений по поводу реабилитационного потенциала спортивных игр, более того они уже продолжительное время с успехом используются во многих реабилитационных программах, а точкой отсчета практического применения можно считать работу ныне всемирно известного Сток-Мандевильского госпиталя под руководством сэра Людвига Гуттмана. Эффективность применения игр в лечении и реабилитации самых различных заболеваний и повреждений признают ведущие специалисты в области психоанализа и поведенческой, гуманистической, недирективной и телесноориентированной психотерапии. В 1982 году была создана междисциплинарная Международная Ассоциация Игровой Терапии (АИТ) главной целью которой является популяризация игры как средства реабилитации и разработка, утверждение принципов и положений игровой терапии. Одной из спортивных игр, активно применяемых в соревновательной деятельности и реабилитации, рекреации лиц с ограниченными возможностями здоровья является радиальный баскетбол. Глава 1. Предпосылки возникновения. Очевидным является тот факт, что все базовые элементы техники и правила перемещения игроков в радиальный баскетбол заимствованы у одной из самых популярных в мире спортивных игр-баскетбола, а точнее из его популярной разновидности - стритбола. В связи с этим, целесообразно повторить историю возникновения данного вида спорта и его модификаций. Создателем баскетбола принято считать преподавателя колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штата Массачусетс Джеймса Нейсмита, который 21 декабря 1891 года, с целью внести разнообразие в монотонный процесс физического воспитания студентов, который в то время целиком состояли из выполнения гимнастических упражнений, привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им сыграть в игру смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Данная игра, прагматично названная «баскетбол» полюбилась студентам, хотя в своем первозданном виде являлась лишь наброском, отдаленно напоминающим современный баскетбол, так как в ней отсутствовало привычное для нас веденение мяча. Игроки стояли на местах и выполняя передачи стремились забросить мяч в корзину, в случае успешной атаки один из студентов поднимался к корзине, вытаскивал из нее мяч, тем самым возобновляя игру. В сравнении с тем баскетболом, который знают и любят миллионы людей в наши дни, описанная выше игра явно уступает в зрелищности, однако она отражает основные принципы игры и в полной мере соответствует задаче которую поставил для себя доктор Нейсмит - создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих. Первый этап развития баскетбола связан с его распространением в учебных заведениях США — школах и колледжах. Ещё до начала XX века увлечение баскетболом переходит из США в Канаду и совершаются попытки создания профессиональных объединений. В начале XX века уже существовали профессиональные команды, и организовывались различные общественные и национальные организации, к середине века, объединившиеся в существую до сегодняшних дней Национальную Баскетбольную Ассоциацию. Однако баскетбол развивался не только в Северной Америке. Первое, пилотное, международное состязание датируется еще 1904 годом. В 1932 году на первой международной конференции национальных баскетбольных ассоциаций, состоявшейся в Женеве, была основана Международная федерация (любительского) баскетбола. В роли основателей выступили национальные баскетбольные комитеты восьми стран: Аргентины, Чехословакии, Греции, Италии, Латвии, Португалии, Румынии и Швейцарии. С 1936 г баскетбол входит в программу летних Олимпийских игр. Стрибол так же зародился в США, его возникновение, с точки зрения социологии, можно рассматривать как ответ на явление классового неравенства. Прародителями уличного баскетбола стали бедные юноши из неблагополучных кварталов, жителями которых были преимущественно афроамериканцами. В 50-х годах XX века в США, все любительские баскетбольные команды существовали при учебных заведениях, которые по известным социальным причинам не могли посещать афроамериканцы. Однако популярность баскетбола в это время была так высока, что молодые люди не смотря на отсутствие специальной формы и оборудованных площадок выходили играть на улицы и сами того не подозревая постепенно создавать новый вид спорта. Отсутствие правильного судейства, полноформатных площадок и экипировки привели к тому, что уличный баскетбол стал значительно более жестким, динамичным, зрелищным и массовым видом спорта, чем баскетбол классический. Одной из важнейших отличных черт стритбола стала манера игры, в соответствии с которой, каждый игрок старался максимально проявить свои физические способности и продемонстрировать самобытный и эффектный арсенал технических приёмов. Уличный баскетбол стал настолько популярен, что в последствии оказал значительное влияние на стиль игры, который и в наши дни исповедуют в Национальной Баскетбольной Ассоциации. И все же главным его отличием стала его общедоступность, так баскетбол впервые преодолел существовавшие социальные ограничения и неравенства. В 1991 году был дан мощный толчок для развития стритбола в Европе- проведен легендарный турнир по уличному баскетболу в Париже. Сегодня уличный баскетбол — это не просто вид спорта, а часть молодёжной субкультуры. Турниры по этому виду спорта проводятся с большим успехом во всем мире на соревнованиях различного уровня и спортивно-массовых мероприятиях. Описание игры. Питербаскет (радиальный баскетбол) - спортивная командная игра, базирующаяся на правилах современного баскетбола. В ней принимают участие по три игрока каждой команды. Игровая площадка имеет форму круга, размеченного концентрическими окружностями. В центре расположена специальная стойка; на ней закреплены три стандартных прозрачных щита с баскетбольными кольцами, установленными в виде равностороннего треугольника. В закрытых помещениях крепеж данной щитовой конструкции осуществляют с помощью специального подвесного устройства, закрепленного на потолочных перекрытиях. Высоту баскетбольных колец определяют в зависимости от возраста участников: · мини-питербаскет –высота 2 м 25 см, возраст игроков 10-14 лет · медипитербаскет – высота 2 м 60 см, возраст игроков 14 – 18 лет · питербаскет – высота 3 м 05 см, возраст игроков Стоит отметить возможность изменения условий тренировочного процесса, включая в игру принцип секторальности в соответствии с тремя разными высотами в каждом из трех секторов. Когда же собирается должное количество игроков определенной возрастной группы, то все кольца, благодаря специальной конструкции стойки или подвесной системы, легко устанавливаются на одном из необходимых уровней. Новые параметры этой игры соответствуют реальным возможностям желающих принять участие в ней. Это особенно остро ощущается теми, кто волею судеб не обладает всем комплексом двигательных качеств, необходимых для того, чтобы играть в обычный баскетбол. Питербаскет, как никакая другая спортивная игра с мячом, существующая в настоящее время в мире, создан именно для всех и по сути своей является «лечебной» спортивной игрой, новым видом адаптивного спорта.[6] Питербаскет спортивная командная игра руками в мяч, заключающаяся в том, что каждая из двух соревнующихся команд из трех игроков (разыгрывающий, нападающий и высокорослый) ведя мяч одной рукой (правой, левой) попеременно и отдавая пасы друг другу, стремятся забросить мяч руками и в одну из трех корзин – металлические кольца с сеткой, зафиксированные на трех прозрачных щитах на высоте 3 м 05 см при этом не совершив «пробежки» (не сделав более 2 шагов, захватив мяч двумя руками более 2-х раз).[7] Дополнительные особенности игра приобретает в закрытых помещениях, так как создание подвесной щитовой конструкции допускает изменение формы посредством добавление щитов с баскетбольными кольцами, что придаёт конструкции форму квадрата или шестиугольника. Эта особенность позволяет варьировать нагрузку по средством увеличения интенсивности и вариативности игры, что позволяет эффективно использовать радиальный баскетбол в процессе подготовки игроков в классический баскетбол и баскетбол на колясках. Игровое время. 1. Общее игровое время составляет 3 тайма по 15 минут, между которыми происходят два 5 - минутных перерыва. (Общее 55 минут). 2. В каждом периоде тренер команды имеет право взять 3 тайм-аута, продолжительность каждого составляет 1 минуту. Общее игровое время с тайм-аутами может достигать до 1 часа. 3. Время на осуществление атаки составляет 24 секунды. В случае превышении временного лимита, право владения мячом переходит команде соперников. 4. Если основное время игры завершается с равным счётом. Так как ничья в данном виде спорта не допускается, назначают дополнительное время (добавочный тайм), которое равно 10 минутам. Перед началом добавочного тайма, командам предоставляется 3-минутный перерыв. В случае, если дополнительное время не позволило выявить победителя, команды выполняют по 3 штрафных броска. Игроки выполняющие броски назначаются тренером, причем каждый из них выполняет по одному броску со штрафной линии. Равенство команд и в этом случае может нарушить последующий «победный» персональный бросок (броски до первого попадания). При этом броски по кругу осуществляют в каждый из трех щитов (щит №1 определяет судья или по жребию). 5. Время игры может останавливать только судья и Главный судья соревнования, а также секретариат в период от попадания мяча в кольцо до его вбрасывания в игру, кроме того, на время штрафа и во время выполнения штрафного броска, при нарушении правил трех секунд, вбрасывания из аута, время тайм-аута по требованию тренера и сигналу судьи. Все эти потери времени судья учитывает в последнем периоде.
6. В случае получения травмы одним из игроков, игра должна быть прервана судьей. Остановка игры может быть осуществлена только при условии, что судья (или врач) предполагают возможность получения игроком серьезной травмой или в случае, если травмированный игрок является помехой, что отрицательно воздействует на игровой процесс. Время на выполнение штрафного персонального броска составляет 5 секунд, столько же времени отведено на введение мяча в игру из-за боковой линии. Действительным штрафным временем считается то, которое каждый раз при остановке игры судьей, фиксируется на время выполнения определенных регламентированных действий (оказания помощи, выполнения штрафных бросков и т.д.) и продолжается после очередного его сигнала. 7. Каждая из команд имеет право на 3 тайм-аута в течение одного тайма, при этом непосредственный сигнал для запроса должен осуществлять тренер. Не использованные возможности в каждом периоде аннулируются. Перерыв по требованию может быть запрошен в любой момент, когда остановлена игра и должен быть выполнен немедленно. Однако, за судьи остается право отсрочки тайм-аута. Согласно этому правилу, судья, оценив обстановку на игровом поле, и сделав вывод, что предоставление тайм-аут в конкретный момент, отрицательно повлияет на положение противоположной команды, или скажется на динамике игры, может предоставить перерыв при следующей остановке игры. В этом случае предусмотрена, при этом, возможность команды отозвать свой запрос на тайм-аут (без штрафных санкций). Жесты судьи в питербаскете. Все жесты судьи, применяемые в питербаскете, полностью заимствованы из классического стритбола (таблица 1), так же сохраняется основной принцип судейства, исходя из чего, следует вывод, что для проведения турниров и соревнований различного уровня, целесообразно приглашать специалистов соответствующей категории и квалификации, работающих арбитрами в соревнованиях по классическому баскетболу. Таблица 1 Жесты судьи в питербаскете.
Форма одежды. Одежда и обувь игроков – традиционно принятая в баскетболе, должна быть спортивной, удобной (функциональной), доставлять эстетическое удовольствие игрокам и болельщикам. Одежда судьи спортивная и должна иметь другое цветовое сочетание, наиболее рекомендуемая цветовая гамма от светло-серого до моренго. Одежда секретариата – цивильная, выходная и спортивная Преимущества питербаскета. Первое наглядно заметное преимущество питербаскета перед классическим баскетболом заключается в размере игрового поля. Уменьшение игрового поля, общего для обеих команд и выполненного в виде круга площадью 254 м² (примерно на 1/3 меньше стандартной прямоугольной площадки), позволяет экономно использовать дворовые территориальные пространства и повсеместно компактно размещать игровые площадки на различных свободных участках города. При этом, возможно сделать новую игру массово доступной и учитывающей возрастные особенности потенциальных игроков, начиная от раннего возрастной группы 5-7 лет, поместив щиты на телескопической штанге. Фактическое уменьшение размеров игрового поля, а соответственно и игрового пространства, компенсировано количественным составом играющих команд, при котором одновременно на площадке могут быть лишь по три игрока от каждой команды и один судья. Соответственно на одного игрока приходится по 42 м² активного игрового поля (254 м²:6), вместо 36,4 м² – традиционной прямоугольной площадки классического баскетбола (364 м²:10). Такое количество активного игрового пространства на каждого игрока, предъявляет повышенные требования к их физической и особенно функциональной подготовке. Дополнительным нагрузочным фактором, который определяет множество тренирующих свойств данной игры, является её центростремительная направленность, обусловленная тем, что все игроки стремятся занять наиболее выгодное для броска место у одного из щитов (расположенных в центре поля) и большинство передач направлены в центр площадки, а мяч, отскакивающий от щитов, перехватывают игроки, редко позволяя уйти ему за пределы игрового поля, что в свою очередь, значительно увеличивает моторную плотность игры. Так как каждая из команд имеет возможность выполнять атакующие действия в отношении любого из 3 щитов и корзин соответственно, зрелищность и эмоциональность игры значительно повышается, что увеличивает привлекательность новой игры и вызывает спортивный азарт не только у игроков, но и зрителей-болельщиков. Относительная простота правил и возможность овладения технико-тактическими действиями людьми разного возраста и уровня физической подготовки, зрелищность и динамичность, обусловленные возможностью многочисленно атаковать и добиваться желанных попаданий в корзину превращают новую игру «ПИТЕРБАСКЕТ» в массовую, семейную, народную, сохраняя все признаки спортивной игры.
Применение питербаскета. Специфика данной спортивной игры, описанные выше, позволяют делать вывод о её универсальности как средства физического воспитания. На схеме, представленной ниже, описаны направления в области физической культуры и адаптивной физической культуры в процесс реализации, которых, по нашему мнению, целесообразно включить питербаскет. Рисунок 6. Применение питербаскета в физической культуре и адаптивной физической культуре. Мини-питербаскет. Мини-питербаскет – это радиальный баскетбол, адаптированный для детей младшего и среднего школьного возраста. Техника движения, владения мячом, а также основные правила игры аналогичны питербаскету. С одной стороны мини-питербаскет можно рассматривать как игру, подводящую к баскетболу и способствующую овладению технико-тактическими действиями и основными игровыми элементами, с другой стороны, как самостоятельную спортивную игру, обладающую специфическими условиями и соответственно способствующую совершенствованию двигательных способностей, умений и навыков. Обучение проводится в соответствии с общедидактическими принципамии начинается с формирования навыка перемещения: ходьба, бег, прыжки с мячом и без мяча. Далее обучают ловле, передаче мяча и броску по корзине, постепенно включая упражнения на развитие специфических двигательный способностей, движения и действия становятся более разнообразными, умножается их количество. Упражнения выполняемые с мячом способствуют развитию различных проявлений координационных способностей, что благотворное влияет не только на физическое состояние занимающихся, но и способствует повышению психических функций и рационализации двигательных действий в целом, что является важным фактором гармоничного развития детей школьного возраста. Мини–питербаскет – это адаптированный к возможностям детей возраста 4-7 лет вариант игры с мячом, созданный на базе баскетбола. Правила игры предполагают возможность проведения соревнований в двух возрастных категориях 4–5 лет и 6–7 лет. В игре соревнуются две команды, целью которых является попадание мяча в корзину, защищаемую соперником. За попадание мяча в кольцо начисляются очки. Побеждает команда, набравшая большее количество очков в отведенное для игры время. Исторически сложилось, что детей данной возрастной группы не обучают игре в баскетбол. Подводящие игры и упражнения ограничиваются обучением ведению мяча и передачам. Это обусловлено особенностью инвентаря, площадки и сложностью правил баскетбола, что делает невозможным освоением этой спортивной игры для данного возрастного контингента. Однако очевидным остается тот факт, что баскетбол является мощным средством физического воспитания, способствующим развитию жизненно-необходимых двигательный, психических и моральных качеств. Мини-питербаскет, сохранив основные принципы игры в баскетбол лишен вышеописанных ограничений и предоставляет возможность раннего включения данной спортивной игры в процесс физического воспитания. Ниже представлена таблица, в которой приводятся отличительные особенности мини-питербаскета от баскетбола, которые позволяют использовать данную спортивную командную игру в процессе физического воспитания дошкольников и младших школьников.
Содержание Введение Глава 1 История возникновения и предпосылки для создания радиального баскетбола. История возникновения баскетбола Баскетбол в адаптивном спорте Преимущества радиального баскетбола Области применения Раздел 2 Площадка, инвентарь и оборудование для игры в радиальный баскетбол Правила игры в радиальный баскетбол Раздел 3 Техника игры в радиальный баскетбол Техническая подготовка игрока Тактика игры в радиальный баскетбол Раздел 4 Варианты модернизации площадки для игры в радиальный баскетбол Современные проблемы развития радиального баскетбола Приложения
Предисловие Объектом изучения в данном пособии является спортивная игра радиальный баскетбол или как его еще называют питербаскет. Высокий интерес к данной игре обусловлен её универсальностью в решении целого спектра задач адаптивной физической культуры. Данная спортивная игра может являться средством физического развития, реабилитации, рекреации и спортивным соревнованием для лиц с ограничениями по состоянию здоровья. С незначительными изменениями в правилах и используемом оборудовании, радиальный баскетбол может с успехом быть освоен людьми с различными нарушениями, различного возраста и с разным уровнем физической и функциональной подготовленности. Так как объектом нашего изучения является спортивная игра, целесообразным является знакомство и определение ведущих терминов, без понимания которых усвоение материала будет весьма затруднительным. Игра на ряду с учением и трудом является одним из основных видов человеческой деятельности, а у детей дошкольного возраста является превалирующим. Великий немецкий поэт и философ Фридрих Шиллер так говорил о игре и ее значении:...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». В советской педагогике базирующейся на идеях Л.С. Выготского и его последователей Д.Б. Эльконина, Л.Н. Леонтьева и др. игра рассматривается как форма «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности».[1] Феномен игры заключается в том, что являясь своего рода средством рекреации и формирования досуга, реализуя в полной мере гедонистические принципы, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игру как метод обучения и воспитания люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Спортивная игра- социальная двигательная активность, свойственная людям, в которой объединены компоненты спорта (соревнования) и собственно игра. Занятия такими играми способствует формированию определенных физических качеств и общему физическому становлению молодежи, и поддержанию физической формы у людей среднего и пожилого возраста. Кроме того, главными отличительными чертами спортивных игр от других видов спортивной деятельности являются повышенный эмоциональный фон и ситуативность. Непрерывная смена игровых положений в процессе игры, требует от участников моментальной реакции на действия соперника, что в значительной степени повышает уровень нагрузки на все системы организма, способствует повышению двигательного опыта и соответственно обладает мощным тренирующим эффектом. Кроме того, участие в спортивных играх воспитывает такие жизненно необходимые качества как: находчивость, решительность, способность ориентироваться в неожиданной обстановке, дисциплинированность, самоконтроль, умение работать в команде, и чувство взаимной выручки. То есть, спортивная игра предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям организма и личности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что спортивная игра затрагивает значительную сферу физического и психологического развития человека, обладает развивающим, воспитательным и социализирующим действием, а, следовательно, имеет колоссальный потенциал для развития человека как гармоничной личности, что в свою очередь является главной задачей педагогики. Проанализировав все вышесказанной очевидным становится значение игры для адаптации человека к жизни. Тем сильнее ее роль и перспективы применения возрастают если речь идет о человеке с ограниченными возможностями здоровья. В наше время уже ни у кого не возникает сомнений по поводу реабилитационного потенциала спортивных игр, более того они уже продолжительное время с успехом используются во многих реабилитационных программах, а точкой отсчета практического применения можно считать работу ныне всемирно известного Сток-Мандевильского госпиталя под руководством сэра Людвига Гуттмана. Эффективность применения игр в лечении и реабилитации самых различных заболеваний и повреждений признают ведущие специалисты в области психоанализа и поведенческой, гуманистической, недирективной и телесноориентированной психотерапии. В 1982 году была создана междисциплинарная Международная Ассоциация Игровой Терапии (АИТ) главной целью которой является популяризация игры как средства реабилитации и разработка, утверждение принципов и положений игровой терапии. Одной из спортивных игр, активно применяемых в соревновательной деятельности и реабилитации, рекреации лиц с ограниченными возможностями здоровья является радиальный баскетбол. Глава 1. Предпосылки возникновения. Очевидным является тот факт, что все базовые элементы техники и правила перемещения игроков в радиальный баскетбол заимствованы у одной из самых популярных в мире спортивных игр-баскетбола, а точнее из его популярной разновидности - стритбола. В связи с этим, целесообразно повторить историю возникновения данного вида спорта и его модификаций. Создателем баскетбола принято считать преподавателя колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штата Массачусетс Джеймса Нейсмита, который 21 декабря 1891 года, с целью внести разнообразие в монотонный процесс физического воспитания студентов, который в то время целиком состояли из выполнения гимнастических упражнений, привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им сыграть в игру смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Данная игра, прагматично названная «баскетбол» полюбилась студентам, хотя в своем первозданном виде являлась лишь наброском, отдаленно напоминающим современный баскетбол, так как в ней отсутствовало привычное для нас веденение мяча. Игроки стояли на местах и выполняя передачи стремились забросить мяч в корзину, в случае успешной атаки один из студентов поднимался к корзине, вытаскивал из нее мяч, тем самым возобновляя игру. В сравнении с тем баскетболом, который знают и любят миллионы людей в наши дни, описанная выше игра явно уступает в зрелищности, однако она отражает основные принципы игры и в полной мере соответствует задаче которую поставил для себя доктор Нейсмит - создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих. Первый этап развития баскетбола связан с его распространением в учебных заведениях США — школах и колледжах. Ещё до начала XX века увлечение баскетболом переходит из США в Канаду и совершаются попытки создания профессиональных объединений. В начале XX века уже существовали профессиональные команды, и организовывались различные общественные и национальные организации, к середине века, объединившиеся в существую до сегодняшних дней Национальную Баскетбольную Ассоциацию. Однако баскетбол развивался не только в Северной Америке. Первое, пилотное, международное состязание датируется еще 1904 годом. В 1932 году на первой международной конференции национальных баскетбольных ассоциаций, состоявшейся в Женеве, была основана Международная федерация (любительского) баскетбола. В роли основателей выступили национальные баскетбольные комитеты восьми стран: Аргентины, Чехословакии, Греции, Италии, Латвии, Португалии, Румынии и Швейцарии. С 1936 г баскетбол входит в программу летних Олимпийских игр. Стрибол так же зародился в США, его возникновение, с точки зрения социологии, можно рассматривать как ответ на явление классового неравенства. Прародителями уличного баскетбола стали бедные юноши из неблагополучных кварталов, жителями которых были преимущественно афроамериканцами. В 50-х годах XX века в США, все любительские баскетбольные команды существовали при учебных заведениях, которые по известным социальным причинам не могли посещать афроамериканцы. Однако популярность баскетбола в это время была так высока, что молодые люди не смотря на отсутствие специальной формы и оборудованных площадок выходили играть на улицы и сами того не подозревая постепенно создавать новый вид спорта. Отсутствие правильного судейства, полноформатных площадок и экипировки привели к тому, что уличный баскетбол стал значительно более жестким, динамичным, зрелищным и массовым видом спорта, чем баскетбол классический. Одной из важнейших отличных черт стритбола стала манера игры, в соответствии с которой, каждый игрок старался максимально проявить свои физические способности и продемонстрировать самобытный и эффектный арсенал технических приёмов. Уличный баскетбол стал настолько популярен, что в последствии оказал значительное влияние на стиль игры, который и в наши дни исповедуют в Национальной Баскетбольной Ассоциации. И все же главным его отличием стала его общедоступность, так баскетбол впервые преодолел существовавшие социальные ограничения и неравенства. В 1991 году был дан мощный толчок для развития стритбола в Европе- проведен легендарный турнир по уличному баскетболу в Париже. Сегодня уличный баскетбол — это не просто вид спорта, а часть молодёжной субкультуры. Турниры по этому виду спорта проводятся с большим успехом во всем мире на соревнованиях различного уровня и спортивно-массовых мероприятиях. Баскетбол в адаптивном спорте. Одной из ведущих гуманистических задач всех спортивных организаций является борьба с различного рода дискриминациями, пропаганда идей всеобщего равенства и обеспечение максимальной доступности для занятий спортом. Трудно переоценить значение спортивных мероприятий для лиц с особыми потребностями.Они позволяют человеку социализироваться, найти свое место в жизни, в отдельных случаях победить свой недуг. Занятия спортом людей с ограниченными возможностями здоровья в Теории Адаптивной Физической Культуры получило название «адаптивный спорт». Адаптивный спорт - это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и в социализации.[2] В программе Паралимпийских игр баскетбол в своей видоизмененной форме – баскетбол на колясках. Баскетбол на колясках представляет собой захватывающее зрелище, которое не уступает в зрелищности традиционному баскетболу. Это обусловлено такими факторами, как: ди
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 4629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.245.202 (0.018 с.) |