Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обучения начальному плаванию слабослышащих детей

Поиск

1. На подготовительном этапе не следует применять имитацион­ные упражнения, так как положительного переноса навыков при обу­чении в воде при этом не происходит.

2. На подготовительном этапе обучения игровой метод использу­ется только в виде сюжетных заданий, эстафет, образных сравнений, необычного использования стандартного инвентаря и т.д., а также в виде упражнений на концентрацию и переключение внимания.

3. На этом этапе не проводится традиционная разминка на суше перед занятием в воде. Это обусловлено повышенными требованиями к дисциплине и необходимостью поддержания высокой плотности урока.

4. В связи с нарушениями ориентирования, скольжению на груди слабослышащих детей обучают со 2-го занятия. При этом осуществ­ляется опора на сохранную проприоцептивную чувствительность. Освоение скольжения придает слабослышащему ребенку уверенность в воде, позволяя обучать основным видам передвижений.

5. Большая часть слабослышащих детей успешнее осваивает пла­вание на груди, так как в таком положении они легче ориентируются в пространстве.

6. На начальном этапе способу плавания кроль на груди обучают без акцента внимания на согласование выдоха в воду и движений рук (это необходимо для обеспечения зрительного контакта с преподава­телем).

7. Для увеличения плотности урока после 5-го занятия класс делится на 2 подгруппы. Критерием служат результаты проплывания отрезка 5 м. Учитывается также уровень развития физических ка­честв и физиологической адаптации. Проведение урока в подгруппах обеспечивается двумя преподавателями.

8. После 5-го занятия проводятся открытые уроки для родителей, на которых слабослышащие дети демонстрируют свои достижения.

9. Особую роль уделяют обучению выдоху в воду для развития дыхательных мышц на первых 10 занятиях.

10. Упражнения на дыхание и согласование дыхания с движением рук выполняются стоя в воде у неподвижной опоры (в связи*с труд­ностью сочетания дыхания с движениями рук и ног при плавании).

11. Не используются упражнения на погружение (такие как «по­плавок» и др.) на первых 5-ти занятиях, поскольку до освоения тех­ники скольжения они создают дискомфортные состояния для зри­тельной, дыхательной систем, вызывают дополнительное давление на барабанные перепонки, дезориентируют и вызывают чувство страха у слабослышащего ребенка.

12. Для освоения с водой применяются игры и эстафеты, прыжки в воду в вариативных условиях, скатывание с горок разной высоты.

13. Для регулирования уровня эмоционального фона занятий, психологического состояния и поведения слабослышащих детей при­меняются упражнения игровой направленности.

14. Для полного осмысления заданий в занятии необходимо че­редовать физическую деятельность с интеллектуальной. Разбираются основы упражнения и его элементы. Добавляется проговаривание ключевых слов после выхода на сушу.

15. В качестве подвижных плавательных средств слабослышащим детям удобнее использовать мяч, а не традиционную доску.

16. Для обеспечения психологической поддержки при обучении двигательным действиям в воде используется индивидуальный под­ход с положительной оценкой.

17. Выполняются задания с оценкой действий партнером, что является дополнительным психологическим стимулом в освоении двигательных действий в воде.

18. Доступность предлагаемого материала обеспечивается сочета­нием применения наглядных пособий, дополнительных ориентиров, дактильной речи, выразительной артикуляции.

19. К особенностям наглядного обучения можно отнести и то, что показ упражнения осуществляется непосредственно перед их выпол­нением. Это является дополнительным способом организации груп­пы, помогает сконцентрировать внимание слабослышащих детей на содержании упражнения.

Эффективность разработанной программы начального обучения слабослышащих детей младшего школьного возраста выразилась в приобретении необходимого двигательного навыка, нивелировании отставания от слышащих сверстников по результатам тестирования физических качеств (силы мышц рук, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств) и повышении уровня физиологической адап­тации. Плавание было освоено всеми занимающимися, посетившими не менее 40% занятий. Результаты освоения двигательного навыка представлены в виде диаграммы на рис. 2.3.

На 5-м занятии 53% детей могли проплыть самостоятельно 5 м, 27% смогли проплыть 12,5 м с плавательной доской, 20% не смогли поплыть (по причине водобоязни). На 10-м занятии 80% детей могли самостоятельно проплыть 12,5 м, 20% проплыли 25 м с доской. На 15-м занятии все занимающиеся опытной группы проплыли 25 м самостоятельно.

Методические рекомендации для специалистов, работающих со слабослышащими детьми

• Обучение плаванию слабослышащих школьников целесообразно начинать с 3-го класса, подготовительный этап к занятиям в воде -с 1 -2-го класса, так как нарушение слуха и связанного с ним внимания создает организационные сложности на занятиях в бассейне.

• На подготовительном этапе обучения необходимо развивать отстающие физические качества: координацию движений, силу мышц (особенно пояса верхних конечностей), гибкость, выносливость; учить детей произвольно расслаблять мышцы и чередовать напряжение с расслаблением.

• Для повышения плотности урока целесообразно использовать следующие методические приемы: построение по определенному сиг­налу; использование различных ориентиров при перестроении; при­менение эстафет с препятствиями различной сложности; применение упражнений с частым переключением внимания; оценивание качества выполнения упражнений и поощрение; проговаривание некоторых заданий хором и др.

• Особую роль для слабослышащих в условиях водной среды приобретает специальная система жестов, которая отрабатывается заранее. В воде в качестве дополнительных ориентиров применяются подвижные плавательные средства; условные сигналы и дактильная речь способствуют оперативной взаимосвязи с группой. Когда дети находятся в воде, преподаватель отдает только лаконичные команды. Объяснения, обсуждение и замечания проводятся на суше.

• На занятиях следует регулярно использовать упражнения для развития пространственной ориентации и сенсорно-перцетивной сфе­ры (например: передвижения в воде с изменением направления, сколь­жения с вращениями и др.), которые выполняются в определенной последовательности с постепенным усложнением заданий и условий их выполнения.

• Для повышения эмоциональности занятий, создания заинтере­сованности и положительной мотивации применяются подвижные игры в воде, в которых решаются также и коррекционные задачи.

На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями (Осокина Т.И., 1991). Игры подбираются в соответствии с поставленной воспита­тельно-образовательной задачей (табл. 6) и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде. Педагог должен выбрать удобное место для руководства игрой, позволяющее постоянно наблюдать за играющими и в любой момент прийти им на помощь. Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на объяснении.

Таблица 6

Подвижные игры на воде

Содержание Коррекционно-развивающая направленность
«Нырки» Цель: ознакомление детей с водой. Количество игроков: 6—15. Инвентарь: легкий яркий мяч. Инструкция. В мелкой части бассейна поплавками отмечается круг диаметром 5—6 м. В кругу размешаются дети, выполняющие роль нырков. За кругом — столько же охотников. Охотники перебрасывают друг другу мяч и неожиданно для нырков бросают мяч в круг, стараясь попасть в кого-нибудь из них. Единственное спасение для нырков — проворно погрузиться с головой под воду. Методические указания. Каждое попадание мяча выводит нырка из круга. Игра проводится на время. Через 5 мин нырки и охотники меняются местами. Ориентировка в про­странстве, преодоление страха перед водной средой, быстрота реакции, точность движений при бросках и ловле мяча, дифференцировка усилий  
«Делай как я» Цель: знакомство с водой, освоение способов передвижения в воде, преодоление страха перед водой. В игре могут участвовать от 4 до 15 детей одно­временно, в зависимости от их умения плавать. Инструкция. Играющие располагаются в одну шеренгу в воде вдоль торцевого бортика бассейна спиной к нему, педагог — на противоположной стороне. По команде шеренга детей начинает передвигаться в сторону ведущего, проныривая под разделителями дорожек и повторяя те движения, которые демонстрирует педагог (ходьба, бег, ходьба с наклоном вперед и попеременными гребками, прыжки и др.). Побеждает участник, допустивший наименьшее количество ошибок. Методические указания. Подбор «команд» осуществляется дифференцированно, в зависимости от особенностей заболевания детей. Концентрация внима­ния, быстрота простой двигательной реакции, следящие движения и подражание по показу, быстрота переключений с одного движе­ния на другое  
«Водолазы» Цель: обучение детей погружению в воду и ориентированию под водой. Количество игроков: 6-8. Инвентарь: 10—15 цветных тарелочек или других тонущих предметов. Инструкция. На дно неглубокого бассейна бросают яркие тарелочки, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети ныряют и стараются набрать за определенное время (30 с) как можно больше тарелочек. Побеждает набравший наибольшее количество тарелочек. Вариант. Можно разбрасывать по дну тарелочки разного цвета, тогда ныряльщики получают задание собрать тарелочки определенного цвета. Методические указания. Следует обратить особое внимание на обеспечение безопасности игроков. Быстрота реакции и одиночных движений, ориентировка в пространстве, устойчивость к раздражению вестибулярного аппарата   Реакция выбора, умение различать цвет
«Резиновый мячик» Цель: обучение детей вдоху и выдоху. Количество игроков: 4—10. Инвентарь: резиновые мячи (или другие нетонущие предметы). Инструкция. Игра проводится на мелкой части бассейна (водоема). Каждому участнику раздается по мячу (или другому нетонущему предмету). По команде дети кладут мячи на воду и дуют на них, пытаясь отогнать как можно дальше за один выдох. Выигрывает тот, чей мяч отплыл дальше всех. Задание выполняется подряд 3—5 раз. Методические указания. Во время игры необходимо обеспечить безопасность детей. Активизация функции дыхания, согласован­ность движений и дыхания
Играют две команды по 4—8 человек с равным количеством мальчиков и девочек. Инвентарь: 6 буйков. Инструкция. Команды строятся в колонну по одному. Перед командами через каждые 3 м уста­навливается по три буйка на якоре. По сигналу первые номера плывут вперед, зигзагообразно обходя препятствия на своем пути, и по прямой возвращаются назад. Коснувшись рукой вторых номеров, они посылают их в путь, и т.д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Методические указания. Команды должны быть примерно равны по силам. Быстрота реакции, вни­мание, ориентировка в пространстве, управление направлением и скоростью передви­жения, согласованность движений рук и ног и дыхания, развитие дыхательной мускулатуры -
«Буксиры» Цель: обучение детей свободному передвижению в воде. В игре одновременно могут участвовать от 8 до 20 человек. Инвентарь: яркие буйки (на якоре) по количеству соревнующихся команд. Инструкция. Соревнуются несколько команд по 4—8 человек в каждой, с равным количеством девочек и мальчиков в командах. Дети заходят в воду по пояс и выстраиваются за линией старта парами — девочки, стоя сзади, держат мальчиков за пояс. Перед каждой командой на расстоянии 10 м устанавливают цветные буйки. По сигналу на старт выходят первые пары от каждой команды. Мальчики плывут, транспортируя девочек как на буксире. Девочки руками держатся за пояс плывущего, усиленно работая ногами. Обогнув буйки, «буксиры» возвращаются назад и касанием руки посылают на старт следующую пару. Побеждает команда, первой закончившая дистанцию. Методические указания. Игра-эстафета отличается большой интенсивностью, поэтому инструктору необходимо тщательно следить за соблюдением правил техники безопасности и состоянием детей. Быстрота движений, координация и согла­сованность действий партнеров, развитие скоростно-силовых качеств

Практическое занятие № 8

Цель – обобщение требований к методике обучения плаванию слабослышащих детей.

 

План.

1. Плавание – метод коррекции физического развития слабослышащих детей.

2. Особенности начальному обучению.

3. Методические рекомендации для специалистов.

4. Подбор физических упражнений и игр в воде.

 

Задания.

1. Определить цель и задачи для коррекции физического развития слепых детей.

2. Проанализировать особенности обучения начальному плаванию и учесть требования данного периода.

3. Использовать методические рекомендации на занятиях с глухими детьми.

4. Уметь подбирать адекватные физические упражнения и игры для детей с нарушением слуха в зависимости от возраста и физического развития и физической подготовленности.

Самостоятельная работа

Особенности обучения плаванию глухих, слабослышащих детей. Физические упражнения, используемые в бассейне для обучения плавания и коррекции, способствующие развитию детей с нарушением слуха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.009 с.)