Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль слуха в общем развитии детей и развитии речи.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Роль слуха в общем развитии детей и развитии речи. Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формировании устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии. Одним из существенных критериев роли слуха в общем развитии детей, по мнению Р. М. Боскис (1963), является самостоятельность в овладении речью. У детей с нормальным слухом этот процесс проходит самопроизвольно, у детей с нарушенным слухом - в результате специального обучения, т.к. последние не способны самостоятельно использовать остаточный слух для накопления словарного запаса, для овладения речью. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать речевой запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата эти дети достигают в учебном процессе. Глухие дети могут овладевать речью только в условиях специального обучения. Недостаточное развитие речи и плохое владение ею мешает, в свою очередь, ее восприятию на слух даже с помощью звукоусиливающей аппаратуры, затрудняет ее понимание, осмысление и передачу в процессе общения хотя бы в элементарной форме. Отсюда недостаточно развитая речь или ее отсутствие. Процесс обучения связан с общением. Благодаря общению происходит управляемое познание, усвоение опыта предыдущей деятельности людей, воспроизведение конкретной деятельности. Таким образом, общее развитие детей со сниженным и остаточным слухом зависит от степени сохранности слуха, уровня речевого развития, организации речевого общения и особенностей специального обучения. Речь и слух тесно связаны. Нарушенный слух препятствует успешному развитию речи, Развитие речи оказывает влияние на кинестезию, благодаря чему совершенствуются подражательная способность к произношению и самопроизношение, в свою очередь развитие речи, положительно сказывается на чтении с губ. Чтение с губ помогает дополнять слуховые впечатления. Взаимодействие речи и слуха находит отражение в произносительной стороне речи. Развитие слухового восприятия речи, как показали исследования Л. В. Неймана (1961), Р. М. Боскис (1963), Л. П. Назаровой (1976), Е. П. Кузьмичевой (1981) и др., становятся источником накопления речевого запаса, повышения уровня развития речи. По мере овладения речью повышается способность к развитию и использованию слуха. Одним из условий, способствующих успешному восприятию речи на слух, является уровень развития речи. I - оптимальный уровень. Испытуемые этого уровня обладали достаточно полным словарным запасом II - сниженный уровень речевого развития. У этих детей объем словарного запаса приближался к оптимальному III - ограниченный уровень речевого развития. Словарный запас значительно ограничен IV - резко ограниченный уровень речевого развития. Выражается в резком ограничении словарного запаса. Таким образом, на общее развитие ребенка с нарушением слуха оказывают влияние следующие факторы: состояние слуха школьника, уровень развития речи, их индивидуальные особенности. Становление современной концепции развития слухового восприятия речи. Педагогическая система РСВ имеет свои цели, задачи, принципы и методы, несколько отличные от других педагогических систем, и в то же время она является частью общей дидактической системы по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. Современная педагогическая система РСВ представляет основу для общего развития и формирования произношения у ребенка с нарушенным слухом. В основу становления современной педагогической системы РСВ легли научные поиски ученых Ф.A. Pay, В.И. Бельтюкова, Р.М. Боскис, Л.В. Неймана, Э. И. Леонгард, В. К. Орфинской, Е.П. Кузьмичевой и др. В середине 70-х гг. была создана и апробирована система, в основу которой положен принципиально новый подход - развитие слухового восприятия в ходе всего учебно-воспитательного процесса. В основу этой системы, согласно работам Р. М. Боскис (1963), Л. П. Назаровой (1971), Е. П. Кузьмичевой (1991) и др., легли следующие положения: нарушенная слуховая функция развивается, как и любая функция, под влиянием целенаправленной работы, т.е. нарушенная слуховая функция подчиняется общим физиологическим и психолого-педагогическим закономерностям развития; формирование речевого слуха, слуховых представлений носит этапный и фазовый характер, как формирование любых представлений в психологии; развитие слухового восприятия в результате упражнений возможно ввиду имеющегося слухового резерва, потенциальных возможностей у детей с нарушенным слухом; и т. Д. Эти прогрессивные изменения в работе по РСВ и формированию произношения оправдали себя. За последнее десятилетие произошли значительные изменения в образовательной и специальной (коррекционной) школе. Введены стандарты обучения, преобразуется деятельность школы по демократизации и гуманизации процесса обучения и воспитания, развивается творческая преобразовательная деятельность коллективов учащихся и учителей. Становление современной дидактической системы по РСВ продолжается и в настоящее время. Нормативные документы, регламентирующие организацию работы в сфере специального дошкольного образования(по РСВ?) 1. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особен- ностями психофизического развития (специальном образовании)» Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения учебных планов специального образования»
Место с-мы РСВ в едином образ-ом пространстве Чтобы ответить на вопрос, какова роль развития слухового восприятия (РСВ) в едином образовательном пространстве, следует определить место РСВ, компенсаторно-адаптационной области в стандарте образования для детей с нарушенным слухом.
История развития классификации детей с нарушением слуха Периодизация классификаций нарушений слуха по Л. В. Нейману I период – от начальных попыток исследования слуха до внедрения в практику камертонов; II период – от камертонов до аудио-метров; III – внедрение в практику исследова-ния тональной аудиометрии. по Л. П. Назаровой I период – от начальных попыток исследования слуха до внедрения в практику камертонов; II период – от камертонов до аудио-метров; III – внедрение в практику исследова-ния тональной аудиометрии. IV – внедрение компьютерного иссле-дования слуха.
5.Современные подходы к классиф. Нар слуха. Классификация нар. Слуха. В настоящее время в РБ используют 2 классификации нар. Слуха: 1 Медицинская (всем. Орг. здравоохранения) I степень – 26 – 40 дБ; II степень – 41 – 55 дБ; III степень – 56 – 70 дБ; IV степень – 71 – 90 дБ; Глухота – более 91 дБ. Параметры измерения слуха: сила (Дб) и высота (Герц) Шёпот 20-30Дб Разг. Речь 60 Дб Крик 80 Дб В образ. Процессе рекомендуется учитывать: Медико-педагогическая классификация нарушений слуха Л.В. Неймана Глухие (потеря слуха выше 82-85дБ): I – 125 – 250 Гц. II – 125 – 500 Гц. II – 125 – 1000 Гц. IV – 125 – 2000 Гц и выше. Слабослышащие: I – снижение слуха до 50 дБ. II – снижение слуха от 50 до 70 дБ. III –потеря слуха от 70 до 82-85 дБ.
Исследование камертонами Задачи исследования Определение объема и остроты слухового восприятияМетодика исследования и интерпретация результатов Стимульным материалом являются чистые тоны разной высоты, издаваемые набором камертонов. К каждому набору прилагается таблица с цифрами, характеризующими норму звучания каждого камертона. Исследуются: объем слухового восприятия (определение наличия восприятия звуков данной высоты) и острота слуха (определение длительности восприятия звучащего камертона при воздушной и костной проводимости по сравнению с нормой). Для исследования воздушной проводимости бранши (ветви) звучащего камертона подносят к наружному слуховому проходу; при исследовании костной проводимости прижимают ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку или темени. Исследование позволяет определить характер поражения слуха. При нарушении звуковоспринимающего аппарата наблюдается: укорочение костной проводимости по сравнению с нормой; более длительное восприятие тона при воздушном проведении по сравнению с костным. При нарушении звукопроводящего аппарата наблюдается: удлинение костной проводимости при сравнении с нормой; одинаковая длительность восприятие при костной и воздушной проводимости.
Общие закономерности Фазы форм сл представлений 1. Нулевая Отсутствие слуховых представлений. Характерны пропуски слов в предложениях и пропуски предложений. 2. Первая Наличие реакции на слово, фразу, появление недиф-ференцированного слухового образа, неустойчивого, фрагментарного представления о речевой единице (слове, фразе). Для этой фазы характерны замены случайного характера. 3. Вторая Недостаточно точная дифференциация речевых единиц, наличие обоснованных замен (т.е. общих существенных признаков в заменяющем и заменяемом материале). 4. Третья Адекватные слуховые представления (т.е. достаточно четкие и прочные представления, полностью соответствующие предъявляемому для восприятия на слух материалу).
Классификация ЗУА Одним из условий эффективной работы по РСВ является использование ЗУА. Поэтому в школах и других общеобразовательных учреждениях используются звукоусиливающие приборы различного назначения (для коллективной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы). При использовании ЗУА в учебном процессе для учителя важным является ряд аспектов: использование ЗУА различного назначения, условия смены одного типа аппарата на другой, время использования, соблюдение правил и др. Приступая к занятиям по развитию слухового восприятия, учитель должен определить для себя, какого типа ЗУА следует использовать с группой детей, в индивидуальной работе, в классе. Существует мнение, что работу по развитию слухового восприятия следует начинать с ЗУА коллективного назначения. Объясняется это тем, что данная аппаратура имеет определенное преимущество перед другими видами ЗУА по своим тактико-техническим данным. Именно этот вид аппаратуры используется в классе начиная с первого года обучения. Такая аппаратура чаще всего успешно применяется на индивидуальных занятиях, где осуществляется и РСВ, и коррекция произношения. В исследовании Е. И. Кузьмичевой (1976) предлагаются следующие рекомендации: для учащихся второй группы, по классификации Л. В. Неймана, с потерей слуха в пределах 125-1000 Гц при интенсивности в 100 дБ, как правило, наиболее эффективным является использование аппаратуры группового назначения; для учащихся третьей группы, по классификации Л. В. Неймана, с преимущественной потерей слуха в пределах 125-2000 Гц при интенсивности в 90-100 дБ эффективным является использование ЗУА группового назначения в сочетании с индивидуальной (поочередно); для учащихся, имеющих потерю слуха в пределах 125- 8000 Гц с интенсивностью 80-90 дБ, эффективно использование как групповой, так и индивидуальной аппаратуры. Для перехода на индивидуальную ЗУА требуется предварительная тренировка на групповой аппаратуре. Однако каждая форма организации учебной деятельности школьника имеет тенденцию к использованию определенного вида ЗУА: • на общеобразовательных уроках фронтальных (слуховой час), внеклассных занятиях рекомендуется использование ЗУА коллективного пользования; • на групповых и индивидуальных занятиях используется ЗУА в соответствии с требованиями программы. На практике в школах, как правило, используется аппаратура или группового назначения или индивидуального. Учитель должен уметь работать с любой аппаратурой, используемой в школе, правильно определять место и значимость аппаратуры в учебном и воспитательном процессах школы. Классификация ЗУА Коллективного пользования - комплекты звукоусиливающей аппаратуры (КЗА) индукционная петля радиосистемы Индивидуального Пользования - индивидуальные слуховые аппараты индивидуальный стационарный усилитель
Цифровые слуховые аппараты Цифровая обработка — это новейшая технология позволяющая регулировать отдельно тихие и громкие, высокие и низкие звуки. Микрочип постоянно анализирует и регулирует звук в соответствии с программой настройки слухового аппарата. Количество настраиваемых параметров достигает нескольких десятков, что позволяет обеспечить хорошую разборчивость полезного сигнала и исключить фоновый шум. Индукционная петля
Радиосистемы
КИ. Сущность операции Кохлеарная имплантация – опера-ция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электро-дов, обеспечивающих восприятие звуко-вой информации посредством электри-ческой стимуляции волокон слухового нерва. Кохлеарная имплантация является одним из видов слухопротезирования СХЕМА ДЕЙСТВИЯ СЛУХОВОГО АППАРАТА: ЗВУК ¯ МИКРОФОН (ЗВУКОВАЯ ЭНЕРГИЯ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ) ¯ УСИЛИТЕЛЬ (УСИЛЕННАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ ВТОРИЧНО ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В ЗВУКОВУЮ) ¯ ТЕЛЕФОН (ВОЛОСКОВЫЕ КЛЕТКИ → ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ →СЛУХОВОЙ НЕРВ) СХЕМА ДЕЙСТВИЯ ЗВУК МИКРОФОН (ЗВУКОВАЯ ЭНЕРГИЯ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ) РЕЧЕВОЙ ПРОЦЕССОР (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКА В ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ) ЭЛЕКТРОДЫ (ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ → СЛУХОВОЙ НЕРВ) ТАКИМ ОБРАЗОМ, КОХЛЕАРНЫЙ ИМПЛАНТ ПРЕОБРАЗУЕТ АКУСТИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ, КОТОРЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО СТИМУЛИРУЮТ СЛУХОВОЙ НЕРВ, ПЕРЕДАЮТСЯ ПО СЛУХОВОМУ НЕРВУ К СЛУХОВЫМ ЦЕНТРАМ МОЗГА И ВЫЗЫВАЮТ СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ Речевой процессор настраивается индивидуально в соответствии со слуховыми возможностями пациента. Программу настройки осуществляет аудиолог при помощи специального компьютера: каждый электрод настраивается на определенную частоту и громкость в соответствии со слуховыми ощущениями человека. Со временем возможна перенастройка. Качество речи, передаваемой кохлеарным имплантом, зависит от двух факторов: 1) количества электродов (8 – 12); 2) способа преобразования рече-вых сигналов (стратегии кодирова-ния). В процессе операции: за ухом пациента производится дуго-образный разрез на коже длиной 10 см; делается углубление в височной кости, в котором размещается приемник КА; вводятся электроды через отверстие в стенке улитки вблизи круглого окна на глубину 30 мм. Операция проводится под общим наркозом и длится 2 – 3 часа. Подключение и настройка речевого процессора производится через 3 – 4 неделиКИ искажает речь, поэтому необходимо привыкание для тех пациентов, которые ранее слышали определенные сигналы
Критерии Двусторонняя сенсоневральная потеря слуха в диапазоне 500 – 4000 Гц более 95дБ; Пороги слуха в оптимально подобранном слуховом аппарате в диапазоне 2000 – 4000 Гц 55 дБ и более (для детей старшего возра-ста и взрослых – разборчивость речи менее 30%); Дети с врожденной глухотой не старше 5 лет. Для детей старше пяти лет – при соблюдении условий: постоянное ношение слухового аппарата; использование устной речи как основного средства общения; Взрослые и подростки с хорошими навыками устной речи; 5) Отсутствие соматических показаний к оперативному вмешательству; 6) Отсутствие психических и грубых неврологических нарушений; 7) Участие родителей, родственников, местных специалистов в проведении послеоперационной слухоречевой реабилитации. Противопаказания повреждение слухового нерва и более высоких уровней слуховой системы; отрицательные результаты электрофизиологичес-кого тестирования возбудимости волокон слухового нерва; сопутствующие соматические или психические забо-левания, препятствующие проведению хирургичес-кой операции; отсутствие мотивации у родителей ребенка (для подростков и взрослых необходима собственная мотивация) к длительной слухоречевой реабилитации, отсутствие условий для ее проведения по месту жительства.
Работа по РСВ после КИ
32.Задачи, содержание и принципы работы по РСВ Принципы: 1. Принцип поэтапного формирования умений (Предусматривает последовательный переход от грубых дифференцировок к более тонким и точным. Е. П. Кузьмичева определяет последовательность предъявления на слух глухим детям различных речевых единиц: I этап – фраза → слово II этап – фраза ↔ слово III этап – фраза ↔ слово ↓ слог ↓ звук) 2. Принцип развиваю-щих упражнений (Реализуется в процессе различения на слух материала упражнений, направленных на развитие различных психических функций (речи, памяти, внимания,) 3. Принцип интеграции речевого материала (Предполагает организацию межпредметных связей между разделами программ, темами различных учебных предметов. Т.е. развитие слухового восприятия осуществляется на материале уроков русского языка, чтения и др.) 4. Принцип использова-ния речи как средства развития речевого слуха. 5.Принцип связи разви-тия слухового воспри-ятия с обучением про-изношению. 6. Принцип выработки слухового самоконт-роля. Содержание работы по развитию слухового восприятия Содержание (разделы) работы ↓ ↓ Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями Развитие слухового восприятия речью Фронтальные занятия Особенности организации в классах глухих в классах слабослышащих Продолжитель-ность 45 минут Типы уроков По классификации М. А. Данилова и Б. П. Есипова выделяются разные типы уроков: ● комбинированные; ● уроки, назначением которых по преимуществу ознаком-ление учащихся с новым материалом; ● уроки, направленные на закрепление знаний учащихся; ● уроки, основной целью которых является закрепление умений и навыков путем упражнений; ● контрольные, проверочные уроки. Задачи несл Интенсивное развитие ос-таточного слуха, на базе ко-торого создается слухо-зри-тельная основа восприятия устной речи, совершенству-ется навык речевого общения. Слабосл. Усиление слухового ком-понента в слухо-зрительном восприятии речи окружаю-щих людей; развитие обще-ния в условиях сниженного слуха. Содержание Определяется программой по развитию слухового восприятия и включает: 1) развитие слухового восприятия посредством неречевых звуков; 2) развитие слухового восприятия с помощью речи; 3) отработку произносительных умений. Характеристики Особенности организации в классах глухих и в классах слабослышащих Структура урока Может быть различной и определяется: типом урока; темой, задачами, мерой усвоения учащимися материала. Л.П. Назарова определяет структуру фронтального урока следующим образом: 1. Установка режима усиления. 2. Перекличка учащихся. 3. Организация деятельности учащихся (сообщение темы, плана урока). 4. Различение неречевых звуков. 5. Физкультминутка. 6. Различение речевого материала. 7. Закрепление материала. 8. Организация окончания занятия. Использование звукоусиливающей аппаратуры Рекомендуется использовать стационарную звукоусили-вающую аппаратуру коллективного назначения. Способ восприятия материала В кл несл Исходным способом вос-приятия является слухо-зри-тельное. Упражнения по вос-приятию речевого матери-ала только на слух носят не-продолжительный характер. Слабосл Зависит от слуховых воз-можностей детей. Исходным способом восприятия может быть сразу слуховой. Планирование Основой планирования фронтальных уроков являются два документа: а) программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению; б) сведения о состоянии слуха и усвоении произносительных навыков учащихся данного класса. Как правило, формулируется несколько тем. Требования к планированию: 1) каждый урок должен быть законченным, и в то же время находиться в тесной связи с предыдущим и последующим уроками; 2) связь уроков с индивидуальными занятиями должна быть двусторонней: первичные умения, приобретенные на индивидуальных занятиях, закрепляются на фронтальных уроках и наоборот, сведения, полученные Муз-ритмич. Особенности организации в классах глухих и в классах слабослышащих Продолжительность 45 минут Задачи развития слухового восприятия Обогащение представлений детей о звучащем мире; раз-витие восприятия разнообразной акустической информации – речи, неречевых звучаний, музыки; формирование умения анализировать и сопоставлять услышанное. Условия проведения Проводятся в кабинете площадью не менее 30 м2, оборудование должно включать: балетный станок и зеркало (высотой не менее 1,6 м), магнитофон (проигрыватель), набор кассет (пластинок), дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, музыкальные инструменты, мячи, ленты), диапроектор, пианино, доска, наборное полотно, скамейки и стульчики. Содержание Несл. ● обучение движениям под музыку; ● обучение восприятию му-зыки; ● декламация песен под музыку; ● автоматизация произно-сительных навыков (с ис-пользованием элементов фонетической ритмики). Слабосл. На I и II годах обучения: ● музыкально-ритмические движения; ● восприятие и воспроизве-дение песен и несложных музыкальных пьес; ● восприятие на слух и вос-произведение устной речи. На III и IV годах обучения: ● музыкально-ритмические движения; ● восприятие и исполнение песен; ● игра на инструментах; ● слушание музыки; ● восприятие на слух и вос-произведение устной речи. Структура Л.П. Назарова рекомендует следующую структуру занятия: 1. Организация начала занятия. 2. Разминка. 3. Основная часть: • развитие моторики тела в сочетании с мелкой моторикой (речью) и развитие слухового восприятия; • автоматизация и коррекция произношения в сочетании с крупной моторикой и развитием слухового восприятия; • развитие слухового восприятия в сочетании с речью и движениями. 4. Организация окончания занятия. Использование звукоусиливающей аппаратуры Восприятие музыки и речи осуществляется с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Слуховые аппараты работают в режиме, определенном для постоянного ношения. При оснащении кабинета индукционной петлей устанавливается соответствующий режим. Возможно использование другой беспроводной ЗУА. Способ восприятия материала Несл Основным способом вос-приятия речевого материала является слухо-зрительный. Восприятие музыки осу-ществляется также на поли-сенсорной основе. Слабосл Зависит от состояния слуха учащихся. Планирование Календарное планирование осуществляется по всем разделам обучения и включает: требования программы, содержание работы, музыкальный и дидактический материалы, сроки обучения, речевой материал. Особенности организации в классах глухих Использование звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА) Используются разные типы ЗУА: ● в 1 – 3 классах – стацио-нарная звукоусиливающая аппаратура; ● со II полугодия 3 класса начинают использоваться индивидуальные слуховые аппараты; ● с 5 класса используются только индивидуальные слуховые аппараты в классах слабослышащих Предусматривается работа с ЗУА и без нее. Работа без ЗУА занимает около 1/3 час-ти общего времени; около 2-х минут отводится на вос-приятие шепотной речи. На начальных этапах ис-пользуется стационарная ЗУА, что обусловлено необ-ходимостью адаптации де-тей к новым условиям. Со II полугодия подготовитель-ного класса используются только индивидуальные слуховые аппараты. Основной способ восприятия В клаасах неслышащих С 1 по 5 классы основной способ восприятия матери-ала – слуховое. Слухо-зри-тельное восприятие исполь-зуется как вспомогательное средство. С 6 класса – слухо-зрительное восприятие ре-чевого материала с последую-щим опознаванием на слух. В классах слабослышащих Основной способ восприя-тия – слуховое. Слухо-зри-тельное используется при возникновении затруднений. Планирование Включает несколько обязательных компонентов: 1. Тема занятия. Определяется четвертным планом. Должна быть четко сформулирована и отдифферен-цирована от задач. (Например: Текст «Весна пришла» или: Диалог «У врача»). 2. Задачи формулируются с учетом того, как ученик подготовлен к усвоению темы. Формулировка задачи должна включать: а) этап формирования слуховых представлений; б) характер используемого материала; в) способ восприятия материала. (Например: «Формировать умение различать фразы из текста на слухо-зрительной основе». Или: «Развивать умение опознавать материал разговорно-обиходного характера на слух»). 3. Структура: Должны быть обозначены структурные элементы занятия и используемые виды работ. Дополнительными компонентами плана могут быть: ди-дактический материал, речевой материал, примечания и др.
Групповые занятия Особенности организации в классах глухих и в классах слабослышащих Продолжитель-ность 30 минут Комплектация групп Критерии комплектации (Л. П. Назарова): 1) возрастной признак (в 6 – 8 классах рекомендуются груп-пы из 2 – 3 человек, в 9 – 12 классах – из 3 – 4 человек; 2) состояние слуха. В группы объединяются учащиеся с примерно одинаковой степенью потери слуха (по классификации Л. В. Неймана): глухие 2 – 3 групп, 3 – 4 групп; слабослышащие 1 – 2 степени, 2 – 3 степени; 3) состояние произносительной стороны устной речи; 4) уровень развития речи; 5) уровень обучаемости и обученности; 6) уровень общего развития учащихся. Задачи Усиление слухового компонента в комплексном слухо-зрительном восприятии речи с индивидуальной ЗУА в учебном и воспитательном процессах с целью организации об-щения с окружающими людьми как условия адаптации глу-хих и слабослышащих учащихся в общество слышащих людей. Содержание Определяется программой. Ведется работа над адаптиро-ванными и неадаптированными текстами, статьями из га-зет и журналов, книг (в зависимости от возможностей уча-щихся группы). Организуются диалоги: учитель – учащие-ся; учащиеся – учитель; ученик – ученик (с целью активиза-ции всех учащихся группы). При работе с обеими категори-ями детей для различения предлагаются различные рече-вые единицы: фразы, словосочетания, слова, слоги, звуки. Рекомендуется прием «вытягивания расстояния» (посте-пенного увеличения) для различения материала. Использу-ются также магнитофонные записи голосов других людей. Структура занятия Может быть различной (в зависимости от темы и задач занятия, этапа реализации темы и т. д.). Л. П. Назарова рекомендует следующие компоненты: 1. Организация начала занятия. 2. Организация диалога (на материале разговорно-обиходного характера или общеобразовательного урока). 3. Различение основного материала по теме занятия (текста, диалога и др.). 4. Различение речевого материала без ЗУА. 5. Организация окончания занятия. Характеристики Особенности организации в классах глухих и в классах слабослышащих Использование звукоусиливающей аппаратуры Используется индивидуальная звукоусиливающая аппаратура. Основной способ восприятия в классах глухих Зависит от возможностей детей. Основным способом восприятия может быть и слуховое. В классаах слабослышащих Слуховое. Слухо-зрительное восприятие используется в качестве вспомогательного средства. Планирование Форма плана выбирается учителем. Планирование осуществляется в соответствии с теми же критериями, что и планирование индивидуальных занятий. Общеобр. занятия Особенности организации Задачи развития слухового восприятия Включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс, развитие коммуникативной функции речи. Способ восприятия речевого материала Основной способ восприятия в классах глухих и слабослышащих – слухо-зрительный. Часть материала предлагается для восприятия на слух. Дозировка слуховой нагрузки зависит от этапа обучения и состояния слуховой функции учащихся (от 10 до 25 – 30 фраз). Использование ЗУА Работа осуществляется как со звукоусиливающей аппаратурой, так и без нее. ЗУА выступает на общеобразовательных уроках в двоякой функции: - как средство усиления речи; - как средство развития слухового восприятия. Рекомендуется приемы восприятия материала без аппаратуры, т.е. на «голое ухо». Такая работа носит индивидуальный характер. Содержание работы по развитию слухового восприятия Для восприятия на слух предлагаются: ● материал разговорно-обиходного характера; ● фразы, связанные с организацией урока; ● целевые установки; ● материал, характерный для данного типа или темы урока. Внеклвссное время Задачи развития слухового восприятия Развитие умений воспринимать речевой материал, отработанный на занятиях и уроках; формирование новых слуховых образов (словаря, характерного для внеклассных занятий); расширение представлений детей о звуках окружающего мира; развитие ориентировки в окружающей среде. Направления работы Развитие слухового восприятия осуществляется: 1) в процессе выполнения режимных моментов и внеклассных мероприятий; 2) в ходе специальной работы по развитию слухового восприятия. Использование звукоусиливающей аппаратуры Внеклассные занятия проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального назначения. При помощи стационарной звукоусиливающей аппаратуры воспринимается любой речевой материал. Для восприятия с индивидуальными слуховыми аппаратами предлагается материал, знакомый по звучанию. Рекомендуется использовать приемы работы без ЗУА (индивидуально). Содержание работы по развитию слухового восприятия Материал для развития слухового восприятия тематически может быть представлен несколькими группами: • разговорно-обиходный словарь; • материал, связанный с изучением общеобразовательных Требования к планированию работы Должна обеспечиваться преемственность в содержании работы по развитию слухового восприятия и требованиях к учащимся между всеми специалистами (учителем-дефектологом, учителем, воспитателем). Содержание четвертного плана внеклассной работы по развитию слухового восприятия может быть представлено следующими разделами (Т. И. Обухова): 1) разделы речевого материала; 2) содержание речевого материала; 3) этап восприятия; 4) вид восприятия (с аппаратурой и без нее, тип звукоусиливающей аппаратуры, расстояние).
Интеграция Интеграция детей с нарушением слуха в общеобразовательную школу не является самоцелью. Цель интеграции - это адаптация детей с проблемами в развитии в жизнь общества.
РСВ неречевыми звучаниями Задачи работы Обогащение и уточнение представлений детей об окружающей среде, подготовка их слухового анализатора к ориентировке в быту, а в последующем к восприятию речи. Этапы работы I этап – выработка недифференцированного восприятия неречевых звуков II этап – развитие дифференцированного восприятия неречевых звуков Методические требования По определению Ф. Ф. Рау, Л. В. Неймана, В. И. Бельтю-кова, работа должна быть основана на реализации следующих положений: 1) первичным при восприятии неречевых звучаний глухими детьми является слухо-зрительное, вторичным – слуховое. При работе со слабослышащими детьми первичным является слуховое восприятия, слухо-зрительное используется при необходимости в виде помощи; 2) предъявляемый звуковой материал должен соответство-вать динамическому и частотному диапазонам слуха учащихся; 3) предусматривается постепенный переход от недиффе-ренцированного восприятия к дифференцированному, от более грубых дифференцировок к тонким; 4) количество предлагаемых для различения звучаний должно увеличиваться постепенно; 5) используемые в упражнениях звуки должны быть для ребенка сигналами реальных предметов окружающего мира, знакомых ему из жизненного опыта и представляющие интерес. Содержание работы Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями включает: • выработку недифференцированного восприятия звуков; • формирование дифференцированного восприятия звучаний; • определение количества звучаний; • определение направления источника звука; • определение силы, краткости, длительности, слитности и прерывистости звучания; • различение неречевых ритмов, ритмов простейших слогосочетаний и речи; • определение характера музыки; • различение на слух голосов (мужской от женского, детский от мужского и женского). • различение голосов птиц и животных.
РСВ фразами Фразы являются основным средством развития слухового восприятия детей с нарушением слуха. Задачами работы является формирование следующих умений: воспринимать на слух фразы; распознавать предложения по определенным признакам: количеству слов в предложении, месту логического ударения, началу и концу предложения; распознавать предложения в речевом потоке. Выделяют следующие этапы работы: I этап - формирование умения воспринимать фразы сначала слухо-зрительно, затем – на слух. Учитель кладет перед учеником табличку с фразой, произносит ее. Ученик воспринимает фразу слухо-зрительно, повторяет ее или выполняет необходимое действие (отвечает на вопрос, выполняет поручение). Затем фраза предъявляется за экраном, при этом в помощь используется табличка. На слух материал предлагается только после того, как ученик безошибочно воспринимает его слухо-зрительно. II этап – формирование умения различать фразы слухо-зрительно и на слух. Для различения предлагаются хорошо знакомые по звучанию фразы, отличающиеся звуковым составом. Обучение начинается с различения при выборе из 2-х. Если после трехкратного повторения ребенок не различает фразу на слух, она предъявляется слухо-зрительно. Л.П. Назарова отмечает, что данное умение можно считать сформированным, когда ребенок правильно различает фразы в 2-3 предъявленных случаях. III этап – формирование умения опознавать фразы: фраза предъявляется ученику на слух без предварительного слухо-зрительного восприятия, вне ситуации наглядного выбора. Игры и игровые упражнения Игры по развитию слухового восприятия Вибротактильная фаза. Вибротактильная фаза – начальная фаза развития слухового восприятия и формирования произношения в работе с маленькими детьми. Слуховая работа на вибростоле (вибродоске) провидится одновременно со слуховой работой в пространстве. На вибростоле можно работать на голое ухо, с индивидуальными слуховыми аппаратами и в наушниках. Для того чтобы максималь
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.41 (0.02 с.) |