Исследование речевым аудиометром 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование речевым аудиометром



Задачи обследования

Определение порога раз-борчивого восприятия речиСтимульный материал

Специально отобранные фонетически сбалансиро-ванные сло-ва. Условия проведения и методика исследования

Ребенок воспринимает на слух записанные на магнитофонной ленте слова и повторяет их. Определяется минимальный уровень интенсивности, при котором ребенок различает слова. При полном клиническом обследовании определяют 5 порогов:

1) порог первоначальной слышимости речи, который характеризуется появлением едва слышимого неопределенного звука. У нормально слышащего человека этот порог на уровне 5-10 дБ.

2) порог 20% разборчивости речи. В норме на уровне 25-30 дБ.

3) порог 50% разборчивости (общий или минимальный порог). В норме – 30-35 дБ.

4) Порог 80% разборчивости. В норме – 35-40 дБ.

5) Порог 100% разборчивости. В норме – 45-50 дБ.

В большинстве случаев ограничиваются определением 1,3 и 4 порогов. В практике для определения состояния речевого слуха иногда можно ограничиться исследованием одного порога – 50% разборчивости.

Параметры фиксации результатов и их интерпретация

Результаты фиксируются на речевой аудиограмме: по горизонтали откладыва-ются уровни интенсивности в дБ, а по вертикали – процент разборчивости.

При нарушении звукопроводящего аппа-рата кривая разборчивости практически параллельна нормальной кривой, при этом пороги разборчивости превышают нормальные не более чем на 40-50 дБ. При поражении звуковоспринимающего аппарата кривая разборчивости не парал-лельна нормальной, т.к. увеличение раз-борчивости речи при нарастании ее ин-тенсивности происходит в таких случаях неравномерно. Уровень 100% разборчи-вости не достигается даже при макси-мальном усилении звука; более того, при достижении определенного уровня раз-борчивости (60-70%) дальнейшее нара-стание интенсивности приводит к спаду аудиометрической кривой, т.е. к ухудше-нию разборчивости речи.

У глухих детей порог 100%-й разборчивости не достигается.

Исследование камертонами

Задачи исследования

Определение объема и остроты слухового восприятияМетодика исследования и интерпретация результатов

Стимульным материалом являются чистые тоны разной высоты, издаваемые набором камертонов. К каждому набору прилагается таблица с цифрами, характеризующими норму звучания каждого камертона.

Исследуются: объем слухового восприятия (определение наличия восприятия звуков данной высоты) и острота слуха (определение длительности восприятия звучащего камертона при воздушной и костной проводимости по сравнению с нормой). Для исследования воздушной проводимости бранши (ветви) звучащего камертона подносят к наружному слуховому проходу; при исследовании костной проводимости прижимают ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку или темени.

Исследование позволяет определить характер поражения слуха. При нарушении звуковоспринимающего аппарата наблюдается: укорочение костной проводимости по сравнению с нормой; более длительное восприятие тона при воздушном проведении по сравнению с костным. При нарушении звукопроводящего аппарата наблюдается: удлинение костной проводимости при сравнении с нормой; одинаковая длительность восприятие при костной и воздушной проводимости.

 

Закономерности формирования слуховых представлений. Особенности формирования их у детей с нарушением слуха.

Формирование слуховых представлений

у детей с нарушением слуха

Многократные упражнения по развитию слухового восприятия

Создание и закрепление в коре головного мозга ребенка слуховых эталонов речи (контрольный аппарат)

Самостоятельное воспроизведение речевых единиц

Сопоставление собственного произношения с образцом

Стадии развития слуховых представлений

1 Отсутствие слуховых представлений

2Недифференцированные представления (Нестойкие, нечеткие представления, которые выражаются в случайных или обоснованных заменах материала, предлагаемого для восприятия на слух, другим материалом.)

3Адекватные представления (Достаточно четкие и прочные представления, полностью соответствующие предъявляемому для восприятия на слух материалу).

Общие закономерности

Развития слуховых представлений

1. Одним из основных условий является образование тесной связи между слуховыми представлениями и моторным компонентом, т.е. каждое воспринятое на слух слово должно обязательно проговариваться.

2. Следующим условием создания слуховых представлений является целенаправленное, многократное проведение упражнений, направленных на повышение способности слабослышащих учащихся различать звуки.

3. Кроме того, формирование слуховых представлений зависит также от остроты слуха, уровня развития речи, индивидуальных особенностей учащихся.

4. Вместе с тем успешность формирования слуховых представлений находится в зависимости от уровня развития речи учащихся: чем выше уровень развития речи, тем быстрее и прочнее формируются слуховые представления.

5. На успешное различение речевого материала оказывают положительное влияние и такие индивидуальные особенности учащихся, как устойчивое внимание, усидчивость, стойкий интерес к учебному труду.

6. Оказывает существенное влияние на точное восприятие материала на слух и общее развитие ребенка. Ученик, которому родители не уделяют достаточно внимания, различает материал хуже, чем его одноклассник, с которым родители занимаются.

Сложность речевого материала тоже оказывает влияние на различение. Учащиеся лучше дифференцируют предложения, стоящие из 3-4 слов, чем предложения из 6-7 слов.

 

Этапы форм слуховых представлений

1.Ощущения Наличие реакции на речевой стимул. Отсутствие связи слуховых представлений с артикуляцией и зрительным образом.

2.Различение (дифференциация)Восприятие учащимися на слух речевого материала, знакомого по звучанию. Осуществляется в ситуации ограниченного наглядного выбора (при использовании картинок, предметов, табличек и т.д.). Различение может осуществляться как на слухо-зрительной, так и на слуховой основе.

3. Опознавание Восприятие учащимися на слух речевого материала, знакомого по звучанию, вне ситуации наглядного выбора.

4. Распознавание Восприятие на слух незнакомого по звучанию речевого материала, т.е. не использовавшегося ранее в слуховой тренировке. Осуществляется вне ситуации наглядного выбора.

Фазы форм сл представлений

1. Нулевая Отсутствие слуховых представлений. Характерны пропуски слов в предложениях и пропуски предложений.

2. Первая Наличие реакции на слово, фразу, появление недиф-ференцированного слухового образа, неустойчивого, фрагментарного представления о речевой единице (слове, фразе). Для этой фазы характерны замены случайного характера.

3. Вторая Недостаточно точная дифференциация речевых единиц, наличие обоснованных замен (т.е. общих существенных признаков в заменяющем и заменяемом материале).

4. Третья Адекватные слуховые представления (т.е. достаточно четкие и прочные представления, полностью соответствующие предъявляемому для восприятия на слух материалу).

 

Классификация ЗУА

Одним из условий эффективной работы по РСВ является использование ЗУА. Поэтому в школах и других общеобразовательных учреждениях используются звукоусиливающие приборы различного назначения (для коллективной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы). При использовании ЗУА в учебном процессе для учителя важным является ряд аспектов: использование ЗУА различного назначения, условия смены одного типа аппарата на другой, время использования, соблюдение правил и др. Приступая к занятиям по развитию слухового восприятия, учитель должен определить для себя, какого типа ЗУА следует использовать с группой детей, в индивидуальной работе, в классе.

Существует мнение, что работу по развитию слухового восприятия следует начинать с ЗУА коллективного назначения. Объясняется это тем, что данная аппаратура имеет определенное преимущество перед другими видами ЗУА по своим тактико-техническим данным. Именно этот вид аппаратуры используется в классе начиная с первого года обучения. Такая аппаратура чаще всего успешно применяется на индивидуальных занятиях, где осуществляется и РСВ, и коррекция произношения. В исследовании Е. И. Кузьмичевой (1976) предлагаются следующие рекомендации:

для учащихся второй группы, по классификации Л. В. Неймана, с потерей слуха в пределах 125-1000 Гц при интенсивности в 100 дБ, как правило, наиболее эффективным является использование аппаратуры группового назначения;

для учащихся третьей группы, по классификации Л. В. Неймана, с преимущественной потерей слуха в пределах 125-2000 Гц при интенсивности в 90-100 дБ эффективным является использование ЗУА группового назначения в сочетании с индивидуальной (поочередно);

для учащихся, имеющих потерю слуха в пределах 125- 8000 Гц с интенсивностью 80-90 дБ, эффективно использование как групповой, так и индивидуальной аппаратуры. Для перехода на индивидуальную ЗУА требуется предварительная тренировка на групповой аппаратуре.

Однако каждая форма организации учебной деятельности школьника имеет тенденцию к использованию определенного вида ЗУА:

• на общеобразовательных уроках фронтальных (слуховой час), внеклассных занятиях рекомендуется использование ЗУА коллективного пользования;

• на групповых и индивидуальных занятиях используется ЗУА в соответствии с требованиями программы. На практике в школах, как правило, используется аппаратура или группового назначения или индивидуального.

Учитель должен уметь работать с любой аппаратурой, используемой в школе, правильно определять место и значимость аппаратуры в учебном и воспитательном процессах школы.

Классификация ЗУА

Коллективного пользования - комплекты звукоусиливающей аппаратуры (КЗА)

индукционная петля

радиосистемы

Индивидуального

Пользования - индивидуальные слуховые аппараты

индивидуальный стационарный усилитель

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.014 с.)