Использование иформ. Технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование иформ. Технологий



Развитие слухового восприятия тесно связано с формированием произносительной стороны речи, т. к. это две стороны одного процесса. Существующие специальные компьютерные программы направлены, как правило, на формирование произношения у неслышащих и слабослышащих учащихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ неслышащие и слабослышащие дети воспринимают их слухо-зрительно и контролируют свое произношение тоже слухо-зрительно. Таким образом, компьютерные программы по формированию произношения предназначены для восприятия речи и ее продуцирования на слухо-зрительной основе, где слуховому восприятию принадлежит важная роль восприятия эталонного произношения звука учителем и оценки собственного произношения. Значит, при работе с компьютерной программой по формированию произношения возникают слуховые образы звуков, речи, слов, предложений, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи.

В работе с неслышащими и слабослышащими детьми использовались как специальные программы, направленные на формирование произношения и РСВ, так и общедидактические программы, которых в настоящее время много. При этом решались следующие задачи:

26. практическое использование программ в процессе формирования произношения и РСВ у детей с нарушенным слухом;

27. подбор и обработка речевого материала в ходе работы над произношением и РСВ с компьютером;

28. подбор компьютерного материала для достижения максимальной эффективности в работе над произношением и РСВ;

29. адаптация общедидактических программ для РСВ и формирования произношения.

В процессе работы над РСВ и произношением использовались программы, созданные на русском языке: "Учимся говорить", "Речевой калейдоскоп", переводные программы SV-I, SV-II.

В программах, созданных на русском языке, условно можно выделить четыре группы модулей:

I группа - для работы над дыханием и голосом;

II группа - для работы над звуками речи;

группа - для работы над словесным и логическим ударениями и выразительностью речи;

группа - для работы по развитию слухового восприятия и самоконтроля за собственной речью. Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произношения неслышащих и слабослышащих учащихся, поэтому они обращены к кинестезическому анализатору каждого ребенка, предусматривают индивидуальную работу над произношением. Именно от действия каждого ученика, его произношения зависит, как будут двигаться фигурки на экране, будут ли они достигать цели. В процессе работы с компьютером, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, путем проб и ошибок, ребенок учится воспроизводить те звуки речи (слова, слоги, фразы), которые заданы программой.

Компьютерные программы предусматривают использование слухового анализатора, есть возможность подключения головных телефонов. Ученик может прослушать не только речь учителя, но и свою собственную в момент произношения. Кроме того, в отечественных программах Л. П. Назаровой (в соавторстве) есть модуль "Речевой ввод-вывод", который рассчитан не только на прослушивание речи, но и на запись речи учителя, ученика с дальнейшим вызовом этой речи из памяти компьютера Компьютерные программы обращены к зрительному анализатору. Поэтому каждый модуль программы имеет свое цветовое оформление, на экране движутся фигурки людей, животных, сказочных персонажей и т. д. Все это вызывает живой интерес у ребенка. В ходе работы с компьютерной программой никогда не используется один анализатор

Таким образом, компьютерные программы содействуют не только формированию произносительных навыков РСВ, но и развитию мыслительной деятельности.

В ходе обучения детей произношению компьютерная программа выполняет ряд функций:

сообщение новых знаний (постановка звука и его восприятие и т.д.);

закрепление знаний (автоматизация звуков речи, произношение, восприятие этого звука и речи с наличием этого звука);

самостоятельная работа над звуками речи, произношением и восприятием речи.

 

Игры и игровые упражнения

Игры по развитию слухового восприятия

Вибротактильная фаза.

Вибротактильная фаза – начальная фаза развития слухового восприятия и формирования произношения в работе с маленькими детьми. Слуховая работа на вибростоле (вибродоске) провидится одновременно со слуховой работой в пространстве.

На вибростоле можно работать на голое ухо, с индивидуальными слуховыми аппаратами и в наушниках.

Для того чтобы максимально включить слуховые, телесные, тактильно-вибрационные ощущения в процесс восприятия звука местоположение детей на вибростоле может быть различно: дети могут сидеть на нем, стоять, лежать, класть на него руки и голову.

Занятия на вибростоле проводятся в игровой форме, в основном это игры-упражнения. Материал предъявляется сначала на слухо-зрительной, а затем на слуховой основе. После показа и объяснения правил упражнения - играет все группа или кто-то один.

Важно получить эмоциональный отклик от детей во время игры.

Игра «Один – много».

Задачи: определение наличие - отсутствие звука, определение количества звучания.

Оборудование: вибростол, кубики, муз. инструмент (доступный звучанию детей): бубен, ширма.

Ход игры: педагог и дети кладут руки на вибростол. На вибростоле в центре перед детьми лежит много кубиков. Педагог слухо-зрительно дает звучание один раз в бубен. Дети выбирают и называют количество кубиков «один». Педагог подтверждает правильность. Дети возвращают в центр кубики. То же самое «много». После обучения игра проводится на слух. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Что и сколько звучало».

Задачи: определение наличие - отсутствие звука, определение количества звучания, определение источника звучания.

Оборудование: вибростол, кубики и шары, муз. инструмент (доступный звучанию детей): барабан, бубен, ширма.

Ход игры: педагог и дети кладут руки на вибростол. На вибростоле в центре перед детьми в коробках лежат много кубиков и шаров. Педагог слухо-зрительно дает звучание барабана сначала один. Дети должны выбрать один кубик из коробки и сказать «один». Потом дает звучание в барабан «много». Дети должны взять много кубиков. Педагог подтверждает правильность. Тоже самое дается звучание и количество с бубном, но при этом дети делают выбор шаров. Потом игра продолжается за ширмой. Дети возвращают в центр кубики. То же самое «много». После обучения игра проводится на слух. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Услышал, говори».

Задачи: определение наличие - отсутствие звука.

Оборудование: вибростол.

Ход игры: педагог и дети кладут руки и голову на вибростол. Педагог произносит звук «А__» (длительно в микрофон). Услышав и почувствовав звучание, дети поднимают голову и руки вверх и кричат «А__». Игра повторяется несколько раз. В микрофон может говорить и ребенок, тогда его голос и звук слушают все дети.

Игры по развитию слухового восприятия

(глухие дети, 1 год обучения).

Работа в пространстве.

Каждую игру сначала показывает взрослый с игрушкой, объясняя тем самым правила игры, только после этого начинают играть дети. На занятиях педагога для своевременного оказания помощи (если та понадобится) и контроля детей желательно присутствие воспитателя. Затем игра может использоваться и воспитателем на прогулке, в свободной игровой деятельности, на физ. Минутке, перед занятием, когда нужно быстро организовать детей, вызвать интерес и настроить на положительные эмоции.

 

Игра «Все в круг».

Задачи: определение наличия-отсутствия звука, смены темпа звучания, вызывание звук А, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование положительного отношения к деятельности.

Оборудование: канат, барабан, ширма.

Ход игры: дети стоят в шеренге. Перед ними большой круг, выложенный из каната. При устной инструкции педагога «Идите» или «Бегите» с началом звукового сигнала ребята бегут или идут около круга. По окончании сигнала дети прыгают в круг и громко кричат «А» (руки вверх).

Сначала игра проводится на слухо-зрительной основе ребята видят и слышат, как педагог стучит в барабан). Потом педагог уходит за ширму, и дети ориентируются только на слух. Желательно менять расстояние от педагога до детей и интенсивность звучания барабана.

 

Игра «Возьми кубик».

Задачи: определение наличия-отсутствия звука, смены темпа звучания, автоматизация звука А, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование положительного отношения к деятельности.

Оборудование: ширма, разноцветные кубики по количеству детей, барабан.

Ход игры: перед каждым из детей на полу лежит кубик. По устной инструкции педагога («Идите» или «Бегите») с началом звукового сигнала дети начинают обходить или оббегать каждый свой кубик. По окончании звучания барабана дети быстро берут свой кубик и, подняв руки вверх, громко кричат «А». Игра повторяется несколько раз. Игра «Сколько?».

Задачи: определение количества звучаний бубна в пределах 5-ти.

Оборудование: ширма, бубен.

Ход игры: Дети слушают количество звучаний бубна в пределах 5-ти и показывают соответствующее количество пальцев. Звучания даются сначала слухо-зрительно, а затем на слух - за ширмой. Окончательный результат дети фиксируют на пальцах количество и говорят «Во». Игра проводится сначала коллективно, а потом индивидуально, меняя расстояние до ребенка в зависимости от состояния слуха. Педагог может находится с бубном как за ширмой, так и за спиной у ребенка, учитывая что это расстояние увеличивается вдвое. Игра повторяется столько раз, сколько детей в группе.

Игра «Слушай и иди».

Задачи: развитие вестибулярного аппарата, определение наличие-отсутствие звука.

Оборудование: ширма, барабан (бубен) в зависимости от состояния слуха ребенка, канат.

Ход игры: По всей длине комнаты раскладывается канат. Ребенок становится боком на канат и ждет сигнала. Педагог за ширмой барабаном. Педагог стучит в барабан, а ребенок начинает движение по канату и останавливается. Стоит и ждет следующего сигнала, чтобы продолжить движение по канату. Игра повторяется несколько раз.

 

Планирование работы по РСВ

Одной из составляющих эффективности РСВ является планирование. В школах для детей с нарушением слуха существует множество различных планов. Мы кратко остановимся только на тех, которые имеют непосредственное отношение к РСВ. Во многих школах существуют отдельные планы работы слухового кабинета, который составляется учителем-дефектологом слухового кабинета в школе глухих или инструктором слуховой работы в школе слабослышащих. Это может быть план оснащения слухового кабинета дидактическими пособиями, план опытно-экспериментальной работы, организуемой совместно с учителями школы; план методической работы с учителями и воспитателями школы-интерната, куда входит проведение методических семинаров, научно-практических и логопедических конференций и др. Такие планы могут быть разделами плана работы школы.

Одним из важных видов планирования является четвертной (тематический или календарный) план. В зависимости от названия (тематический, календарный) будет меняться форма плана. Этот вопрос находится в компетенции метод объединения учителей-дефектологов при слуховом кабинете. Однако, несмотря на различия, эти планы должны отражать содержание материала, сроки проведения, объем и структуру речевого материала в виде таких речевых единиц, как слово, фраза, текст в соответствии с разделами учебной программы: речевой материал, связанный с организацией учебной деятельности; речевой материал с общеобразовательных дисциплин; тексты. Выбор формы плана зависит от учителя, хотя методическое объединение тоже может рекомендовать определенный вид плана.

Наряду с календарными планами существуют поурочные планы, т.е. план для фронтального, музыкально-ритмического и индивидуального занятия. Все названные планы нашли отражение в данном учебном пособии, в виде структуры плана к различным формам организации учебной деятельности, в виде конспектов к урокам и занятиям, в виде планов к урокам и занятиям. Поэтому нет необходимости обращаться к ним заново. Таким образом, существует многообразие планов работы. Учитель вправе выбирать, каким планом он будет пользоваться. Если его не устраивают предложенные варианты планов, он может их модифицировать, заменять собственными. Важно, чтобы учителю было удобно, а ученику должно быть комфортно на занятии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.02 с.)