Тема 4. Основные направления развития и коррекции двигательных и психических особенностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Основные направления развития и коррекции двигательных и психических особенностей.



(всего 14 часов: лекции – 4 часа, практическая работы – 4 часа, самостоятельная работа – 6 часов)

Лекции № 6

Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста

Анализ научных исследований, педагогические наблюдения и про­веденные обследования физического состояния неслышащих детей дошкольного возраста выявили значительное отставание в показате­лях скоростно-силовых качеств и различных проявлениях координа­ционных способностей.

Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, мета­ния) в Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (1991) занимают большую часть как основные виды движе­ния, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях по­вседневной жизни. Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теорети­ческими положениями: 1) к базовым видам координационных спо­собностей относятся те координационные проявления, которые необ­ходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышение уровня одной физичес­кой способности влечет позитивные изменения других («положи­тельный перенос») (Шапкова Л.В., 2002).

Целенаправленное использование упражнений скоростно-силовой направленности создает благоприятные предпосылки как для повыше­ния уровня развития физических качеств, так и для коррекции базо­вых координационных способностей (рис. 1, стр. 63, учебник).

Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни, что и у здоровых детей - с 4 до 6 лет. Это наиболее благоприятный возрастной период для развития всех физи­ческих качеств неслышащих детей дошкольного возраста.

Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения для развития рав­новесия, активизации психических процессов и нарушенной слу­ховой функции; упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается детьми слухозрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии явля­ются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы - иг­ровой и соревновательный - включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий. Каждое занятие обязательно содержит элемен­ты обучения программным видам физических упражнений.

В табл. 1 представлены средства коррекции и развития коор­динационных способностей с помощью скоростно-силовых упражне­ний, коррекции равновесия и вестибулярной функции у глухих школь­ников.

 

Таблица 1

Средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений

№ п/п Упражнения Коррекционная направленность
Прыжки
I. Прыжки через предметы, расположенные на одина­ковом и разном расстоянии Дифференцировка расстояния и усилий, глазомер, чувство ритма
2. Многоскоки (различные) Согласование движений рук и ног. чув­ство ритма, координация движений
3. Прыжки на одной ноге (левой, правой) Динамическое равновесие, согласо­ванность движений рук и ног
4. Прыжки на двух ногах на подкидном мосту (батуте) Преодоление чувства страха, диффе­ренциация динамических и простран­ственных параметров, чувство ритма
5. Прыжки на автомобильной покрышке Преодоление чувства страха, диффе­ренциация динамических и простран­ственных параметров, чувство ритма
6. Прыжок в длину с места на максимальный результат и на заданное расстояние Координация движений, дифференцирование пространствен­ных и динамических усилий
7. То же с подкидного моста Преодоление чувства страха, диффе­ренцирование пространственных и временных параметров
8. Прыжок в длину с разбега на максимальный результат и на заданное расстояние Координация движений, согласование движения рук и ног, усвоение темпа и ритма
9. То же с подкидного моста Преодоление чувства страха, диффе­ренцирование пространственных и ритмических параметров
10. Прыжок вверх с места с доставанием подвешенного предмета Дифференцирование мышечных усилий, пространства, глазомер
11. То же с подкидного моста Преодоление чувства страха, диффе­ренцирование пространства и усилий
12. Прыжок в высоту с разбега Согласование движений рук и ног, дифференцирование мышечных усилий, координация движений
13. То же с подкидного моста 9 Преодоление чувства страха, пространственная ориентация, координация движений
14. Спрыгивание со скамейки, куба (10—30 см) с приземлением в указанное место (при соблю­дении техники безопасности) Дифференцирование мышечных усилий, пространственных параметров движения
15. Впрыгивание на гимнастические маты (высота 15-45 см) Согласование движения рук и ног, дифференцирование мышечных уси­лий и пространственных параметров
16. Прыжки с короткой и длинной скакалкой (различные) Динамическое равновесие, согласова­ние движения рук и ног, чувство ритма
17. Прыжок вверх с поворотом на заданное расстояние Дифференцирование мышечных усилий, пространственных параметров, динамическое равновесие
Бег
1. Бег на 5 м, 10 м Координация движений, согласование движения рук и ног
2. Бег по разметке (Юм) Усвоение темпа и ритма, динамическое равновесие, дифференциация пространственных и динамических параметров
3. Бег через кирпичики (высота 5—15 см) Преодоление чувства страха, диффе­ренцирование расстояния, ритма
4. Бег с изменением направления по сигналу Концентрация внимания, развитие слухового восприятия, дифференци­рование пространственных параметров
5. Бег по кругу (вправо-влево) с изменением диаметра круга Дифференцирование мышечных усилий, динамическое равновесие, согласование движения рук и ног
6. Бег из различных исходных положений (присед, сед, сед спиной к направлению движения, лежа) Координация движений, концентрация внимания, развитие слухового восприятия
7. Бег по сигналу, догоняя партнера Концентрация внимания, развитие слухового восприятия, простран­ственное дифференцирование
8. Челночный бег 3x5 м Ориентировка в пространстве, концентрация внимания
9. То же спиной вперед Концентрация внимания, пространственная ориентировка, согласование движений рук и ног
Метание
1. Метание мешочка (200 г) на дальность (правой и левой рукой) Дифференцирование пространственных и мышечных усилий, координация движений
2. Метание мешочка в горизон­тальную и вертикальную цель Дифференцирование динамических параметров, мышечных усилий
3. Метание мешочка сверху, снизу, сбоку Координация движений, дифферен­цирование пространственных параметров
4. Метание различных по весу и диаметру снарядов на дальность и в цель Дифференцирование динамических усилий, координация движений
Упражнения с набивным мячом (0,5—1 кг)
1. Толкание от груди   Дифференцирование мышечных усилий, координация движений, согласование движений рук и ног
2. Бросок мяча из-за головы
3. Бросок мяча снизу
4. Бросок мяча из-за головы назад, стоя спиной к месту метания
5. Бросок мяча из-за головы в и.п. сидя ноги врозь
6. Бросок мяча от груди в и.п. сидя ноги врозь
7. Бросок мяча ногами вперед
8. То же в и.п. сидя, упор руками сзади
9. Бросок мяча из-за головы в и.п. лежа на груди, локти на весу
10. Толкание мяча правой (левой) рукой

Практическое занятие № 6

Цель – изучение методик коррекции двигательных нарушений глухих детей.

 

План.

1. Взаимосвязь скоростно-силовых упражнений с развитием координационных способностей.

2. Средства коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений.

3. Схемы выполнения упражнений и их закрепление на занятии.

4. Режимы энергетических затрат на занятиях (умеренный, средний, предельный).

Задания.

1. Определите взаимосвязь скоростно-силовых упражнений с развитием координационных способностей.

2. Какие средства коррекции и развития координации необходимо применять на занятиях с глухими детьми.

3. Активные и пассивные физические упражнения.

4. Определите особенности выполнения физических упражнений.

 

Лекции № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.01 с.)