Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Особенности психофизического развития и двигательные способности детей школьного возраста с нарушением слуха.

Поиск

(всего 8 часов: лекции – 2 часа, практическая работы – 2 часа, самостоятельная работа – 6 часов)

Лекции № 5

Нарушение слуха прежде всего сказывается на психике школьни­ка, своеобразии его общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, па­мяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом (Вы­готский Л.С., 1924; Власова Т.А., 1954; Боскис P.M., 1963; Шиф Ж.И., 1968; и др.).

Нарушение слухового восприятия вызывает специфические из­менения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста (Ро­занова Т.В., 1978; Гоголева А.В., 1981). Многие неслышащие школь­ники с трудом осваивают представления о мерах времени и об от­ношениях между единицами измерения (Тимохин В.П., 1955; Дьяч­ков А.И., 1957).

Слух теснейшим образом связан с движением. Н.А. Бернштейн (1966), указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализа­тора, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регу­ляции движений (Ананьев Б.Г., 1968). Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигатель­ной системой существует тесная функциональная взаимозависимость.

Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеоб­разие двигательной сферы глухих школьников:

• недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;

• относительная замедленность овладения двигательными навы­ками;

• трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;

• относительно низкий уровень развития пространственной ори­ентировки;

• замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;

• отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;

• отставание в развитии жизненно важных физических способ­ностей - скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, ха­рактеризующих физическую подготовленность детей и подростков.

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школь­ников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими при­чинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состояни­ем двигательного анализатора, степенью функциональной активно­сти вестибулярного анализатора.

Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на коорди­национных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложно-координационных навыков значительно больше времени (Костанян А.О., 1963; Ляхова И.Н., 1992), имеют меньший уровень максимальных дости­жений по точности и времени движений, а также уступают в стати­ческом и динамическом равновесии слышащим школьникам (Ряби-чев В.А., 1964; Какузин В.А., 1973).

Большая часть авторов объясняют сниженный уровень двигатель­ной сферы глухих и, в частности, их координационных способностей (особенно равновесия) недостаточной функциональной активностью вестибулярного аппарата (Дзюрич В.В., 1975; Бессарабов Н.С., 1979; и др.).

При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений (Бабенкова Р.Д., 1967).

Ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равнове­сия у глухих школьников является «мышечное чувство». А.О. Коста­нян (1963) пришел к выводу, что на точность движения влияет не столько состояние вестибулярного аппарата, сколько степень совер­шенства двигательного анализатора. Между тем качественные харак­теристики прямостояния у глухих находятся в прямой зависимости от сохранности вестибулярного аппарата.

По данным В.А. Какузина (1973), И.Н. Ляховой (1992), у глухих 7-13 лет величины сагиттального размера пространственного поля устойчивости и коэффициента использования площади не превыша­ли 70-74% тех же показателей слышащих. С возрастом эти различия между глухими и слышащими сокращаются. Глухие в показателях динамического равновесия отстают от слышащих сверстников во всех возрастных группах. Наибольшие различия (до 89%) отмечаются в младшем и среднем школьном возрасте.

В исследованиях Н.А. Попова (1920) глухонемые показали пол­ное отсутствие ощущения вращения по сравнению со слышащими. Слышащие быстро и отчетливо чувствовали перемещение тела, пра­вильно указывали направление вращения. Установлено, что у лиц со сниженной функцией вестибулярного анализатора не развивается син­дром укачивания.

Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вести­булярного анализаторов приводят к снижению чувства пространствен­ной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориента­ции в схеме тела, упражнениях с предметами (Кудряшов В.В., 1978).

При ходьбе с открытыми глазами глухие дети старшего возраста держатся так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрытыми глазами между глухими и слышащими обнаружена заметная разница. Расстройства равновесия у глухих при отсутствии зрительного кон­троля отмечаются у 45,7% глухих.

И.С. Беритов (1956) обнаружил, что глухие при закрывании глаз вовсе лишаются способности ориентироваться в пространстве. У де­тей школьного возраста отмечается асимметрия при ходьбе. С возра­стом степень асимметрии при ходьбе у глухих уменьшается. Разли­чия между глухими и слышащими особенно выражены в 11-14 лет. В более старшем возрасте различий в степени асимметрии при ходьбе между глухими и слышащими нет (Хохрякова Е.В., 1959). Причину уменьшения с возрастом различий у глухих B.C. Фарфель (1975) объясняет более длительным стажем ходьбы. При этом глухие отли­чаются от слышащих чрезвычайной вариативностью шагов. Они рас­ставляют ноги при ходьбе с закрытыми глазами несколько шире, чем слышащие, шаги их короче.

Потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональ­ное состояние всех систем. Накопленный материал неврологической симптоматики глухих детей позволяет выделить некоторые пораже­ния периферических и центральных структур, проявляющиеся в за­медленном движении глаз (0,9%), языка (2,7%), акта жевания (0,3%), иннервируемых двигательными черепно-мозговыми нервами. Харак­терная замедленность двигательных актов у большинства неслышащих может быть вызвана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций.

Эти нарушения прямо или опосредованно влияют на двигатель­ные способности, связанные с быстротой реагирования, темпом дви­жений, скоростными качествами.

Результаты анализа особенностей проявления скоростных ка­честв в условиях, требующих различного уровня концентрации вни­мания, показали выраженные различия между глухими и слышащи­ми. Средние величины скорости сенсорно-двигательной реакции при снижении интенсивности звукового информационного потока оказа­лись меньше, чем при нормальном функционировании слухового анализатора.

Время зрительно-моторной реакции у глухих отличается от ла­тентного периода у слышащих. Разница между средними величинами в этих группах в младшем школьном возрасте составляет 72 мс, в среднем - 43 мс, в старшем - 35 мс. Различие в регистрируемых величинах среди лиц в возрасте 18-45 лет составляет всего 6-7 мс. Тенденция изменения скорости реагирования на световой раздражи­тель у слабослышащих такая же, как у глухих.

Анализ индивидуальных показателей позволил распределить всех лиц с нарушением слуха на три группы. В первую вошли лица, у которых латентный период реакции короче, чем у нормально слышащих. Таких оказалось в младшем и среднем возрасте 7%, в старшем - 10%, а среди взрослых - 14%. Вторая группа показала результаты, соответствующие среднегрупповым показателям нор­мально слышащих. По возрастным группам их количество составляло соответственно 16,31 и 46%. Испытуемые третьей группы реагирова­ли на световой сигнал с опозданием. Среди детей младшего и сред­него школьного возраста таких испытуемых обнаружено 53 и 77%, а среди взрослых - 40%.

Сопоставление параметров изменения времени реакции у глухих при поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего аппара­та также не обнаружило существенных различий. Правда, время ре­акции на световой стимул находится в определенной зависимости от степени глухоты. Среди обследованных с врожденной глухотой время реакции оказалось самым длительным как в среднем, так и в старшем школьном возрасте (355 и 290 мс). Разница по сравнению со средни­ми величинами больше на 64 и 49 мс. У детей с потерей слуха до 4-5 лет (речь в основном утрачена) также имеются опоздания при реагировании на световой стимул (348 и 293 мс). Неслышащие, у которых потеря слуха наступила к 7 годам, обладают более корот­ким периодом зрительно-моторной реакции (275 и 229 мс). При сравнительном анализе вырисовывается такая картина: чем дольше остат­ки слухового восприятия, тем короче период реакции.

Показатели сложной сенсорно-двигательной реакции слабослы­шащих приближаются к показателям у слышащих и носят индивиду­альный характер.

Количество сенсорно-двигательных реакций, по данным тепинг-теста, за 15 с. у глухих 8 лет составляет 44,3 ед., а у слышащих - 53,6; в среднем и старшем школьном возрасте (13-17 лет) количество нанесенных черточек в чистом прямоугольнике увеличивается у всех обследуемых групп.

Движения рук у глухих медленнее, чем у слышащих: в 13-14 лет -на 13%, в 15-17 лет - всего на 5%. Развитие быстроты движений у глухих достигает достаточно высокого уровня уже к 13-14 годам. В последующие годы интенсивного улучшения быстроты движений не наблюдается (Костанян А.О., 1963).

В игровой деятельности, где требуется комплексное проявление скоростных качеств, самое большое отставание от слышащих школь­ников по уровню развития быстроты наблюдается в младшем и час­тично в среднем школьном возрасте. Скорость движений, прыгучесть, мышечная сила в них на 20-60% ниже (Бессарабов Н.С., 1979). Автор утверждает, что именно эти качества и координационные способнос­ти нужно развивать в младшем и среднем школьном возрасте. У под­ростков 13-16 лет их рост незначителен, а у девочек стабилизируется к 13-14 годам. 11-12-летним глухим школьникам автор рекомендует на общеразвивающие упражнения отводить 25%, на специальные -35%, на обучение и совершенствование игровых действий - 40% времени урока.

Г.Ф. Козырнов (1972) при исследовании особенностей развития быстроты глухих подростков установил, что занятия фехтованием положительно влияют на повышение скорости простой двигательной реакции глухих на световой сигнал, значительно приближая резуль­таты глухих фехтовальщиков к результатам слышащих спортсменов 17-18 лет.

Глухие школьники по мышечной силе отстают от слышащих в 9, 11, 12 лет до 33% по показателям абсолютной силы, но динамика ее возрастного развития почти совпадает с показателями слышащих сверстников.

Н.И. Букун (1986) отмечает, что мышечная сила у глухих ниже, чем у слышащих. До 13 лет сила мышц ежегодно увеличивается на 1-4 кг, а в 14-15 лет прирост составляет 5-9 кг. До 13-14 лет пока­затели силы имеют одинаковую величину и тенденцию роста у маль­чиков и девочек. Отмеченная разница силы мышц между ведущей и неведущей рукой недостоверна. Показатели асимметрии более выражены у глухих (разница достигает у них 1-5 кг, у слышащих -0,5-2 кг).

Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее выраженными являются прыжковые упражнения. У глухих мальчиков 8 до 10 лет прирост прыгучести равен в среднем от 2,1 до 4,1 см, с 10 до 13 лет - от 1,9 до 4,4 см, 15 до 17 лет равен 4,5 см (Н.Г. Байкина, B.C. Багрин, О.В. Касьян).

У детей с недостатками слуха статическая выносливость в воз­расте 7-8 лет ниже, чем у слышащих. К 9-10 годам глухие по уровню выносливости к мышечным усилиям приравниваются к слышащим. В возрасте 13-15 лет у всех школьников наблюдается невыраженное снижение статической выносливости, а к 16-17 годам их показатели приближаются к результатам их слышащих сверстников.

Слабослышащие по показателям общей выносливости прибли­жаются к слышащим. Если в динамике силы мышц резкий рост на­блюдается в 14-15 лет, то выраженный скачок выносливости харак­терен в 17-18 лет.

Межиндивидуальные колебания выносливости у глухих и слы­шащих 8 лет выражаются соответственно в 9-26 с и 17-28 с. В по­следующие возрастные периоды (13-16 лет) колебания статиче­ской выносливости составляют 14-21 и 30-44 с у глухих и 23-31 и 36-50 с у слышащих.

Рассмотренные изменения мышечной силы, статической и общей выносливости характеризуют внешнюю форму деятельности двига­тельного аппарата, точнее, сократительную возможность мышц и их готовность к нагрузкам.

К 16-17 годам уровень общей выносливости подростков с недо­статками слуха почти сравнивается с уровнем выносливости слыша­щих и зависит главным образом от состояния кардиореспираторной системы.

Таким образом, своеобразие психического и физического разви­тия глухих и слабослышащих детей обусловлено рядом причин: функ­циональным нарушением отдельных физиологических функций, общей соматической ослабленностью, отставанием в психическом раз­витии (иногда сопровождающимся задержкой психического развития, умственной отсталостью), недоразвитием или отсутствием речи. По­следнее в работе с глухими школьниками приобретает особую значи­мость, если иметь в виду то исключительное влияние речи на психи­ческое и физическое развитие глухих детей, которое было показано в исследованиях общей и специальной психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия).

Практическое занятие № 5

Цель – обеспечение психофизического развития и двигательных способностей у детей школьного возраста с нарушением слуха.

План.

1. Особенности психофизического развития детей школьного возраста с нарушением слуха.

2. Своеобразие двигательной сферы глухих детей.

3. Причины отклонений у детей школьного возраста с нарушением слуха.

Задания.

1. Определите психические проблемы детей школьного возраста с нарушением слуха.

2. Выявите взаимосвязь слуха и движений.

3. Изучить особенности двигательной сферы глухих детей.

4. Рассмотреть координационные способности, скоростные качества, особенности силы мышц, скоростно-силовые качества, статическую выносливость.

Самостоятельная работа

Особенности развития детей школьного возраста с нарушением слуха. Методики адаптивной физической культуры для развития двигательных способностей и улучшения психической сферы глухих детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.01 с.)