Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Необходимость развития компенсаторных механизмов в развитии детей с нарушением слуха.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(всего 10 часов: лекции – 2 часа, практическая работы – 2 часа, самостоятельная работа – 6 часов) Лекции № 10 Значение компенсаторных механизмов в развитии глухих детей Все исследователи отмечают, что при нарушении слуха имеется возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движений, комплексно или избирательно воздействовать на те или иные функции. Улучшение двигательных способностей глухих под влиянием физических упражнений свидетельствует о компенсаторных возможностях двигательного анализа тора. Например, под влиянием специально подобранных упражнений быстрота движения рук у глухих девушек и юношей не только достигает величин слышащих, но и превышает их. В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух. Успех коррекционно-педагогической деятельности во многом определяется состоянием сохранных функций и умением их использования. В комплексе анализаторов, активно участвующих в сенсорной основе физической деятельности, ведущее значение принадлежит двигательной системе, осуществляющей регуляцию выполнения произвольного двигательного акта. Постоянным участником сенсорной основы двигательной деятельности является зрительный анализатор. Детям с нарушениями слуха при зрительном восприятии предметов труднее, чем слышащим, выделить части в предметах, объективно слабо расчлененных (Е.М. Кудрявцева, Ж.И. Шиф). Но с возрастом зрительное восприятие неслышащих значительно совершенствуется (А.П. Гозова, А.И. Дьячков, Н.В. Яшкова). Определенные особенности зрительного реагирования, связанные с восприятием тонко дифференцированных структур устной речи, мимики и жестов, обусловливают специфику зрительного восприятия у глухих и в последующих возрастных периодах. Проверка показала, что нормальная острота зрения (1,0 и выше) наблюдается у 58% глухих и 54% слабослышащих детей. Среди слышащих число детей с нормальной остротой зрения составляет 71%. Около 18% глухих детей имеют зрение в пределах 0,8-0,9. Среди глухих общий процент со сравнительно выраженной степенью понижения остроты зрения намного выше (16,5% среди нормально слышащих, 24,0% среди глухих и 22,0% среди слабослышащих). Значение кожного анализатора при нормальном функционировании всех сенсорных каналов, как правило, недооценивается в силу того, что его функция обычно маскируется другими сенсорными системами. Однако активное участие анализатора в компенсаторно-приспособительных механизмах, в формировании познавательных процессов выделяет его как дополнительный канал получения информации об окружающей действительности. Кожный анализатор вместе с кинестетическим участвуют в осязательном чувстве. Тактильная чувствительность лиц с нарушением слуха носит индивидуальный характер. Условно выделены четыре группы. В первую группу вошли неслышащие, у которых пороги тактильной чувствительности несколько ниже, чем средние показатели у слышащих (1,83 у. е.). Эта группа составила 8% от общего числа обследуемых. Для второй группы характерны такие же показатели ощущения, как у слышащих, т.е. пороги составляют 2,8 у. е., эта группа составила 19% от общего количества обследуемых. Третья группа объединила испытуемых со средними порогами восприятия, превышающими пороги слышащих на 0,5 у. е., и составила 53%. Самые высокие пороги тактильной чувствительности обнаружены у четвертой группы (3,45 у. е.), составляющей 14%. Среди слабослышащих по уровню восприятия тактильного раздражителя также выделены четыре группы. Правда, в процентном соотношении они распределены несколько иначе. Первая группа составила 18%, т.е. увеличивается количество лиц с порогами более низкими, чем у слышащих, или одинаковыми. Колебания между самым высоким и самым низким порогом раздражения достигают у глухих 1,52 у. е., у слабослышащих - 1,14 и у слышащих - 0,83. Таким образом, точность распознавания тактильного раздражителя убедительно свидетельствует о более высоких порогах пространственного различения и нарастании тактильной чувствительности от младшего к старшему возрасту. Вибрационная чувствительность выступает в роли раздражителя слухового и тактильного анализаторов. Так, Б.Г. Ананьев установил, что звуковые волны через механизм вибрационной чувствительности оказывают двойное воздействие на кору головного мозга человека. Оба эти механизма находятся по отношению друг к другу в противоречивых отношениях: слуховой анализатор подавляет механизм вибрационных ощущений, вследствие чего человек при нормальном слухе не ощущает множества периодических изменений давления, вызываемого колебаниями движущихся тел в окружающей среде. В свою очередь возбуждение вибрационных механизмов тела способствует усилению как слуховых, так и тактильных ощущений. Увеличение чувствительности к вибрационным воздействиям в диапазоне 100-1000 Гц кончиков второго, третьего и четвертого пальцев правой руки у глухих (т.е. тех пальцев, которыми глухие постоянно пользуются при общении) обнаружил С.С. Маркарян. Индивидуальный диапазон колебаний реакций на виброраздражители имеет определенные закономерности. В спектре низких частот (16-32 Гц) самые большие флюктуации порогов чувствительности обнаружены у глухих, а в диапазоне 125-500 Гц вариабельность регистрируемых показателей оказалась выше у слышащих. Обнаруженные колебания индивидуальных показателей вибрационной чувствительности у слышащих вызваны малой тренируемостью этого канала. При активном участии лиц с недостатками слуха в профессиональной деятельности восприятие вибрационных сигналов совершенствуется в силу того, что исполнители чаще соприкасаются с вибрирующими предметами и чаще включают в действие вибрационную чувствительность. На основе полученных данных можно заключить, что вибрационная чувствительность теснейшим образом связана со слуховым восприятием, активно вовлекается в компенсаторный процесс, является важным каналом восприятия информации об учебной, трудовой, спортивной деятельности. Под влиянием двигательной деятельности этот канал чувствительности в динамике возрастного развития глухих совершенствуется. Практическое занятие № 10 Цель – определение компенсаторных механизмов в развитии детей с нарушением слуха. План. 1. Сохраненные анализаторы у глухих детей. 2. Зрительный анализатор. 3. Кожный анализатор. 4. Вибрационная чувствительность.
Задания. 1. Определить сохраненные анализаторы у глухих детей. 2. В чем особенность каждого из них. 3. Раскройте роль зрительного анализатора для детей с данной патологией. 4. В чем состоит особенность кожного анализатора для детей с данной патологией. 5. Почему вибрационная чувствительность выступает в роли раздражителя слухового и тактильного анализаторов. Самостоятельная работа Зрительный, кожный анализаторы. Вибрационная чувствительность глухих детей. Особенности нарастания тактильной чувствительности. Развитие анализаторов у глухих детей, их отличие от слабослышащих и здоровых детей. Воздействие двигательной деятельности на развитие анализаторов детей с нарушением слуха. IX семестр
Раздел 3. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения. (всего 48 часов: лекции – 10 часов, лабораторные работы – 12 часов, самостоятельная работа – 26 часов) Характеристика функций зрительного анализатора. Специальное образование в школах III-IV видов. Особенности развития детей с нарушением зрения. Основные направления АФВ детей с депривацией зрения. Основные и сопутствующие заболевания детей с данной патологией. Особенности организации повышения двигательной активности детей с нарушением зрительного анализатора. Формирование навыков пространственной ориентировки. Методики обучения плаванию детей с нарушением зрения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.008 с.) |