Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Необходимость развития компенсаторных механизмов в развитии детей с нарушением слуха.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте (всего 10 часов: лекции – 2 часа, практическая работы – 2 часа, самостоятельная работа – 6 часов) Лекции № 10 Значение компенсаторных механизмов в развитии глухих детей Все исследователи отмечают, что при нарушении слуха имеется возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движений, комплексно или избирательно воздействовать на те или иные функции. Улучшение двигательных способностей глухих под влиянием физических упражнений свидетельствует о компенсаторных возможностях двигательного анализа тора. Например, под влиянием специально подобранных упражнений быстрота движения рук у глухих девушек и юношей не только достигает величин слышащих, но и превышает их. В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух. Успех коррекционно-педагогической деятельности во многом определяется состоянием сохранных функций и умением их использования. В комплексе анализаторов, активно участвующих в сенсорной основе физической деятельности, ведущее значение принадлежит двигательной системе, осуществляющей регуляцию выполнения произвольного двигательного акта. Постоянным участником сенсорной основы двигательной деятельности является зрительный анализатор. Детям с нарушениями слуха при зрительном восприятии предметов труднее, чем слышащим, выделить части в предметах, объективно слабо расчлененных (Е.М. Кудрявцева, Ж.И. Шиф). Но с возрастом зрительное восприятие неслышащих значительно совершенствуется (А.П. Гозова, А.И. Дьячков, Н.В. Яшкова). Определенные особенности зрительного реагирования, связанные с восприятием тонко дифференцированных структур устной речи, мимики и жестов, обусловливают специфику зрительного восприятия у глухих и в последующих возрастных периодах. Проверка показала, что нормальная острота зрения (1,0 и выше) наблюдается у 58% глухих и 54% слабослышащих детей. Среди слышащих число детей с нормальной остротой зрения составляет 71%. Около 18% глухих детей имеют зрение в пределах 0,8-0,9. Среди глухих общий процент со сравнительно выраженной степенью понижения остроты зрения намного выше (16,5% среди нормально слышащих, 24,0% среди глухих и 22,0% среди слабослышащих). Значение кожного анализатора при нормальном функционировании всех сенсорных каналов, как правило, недооценивается в силу того, что его функция обычно маскируется другими сенсорными системами. Однако активное участие анализатора в компенсаторно-приспособительных механизмах, в формировании познавательных процессов выделяет его как дополнительный канал получения информации об окружающей действительности. Кожный анализатор вместе с кинестетическим участвуют в осязательном чувстве. Тактильная чувствительность лиц с нарушением слуха носит индивидуальный характер. Условно выделены четыре группы. В первую группу вошли неслышащие, у которых пороги тактильной чувствительности несколько ниже, чем средние показатели у слышащих (1,83 у. е.). Эта группа составила 8% от общего числа обследуемых. Для второй группы характерны такие же показатели ощущения, как у слышащих, т.е. пороги составляют 2,8 у. е., эта группа составила 19% от общего количества обследуемых. Третья группа объединила испытуемых со средними порогами восприятия, превышающими пороги слышащих на 0,5 у. е., и составила 53%. Самые высокие пороги тактильной чувствительности обнаружены у четвертой группы (3,45 у. е.), составляющей 14%. Среди слабослышащих по уровню восприятия тактильного раздражителя также выделены четыре группы. Правда, в процентном соотношении они распределены несколько иначе. Первая группа составила 18%, т.е. увеличивается количество лиц с порогами более низкими, чем у слышащих, или одинаковыми. Колебания между самым высоким и самым низким порогом раздражения достигают у глухих 1,52 у. е., у слабослышащих - 1,14 и у слышащих - 0,83. Таким образом, точность распознавания тактильного раздражителя убедительно свидетельствует о более высоких порогах пространственного различения и нарастании тактильной чувствительности от младшего к старшему возрасту. Вибрационная чувствительность выступает в роли раздражителя слухового и тактильного анализаторов. Так, Б.Г. Ананьев установил, что звуковые волны через механизм вибрационной чувствительности оказывают двойное воздействие на кору головного мозга человека. Оба эти механизма находятся по отношению друг к другу в противоречивых отношениях: слуховой анализатор подавляет механизм вибрационных ощущений, вследствие чего человек при нормальном слухе не ощущает множества периодических изменений давления, вызываемого колебаниями движущихся тел в окружающей среде. В свою очередь возбуждение вибрационных механизмов тела способствует усилению как слуховых, так и тактильных ощущений. Увеличение чувствительности к вибрационным воздействиям в диапазоне 100-1000 Гц кончиков второго, третьего и четвертого пальцев правой руки у глухих (т.е. тех пальцев, которыми глухие постоянно пользуются при общении) обнаружил С.С. Маркарян. Индивидуальный диапазон колебаний реакций на виброраздражители имеет определенные закономерности. В спектре низких частот (16-32 Гц) самые большие флюктуации порогов чувствительности обнаружены у глухих, а в диапазоне 125-500 Гц вариабельность регистрируемых показателей оказалась выше у слышащих. Обнаруженные колебания индивидуальных показателей вибрационной чувствительности у слышащих вызваны малой тренируемостью этого канала. При активном участии лиц с недостатками слуха в профессиональной деятельности восприятие вибрационных сигналов совершенствуется в силу того, что исполнители чаще соприкасаются с вибрирующими предметами и чаще включают в действие вибрационную чувствительность. На основе полученных данных можно заключить, что вибрационная чувствительность теснейшим образом связана со слуховым восприятием, активно вовлекается в компенсаторный процесс, является важным каналом восприятия информации об учебной, трудовой, спортивной деятельности. Под влиянием двигательной деятельности этот канал чувствительности в динамике возрастного развития глухих совершенствуется. Практическое занятие № 10 Цель – определение компенсаторных механизмов в развитии детей с нарушением слуха. План. 1. Сохраненные анализаторы у глухих детей. 2. Зрительный анализатор. 3. Кожный анализатор. 4. Вибрационная чувствительность.
Задания. 1. Определить сохраненные анализаторы у глухих детей. 2. В чем особенность каждого из них. 3. Раскройте роль зрительного анализатора для детей с данной патологией. 4. В чем состоит особенность кожного анализатора для детей с данной патологией. 5. Почему вибрационная чувствительность выступает в роли раздражителя слухового и тактильного анализаторов. Самостоятельная работа Зрительный, кожный анализаторы. Вибрационная чувствительность глухих детей. Особенности нарастания тактильной чувствительности. Развитие анализаторов у глухих детей, их отличие от слабослышащих и здоровых детей. Воздействие двигательной деятельности на развитие анализаторов детей с нарушением слуха. IX семестр
Раздел 3. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения. (всего 48 часов: лекции – 10 часов, лабораторные работы – 12 часов, самостоятельная работа – 26 часов) Характеристика функций зрительного анализатора. Специальное образование в школах III-IV видов. Особенности развития детей с нарушением зрения. Основные направления АФВ детей с депривацией зрения. Основные и сопутствующие заболевания детей с данной патологией. Особенности организации повышения двигательной активности детей с нарушением зрительного анализатора. Формирование навыков пространственной ориентировки. Методики обучения плаванию детей с нарушением зрения.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.015 с.) |