Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Алгоритм лечебно-восстановительного процесса больных с травмой спинного мозга (по Беляеву В.И., 2001)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Примечание: ЭС - электростимуляция. На начальном этапе основное внимание уделяется медикаментозному и оздоровительному лечению, включая массаж и использование инструментальных методов - вибрации и гипербарической ок-сигенации. Двигательный режим ограничен дыхательной гимнастикой и пассивными упражнениями для конечностей; широко используется электростимуляция органов и систем организма (компенсация дыхательной недостаточности, купирование боли, снижение трофических расстройств). На втором этапе используются пассивные и активные гимнастические упражнения, в том числе со спортивными снарядами; активно применяется электростимуляция мышц конечностей, спины и живота; проводятся ортостатические тренировки и тренировки удержания вертикальной позы. Содержанием третьего, заключительного, этапа комплексного лечения являются интенсивная силовая тренировка на тренажере с блочной системой, многоканальная электростимуляция, обучение технике ходьбы и ее тренировка с различными опорными приспособлениями. Эту систему реабилитационного лечения пациентов с плеги-ями на сегодня можно считать официально признанной. Результатом 25-летнего труда коллектива ЦНИИ протезирования под руководством А.С. Витензона стал метод искусственной коррекции патологической ходьбы. Метод состоит в функциональной электростимуляции мышц ног, осуществляемой во время ходьбы в соответствии с фазами шагового цикла. Программируемая стимуляция подается на ослабленные группы мышц, синхронизация фаз цикла производится с помощью гониометрической системы по углам в коленных суставах. Ежедневные продолжительные (не менее 30 мин) тренировки позволяют увеличить силу сокращения паретичных мышц, корригировать последовательность их включения и продолжительность активности (Витензон А.С, 1998; Витензон А.С. с соавт., 1999; Миронов Е.М., 1986, 1999, 2000), обеспечивая изменение стереотипа ходьбы. Метод может применяться у пациентов, сохранивших возбудимость мышц и подвижность суставов, достаточную для осуществления шагания, способных к поддержанию вертикальной позы и самостоятельному передвижению с внешней поддержкой на расстояние не менее 15 м. Метод динамической проприоцептивной коррекции разработан в Институте медико-биологических проблем для компенсации гипокинезии в условиях невесомости. Он основан на использовании специально сконструированного костюма («Пингвин»), создающего осевую нагрузку и компенсирующего дефицит опорной и проприоцептивной информации (Афанасенко и др., 1992). Метод оказался эффективным для коррекции двигательных расстройств при детском церебральном параличе и последствиях спинно-мозговой травмы, его корригирующий эффект обусловлен воздействием потока афферентной информации на центральную нервную систему, в первую очередь на спинной мозг. Сильная отечественная школа кинезитерапии при травме спинного мозга сложилась в Новокузнецке (Потехин Л.Д., 1989, 2001; Коновалова Н.Г., 2001), где широко используют разнообразные авторские разработки: ортостол и тренажер «спортивные качели» для восстановления вертикальной позы, платформу Найдина для тренировки мышц туловища, коленоупоры, смонтированные в виде калитки в параллельных брусьях, тренировку с помощью резиновых тяг; разработаны оригинальные режимы электростимуляции спинного мозга. В 1989 г. в Канаде для лечения парализованных пациентов был предложен метод тренировки ходьбы в подвесной парашютной системе (Barbeau Н., 1989). С помощью частичной вертикальной разгрузки пациентам создавали условия для безопасного поддержания вертикальной позы и облегченные условия для ходьбы. Установлено, что спинной мозг человека определенным образом распознает сенсорную информацию, связанную с вертикальной (гравитационной) нагрузкой. В норме перенос веса тела на опорную ногу создает временную разгрузку безопорной ноги и облегчает ее перенос. Сходным образом вертикальная разгрузка в парашютной системе создает облегченные условия для шагания обеих ног. Экспериментально установлено, что вертикальная разгрузка на 40% от веса тела пациента является оптимальной. Революционным оказалось объединение вертикальной разгрузки в подвесной системе и тренировок на тредмиле (бегущая дорожка), получившее название тредмил-терапии с частичной вертикальной разгрузкой (Stewart J.E. с соавт., 1989; Wernig A., Muller S., 1992; Barbeau Н., Rossignol S., 1994; Wernig А. с соавт., 1995; Dietz V. с соавт., 1994, 1995, 1998). Для проведения тренировочного занятия парализованного пациента помещают в подвесную систему, расположенную над тредмилом; вертикальная разгрузка обеспечивается механической блочной или пневмосистемой. Справа и слева от пациента располагаются два методиста, пассивно осуществляющие «шагание» ног пациента, длительность процедуры составляет 20-40 мин. В ходе тренировочных занятий пассивное «шагание» последовательно сменяется пассивно-активным, активным с помощью, а затем - активным шаганием. Тренирующий эффект тредмил-терапии связывают с систематической активацией спинальных локомоторных генераторов, осуществляемой через афферентный вход - от рецепторов (мышечных, кожных, суставных) ног, совершающих ритмические движения. Эффект тредмил-терапии может усиливаться дополнительным использованием фармакологической стимуляции локомоторных возможностей. Использование на фоне интенсивных тренировок на тред-миле препаратов клонидина и ципрогептадина (в дозах ниже терапевтических) улучшает качество ходьбы за счет снижения спастической и усиления локомоторной активности (Fung J. с соавт., 1990). Детальный анализ методов реабилитации, используемых в ведущих реабилитационных центрах Канады и США (Barbeau Н„ 1998), показал наибольшую эффективность сочетания тренировки на тред-миле с вертикальной разгрузкой в парашютной системе по сравнению с традиционными методами реабилитации. По данным A. Wernig, проанализировавшего результаты тредмил-терапии более чем у 1200 парализованных, эффективность метода составляет около 70%, улучшение общего состояния наблюдалось у всех пациентов, случаев ухудшения не отмечено. Высокая эффективность метода у пациентов с неполной плегией отмечена многими авторами (A. Wernig, V. Dietz, Н. Barbeau, V.R. Edgerton и др.), причем при использовании не только в раннем, но и в позднем периоде травматической болезни. Те же авторы отмечают отсутствие двигательного прогресса у пациентов с полной плегией. Другим направлением в лечении параплегии стало развитие методов электростимуляции спинного мозга (ЭССМ). С 1970-х гг. ЭССМ использовалась как противоболевое и противоспастическое средство (Лившиц Л.Я., 1976; Лившиц А.В., 1990), с 1984 г. эпиду-ральная ЭССМ стала использоваться для восстановления двигательной активности у пациентов с плегиями на базе СПбНИИ фтизио-пульмонологии под руководством Ю.Т Шапкова и А.Е. Гарбуза, с 1993 г. под патронажем К.Н. Коваленко началось использование ЭССМ у детей. Результатом этих работ стало создание метода ЭССМ с эффектом шагания ног (Шапков Ю.Т. и др., 1995; Шапкова Е.Ю. и др., 1996). Метод заключается в инициации поочередных шагоподобных движений ног эпидуральной либо накожной электростимуляцией локомоторной зоны поясничного утолщения. Процедуры осуществляются в положении пациента лежа на спине с подвешенными в облегченном положении ногами, т.е. не требуют поддержания вертикальной позы. Параметры ЭССМ (частота, сила стимула) подбираются индивидуально, по достижению двигательного эффекта: поочередности движений ног и их наибольшей амплитуде. Длительность процедуры 40-180 мин, средняя продолжительность курса 2,5-3 мес, при необходимости используются повторные курсы ЭССМ с интервалом 6-9 мес, для хронически парализованных пациентов возможна постоянная электростимуляция с использованием имплантируемого подкожно радиочастотного микростимулятора. Тренирующий эффект метода обусловлен возможностью вызывать продолжительные, интенсивные, максимально приближенные к естественным шагоподобные движения ног у пациентов, полностью или частично утративших произвольный контроль движений. Вызванная ЭССМ шагоподобная активность может продолжаться длительное время (до 2-3 ч) без признаков утомления, напротив, с выраженным эффектом потенциации - увеличением амплитуды движений. После прекращения стимуляции наблюдается снижение спастической активности и облегчение произвольных движений; у пациентов, способных к ходьбе, выявлено выраженное облегчение ходьбы. Кумулятивный эффект включает улучшение чувствительности, контроля функции тазовых органов, восстановление объема мышечной массы, изменение тонуса мышц (снижение при повышенном и повышение при низком), восстановление ходьбы у пациентов с неполной плегией и прогресс двигательных функций разной степени, позволяющий перевести 70% пациентов из категории «полная плегия» в разряд «неполная». Дополнительным методом стимуляции спинного мозга стала проприоспинальная стимуляция спинальных локомоторных центров (Шапкова Е.Ю., 1997). Метод состоит в инициации шагоподобных движений ног энергичными ритмичными движениями рук, имитирующими движения рук при беге, в положении пациента лежа на спине или в вертикальном положении в подвесной парашютной системе. Вызванные движения ног появляются после нескольких циклов движений рук уже на первом-третьем занятиях. Стимуляцию проводят несколько раз в день по 10-15 мин. Метод основан на наличии онтогенетически древних связей между шейным и поясничным утолщениями спинного мозга человека, обеспечивающих координацию движений верхних и нижних конечностей, аналогично координации передних и задних конечностей у тетрапедальных животных. Метод прост, не требует сложного оборудования и исключительно эффективен для пациентов с плегиями, включая полные плегии, обеспечивая пациенту минимальную самостоятельную двигательную активность. Таким образом, к настоящему времени отечественными и зарубежными школами реабилитации накоплен значительный арсенал средств и методов реабилитационного лечения пациентов с плегиями. Существующие методы можно условно разделить на традиционные, включающие массаж, лечение положением, пассивные и активные движения ног, активные упражнения для сохранных мышечных групп, ходьбу с дополнительной опорой; дополнительные технические методы - оксибаротерапия, инструментальная вибрация, электростимуляция паретичных мышц; тренажерные методы - велотренажер, тренажер для тренировки вертикальной позы, тренировка паретичных мышц с помощью биологической обратной связи и т.д.; специальные методы стимуляции локомоторной активности, включающие программируемую электростимуляцию мышц в ходьбе, ходьбу в подвесной парашютной системе, тренировку на тредмиле, фармакологическую стимуляцию локомоторных возможностей, инициацию локомоторной активности естественной проприоспинальной стимуляцией и электростимуляцией спинного мозга. Традиционные методы Лечебная гимнастика Гимнастическими, по определению В.П. Правосудова (1980), называются упражнения, характеризующиеся искусственным сочетанием движений и выполняемые из определенных исходных положений с точно определенными траекторией, амплитудой и скоростью. Гимнастические упражнения классифицируются по следующим признакам: • анатомическому - упражнения для мышц спины, конечностей и т.д.; • методической направленности - для развития мышечной силы, подвижности в суставах, координации движений, улучшения функции дыхания, сердечно-сосудистой системы и т.д.; • характеру работы мышц - статические и динамические; • характеру активности - активные упражнения (выполняемые самим пациентом), активно-пассивные движения (выполняемые пациентом с внешней помощью) и пассивные (выполняемые методистом). По характеру решаемых задач физические упражнения, применяемые при лечении пациентов с плегиями, можно условно разделить на три группы. 1. Упражнения общетонизирующей направленности. Они включают активные движения для сохранных групп мышц, обеспечивающие доступный уровень двигательной активности и тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 2. Упражнения профилактической направленности. Включают активные и пассивные движения, используемые для профилактики осложнений. Комплексы упражнений дыхательной гимнастики в остром периоде травматической болезни являются профилактикой застойных пневмоний. Позднее, в промежуточном периоде, упражнения с акцентированным дыханием используются для активизации дыхательной мускулатуры и профилактики снижения дыхательного объема. Пассивные и пассивно-активные движения в суставах являются профилактикой контрактур; пассивные движения при полных плегиях используют для предотвращения пролежней; ранняя вертикализация пациента является профилактикой развития остео-пороза и т.д. 3. Специальные упражнения, воздействующие на двигательный дефект. Двигательным дефектом при полных плегиях является отсутствие управляемости, при неполных - снижение силы мышц. В соответствии с этим все упражнения, направленные на восстановление управляемости и развитие силы паретичных мышц, рассматриваются как специальные. При выявлении вторичных дефектов, например контрактур, упражнения для восстановления подвижности в суставах становятся специальными. Специальные упражнения могут включать упражнения с отягощением (преодоление сопротивления методиста, использование эспандера, резинового бинта), приседания, упражнения на тренажерах (велотренажер, степпер, тренажер с блочной системой), упражнения с биологической обратной связью для развития статических и динамических напряжений. При спастических нижних парапарезах ведущим двигательным дефектом может быть не снижение силы, а нарушение координации между активностью мышц-сгибателей и разгибателей. В этом случае специальными также будут упражнения на расслабление мышц и формирование координации между мышцами - функциональными антагонистами. Организация, продолжительность и формы проведения занятий Комплекс лечебной гимнастики назначают в соответствии с диагнозом, возрастом и функциональными возможностями ребенка; по мере освоения упражнений комплекс расширяется за счет включения новых упражнений специальной направленности и увеличения числа их повторений. В условиях стационара занятия проводятся преимущественно индивидуально, в палате или в кабинете реабилитации (предпочтительно). Продолжительность и место гимнастических упражнений в режиме дня могут сильно варьировать в зависимости от содержания и распорядка других реабилитационных мероприятий. В ряде случаев упражнения специальной направленности выделяют в отдельную процедуру (занятие в кабинете БОС или на тренажерах проводят в соответствии с расписанием). Обычно занятия с методистом продолжительностью около 40 мин проводят один раз в день, в первой половине дня. Рекомендуется проведение второго занятия полной длительности (60-90 мин) в вечернее время с методистом либо родителями пациента и повторение основных упражнений комплекса 4-6 раз в течение дня (по 12-15 мин). Пациенты с плегиями, как правило, не способны к самостоятельной интенсивной двигательной активности, поэтому увеличение нагрузки обеспечивается увеличением продолжительности при умеренной интенсивности занятия. Психофизические особенности детского возраста (быстрая утомляемость, невозможность продолжительной концентрации внимания, неприятие длительной монотонной деятельности) диктуют необходимость частой перемены деятельности и использования в занятиях игр или элементов игры. Например, ребенок 3-5 лет выполнит поочередное сгибание ног более эффективно, если при этом будет катать мишку и зайчика (кукол, машинки разных моделей и др.), закрепленных в области коленных или голеностопных суставов, устраивать между ними соревнования и т.д. Эмоционально более насыщенными являются групповые занятия, на которых 4-6 пациентов объединяют по возрасту либо двигательным возможностям; при этом для каждого ребенка с полной плегией или глубоким парапарезом (либо младшего возраста) и для детей с тетрапарезами необходим сопровождающий (родственники или персонал), обеспечивающий индивидуальную помощь и страховку. Исключительно важными условиями успешности групповых занятий являются наличие в группе положительного лидера, настроенность детей и их родителей на позитивные сдвиги, поощрение любых успехов. Положительный пример, совместные игры, здоровая соревновательность и доброжелательная обстановка позволяют проводить длительные занятия без эмоционального утомления. Хорошим фоном для занятий является музыкальное сопровождение. Место проведения занятий должно быть оборудовано теплым напольным покрытием (жесткие маты, татами) либо полом с подогревом. Во время занятий детям с нарушениями функций тазовых органов рекомендуется использовать памперсы, а на случай срочного переодевания в кабинете (зале) необходимо иметь ширму. Ниже представлены комплексы упражнений, предложенные разными авторами для занятий на разных этапах травматической болезни при разных уровнях поражения спинного мозга (табл. 8.17-8.21, учебник стр. 451-460). Лечебный массаж - метод механического воздействия на поверхностные ткани тела человека, производимого руками массажиста в виде определенных приемов либо специальными массажными аппаратами. При воздействии массажа улучшается кровообращение и лимфообращение в мышцах, суставах и окружающих их тканях; улучшается возбудимость и сократимость мышц; механическое воздействие на рецепторный аппарат мышц вызывает потоки афферентной импульсации к спинному мозгу, оказывая на него стимулирующее воздействие. Пациентам с плегиями массаж назначают с целью компенсации гиподинамии, предотвращения атрофии паретичных мышц, улучшения трофических и обменных процессов в тканях; специальной задачей массажа является снижение тонуса мышц при спастических и повышение при вялых параличах. Для больных с плегиями рекомендуют классический, сегментарный и точечный массаж. Лечебный массаж начинают с плегированных конечностей, затем переходят на массаж спины, груди и живота. Технические приемы лечебного массажа осуществляют в обычной последовательности: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание и вибрация (Тюрин A.M., 1995; Васечкин В.И., 1997), но методика их проведения при вялой и спастической плегиях существенно различается (табл. 8.22, учебник стр. 461). При спастических плегиях используют поглаживание, крупное потряхивание, очень медленное и неглубокое разминание, затем воздействуют на сегментарные зоны. Точечный массаж по тормозной методике используют в конце сеанса массажа либо как отдельную процедуру. Топография точек, рекомендуемых для расслабления мышц, детально описана В.К. Добровольским с соавт. (1986). Массаж проводят курсами по 20-30 процедур с перерывами. При вялой плегии используют интенсивное растирание, глубокое разминание, поколачивание, воздействие на сегментарные зоны. Завершают процедуру элементами точечного массажа по тонизирующему типу. Массаж должен быть умеренным и непродолжительным, но проводиться часто (до нескольких раз в день) длительными курсами с короткими перерывами. При плегиях обоих типов для стимуляции перестальтики кишечника используют круговые поглаживания живота; движения выполняют в одном направлении (по часовой стрелке) с легким надавливанием. Применение массажа для компенсации гиподинамии исключительно важно в период полного отсутствия самостоятельных движений; при появлении самостоятельной двигательной активности массаж используется преимущественно для коррекции тонуса мышц. Необходимость в массаже у пациентов с парезами сохраняется длительное время, у пациентов с полной плегией она практически постоянна, в связи с чем целесообразно обучать основным приемам массажа родственников пациента. 8.2.3. Дополнительные технические методы Шпербарическая оксигенация (оксибаротерапия) - лечение в барокамере с повышенным давлением. Лечебное действие метода основано на восстановлении напряжения кислорода (р02) в ишемизиро-ванной ткани мозга и мышцах, т.е. направлено одновременно на устранение причин ишемических нарушений и их проявления. Процедуры проводятся при давлении 1,2-2 атм в барокамерах различных типов (ОКА-МТ, БЛКС-301 и др.); лечебный курс составляет 8-15 сеансов по 40-60 мин в зависимости от проявлений лечебного эффекта и физического состояния пациента. Эффект оксибаротерапии проявляется после 3-5 процедур в виде усиления электрической активности в паретичных мышцах (данные ЭМГ), появления минимальных произвольных движений нижних конечностей (в большинстве случаев - движений пальцев ног), при наличии произвольных движений - увеличения их амплитуды. Использование оксибаротерапии значительно ускоряет процесс заживления трофических пролежней: отторжение гнойно-некротических масс наблюдается после 5-6-го сеанса, одновременно с очищением раны наблюдается активный процесс грануляции с последующей эпи-телизацией. В ходе оксибаротерапии отмечается улучшение физического самочувствия пациентов, проявляющееся в улучшении аппетита, нормализации сна, устранении депрессивного состояния (Беляев В.И., 2001; Мосенцев Н.Ф., 1995). Инструментальная вибрация - приложение к мышцам или сухожилиям вибровоздействий различной частоты (20-250 Гц), амплитуды (0,9-3 мм) и продолжительности с терапевтической целью (табл. 8.23, учебник стр. 463). Метод основан на неинвазивной стимуляции мышечных и кожных афферентов, раздражение которых рефлекторно влияет на состояние спинного мозга и мышц. Стимуляцию осуществляют в непрерывном режиме или с чередованием периодов активности и покоя (например, 3 мин стимуляция - 3 мин покой), продолжительность процедуры 12-15 мин. Клинический эффект метода основан на тоническом и фазическом вибрационных рефлексах (рефлекторной активации тонических либо фазических мышечных волокон), вызываемых при разной частоте стимуляции. Помимо напряжения в стимулируемой мышце, вибростимуляция может вызвать активность в мышце-антагонисте (эффект переключения). После прекращения вибровоздействий наблюдается эффект облегчения произвольных движений, обусловленный, вероятно, изменением состояния спинного мозга. Кроме того, вибрационное воздействие на мышцы и сухожилия имеет противоболевой и противоспастический эффекты. Лечебная электростимуляция Методы электростимуляции разнообразны и широко используются на разных этапах реабилитационного лечения пациентов с миелопатиями. По направленности процедур различают следующие виды ЭС: • направленная на восстановление двигательной функции; • восстановление урологических функций; • стимуляцию дыхания (диафрагмы); • противоболевая; • противоспастическая; • направленная на активизацию трофических процессов. По инвазивности различают неинвазивные методы с накожным приложениием ЭС и инвазивные, осуществляемые через электроды, имплантируемые в эпидуральное пространство, мышцы, нервы, ткань мозга. По количеству одновременно используемых каналов ЭС может быть одноканальной или многоканальной. Многоканальная ЭС классифицируется по характеру задаваемой активности: одновременная, последовательная, осуществляемая в соответствии с определенной программой и т.д. По приложению стимуляционных воздействий выделяют стимуляцию мышцы (мышечной ткани), двигательной точки (точка выхода двигательного нерва), нерва, корешка СМ, спинного мозга. Эффект, оказываемый ЭС, зависит от ее параметров: частоты, амплитуды (силы) стимула, длительности и характеристик фронта нарастания стимула. В зависимости от задач ЭС используют разные режимы стимуляции: одиночными стимулами, пачками импульсов, непрерывной стимуляцией при разных частотах, в том числе с модуляцией частот. Способы электростимуляции, используемые для решения некоторых типичных задач двигательной реабилитации, представлены в табл. 8.24, учебник стр. 464. Противопоказаниями к проведению ЭС являются злокачественные новообразования, лихорадочные состояния, острые воспалительные процессы, склонность к кровотечениям, выраженные нарушения сердечного ритма. Использование тренажеров Тренажеры - специальные устройства, предназначенные для развития определенных двигательных качеств и формирования либо восстановления двигательных навыков. Основными требованиями к тренажерам являются: физиологичностъ выполняемых упражнений, возможность их точно дозировать и контролировать эффект воздействия. Для разработки контрактур, развития силы мышц и силовой выносливости используют механотренажеры, среди которых различают блоковые и маятниковые. Для целенаправленной тренировки локомоторных возможностей используют тредмил, велотренажер и степпер, занятия на которых тренируют также сердечно-сосудистую систему и развивают силу и силовую выносливость мышц, обеспечивающих шагание. Тренажеры снабжены счетчиком времени, количества произведенных движений и мощности выполненой работы, многие из них снабжены устройством для измерения частоты сердечных сокращений. Тредмил (бегущая дорожка) - тренажер для тренировки ходьбы и бега, имеет регулировку скорости движения ленты и угла наклона. Степпер - тренажер с регулируемой нагрузкой для развития силы мышц ног, обеспечивающих ходьбу. Велотренажер - обеспечивает выполнение циклических движений в альтернирующем режиме. Тренажер для тренировки устойчивости вертикальной позы представляет собой стабилоплатформу с обратной связью. На дисплей выводится изображение общего центра тяжести, его смещения пациент отслеживает в реальном времени. Обучение и тренировка поддержания вертикальной позы осуществляется в игровой форме.
Практическая работа № 6 Цель – изучение особенностей методик двигательной реабилитации.
План. 1. Методы коррекции патологической ходьбы. 2. Лечебная гимнастика. 3. Лечебный массаж. 4. Дополнительные методы коррекции.
Задания. 1. Объясните необходимость методов двигательной реабилитации детей с поражением спинного мозга. 2. Какие упражнения необходимо использовать на занятиях лечебной гимнастикой. 3. Опишите особенности лечебного массажа для больных с данной патологией. 4. Какие дополнительные методы двигательной реабилитации можно применять при данной патологии. Самостоятельная работа Использование биологической обратной связи в реабилитации пациентов с поражением спинного мозга. Использование тренажеров.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.61 (0.011 с.) |