Алгоритм лечебно-восстановительного процесса больных с травмой спинного мозга (по Беляеву В.И., 2001) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм лечебно-восстановительного процесса больных с травмой спинного мозга (по Беляеву В.И., 2001)



Этапы лечения Параллельные лечебно-восстановительные мероприятия
    оздоровительно-восстановительные лечебно-электро-стимуляционные реабилитационно-двигательные
1-Й 1. Массаж. 2. Инструментальная вибрация. 3. Гипербарическая оксигенация 1. Медикамен­тозное и ЭС-лечение. 2. Противо­болевая ЭС 1. Дыхательная гимнастика. 2. Пассивная гимнастика конечностей
2-Й 1. Пассивное растяже­ние мышц. 2. Активная гимнас­тика со спортивными снарядами 1. ЭС мышц конечностей. 2. ЭС мышц спины и живота 1. Ортостатические тренировки. 2. Тренировки удержания вертикальной позы
3-Й Гимнастические упражнения с исполь­зованием тренажера с блочной системой Многоканаль­ная ЭС 1. Специальная подготовка и обучение технике ходьбы. 2. Тренировка ходьбы с опорными приспособлениями

Примечание: ЭС - электростимуляция.

На начальном этапе основное внимание уделяется медикамен­тозному и оздоровительному лечению, включая массаж и использо­вание инструментальных методов - вибрации и гипербарической ок-сигенации. Двигательный режим ограничен дыхательной гимнастикой и пассивными упражнениями для конечностей; широко используется электростимуляция органов и систем организма (компенсация дыха­тельной недостаточности, купирование боли, снижение трофических расстройств).

На втором этапе используются пассивные и активные гимнасти­ческие упражнения, в том числе со спортивными снарядами; активно применяется электростимуляция мышц конечностей, спины и живо­та; проводятся ортостатические тренировки и тренировки удержания вертикальной позы.

Содержанием третьего, заключительного, этапа комплексного лечения являются интенсивная силовая тренировка на тренажере с блочной системой, многоканальная электростимуляция, обучение тех­нике ходьбы и ее тренировка с различными опорными приспособле­ниями. Эту систему реабилитационного лечения пациентов с плеги-ями на сегодня можно считать официально признанной.

Результатом 25-летнего труда коллектива ЦНИИ протезирования под руководством А.С. Витензона стал метод искусственной коррек­ции патологической ходьбы. Метод состоит в функциональной элект­ростимуляции мышц ног, осуществляемой во время ходьбы в соответ­ствии с фазами шагового цикла. Программируемая стимуляция подается на ослабленные группы мышц, синхронизация фаз цикла производится с помощью гониометрической системы по углам в коленных суставах. Ежедневные продолжительные (не менее 30 мин) тренировки позволя­ют увеличить силу сокращения паретичных мышц, корригировать последовательность их включения и продолжительность активности (Витензон А.С, 1998; Витензон А.С. с соавт., 1999; Миронов Е.М., 1986, 1999, 2000), обеспечивая изменение стереотипа ходьбы.

Метод может применяться у пациентов, сохранивших возбуди­мость мышц и подвижность суставов, достаточную для осуществле­ния шагания, способных к поддержанию вертикальной позы и само­стоятельному передвижению с внешней поддержкой на расстояние не менее 15 м.

Метод динамической проприоцептивной коррекции разработан в Институте медико-биологических проблем для компенсации гипоки­незии в условиях невесомости. Он основан на использовании специ­ально сконструированного костюма («Пингвин»), создающего осевую нагрузку и компенсирующего дефицит опорной и проприоцептивной информации (Афанасенко и др., 1992). Метод оказался эффектив­ным для коррекции двигательных расстройств при детском цереб­ральном параличе и последствиях спинно-мозговой травмы, его кор­ригирующий эффект обусловлен воздействием потока афферентной информации на центральную нервную систему, в первую очередь на спинной мозг.

Сильная отечественная школа кинезитерапии при травме спинно­го мозга сложилась в Новокузнецке (Потехин Л.Д., 1989, 2001; Коно­валова Н.Г., 2001), где широко используют разнообразные авторские разработки: ортостол и тренажер «спортивные качели» для восста­новления вертикальной позы, платформу Найдина для тренировки мышц туловища, коленоупоры, смонтированные в виде калитки в па­раллельных брусьях, тренировку с помощью резиновых тяг; разрабо­таны оригинальные режимы электростимуляции спинного мозга.

В 1989 г. в Канаде для лечения парализованных пациентов был предложен метод тренировки ходьбы в подвесной парашютной систе­ме (Barbeau Н., 1989). С помощью частичной вертикальной разгрузки пациентам создавали условия для безопасного поддержания верти­кальной позы и облегченные условия для ходьбы. Установлено, что спинной мозг человека определенным образом распознает сенсорную информацию, связанную с вертикальной (гравитационной) нагруз­кой. В норме перенос веса тела на опорную ногу создает временную разгрузку безопорной ноги и облегчает ее перенос. Сходным образом вертикальная разгрузка в парашютной системе создает облегченные условия для шагания обеих ног. Экспериментально установлено, что вертикальная разгрузка на 40% от веса тела пациента является опти­мальной.

Революционным оказалось объединение вертикальной разгруз­ки в подвесной системе и тренировок на тредмиле (бегущая дорож­ка), получившее название тредмил-терапии с частичной вертикаль­ной разгрузкой (Stewart J.E. с соавт., 1989; Wernig A., Muller S., 1992; Barbeau Н., Rossignol S., 1994; Wernig А. с соавт., 1995; Dietz V. с соавт., 1994, 1995, 1998). Для проведения тренировочного занятия парализованного пациента помещают в подвесную систему, располо­женную над тредмилом; вертикальная разгрузка обеспечивается ме­ханической блочной или пневмосистемой. Справа и слева от пациен­та располагаются два методиста, пассивно осуществляющие «шагание» ног пациента, длительность процедуры составляет 20-40 мин. В ходе тренировочных занятий пассивное «шагание» последовательно сме­няется пассивно-активным, активным с помощью, а затем - активным шаганием. Тренирующий эффект тредмил-терапии связывают с сис­тематической активацией спинальных локомоторных генераторов, осуществляемой через афферентный вход - от рецепторов (мы­шечных, кожных, суставных) ног, совершающих ритмические дви­жения.

Эффект тредмил-терапии может усиливаться дополнительным использованием фармакологической стимуляции локомоторных воз­можностей. Использование на фоне интенсивных тренировок на тред-миле препаратов клонидина и ципрогептадина (в дозах ниже терапев­тических) улучшает качество ходьбы за счет снижения спастической и усиления локомоторной активности (Fung J. с соавт., 1990).

Детальный анализ методов реабилитации, используемых в веду­щих реабилитационных центрах Канады и США (Barbeau Н„ 1998), показал наибольшую эффективность сочетания тренировки на тред-миле с вертикальной разгрузкой в парашютной системе по сравнению с традиционными методами реабилитации. По данным A. Wernig, проанализировавшего результаты тредмил-терапии более чем у 1200 парализованных, эффективность метода составляет около 70%, улуч­шение общего состояния наблюдалось у всех пациентов, случаев ухуд­шения не отмечено. Высокая эффективность метода у пациентов с неполной плегией отмечена многими авторами (A. Wernig, V. Dietz, Н. Barbeau, V.R. Edgerton и др.), причем при использовании не только в раннем, но и в позднем периоде травматической болезни. Те же авторы отмечают отсутствие двигательного прогресса у пациентов с полной плегией.

Другим направлением в лечении параплегии стало развитие методов электростимуляции спинного мозга (ЭССМ). С 1970-х гг. ЭССМ использовалась как противоболевое и противоспастическое средство (Лившиц Л.Я., 1976; Лившиц А.В., 1990), с 1984 г. эпиду-ральная ЭССМ стала использоваться для восстановления двигатель­ной активности у пациентов с плегиями на базе СПбНИИ фтизио-пульмонологии под руководством Ю.Т Шапкова и А.Е. Гарбуза, с 1993 г. под патронажем К.Н. Коваленко началось использование ЭССМ у детей. Результатом этих работ стало создание метода ЭССМ с эффектом шагания ног (Шапков Ю.Т. и др., 1995; Шапкова Е.Ю. и др., 1996).

Метод заключается в инициации поочередных шагоподобных дви­жений ног эпидуральной либо накожной электростимуляцией локо­моторной зоны поясничного утолщения. Процедуры осуществляются в положении пациента лежа на спине с подвешенными в облегченном положении ногами, т.е. не требуют поддержания вертикальной позы. Параметры ЭССМ (частота, сила стимула) подбираются индивиду­ально, по достижению двигательного эффекта: поочередности дви­жений ног и их наибольшей амплитуде. Длительность процедуры 40-180 мин, средняя продолжительность курса 2,5-3 мес, при необ­ходимости используются повторные курсы ЭССМ с интервалом 6-9 мес, для хронически парализованных пациентов возможна по­стоянная электростимуляция с использованием имплантируемого подкожно радиочастотного микростимулятора.

Тренирующий эффект метода обусловлен возможностью вызы­вать продолжительные, интенсивные, максимально приближенные к естественным шагоподобные движения ног у пациентов, полностью или частично утративших произвольный контроль движений. Вы­званная ЭССМ шагоподобная активность может продолжаться длительное время (до 2-3 ч) без признаков утомления, напротив, с выраженным эффектом потенциации - увеличением амплитуды дви­жений. После прекращения стимуляции наблюдается снижение спа­стической активности и облегчение произвольных движений; у паци­ентов, способных к ходьбе, выявлено выраженное облегчение ходьбы. Кумулятивный эффект включает улучшение чувствительности, конт­роля функции тазовых органов, восстановление объема мышечной массы, изменение тонуса мышц (снижение при повышенном и повы­шение при низком), восстановление ходьбы у пациентов с неполной плегией и прогресс двигательных функций разной степени, позволя­ющий перевести 70% пациентов из категории «полная плегия» в раз­ряд «неполная».

Дополнительным методом стимуляции спинного мозга стала проприоспинальная стимуляция спинальных локомоторных центров

(Шапкова Е.Ю., 1997). Метод состоит в инициации шагоподобных движений ног энергичными ритмичными движениями рук, имитиру­ющими движения рук при беге, в положении пациента лежа на спине или в вертикальном положении в подвесной парашютной системе. Вызванные движения ног появляются после нескольких циклов дви­жений рук уже на первом-третьем занятиях. Стимуляцию проводят несколько раз в день по 10-15 мин.

Метод основан на наличии онтогенетически древних связей меж­ду шейным и поясничным утолщениями спинного мозга человека, обеспечивающих координацию движений верхних и нижних конеч­ностей, аналогично координации передних и задних конечностей у тетрапедальных животных. Метод прост, не требует сложного обору­дования и исключительно эффективен для пациентов с плегиями, включая полные плегии, обеспечивая пациенту минимальную само­стоятельную двигательную активность.

Таким образом, к настоящему времени отечественными и зару­бежными школами реабилитации накоплен значительный арсенал средств и методов реабилитационного лечения пациентов с плегиями. Существующие методы можно условно разделить на традиционные, включающие массаж, лечение положением, пассивные и активные движения ног, активные упражнения для сохранных мышечных групп, ходьбу с дополнительной опорой; дополнительные технические мето­ды - оксибаротерапия, инструментальная вибрация, электростимуля­ция паретичных мышц; тренажерные методы - велотренажер, трена­жер для тренировки вертикальной позы, тренировка паретичных мышц с помощью биологической обратной связи и т.д.; специальные мето­ды стимуляции локомоторной активности, включающие программи­руемую электростимуляцию мышц в ходьбе, ходьбу в подвесной па­рашютной системе, тренировку на тредмиле, фармакологическую стимуляцию локомоторных возможностей, инициацию локомотор­ной активности естественной проприоспинальной стимуляцией и элект­ростимуляцией спинного мозга.

Традиционные методы

Лечебная гимнастика

Гимнастическими, по определению В.П. Правосудова (1980), на­зываются упражнения, характеризующиеся искусственным сочетани­ем движений и выполняемые из определенных исходных положений с точно определенными траекторией, амплитудой и скоростью.

Гимнастические упражнения классифицируются по следующим признакам:

• анатомическому - упражнения для мышц спины, конечностей и т.д.;

• методической направленности - для развития мышечной силы, подвижности в суставах, координации движений, улучшения функ­ции дыхания, сердечно-сосудистой системы и т.д.;

• характеру работы мышц - статические и динамические;

• характеру активности - активные упражнения (выполняемые самим пациентом), активно-пассивные движения (выполняемые паци­ентом с внешней помощью) и пассивные (выполняемые методистом).

По характеру решаемых задач физические упражнения, применя­емые при лечении пациентов с плегиями, можно условно разделить на три группы.

1. Упражнения общетонизирующей направленности. Они вклю­чают активные движения для сохранных групп мышц, обеспечиваю­щие доступный уровень двигательной активности и тренировку сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем.

2. Упражнения профилактической направленности. Включают активные и пассивные движения, используемые для профилактики осложнений. Комплексы упражнений дыхательной гимнастики в ост­ром периоде травматической болезни являются профилактикой застойных пневмоний. Позднее, в промежуточном периоде, упраж­нения с акцентированным дыханием используются для активизации дыхательной мускулатуры и профилактики снижения дыхатель­ного объема. Пассивные и пассивно-активные движения в суставах являются профилактикой контрактур; пассивные движения при пол­ных плегиях используют для предотвращения пролежней; ранняя вертикализация пациента является профилактикой развития остео-пороза и т.д.

3. Специальные упражнения, воздействующие на двигательный дефект. Двигательным дефектом при полных плегиях является отсутствие управляемости, при неполных - снижение силы мышц. В соответствии с этим все упражнения, направленные на восстановле­ние управляемости и развитие силы паретичных мышц, рассматрива­ются как специальные. При выявлении вторичных дефектов, напри­мер контрактур, упражнения для восстановления подвижности в суставах становятся специальными.

Специальные упражнения могут включать упражнения с отяго­щением (преодоление сопротивления методиста, использование эс­пандера, резинового бинта), приседания, упражнения на тренажерах (велотренажер, степпер, тренажер с блочной системой), упражнения с биологической обратной связью для развития статических и дина­мических напряжений.

При спастических нижних парапарезах ведущим двигательным дефектом может быть не снижение силы, а нарушение координации между активностью мышц-сгибателей и разгибателей. В этом случае специальными также будут упражнения на расслабление мышц и формирование координации между мышцами - функциональными антагонистами.

Организация, продолжительность и формы проведения занятий

Комплекс лечебной гимнастики назначают в соответствии с ди­агнозом, возрастом и функциональными возможностями ребенка; по мере освоения упражнений комплекс расширяется за счет включения новых упражнений специальной направленности и увеличения числа их повторений. В условиях стационара занятия проводятся преиму­щественно индивидуально, в палате или в кабинете реабилитации (предпочтительно). Продолжительность и место гимнастических уп­ражнений в режиме дня могут сильно варьировать в зависимости от содержания и распорядка других реабилитационных мероприятий. В ряде случаев упражнения специальной направленности выделяют в отдельную процедуру (занятие в кабинете БОС или на тренажерах проводят в соответствии с расписанием). Обычно занятия с методи­стом продолжительностью около 40 мин проводят один раз в день, в первой половине дня. Рекомендуется проведение второго занятия полной длительности (60-90 мин) в вечернее время с методистом либо родителями пациента и повторение основных упражнений ком­плекса 4-6 раз в течение дня (по 12-15 мин).

Пациенты с плегиями, как правило, не способны к самостоятель­ной интенсивной двигательной активности, поэтому увеличение на­грузки обеспечивается увеличением продолжительности при умерен­ной интенсивности занятия. Психофизические особенности детского возраста (быстрая утомляемость, невозможность продолжительной концентрации внимания, неприятие длительной монотонной деятель­ности) диктуют необходимость частой перемены деятельности и ис­пользования в занятиях игр или элементов игры. Например, ребенок 3-5 лет выполнит поочередное сгибание ног более эффективно, если при этом будет катать мишку и зайчика (кукол, машинки разных моделей и др.), закрепленных в области коленных или голеностопных суставов, устраивать между ними соревнования и т.д.

Эмоционально более насыщенными являются групповые занятия, на которых 4-6 пациентов объединяют по возрасту либо двигатель­ным возможностям; при этом для каждого ребенка с полной плегией или глубоким парапарезом (либо младшего возраста) и для детей с тетрапарезами необходим сопровождающий (родственники или пер­сонал), обеспечивающий индивидуальную помощь и страховку. Ис­ключительно важными условиями успешности групповых занятий являются наличие в группе положительного лидера, настроенность детей и их родителей на позитивные сдвиги, поощрение любых успе­хов. Положительный пример, совместные игры, здоровая соревнова­тельность и доброжелательная обстановка позволяют проводить длительные занятия без эмоционального утомления. Хорошим фоном для занятий является музыкальное сопровождение.

Место проведения занятий должно быть оборудовано теплым напольным покрытием (жесткие маты, татами) либо полом с подогре­вом. Во время занятий детям с нарушениями функций тазовых орга­нов рекомендуется использовать памперсы, а на случай срочного пе­реодевания в кабинете (зале) необходимо иметь ширму.

Ниже представлены комплексы упражнений, предложенные раз­ными авторами для занятий на разных этапах травматической болез­ни при разных уровнях поражения спинного мозга (табл. 8.17-8.21, учебник стр. 451-460).

Лечебный массаж - метод механического воздействия на поверх­ностные ткани тела человека, производимого руками массажиста в виде определенных приемов либо специальными массажными аппаратами. При воздействии массажа улучшается кровообращение и лимфообра­щение в мышцах, суставах и окружающих их тканях; улучшается воз­будимость и сократимость мышц; механическое воздействие на рецепторный аппарат мышц вызывает потоки афферентной импульсации к спинному мозгу, оказывая на него стимулирующее воздействие.

Пациентам с плегиями массаж назначают с целью компенсации гиподинамии, предотвращения атрофии паретичных мышц, улучше­ния трофических и обменных процессов в тканях; специальной зада­чей массажа является снижение тонуса мышц при спастических и повышение при вялых параличах. Для больных с плегиями рекомен­дуют классический, сегментарный и точечный массаж.

Лечебный массаж начинают с плегированных конечностей, затем переходят на массаж спины, груди и живота. Технические приемы лечебного массажа осуществляют в обычной последовательности: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание и вибрация (Тюрин A.M., 1995; Васечкин В.И., 1997), но методика их проведения при вялой и спастической плегиях существенно различается (табл. 8.22, учебник стр. 461).

При спастических плегиях используют поглаживание, крупное потряхивание, очень медленное и неглубокое разминание, затем воз­действуют на сегментарные зоны. Точечный массаж по тормозной методике используют в конце сеанса массажа либо как отдельную процедуру. Топография точек, рекомендуемых для расслабления мышц, детально описана В.К. Добровольским с соавт. (1986). Массаж про­водят курсами по 20-30 процедур с перерывами.

При вялой плегии используют интенсивное растирание, глубокое разминание, поколачивание, воздействие на сегментарные зоны. За­вершают процедуру элементами точечного массажа по тонизирующе­му типу. Массаж должен быть умеренным и непродолжительным, но проводиться часто (до нескольких раз в день) длительными курсами с короткими перерывами.

При плегиях обоих типов для стимуляции перестальтики кишеч­ника используют круговые поглаживания живота; движения выполня­ют в одном направлении (по часовой стрелке) с легким надавливанием.

Применение массажа для компенсации гиподинамии исключи­тельно важно в период полного отсутствия самостоятельных движе­ний; при появлении самостоятельной двигательной активности мас­саж используется преимущественно для коррекции тонуса мышц. Необходимость в массаже у пациентов с парезами сохраняется дли­тельное время, у пациентов с полной плегией она практически посто­янна, в связи с чем целесообразно обучать основным приемам масса­жа родственников пациента.

8.2.3. Дополнительные технические методы Шпербарическая оксигенация (оксибаротерапия) - лечение в ба­рокамере с повышенным давлением. Лечебное действие метода осно­вано на восстановлении напряжения кислорода (р02) в ишемизиро-ванной ткани мозга и мышцах, т.е. направлено одновременно на устранение причин ишемических нарушений и их проявления. Про­цедуры проводятся при давлении 1,2-2 атм в барокамерах различных типов (ОКА-МТ, БЛКС-301 и др.); лечебный курс составляет 8-15 сеансов по 40-60 мин в зависимости от проявлений лечебного эф­фекта и физического состояния пациента.

Эффект оксибаротерапии проявляется после 3-5 процедур в виде усиления электрической активности в паретичных мышцах (данные ЭМГ), появления минимальных произвольных движений нижних ко­нечностей (в большинстве случаев - движений пальцев ног), при наличии произвольных движений - увеличения их амплитуды. Ис­пользование оксибаротерапии значительно ускоряет процесс зажив­ления трофических пролежней: отторжение гнойно-некротических масс наблюдается после 5-6-го сеанса, одновременно с очищением раны наблюдается активный процесс грануляции с последующей эпи-телизацией. В ходе оксибаротерапии отмечается улучшение физичес­кого самочувствия пациентов, проявляющееся в улучшении аппетита, нормализации сна, устранении депрессивного состояния (Беляев В.И., 2001; Мосенцев Н.Ф., 1995).

Инструментальная вибрация - приложение к мышцам или сухожилиям вибровоздействий различной частоты (20-250 Гц), амплитуды (0,9-3 мм) и продолжительности с терапевтической целью (табл. 8.23, учебник стр. 463). Метод основан на неинвазивной стимуляции мышечных и кожных афферентов, раздражение которых рефлекторно влияет на состояние спинного мозга и мышц. Стимуляцию осущест­вляют в непрерывном режиме или с чередованием периодов ак­тивности и покоя (например, 3 мин стимуляция - 3 мин покой), продолжительность процедуры 12-15 мин. Клинический эффект метода основан на тоническом и фазическом вибрационных рефлек­сах (рефлекторной активации тонических либо фазических мышеч­ных волокон), вызываемых при разной частоте стимуляции. Помимо напряжения в стимулируемой мышце, вибростимуляция может вы­звать активность в мышце-антагонисте (эффект переключения). После прекращения вибровоздействий наблюдается эффект облегчения про­извольных движений, обусловленный, вероятно, изменением состоя­ния спинного мозга. Кроме того, вибрационное воздействие на мышцы и сухожилия имеет противоболевой и противоспастический эффекты.

Лечебная электростимуляция

Методы электростимуляции разнообразны и широко использу­ются на разных этапах реабилитационного лечения пациентов с миелопатиями.

По направленности процедур различают следующие виды ЭС:

• направленная на восстановление двигательной функции;

• восстановление урологических функций;

• стимуляцию дыхания (диафрагмы);

• противоболевая;

• противоспастическая;

• направленная на активизацию трофических процессов.

По инвазивности различают неинвазивные методы с накожным приложениием ЭС и инвазивные, осуществляемые через электроды, имплантируемые в эпидуральное пространство, мышцы, нервы, ткань мозга.

По количеству одновременно используемых каналов ЭС может быть одноканальной или многоканальной. Многоканальная ЭС клас­сифицируется по характеру задаваемой активности: одновременная, последовательная, осуществляемая в соответствии с определенной программой и т.д.

По приложению стимуляционных воздействий выделяют стиму­ляцию мышцы (мышечной ткани), двигательной точки (точка выхода двигательного нерва), нерва, корешка СМ, спинного мозга.

Эффект, оказываемый ЭС, зависит от ее параметров: частоты, амплитуды (силы) стимула, длительности и характеристик фронта нарастания стимула. В зависимости от задач ЭС используют разные режимы стимуляции: одиночными стимулами, пачками импульсов, непрерывной стимуляцией при разных частотах, в том числе с моду­ляцией частот.

Способы электростимуляции, используемые для решения неко­торых типичных задач двигательной реабилитации, представлены в табл. 8.24, учебник стр. 464.

Противопоказаниями к проведению ЭС являются злокачествен­ные новообразования, лихорадочные состояния, острые воспалитель­ные процессы, склонность к кровотечениям, выраженные нарушения сердечного ритма.

Использование тренажеров

Тренажеры - специальные устройства, предназначенные для развития определенных двигательных качеств и формирования либо восстановления двигательных навыков. Основными требованиями к тренажерам являются: физиологичностъ выполняемых упражнений, возможность их точно дозировать и контролировать эффект воздей­ствия. Для разработки контрактур, развития силы мышц и силовой вы­носливости используют механотренажеры, среди которых различают блоковые и маятниковые. Для целенаправленной тренировки локомо­торных возможностей используют тредмил, велотренажер и степпер, занятия на которых тренируют также сердечно-сосудистую систему и развивают силу и силовую выносливость мышц, обеспечивающих ша­гание. Тренажеры снабжены счетчиком времени, количества произве­денных движений и мощности выполненой работы, многие из них снаб­жены устройством для измерения частоты сердечных сокращений.

Тредмил (бегущая дорожка) - тренажер для тренировки ходьбы и бега, имеет регулировку скорости движения ленты и угла наклона.

Степпер - тренажер с регулируемой нагрузкой для развития силы мышц ног, обеспечивающих ходьбу.

Велотренажер - обеспечивает выполнение циклических движе­ний в альтернирующем режиме.

Тренажер для тренировки устойчивости вертикальной позы пред­ставляет собой стабилоплатформу с обратной связью. На дисплей выводится изображение общего центра тяжести, его смещения паци­ент отслеживает в реальном времени. Обучение и тренировка поддер­жания вертикальной позы осуществляется в игровой форме.

 

Практическая работа № 6

Цель – изучение особенностей методик двигательной реабилитации.

 

План.

1. Методы коррекции патологической ходьбы.

2. Лечебная гимнастика.

3. Лечебный массаж.

4. Дополнительные методы коррекции.

 

Задания.

1. Объясните необходимость методов двигательной реабилитации детей с поражением спинного мозга.

2. Какие упражнения необходимо использовать на занятиях лечебной гимнастикой.

3. Опишите особенности лечебного массажа для больных с данной патологией.

4. Какие дополнительные методы двигательной реабилитации можно применять при данной патологии.

Самостоятельная работа

Использование биологической обратной связи в реабилитации пациентов с поражением спинного мозга. Использование тренажеров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.07 с.)