Уровень физической подготовленности учащихся 11—15 лет 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень физической подготовленности учащихся 11—15 лет




Таблица 12


 

Физиче- Контрольное упражнение Воз- Мальчики Девочки
ские (тест) раст, Уровень
соСпости     низкий средний высокий шгжий средний высокий
Скоро- Бег 30 м, с 6,3 и выше 6,t-5,5 5,0 и ниже 6,4 и пышс 6,3-5,7 5,1 и ниже
стные   6,0 5,8-5,4 4,9 6,2 6,0-5,4 5,0
    5,9 5.6-5,2 4,8 6,3 6,2-5,5 5,0
    5,8 5,5-5, 1 4,7 6,1 5,9-5,4 4,9
    5,5 5,3-4,9 4,5 6,0 5,8-5,3 4,9
Коорди- Челночный II 9,7 и выше 9,3-8,8 8,5 и ниже 10,1 и выше 9,7-9,3 8,9 и ниже
наци- бег 3x10 м, с 9,3 9,0—8,6 8,3 10,0 9,6-9,1 8,8
онные   9,3 9,0-8,6 8,3 10,0 9,5-9,0 8,7
    9,0 8,7-8,3 8,0 9,9 9,4-9,0 8,6
    8.6 8.4-8.0 7,7 9,7 9,3-8,8 8,5
Скчро- Прыжки в длину с места, ем ]] ] 4() и ниже 160-180 195 и выше 130 и ниже 150-175 185 и выше
СТМО-   165-180 155-175
силоные   170-190 160-180
    180-195 160-180
    190-205 165-185
Выносли- 6-минутный бег, м И 900 и ниже 1000-1100 1300 и выше 700 и ниже 650-1000 1100 и выше
вость   1100-1200 900-1050
    1150-1250 950-1100
    1200-1300 1000-1150
    1250-1350 1050-1200
Гибкость Наклон вперед из положения 2 и ниже 6-8 10 и выше 4 п ниже 8-10 15,0 и выше
  сидя, см 6-8 10,0 9-11 16,0
    5-7 9,0 10-12 18,0
    7-9   12-14 20,0
    8-10 12.0 12-14 20,0

Силовые Поллягшкише ir;i пысокой 4-5 6 и выше 4 и ниже 10-14 19 и выше
  перекладине из лиса (мальчики), 4-6 11-15
  количество раз; на низкой 5-6 12-15
  перекладине из виса лежа 6-7 13-15
  (девочки), количество раз 7-8 12-13

Табл и ца 13

Уровень физической подготовленности учащихся 16—17 лет

 

 

 

Физиче­ские спо­собности Контрольное упражнение (тест) Воз­раст, лет Мальчики Девочки
Уровень
НИЗКИЙ средний высокий низкий средний высокий
Скоро­стные Бег 30 м, с 16 17 5,2 и ниже 5.1 5,1-4,8 5,0-4.7 4,4 и выше 4,3 6,1 и ниже 6,1 5,9-5,3 5,9-5,3 4,8 и выше 4,8
Коорди­наци­онные Челночный бег 3x10 м, с 16 17 8,2 и ниже 8,1 8,0-7,6 7,9-7.5 7.3 и выше 7,2 9,7 и ниже 9,6 9,3-8,7 9,3-8,7 8,4 и выше 8,4
Скоро-стпо-силопые Прыжки в длину с места, см 180 и ниже 195-2J0 205-220 230 л выше 240 160 и ниже 160 170-190 170-190 210 и выше 210
Выносли­вость 6-минутный бег, м 16 17 1100 и ниже 1300-1400 1300-1400 1500 и выше 1500 900 и ниже 1050-1200 1050-1200 1300 и выше 1300
Гибкость Наклон вперед из положения стоя, см 16 17 5 и ниже 9—12 9-12 15 и выше 15 7 и ниже 7 12-14 20 и выше 20
Силолыс Подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши), количество раз; на низкой перекладине из виса лежа (деиушки), количество раз 4 и ниже 5 9-10 11 и выше 12 6 и ниже 6 13-15 13-15 18 и выше 18

Таблица 14 Сводная таблица нормативных оценок уровня физической подготовленности учащихся I—XI классов

 

Возраст, Мальчики Девочки
лет Уровень подготовлен мости
  высокий средний низкий высокий средний низкий
]
      Бег 1000 и (мин, с)    
6,00 и ниже 6,01-9,01 9,02 и выше 6,10 и ниже 6,П-9,Ю 9,11 и выше
5,45 и ниже 5,46-8,45 8,46 и выше 6,00 и ниже 6,01-9,09 9,10 и выше
5,36 и ниже 5,37—8,30 8,31 и выше 5,50 и ниже 5,51-8,50 8,51 и выше
5,16 и ниже 5,17-8,15 8,16 и выше 5,40 и ниже 5,41-8,40 8,41 и выше
5,00 и ниже 5,01-8,00 8,01 и выше 5,30 и ниже 5.31-8,30 8,31 и выше
4,46 и ниже 4,47-7,45 7,46 и выше 5,20 и ниже 5.21-8,20 8,21 и выше
4,30 и ниже 4,31-7.30 7,31 и выше 5,10 и ниже 5,11-8,10 8.11 и выше
4.20 и ниже 4,21-7.15 7,16 и выше 5,00 и ниже 5,01-8,00 8,01 и выше
4,10 и ниже 4,11-7,00 7.01 и выше 4,50 и ниже 4,51-7,50 7,51 и выше
3,55 и ниже 3,56-6.45 6,46 и выше 4,40 и ниже 4,41-7,40 7,41 и выше
3,36 и ниже 3,37-6.30 6,31 и выше 4.30 и ниже 4,31-7,30 7,31 и выше
3,20 и ниже 3,21-6,15 6,16 и выше 4,20 и ниже 4,21-7,20 7,21 и выше
  Челночный бег 10 х5м(с)
19,5 и ниже 19,6-25,0 25,1 и выше 19,6 и ниже 19,7-27,7 27,8 и выше
19,0 и ниже 19,1-24,5 24,6 и выше 19,4 и ниже J 9,5-26,5 26,6 и выше
18,6 и ниже 18,7-24,6 24,7 и выше 19.3 и ниже 19,4-26,3 26,4 и выше
18,4 и ниже 18.5—23,5 23,6 и выше 19,2 и ниже 19.3-26,1 26,2 и выше
17,8 и ниже 17,9-22,0 22,1 и выше 19,1 и ниже 19,2-25,9 26,0 и выше

I


 

 

 

 

  и «   о                                        
из 4 У У   э                 V V           ч    
  .a   ^2         * *     л       *         А   * *
  я а я   Я а             я     я           т. X  
  Я п я г:   я   ■х   я   X X   _ X X       Я X я Я
oo SO м- гч Г-- SD   я Я я Я X я я я Я X       я я X X
  4-     гч ГЛ ГЧ       so   со OS   СУ, OS OS       г^ со ОО оо
гч гч гч гч гч ГЧ ГЧ                                    
l-~ »n fl   SO о in                                    
  гч "Ч-гч гч Ci гч Г-1 ГЧ 0—22 и OS   Cl   Os 0-19 0-19 os OS ГЧ гч   tn SO sn г--
  о os г-- 1-1 X t     т О   О   гч   т            
OS   □0 со DO со со ш   п         1                 3,
                                                 
                                        с.        
i иже ЭЖИ иже ЭЖИ иже иже   u 3 и о V я Н о Э   a U ОГП ;ство э и UJ
    т т X X Я!     А .п   А     -3 А         А   •Ж
  X             m а   а       я   X   Я я л
                                                 
                                                 
Cs оо оо ос оо оо       гч     С5 о     О гч     SO     со
                                        и        
                                        о        
О   и « ч>   «                           га        
R ч =1 Ч d       и к) «>   а)               (1) и  
-2 а       -0                     * *            
Я m (0 я а а ю   я                   я я     Я Я я
  Я X Я я я     X 2. X X z:   ■х я     с;   X X J-
Os со   _ чо _ SO   я я х Я я я я я X X я я   Я я я я
  _ , _         "—' гч     ч-   1Г>   SIJ SD ■? оо Cs
    ГЧ <4   гч                             9i        
              с                         rt        
              о                                
                                                 
              и                                  
                                                 
DC г- М-1 О in о in X                                  
ГЧ   гч о гч о гч os ё     <п so   ос OS О - гч г^   SO г~ со  
    | I         !                                                
IO О со "Ч- о со     гч г*1       V~i >п               о О
  г- so so SO   VI X                                  
              Й                                  
              н                                  
              о'                                  
  эжи ЭЖИ иже иже иже иже   ы   и 0J     О a о о 3 и   ЭШ 1ШС и ЭГП1
  z     "-   А   Л я я   А а я я я а а     н я я
  ел г- in   OS           я Я я я   я X s ь;   X X •*■  
  sO so so so   >п   СП   ш г- ос OS                  
    гч     in       so   ос OS о - (4   ■ч- VI sD г-   so   со os
                                                                           

Принцип всестороннего развития личности предусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наи­большего всестороннего физического развития (пропорциональ­ное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и фи­зических качеств).

Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной прак­тикой ориентирует на использование в физическом воспитании детей школьного возраста таких средств, которые наиболее эф­фективно готовят их к предстоящей трудовой и военной деятель­ности. К ним относятся прежде всего жизненно важные, в осо­бенности прикладные упражнения.

Принцип оздоровительной направленности предусматривает применение средств, обладающих наибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью, т.е. эффектив­ных для укрепления здоровья и обеспечения нормального функ­ционирования всех систем организма. Такими средствами являют­ся прежде всего циклические упражнения, а также оздоровитель­ные силы природы и гигиенические факторы.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические спо­собности, повышать адаптивные свойства организма, восстанав­ливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из сле­дующих разделов школьной программы.

1. Гимнастика.Основная гимнастика в наибольшей степени
обеспечивает общую физическую подготовку, а также является
школой двигательной культуры, так как формирует у детей спо­
собность управлять своими движениями координирование, точ­
но, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к
основной гимнастике, позволяет успешно решать образователь­
ные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражне­
ние гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам
нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому
она обладает большими педагогическими возможностями.

2. Легкая атлетика.Арсенал основных средств из раздела лег­
кой атлетики составляют самые распространенные и жизненно
важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Сред­
ства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне раз­
вивающим фактором, так как с их помощью можно совершен­
ствовать все физические качества, многие функции организма,
Прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кро-
А-ге того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной
Дозировке нагрузки.

3. Ходьба на лыжах.Этот вид двигательной деятельности явля­
ется очень эффективным прикладным, развивающим и оздорови-
Т средством физического воспитания. Приходьбе на лы-


Окончание таблицы

 

ю 21 и выше Л-20 10 и ниже 1 8 и выше 9-17 8 и ниже
22 и выше 11-21 10 и ниже 19 и выше 10-18 9 и ниже
23 и выше 12-22 11 и ниже 19 и выше 10-18 9 и ниже
24 и выше 12-23 11 и ниже 20 и выше 10-19 9 и ниже
25 и выше 13-24 12 и ниже 20 и выше 10-19 9 и ниже
(5 26 и выше 13-25 12 и ниже 21 и выше 11-20 10 и миже
27 и выше 14-26 13 и ниже 21 и выше 11-20 10 и ниже
28 и выше 15-27 14 п ниже 22 и выше 11-21 10 и ниже
  Наклон вперед из положения сидя (см)  
б 6 и выше 3-5 2 и миже 11 и выше 6-10 5 и ниже
7 и выше 4-6 3 л ниже 12 и выше 6-11 5 и ниже
8 и выше 4-7 Зи ниже 12 и выше 6-11 5 и ниже
9 и выше 5-8 4 и ниже 13 и выше 7-12 6 и ниже
10 и выше 5-9 4 и ниже 14 и выше 7-13 6 и ниже
1 [ и выше 6-10 5 и ниже 15 и выше 8-14 7 и ниже
12 и выше 6-11 5 и ниже 16 и выше 8-15 7 и ниже
13 И выше 7-12 6 и ниже !7 и выше 9-16 8 и ниже
14 и выше 7-13 6 и ниже 18 и выше 9-17 8 и ниже
J 5 и выше а—14 7 и ниже 19 и выше 10—1S 9 и ниже
16 и выше 8-15 7 и ниже 20 и выше 10—19 9 и ниже
16 и выше 8-15 7 и ниже 20 и выше 10-19 9 и ниже

жах работают буквально все мышечные группы и системы орга­низма — функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Фи­зическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.

4. Плавание. Одним из видов физических упражнений, имею­
щих широкое воздействие на организм человека благодаря нео­
бычной внешней среде — воде, является плавание. Во время пла­
вания человек находится в горизонтальном положении и в состо­
янии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, рас­
слабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновре­
менно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлека­
ются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обыч­
ных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мы­
шечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных ор­
ганов человека и обменные процессы в его организме. Плавание
является замечательным средством тренировки дыхания.

Во время плавания поток необычных раздражителей устремля­ется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способ­ствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии.

Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм.

5. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная
роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, пе­
редач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия
направляются на преодоление различных трудностей и препят­
ствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в
играх закрепляются и совершенствуются естественные движения
и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях
по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д.

Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духов­ные функции человека одновременно.

Недостаток игры как средства и метода физического воспита­ния состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не под­дается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д. Поэтому игры должны под­бираться с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся.

-- Важными средствами физического воспитания, позволяющи­ми оптимизировать воздействия физических упражнений на орга­низм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.

Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприят­ное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работо­способность растущего организма.


Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организ­ма, выделяют: оптимальное чередование различных видов дея­тельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режи­мов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состоя­ние мест занятий, инвентаря и т.д.).

11.4. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).

Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных раз­мерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный ап­парат эластичен, скелет содержит большое количество хряшевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8— 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста под­вижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие во­локна, содержат в своем составе лишь небольшое количество бел­ка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты боль­ше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологичес­кое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нерв­ной системы характеризуется преобладанием процессов возбуж­дения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функцио­нальных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двига­тельных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной являет­ся потребность в высокой двигательной активности. Под двига­тельной активностью понимают суммарное количество двигатель­ных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной


жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 1— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточ­ная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоя­тельно и нуждаются в большей доле организованных форм физи­ческого воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30—45%, а у проживаю­щих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50—70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активнос­ти сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьни­ков не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспе­чить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной ак­тивности необходимо обеспечить детям при выполнении ими раз­ных видов физических упражнений (табл. 15).

Таблица 15

Двигательная активность учащихся младших классов при разных вилах мышечной деятельности

(по Н.Т.Лсбедевой)

 

Вид мышечной Продол- Объем движений,
деятельности житель- шаги
  ность, мин Мальчики Девочки
Утренняя гимнастика (дома) 400-500 500-700
Гимнастика на уроке (в школе) 200—300 300—400
Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе 120-150 150-200
Подвижные игры:      
на переменах:      
больших 700-1000 800-1200
малых 400-500 500-600
на уроках физической культуры 1200-3240
на открытом воздухе 60-90 3000-4000 4000-5000
Лыжная тренировка (внеклассные занятия) 6840-9120

J

Примечание. В зависимости от содержания за урок физической культуры может быть обеспечено до 43—57% суточного числа движений.


После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприят­ным для развития физических способностей (скоростные и коор­динационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интен­сивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблицах 16, 17 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов (В. Ф. Ло-мейко, В. И. Лях и др.).

Таблица 16

Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста (%)

 

 

Физические способности Среднегодовой прирост Общий прирост
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Скоростные 5,7 6,0 17,2 18,0
Силовые 12,7 8,7 38,0 26,0
Обшая выносливость 7,9 5,5 31,6 22,1
Скоростная выносливость 3,4 3,6 13,4 14,4
Силовая выносливость 10,4 7,4 11,7 29,7

Табл и ца 17 Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 7—10лет (%)

 

 

 

Суставы Гибкость
активная пассивная
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Подвижность в суставах плечевого пояса, локте­вых и лучезапястных 4,9 3,2 -1,9 -ол
Подвижность в тазобед­ренных, коленных и голеностопных суставах 5,5 6,2 -8,7 -9,5
Подвижность различных отделов позвоночного столба: — тазобедренный сустав при сгибании туловища — нижнегрудной Поясничный отдел — верхнегрудной отдел ^7 шейный отдел 18,8 8,6 22,9 17,0 6,6 17.2 -6,2 22,2

В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, вы­является специфика индивидуальных моторных проявлений, пред­расположенность к тем или иным видам спорта. А это создает ус-ловля, способствующие успешной физкультурно-спортивной ори­ентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

Задачи физического воспитания. К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся [6]:

щ

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика
плоскостопия, содействие гармоническому физическому разви­
тию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внеш­
ней среды;

2) овладение основами разнообразных жизненно важных





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.009 с.)