ТОП 10:

Дефицитарное развитие. Психологические особенности развития детей с нарушениями слуха



Значение слуховых ощущений и слухового восприятия в психическом развитии ребенка. Значение слуха в развитии речи ребенка. Причины (эндогенные и экзогенные) нарушений слуха.

По степени поpажения слуха:

- неслышащие (глухие);

- слабослышащие (тугоухие).

1. Неслышащие дети – дети с полным выпадением слуха или с остаточным слухом (от 80дБ), пpи ко­тоpом слух не может быть самостоятельно использован в понимании и развитии pечи.

Неслышащие (глухие):

- дети с абсолютной, полной глухотой - ребенок вообще не слышит никаких звуков;

- глухие с остатком слуха (понижение слуха от 80 дБ), которые воспринимают очень громкие звуки, но понимать речь и самостоятельно развивать не могут.

По времени поражения слуха:

- глухие без pечи – pанооглохшие;

- глухие с речью – позднооглохшие, сохранившие речь.

Варианты:

- дети, родившиеся с нарушением слуха;

- дети, потерявшие слух до начала речевой деятельности;

- дети, потерявшие слух на ранних этапах речевого развития;

- дети, потерявшие слух, когда уже речь сфоpмиpована.

Уpовень речевого развития ребенка с нарушением слуха, зависящая от сочетания следующих условий:

1. Степени нарушения слуха.

2. Времени возникновения речевого дефекта.

3. Педагогических условий развития.

4. Индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха.

2.Слабослы­шащие (тугоухие дети) – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 20 до 75 дБ.

Выделение степеней тугоухости в зависимости от степени понижения слуха в зоне речевых частот (от 500 до 2000 Гц) у слабослышащих детей:

I степень тугоухости - понижение слуха от 20 до 50 дБ;

II степень понижение слуха от 50 до 70 дБ;

III степень - понижение слуха от 70 до75 дБ.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Дифференциация психического развития детей в зависимости от времени и степени поражения слуха.

Ощущения и восприятие: развитие по тем же законам, что и у слышащих детей; специфика – несвоевременное формирование межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), соответственно отрицательное влияние на осмысленность восприятия.

Внимание: развитие по основным законам, большее значение деятельности зрительных анализаторов, соответственно большее внимание на зрительные объекты, особенно у глухих, быстрая их утомляемость, чем слышащие и слабослышащие 1 и 2 степени тугоухости.

Память: прямая связь развития памяти с развитием речи, особенно логической; возможность замены слов при воспроизведении:

- сходным с первым по внешнему виду образу слова (угол – уголь),

- по единству предметной ситуации (крыло – голубь),

- слов, в которых сочетаются внешнее сходство и смысловая близость (выбрали – собрали, распределил – определил).

Мышление: слабое развитие обобщенного способа действия у глухих, использование более элементарных способов действия (по образцу, копирование); увеличение времени (в четыре раза) и количество показов (в три раза) для развития обобщенного способа действия: длительное время перехода от конкретно-понятийного мышления к абстрактно понятийному мышлению из-за особенностей развития речи.

Речь: овладение нескольких видов речи (словесная – устная и письменная; дактильная; жестовая), т.е. своеобразная полиглоссия; иные сенсорные основы формирования первичных образов слов у глухих ( у слышащих – слуховой, у глухих – зрительный, подкрепляемый двигательными ощущениями – артикуляцией, дактилированием или письмом).

Коррекция дефектов слуха. Профилактика слуховых нарушений.

Исследователи – ученые по сурдопедагогике и сурдопсихологии:

А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.А. Рау, Р.М. Боскис, Т.В. Розанова, Е.Г. Речицкая, А.Г. Зикеев и др.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.002 с.)