ТОП 10:

Дефицитарное развитие. Дети с нарушениями речи



Речь - важнейшая психическая функция, которая присуща только человеку. В процессе речевого обращения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Благодаря речевому общению, отраже­ние мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обо­гащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается в достижении всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой ком­муникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи и ее смысловой единицы - слова форми­руются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, память. На большое значение речи для развития мышления и формиро­вания личности неоднократно указывал Л.С. Выготский.

Классификация нарушений речи.

Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в за­висимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возни­кающих под воздействием ведущего дефекта.

Р.Е. Левина выделяет три уровня общего недоразвития речи.

Первый уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка (5-6 лет) речь в основном сформирована. При этом уровне речевого развития словарный запас ребенка состоит в основном из звуковых звукоподражательных комплексов, как правило, непонятных для окружающих и сопровождающихся жестами.

 

Второй уровень характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных обрывков слов, но и посредством, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

 

Третий уровень включает в себя достаточно развернутую обиходную речь без грубых фонетических и лексико-грамматических отклонений, но с отдельными нарушениями в фонетике, лексике и грамматике.

 

Клинико- педагогическая характеристика

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи и 2) структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи.

 

1). Нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи

Дисфония (афония) (от греч. dis–приставка, обозначающая расстройство, и рhone – голос; а - частица, обозначающая отрицание) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

 

Брадилалия(от греч. bradis – медленный и лат. IaIia – речь) - патологически замедленный темп речи. (Синоним – брадифразия.) Проявляется в замедленной артикуляции, вызванной нарушениями речевых центров в коре мозга. Может быть органической или функциональной по своей природе.

 

Тахилалия(от греч. tachуs- быстрый, лат. IaIia – речь) – патологически

ускоренный темп речи.

 

 

Заикание– нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

 

Дислалия(от греч. dis–приставка, обозначающая расстройство, и лат. IaIia – речь) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

 

Ринолалия (от греч. rhinos – нос, лат IaIia – речь)- нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

 

Дизартрия (от греч. dis–приставка, обозначающая расстройство, arthron - сочленение) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.006 с.)