Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная психология как отрасль психологии и

Поиск

Специальная психология как отрасль психологии и

Дефектологии

Предмет специальной психологии

Разветвленная система научных дисциплин современной психологии, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая лиц, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врождёнными или приобретёнными дефектами.

Отрасли специальной психологии: тифлопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями зрения), сурдопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями слуха), олигофренопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями интеллекта), патопсихологию (изучает причины возникновения и развития распада психики вследствие различных форм патологии мозга человека).

Развиваются новых дисциплин на современном этапе: психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с нарушениями речи, психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психология детей со сложными недостатками развития и др.

Объект специальной психологи – психологические закономерности специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

Предмет специальной психологии – особенности психического развития лиц с проблемами в развитии.

Субъект изучения в специальной психологии – человек с проблемами в развитии (ограниченными возможностями здоровья), например, в сурдопсихологии – с нарушениями слуха; в тифлопсихологии – с нарушениями зрения и т. д..

 

2. Задачи специальной психологии:

1. Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

2. Анализ причин аномального развития.

3. Обоснование и разработка психологических закономерностей принципов организации и развития сети специальных учреждений для детей с проблемами в развитии.

4. Психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях.

5. Разработка технологий, совокупности методов, приёмов и средств коррекционного психологического сопровождения ребёнка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

6. Повышение эффективности процесса социальной адаптации личностей с проблемами в развитии.

7. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального развития.

 

3. Междисциплинарные связи специальной психологии:

Первый блок: биологические и медицинские науки:

анатомия и физиология человека;

общая генетика;

невропатология;

психиатрия;

ортопедия;

отоларингология;

офтальмология и т. д.

 

Второй блок – психологические науки:

общая психология;

возрастная психология;

педагогическая психология;

социальная психология;

психодиагностика и т. д.

Третий блок – педагогические науки:

общая педагогика (теория обучения, теория воспитания);

социальная педагогика;

частные методики;

специальные методики и т. д.

Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.

 

Методы исследования в специальной психологии

Основные принципы исследования:

объективности (исключение субъективного толкования фактов, применение разнообразных методов и методик исследования) и гуманности, следование генетическому или историческому принципу изучения психических фактов, практичности задач исследования, индивидуального подхода, комплексности в исследовании, учета динамики развития.

 

Основные методы.

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определённых условиях и отыскания смысла этих явлений. Положительные стороны наблюдения: не требует никаких дополнительных затрат, испытуемые находятся в естественных условиях. Отрицательные стороны: обработка результатов только в описательном варианте, пассивность исследователя. Варианты наблюдения: внешнее, включённое наблюдение, интроспекция (самонаблюдение).

Эксперимент – один из основных методов, при котором создаются экспериментальные условия. Положительные стороны эксперимента: возможность выводов о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научное объяснение происхождения явления и развития, возможность повторения, количественной обработки, активная позиция исследователя. Отрицательная сторона утрата естественности поведения испытуемых. Виды эксперимента: естественный (в обычных жизненных условиях, где эксперимент практически не вмешивается в ход событий, испытуемому неизвестно об эксперименте); лабораторный (об условиях эксперимента известно испытуемому; варианты – с применением аппаратуры, без применения аппаратуры); констатирующий; формирующий.

 

Вспомогательные методы:

Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений. Виды: по тестовым задачам – вербальные и практические тесты; по формам процедуры обследования - групповые и индивидуальные; по направленности исследования - тесты интеллекта и тесты личности; в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - тесты скорости и тесты результативности.

Опрос – ответы на вопросы исследователя.

Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет (набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования).

Анализ продуктов деятельности – анализ письменных работ (например, диктантов, контрольных работ, сочинений, рабочих тетрадей и т.д.), рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни.

Катамнестический метод – специальный метод, принятый в специальной психологии (сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени, особое внимание - причине возникновения аномального развития, степени выраженности дефекта, динамике развития ребёнка в разных видах деятельности; сбор данных о состоянии здоровья членов семьи, особенностей протекания беременности, родов).

Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.

 

Дефект как недостаток.

Недостаток – физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.

Тяжёлый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

Типы нарушений.

 

Нарушения письменной речи

подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен – продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).

1. Дислексия (от греч. dis–приставка, обозначающая расстройство, и Iego - читаю) – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

 

2. Дисграфия (от греч. dis–приставка, означающая расстройство и graрho - пишу) – частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложения.

 

Дисгармоническое развитие

Литература

  1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.

2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью. – М., 2006.

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология, - М.: Академия, 2002.
  2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2004.
  3. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2003.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры для дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2005.
  5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2005.
  6. Основы специальной психологии / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.
  7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2004.
  8. Практикум по психологии детей с нарушениями интеллекта / Сост. И.М. Бгажнокова. – М. – Ярославль, 1998.
  9. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.П. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2006. – С. 234 – 240.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2005.
  12. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.
  13. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М, 2006.
  14. Шаповал И.А. Специальная психология. – М., 2005.
  15. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004. – С. 44 – 63.

 

Специальная психология как отрасль психологии и

Дефектологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.021 с.)