Общие клинические особенности стенической формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие клинические особенности стенической формы



Дети с этой формой отличаются сравнительно равномерным недо­развитием как интеллектуально-мнестических, так и эмоционально-волевых функций. Приспособление к семейной ситуации, школьному коллективу, социальная адаптация в целом, как и овладение навыками письма, чтения и счета, у них находятся в большей мере, чем у детей с другими формами, в зависимости от уровня их психического разви­тия. Ограниченности, бедности и уплощенности их мышления соот­ветствуют примитивность и недостаточная дифференцированность аффективной сферы. Менее изменены влечения — пищевые, оборо­нительные и другие реакции. Относительная сила этих побуждений обусловливает более целенаправленное, устойчивое и организованное поведение. Однако, несмотря на определенную мотивированность от­дельных поступков, их поведение в целом лишено творческой иници­ативы и любознательности. В посильной же для них умственной и фи­зической деятельности они проявляют вполне удовлетворительную выносливость и прилежание.

У половины детей — резкое отставание развития речи. Одни дефек­ты речи зависят от нарушения произношения, а другие — от плохой дифференцированности слухового восприятия. Их словарный запас меньше, чем у представителей астенической формы. У детей со стени­ческой формой различные успехи в учебе. Отмечаются удовлетвори­тельные пространственные и отчасти временные представления. Рас­стройства внимания менее тяжелы и обнаруживаются лишь в сравне­нии с процессами устойчивости, распределении и переключаемости внимания у здоровых детей.

У подавляющего большинства детей со стенической формой име­ются довольно грубые нарушения памяти. Они выражаются в худшем непосредственном запечатлении наглядного и словесного материала, в невозможности использовать приемы осмысленного запоминания. В процессе припоминания, при воспроизведении они не проявляют достаточной активности. Индивидов с относительно хорошей механи­ческой памятью мало — около 20%.

Наибольшую часть индивидов с этой формой отличают живые, яр­кие, достаточно сильные эмоциональные проявления. В связи с этим они стремятся к обществу сверстников, привязаны к ро­дителям в большей мере, чем представители других форм. В целом же чувства этих детей отличаются недостаточной зрелостью, недифференцированностью. У 50% из них аффективные проявления были плохо сбалансированы. Почти у половины детей преобладающий фон настро­ения добродушный и беспечный, однако наличие стойкого, ничем не омрачаемого благодушия — значительная редкость. Поведение этих индивидов в меньшей мере по сравнению с представителями других форм носит импульсивный и хаотичный характер, однако и у них прак­тически отсутствует борьба мотивов. Они почти не учитывают возмож­ные последствия своих действий. Все же, несмотря на это, их в сравне­нии с представителями других форм можно считать наиболее актив­ными, самостоятельными и трудоспособными.

Индивиды со стенической формой отличаются более выраженны­ми и стойкими побуждениями и влечениями, связанными с пищевы­ми и оборонительными инстинктами, на базе которых в значительной степени развивается целенаправленное поведение. В противоположность представителям других форм они с большим упорством пытают­ся преодолевать возникающие на их пути препятствия.

У части детей аффективные расстройства, усиленные или извращен­ные влечения резко меняют поведение. В связи с этим у них наблюда­ется психопатоподобное поведение, которое в некоторых случаях ста­новится антисоциальным. Степень же моторного недоразвития кор­релирует с психической неполноценностью.

Описываемые дети не вполне однородны по своему составу. У од­них соотношение между состоянием интеллектуально-мнестической и эмоционально-волевой сфер таково, что трудно говорить о преобла­дающем нарушении одной из них; у других — равномерность недораз­вития скрывается за изменчивостью аффективных проявлений. В свя­зи с этим выделены два клинических варианта: уравновешенный и не­уравновешенный.

Уравновешенный вариант

К этому варианту относится несколько больше половины предста­вителей стенической формы. Он характеризуется общими особенностями данной формы.

Неуравновешенный вариант

У 46% детей этой формы умственной отсталости интеллектуальной неполноценности сочетается с суетливостью, двигательным беспокой­ством, эмоциональной неустойчивостью, а нередко и повышенной возбу­димостью.

В этиологиистенической формы умственной отсталости имеет зна­чение наследственное отягощение. Психозы и олигофрения близких родственников обнаруживаются значительно реже, а число родителей пожилого возраста значительно выше, чем при других формах. У по­ловины этих детей родители — психопатические личности или алко­голики, а у некоторых — тяжелые соматические больные.

У трети ма­терей отмечались угрожающие выкидыши и токсикозы беременных. Реже (6%), чем у детей с другими формами, констатируются тяжелые родовые травмы. Вредности первого года жизни наблюдаются у поло­вины из них, в то время как у детей с астенической формой — почти в 75% случаев. Половина детей воспитывается в условиях полной либо частичной депривации в связи с болезнями или смертями матерей. Около 3/4 детей воспитываются в семьях с очень низким культурным уровнем, а 1/3 детей — в распавшихся или крайне неблагополучных семьях.

Наиболее вероятная причина стенической формы умственной от­сталости — сочетание взаимодействующих факторов: отягощенной на­следственности и средовых вредностей (Д.Н. Исаев).

У представителей данной формы имеются недоразвитие мо­торики, затруднения в построении внутреннего образа, пространствен­ной организации движений из-за недостаточной связи между зритель­ным и моторным анализаторами. Однако степень этих нарушений зна­чительно меньшая, чем у детей с другими формами. Эти данные позволяют предположить, что их лучшая успеваемость связана с мень­шими нарушениями в сфере межанализаторных отношений. Уровень моторного развития почти у всех детей со стенической формой отстает от хронологического возраста и чаще всего соответствует интеллекту­альному недоразвитию. Более глубокое недоразвитие моторики, не соответствующее интеллектуальному развитию, у детей с атонической, дисфорической и астенической формами встречается в 9—10 раз чаще. Припадки у индивидов со стенической формой встречаются менее чем в 10% случаев. Очаговые поражения ЦНС и вегетативные расстрой­ства характерны для четверти случаев, что значительно реже, чем при атонической и дисфорической формах. Соматические особенности: замедленный рост, низкая масса тела, слабая физическая сила, плохой иммунитет, физический инфантилизм или диспластическое телосло­жжение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.240.205 (0.006 с.)