Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая характеристика детей со стенической формой умственной отсталости.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
У представителей стенической формы отмечаются неплохие перцептивные возможности, отсутствие грубых нарушений внимания, неплохая зрительно-моторная координация, удовлетворительные конструктивные способности, относительно неплохое обучение новому материалу, хорошая зрительно-моторная координация, относительная дифференцированность восприятия, умение по частичной информации воссоздать целое, удовлетворительное схватывание ситуации в целом. Менее успешное выполнение вербальных заданий — показатель того, что у таких детей поверхностный характер мыслительных процессов, меньший объем практических знаний, худшая способность оценивать прошлый опыт, недостаток логичности мышления, запаса знаний, памяти и интересов. У них неплохая концентрация внимания, менее значительные расстройства памяти, удовлетворительное овладение чтением, письмом и счетом находится в большем или меньшем соответствии с уровнем психического недоразвития. Если же у них и отмечается неспособность овладения школьными навыками, то, как правило, при этом у них наблюдаются и другие психические расстройства. Выявляется слабость аналитико-синтетического мышления на конкретном материале. Эти результаты значительно лучше, чем у детей с атонической и с астенической формами. Метод исключения четвертого предмета показывает, что дети младшего возраста (7—8 лет) не справляются с этим заданием, старшие же (10— 14лет) — в значительной части простых заданий умеют выделить неподходящий предмет, но не могут дать объяснений своего выбора. Большинству детей не удается найти наиболее существенные среди ряда признаков и обобщить их. Подавляющее большинство детей более или менее правильно группируют (классифицируют) предметы, однако на это требуется в два раза больше времени, чем здоровым, и им не удается объяснить принцип, которым они пользуются. Расстройства памяти более значительны, чем другие проявления психического дефекта. Выявляется неплохая работоспособность, менее слабая концентрация внимания и недостаточная переключаемость сравнительно с детьми с другими формами патологий. Рисунки детей крайне примитивны, в них отсутствуют существенные детали и искажаются пропорции. Воспроизведение графических фигур хуже, чем в норме, в сравнении же с представителями вышеописанных форм качество и темп работы значительно выше. Нарушения в зрительно-пространственной ориентации движений менее значительны, чем у детей с вышеописанными формами. Моторное недоразвитие (по методике Н. И. Озерецкого), как правило, находится в соответствии с интеллектуальным отставанием. В процессе клинико-психологических исследований обнаруживаются значительные нарушения мыслительных процессов. Особенно затруднены процессы анализа и синтеза. При мысленном членении воспринимаемого объекта они выделяют гораздо меньшее число деталей, чем их психически полноценные сверстники. У них отсутствует многоступенчатое, последовательно усложняющееся членение объектов, анализ протекает бессистемно. Результатом этого является недостаточный синтез, они нередко не только не указывают на связи между элементами, но и не замечают даже их смежности и последовательности. Своеобразие этой формы в том, что аналитико-синтетические процессы на конкретном материале протекают лучше и быстрее, чем при астенической и тем более атонической и дисфорической формами. Представители анализируемой формы заметно хуже устанавливают сходство или различие между отдельными воспринимаемыми или припоминаемыми предметами и явлениями. Эти затруднения связаны с тем, что они соотносят несравнимые признаки объектов, переходят на характеристику одного из предметов, забывая о другом, слишком широко понимают сходство их элементов. При исследовании обобщения предметов и явлений оказывается, что младшие дети нередко используют ситуационные объединения предметов, а старшие уже иногда группируют по категориям. Эти группы, будучи заученными, но не осмысленными, нередко неустойчивы. Обобщения, усвоенные в школе, часто не могут использоваться в житейской ситуации или при исследовании. В случае же правильного классифицирования предметов дети не всегда способны мотивировать свои действия. В отличие от детей с астенической и особенно с атонической и дис-форической формами отсутствуют серьезные нарушения стройности, последовательности, целенаправленности мышления, стереотипии, эхолалии и чрезмерная обстоятельность мышления. Лексикон очень беден у подавляющего большинства, составляя в среднем 50-70% от нормы. Особенности речи этих детей характеризуются тем, что они не знают названий многих часто встречающихся предметов, употребляют мало глаголов и специальных обобщающих терминов, слов, обозначающих свойства и качества предметов, допускают слишком широкое употребление слов. Этим во многом объясняется примитивность пересказа, спонтанной речи и диалога. Они редко употребляют распространенные предложения, часто искажают их грамматический строй. Бедность активного словаря связана с ограниченной познавательной деятельностью и недостаточной опосредующей ролью слова в развитии мышления. Наибольшая бедность лексикона у этих детей в сравнении с другими, вероятно, определяется более замедленным развитием речи и частыми грубыми ее нарушениями. Примерно 47% детей обнаруживают различные выраженные расстройства речи (косноязычие, брадилалия, тахилалия, заикание и др.). Имеющиеся расстройства памяти улучшаются при неоднократном воспроизведении прочитанного, пересказе просмотренных телепередач и кинофильмов, развитии способности к осмысленному запоминанию. Аффективная жизнь этих детей характеризуется незрелостью, примитивностью, недостаточной дифференцированностью чувств, проявляющихся однообразием и лишением тонких оттенков, неспособностью при необходимости подавлять и регулировать свои эмоции. Непосредственные переживания для них настолько актуальны, что они не могут учитывать свои будущие, возможно негативные, эмоции. У них с трудом развиваются высшие моральные и интеллектуальные чувства. В большинстве случаев они не могут выработать правильного отношения к своим семейным и школьным обязанностям. В сравнении со здоровыми детьми их интересы ограниченны и неглубоки, особенно мало они интересуются познавательной деятельностью, отсутствует любознательность. Поведение недостаточно целесообразно, лишено планового характера, отсутствует борьба мотивов, плохо учитывается актуальная ситуация, и не удается предвидеть последствия своих поступков. Все же они способны сопереживать радостям и неприятностям других. В отличие от детей других форм большинство индивидов со стенической формой значительно активнее и деятельнее, способнее к целенаправленной деятельности. Существенная их черта — отсутствие серьезных нарушений произвольной активности. У них почти не наблюдается явной дурашливости и странностей в поведении, нет стереотипий, хаотического поведения, столь часто встречающихся при атонической и дисфорической формах. Неусидчивость, суетливость, двигательная расторможенность, психопатоподобное поведение, антисоциальные поступки встречаются относительно реже, чем при других формах умственной отсталости. Элементарные эмоции и влечения, как правило, не извращены, часто более выражены, в отличие оттого, что имеет место у детей с атонической и астенической формами. Одним из важных признаков этой формы является равномерность психического недоразвития. Степень поражения интеллектуальной сферы в значительной степени соответствует глубине нарушений эмоционально-волевой сферы. Если несоответствие все же отмечается, то оказывается менее значительным, чем улиц с другими формами. Школьная успеваемость и приобретенные навыки этими детьми в значительной мере соответствуют выраженности их психического дефекта. Приведенные в данном параграфе классификации олигофрений раскрывают многообразие определения термина «психическое недоразвитие», «олигофрения» и дает возможность специалистам коррекционного учреждения изучить состав учащихся, определить индивидуальные формы работы с ними и соответствующие пути коррекционной помощи таким детям.
Вопросы и задания. 1. Перечислите основные классификации форм умственной отсталости. 2. Раскройте содержание классификации олигофрений, предложенной М.С. Певзнер. 3. Раскройте содержание классификации олигофрений, предложенной Г.Е. Сухаревой. 4. Раскройте общие особенности астенической формы умственной отсталости и ее вариантов (основного, брадипсихического, дислалического, диспрактического, дисмнестического). 5. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей и подростков с астенической формой умственной отсталости. 6. Раскройте общие особенности атонической формы умственной отсталости и ее вариантов (аспонтанно-апатического, акатизического, мориоподобного). 7. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей и подростков с атонической формой умственной отсталости. 8. Раскройте общие особенности дисфорической формы умственной отсталости. 9. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей и подростков с дисфорической формой умственной отсталости. 10. Раскройте общие особенности стенической формы умственной отсталости и ее вариантов (уравновешенного и неуравновешенного). 11. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей и подростков со стенической формой умственной отсталости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.007 с.) |