Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Диагностика умственной отсталости. Медико-генетическое консультирование.

Поиск

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВОСПИТАНИИ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

 

Раннее распознавание психического недоразвития очень важно, так как оно позволяет приступить к стимулирующему лечебно-педагогическому вмешательству на таком этапе развития, когда чувствительность ЦНС позволяет надеяться, что возможно значительное уменьшение последствий имеющегося поражения мозга и отставания в развитии. Ранняя диагностика определяет возможности обучения, профессиональные перспективы, будущее место в жизни общества лиц с умственной отсталостью.

Диагностика умственной отсталости должна быть многосторонней, поэтому во избежание ошибок в ее осуществлении принимают участие разные специалисты. Клинические методы диагностики используют врачи, психологические методики используют психологи, педагогические средства применяют учителя и воспитатели, социальные вопросы развития личности рассматриваются социальными педагогами. Диагностические средства применяются для постановки диагноза, оценки успешности педагогической коррекции, а также для осуществления судебной, военной и трудовой экспертизы. Ранняя диагностика начинается со сбора анамнеза. Для получения наиболее существенных сведений с родными ребенка обсуждаются следующие вопросы:

- семейная генеалогия, охватывающая не менее трех поколений родственников;

- особенности протекания беременности у матери;

- характер родов;

- постнатальное, особенно до трех лет развитие ребенка.

Очень важным моментом является диагностическая беседа с самим ребенком. В ходе обследования специалист получает необходимые сведения для оценки психолого-педагогического статуса ребенка.

Как уже было сказано выше, клиническая диагностика должна осуществляться как можно раньше. Поэтому одним из первых видов диагностики является оценка состояния новорожденного, которая начинается с общего осмотра и неврологического обследования.

Как правило проводят: оценку зрелости; наблюдение за плачем; осмотр лица с целью выявления наличия лицевых парезов и определения черт, характерных для некоторых наследственных заболеваний, осмотр глаз. Далее проводят оценку движений (качество, количество, симметрия); осмотр родничков и черепных швов; исследование мышечного тонуса, врожденных рефлексов (рефлекса Моро, хватательного, коленного и др.). Достаточно показательным является измерение окружности головы ребенка, грубое выявление остроты слуха.

Современная патопсихологическая диагностика умственной отсталости основана на определении интеллектуального коэффициента (IQ). В частности МКБ – 10 и DSM – IV в качестве диагностических критериев определяют IQ, равный 70 и ниже. IQ рассчитывают, оценивая успешность выполнения заданий, имеющихся в стандартизированных, надежных и валидных тестах (шкала Векслера, прогрессивные матрицы Равена, шкала Стенфорд-Бине и др.).

Большой популярностью у психологов пользуются следующие методики: доски Сегена, Кубики Коса, «дом-дерево-человек» и др.

Для выявления нарушений психического развития и диагностики необходимо изучать адаптивное поведение обследуемого. Адаптивное поведение складывается из врожденных способностей и приобретенных умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Адаптивные навыки включают в себя как сильные, так и слабые стороны личности в процессе социальной адаптации. При этом рассматривают следующие стороны жизни человека: коммуникация; самообслуживание; возможность жить в домашних условиях и вести домашнее хозяйство; социальные навыки взаимодействия с окружающими; умение жить в микросреде; самонаправленность личности; здоровье и безопасность; функциональная успеваемость, т.е. интеллектуальные способности и навыки, связанные с обучением; проведение досуга; работа. Следует отметить, что выделяют несколько видов помощи в овладении адаптивными навыками: периодическая (помощь по мере надобности), ограниченная (более последовательная поддержка, например во время перехода от учебы к профессиональной деятельности), обширная (регулярное, ежедневное вмешательство в определенную область деятельности), глубокая (постоянная и высокоинтенсивная помощь, возможно осуществляемая пожизненно).

На основании изучения адаптивных навыков умственно отсталых лиц, в соответствие с рекомендациями Американской ассоциации специалистов по психической отсталости для диагностических целей определяют следующие уровни адаптации (Моргачева Е.Н., 1999).

Уровни адаптации.

Уровни адаптации.   Дошкольный возраст (0-5) Школьный возраст (6-21) Взрослые (21 и старше)
1 уровень. Глубокая (интенсивная) помощь Грубое отставание, минимальная способность функционирования сенсомоторной сферы. Нуждается в уходе. Имеется определенное моторное развитие, невозможность овладеть навыками самообслуживания. Полностью нуждается в уходе. Определенное моторное и речевое развитие, полная невозможность самостоятельного функционирования. Требуется полная опека и наблюдение.
2 уровень. Обширная (экстенсивная) помощь Слабое моторное развитие, минимальное развитие речи, неспособность овладения навыками самообслуживания, навыки коммуникации незначительны или отсутствуют. Способность к овладению речью и навыками коммуникации, элементарными навыками самообслуживания. Неспособность к овладению учебными навыками. Частичная возможность самообслуживания при полном наблюдении. Возможность формирования навыка самозащиты в полностью контролируемом окружении.
3 уровень. Ограниченная помощь Способность к овладению речью. Слабая социальная осведомленность, способность овладения навыками самообслуживания, достаточное моторное развитие, значительно нуждается в помощи. Способность к овладению навыками в объеме начальной школы в позднем отрочестве в условиях специального обучения. Способность к овладению специальностью, не требующей высокой квалификации. Требуется наблюдение и руководство в условиях незначительных стрессовых ситуаций социально-зкономического плана.
4 уровень. Периодическая помощь Возможность развития социальных и коммуникативных навыков. Минимальные отклонения в сенсомоторной сфере. Невозможность отграничения от нормы на ранних этапах развития. Способность к овладению учебными навыками в объеме начальной школы. Невозможность овладения предметами старших классов. Требуется специальное обучение. Способность к успешной социальной и профессиональной адаптации при соответствующем обучении. Периодически нуждается в руководстве и наблюдении в условиях серьезных стрессовых ситуаций.

 

Для ранней диагностики умственной отсталости очень широко применяют рентгенологические и электрофизиологические исследования: рентгенографию, компьютерную томографию, ультразвуковое исследование мозга, электрофизиологические методы и др.

Для ранней диагностики умственной отсталости очень важным является обращение в медико-генетическую консультацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.107 (0.009 с.)