Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умственно отсталыми школьникамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чтение — сложный психофизиологический процесс.' Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового 'анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово. В процессе этого воспроизведения осуществляется соотнесение звукового образа со значением, т. е. происходит понимание читаемого. В,психологической литературе выделяют две стороны процесса чтения: с одной стороны, восприятие буквенных значков, соотнесение зрительного образа•слова и еш слухопроизносительного образа, т. е. техническая сторона процесса чтения, с другой стороны — понимание питаемого. Процесс овладения чтением — это процесс формирований навыка, а потому он подчиняется основным закономерностям формирования этого навыка. Прежде чем превратиться в автоматизированный акт, чтение прсосо-дит ряд, этапов. Эти этапы качественно отличаются друг от друга, однако строгих граней они не имеют, а переходят постепенно один в другой. Существуют так называемые переходные периоды, где* встречаются черты как предыдущего, так и последующего этапа. Известный советский психолог Т. Г. Егоров "выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1) ступень овладения звуко-буквенными обозначениями, 2) ступень слогоаналцтического (слогового) чтения, 3) становление синтетических приемов чтения, 4) ступень синтетического чтения. Первые две ступени присутствуют одновременно на начальных этапах овладения чтением. Однако выделение их как ступеней оправдано и необходимо, поскольку каждая из них характеризуется своими типическими психологическими особенностями, специальными приемами овладения, своеобразными ошибками. На первой ступени дети получают представление о фонеме, делят слоги и слова на звуки. Выделенный из устной речи звук соотносится с его оптическим символом, буквой. Задачи этого периода включают формирование функции-фонематического анализа и синтеза, образование фонематических представлений,- дифференциацию звуков, различение и усвоение зрительного образа буквы и соотнесение со звуковым обозначением, слияние ввукобукв в слоги и слова, понимание прочитан^ ного слова. Элементом зрительного восприятия на этой ступени является еще не слог, а буква. Ребенок должен узнать букву, соотнести ее со звуком, а затем воспроизвести слог слитно, как единое целое. В оптическом плане это пока побуквенное чтение, так как ребенок, прежде чем прочитать слог, воспринимает сначала одну букву слога, затем другую, мысленно объединяет их в звуки и потом прочитывает слитно слог. Буквенное чтение сохраняется довольно долго и носит скрытый характер. Понимание читаемого отдалено по времени от процесса восприятия. Так зрительный образ слова внач"але не вызывает у ребенка ассоциаций с его значением. Осознание прочитанного слова происходит лишь после его звукового воспроизведения. Кроме того, слово часто не совпадает со звуковым образом в устной речи (вода—«вада»), что еще более затрудняет понимание прочитанного. Чтение предложений также характеризуется своими особенностями. Оно представляет собой изолированное чтение слов определенной последовательности, фразовые интонации отсутствуют. Чтение предыдущего слова обычно не влияет на чтение последующего. Догадка имеет место лишь в пределах одного слова. Первая ступень овладения чтением характеризуется своими определенными трудностями: 1) различением зрительного образа буквы; 2) дифференциацией звуков и соотнесением буквы со звуком; 3) слиянием звуков в слоги. Слияние звуков в слоги представляет для детей наибольшую трудность. При простом знакомстве с буквой ребенок связывает с ней только одно типовое звучание. В процессе же чтения слогов или слов этой.букве соответствуют, различные звучания в зависимости от последующих звуков. Звук в потоке речи и звук, произнесенный изолированно, нетождественны. Основная же трудность слияния "заключается в пре-"одолении типового звучания изолированно произносимых звуков и переход к слитному их звучанию, т. е. звучанию в живой речи, где оттенки звуков зависят от предыдущих и последующих. На этом этапе возникает противоречие. При выделении звука из слова ребенок называет чистый звук, а, сливая звуки в процессе чтения, он должен видоизменить его в соответствии с последующим звуком. На ступени слогоан'алитического (слогового) чтения дети уже знают многие буквы. Процессы слияния звуков в слоги не вызывают у них трудности. Если на предыдущем этапе чтение слогов превращалось в само-' стоятельную операцию, что ослабляло процесс их слияния в слово, то на данной ступени этот процесс теряет свою самостоятельность. Слоги становятся частью целого слова. На этапе овладения звуко-буквенными обозначениями оптической единицей чтения является буква. На этапе слогового чтения единицей оптического восприятия является слог, но слияние слогов в слово продолжает быть затрудненным и тормозит процесс чтения, а также и понимание, читаемого. Ребенок не может сразу осмыслить слово, которое он прочитал по составляющим его частям. Но все же узнавание прочитанного происходит гораздо быстрее, чем на на предыдущем этапе. Смысловая догадка проявляется не только в ^гады-вании последнего слога, она определяется уже и прочи-" тайными словами предложения. Но роль ее носит незначительный характер. Главное значение приобретают процессы восприятия. А потому известное влияние оказывает внешняя форма слова, его ритмико-слоговая структура. Понимание прочитанного на ступени слогового чте- ния менее отдалено от восприятия слова, чем на предыдущем этапе. Однако разрыв еще существует, и это затрудняет понимание отдельных предложений и текста. Внимание читающего попеременно обращается то на процесс слияния, то на процесс понимания. В результате теряется связь читаемых слов с ранее прочитанными. Еще слабы синтетические стороны процесса чтения. Чтобы осмыслить все прочитанное, - ребенок должен представить и связать все слова данного предложения. Так как чтение — процесс равновременцъш, то понимание предложений, и особенно текста, затрудняется. На третьей ступени — становления синтетических приемов чтения — ребенок читает простые слова уже не по слогам, а узнает все слово по некоторым признакам. Но этот процесс еще не сформирован окончательно, так как читаемые слова не стали оптически привычными образами, поэтому узнавание часто является неточным. Сложные по структуре, малознакомые слова, ребенок читает еще по слогам. На этом этапе читающий в большей степени опирается на содержание ранее прочитанного, чем на буквенный состав слова. Последняя ступень формирования навыка чтения — синтетическое чтение. Эта ступень определяется основными чертами, характеризующими чтение опытного чтеца. Техника чтения на этой ступени уже не представляет затруднений. Не существует разрыва между восприятием и осмысливанием. Восприятие определяется узнаванием, и пониманием ранее прочитанного. Автоматизация процесса чтения позволяет чтецу следить за текстом, производить его логический анализ. Таким образом,' техническая сторона перестает затруднять чтеца. Чтение на этом этапе происходит автоматически. В центре внимания читающего теперь находится содержание, значение. На первый план выступает не восприятие зрительных образов, а усвоение мыслей автора. Недоразвитие познавателййой деятельности, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность умственно отсталого ребенка к овладению чтением. Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых детей имеет определенные особенности. Умственно отсталый ребенок- овладевает чтением эначитель- но дольше, чем нормально развивающийся ребенок. Обучение чтению у умственно отсталых детей растягивается во времени, а промежутки между ступенями значительно продолжительнее. Вследствие этой замедленности каждая из ступеней получает наиболее полное и отчетливое выражение. Если у учеников массовой школы формирование навыка чтения протекает настолько быстро, что отдельные ступени бывает трудно определить, то в процессе формирования навыка чтения у умственно" отсталого каждая ступень является легко обозримой. ' - • —' • •. Овладение чтением умственно отсталыми детьми характеризуется прежде всего значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этого навыка. Для умственно отсталых детей сложным является усвоение букв. Это связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет умственно отсталых школьников процесс слияния звуков в слоги. У йих с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У нормальных детей в процессе "овладения навыком чтения довольно- быстро совершенствуется взаимодействие зрительных образов читаемого с соответствующими слуховыми • и кинестетическими представлениями. Это способствует более быстрому узнаванию слов, увеличению скорости чтения. У умственно отсталых детей взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, который наблюдается у нормальных детей. Значительно осложняется у умственно отсталых
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.009 с.) |