Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация логопедической работы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ В 1-Н КЛАССАХ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ • Работа по устранению дислексии у учеников вспомо Однако в практике работы вспомогательной школы " еще приходится встречаться с такими случаями, когда педагоги и родители недостаточно подготовлены к систематической, методически правильной работе по устранению нарушений чтения. Одним из важнейших путей обеспечения комплексного воздействия является организация логопедом лекций, бесед о нарушениях чтения. Темы таких бесед, лекций и докладов могут быть теоретического, методического и практического характера. Например: «Виды дислексии у умственно отсталых школьников 1—11 классов», «Методика логопедической работы по устранению отдельных видов дислексии у умственно отсталых школьников», «Характеристика нарушений чтения у детей Гили II класса (данной школы)», «Роль учителя и воспитателя в работе по устранению нарушений чтения у детей», «Связь нарушений устной речи с дислексиями у умственно отсталых детей», «Развитие слухопроизносительной дифференциации звуков речи при нарушениях чтения», «Этапы логопедической работы по развитию фонематического анализа у детей с нарушениями чтения». Параллельно с лекциями и докладами, логопед должен организовать практическое знакомство учителей и воспитателей со случаями нарушения чтения у детей, с содержанием и структурой логопедических занятий по устранению различных видов дислексии, с «некоторыми методическими приемами', которыми должен овладеть учитель и воспитатель для проведения работы с; детьми, страдающими Дислексиями. С этой целью логопед проводит открытые логопедические занятия, ла которых присутствуют учителя и воспитатели. Темой первых открытых'логопедических занятий должно быть обследование детей с нарушениями чтения. В ходе обследова- _ ния логопед обращает внимание педагогов на характер нарушения психических функций, на характер.и особенности ошибок при тех или иных, формах дислексии. Логопед обосновывает и уточняет диагноз, знакомит педагогов с перспективным планом индивидуальной работы с ребенком, определяет цель и основные этапы работы. В дальнейшем учителя и-воспитатели приглашаются на открытые логопедические-занятия по устранению нарушений чтения. Логопед тщательно анализирует каждое такое занятие, обращает внимание на его цель, тему, структуру, подчеркивает целенаправленность каждого этапа логопедического занятия, обосновывает использование тех или иных методических приемов. Для систематического закрепления результатов ло- Важным моментом является анализ совместной работы логопеда, учителей, воспитателей, родителей, который проводится в конце учебного года в форме докладов на педагогическом, методическом советах или в виде отчета логопеда. Организация занятия с детьми. Нарушения чтения у Однако при обследовании устной речи детей логопед может в какой-то мере предвидеть появление нарушения чтения. 'В основном это.Могут быть дети со стойкими и выраженными нарушениями дифференциации звуков, функций фонематического анализа и синтеза, с грубым недоразвитием лексико-грамматического строя речи, а также дети с заметными нарушениями зрительного анализа и синтеза, с несформированностью пространственных представлений. К более тщательному обследованию таких детей следует приступать в течение второй четверти, начиная с добуиварного периода. В течение букварного периода логопед посещает уроки чтения в классе, беседует с учи-, телями о том, как овладевают процессом чтения дети, у кого из них отмечаются выраженные трудности в ов^ ладении чтением. Обследование детей проводится с участием педагогов и врачей. При недостатке анамнестических сведений логопед беседует с родителями. В случае отсутствия некоторых сведений о состоянии зрения, слуха, о неврологическом, психическом состоянии ребенок направляется к (врачам-специалистам. Обследование проводится в два этапа. При первичном отборочное обследовании (первый этап) логопед выявляет детей, имеющих нарушения чтения. В дальнейшем, на втором этапе, в процессе обследования (по схеме, данной в приложении) логопед определяет проявление, степень и механизмы нарушений чтения у детей. Первоначально занятия с. такими детьми направлены на развитие психических функций, которые осуществляют процесс чтения в норме. Характер и степень недоразвития этих психических функций у умственно отсталых детей различны..Поэтому на первых этапах логопедической работы рекомендуется проводить индивидуальные занятия. Постепенно организуются группы для занятий. 76 • В группы включаются ученики одного класса со сходными формами дислексии. В I классе количество детей в группе должно быть от двух до четырех. Во II классе—от четырех до шести. Количество детей определяется прежде всего тяжестью речевой патологии. В процессе групповых логопедических занятий логопед осуществляет правильное сочетание фронтальной' и индивидуальной работы с детьми. В ходе занятий необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности умственно отсталого ребенка, особенности его речевого дефекта, что и определяет своеобразие индивидуального подхода.,к нему. В процессе выполнения самостоятельных работ логопед проводит индивидуальную работу с теми детьми, у которых недоразвитие психических^ функций является значительно более выраженным (с отклонениями в поведении, с неустойчивым вниманием). Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы позволяет достичь более эффективных результатов. Такая работа требует тщательной подготовки логопеда к занятиям, продумывание приемов самостоятельной и индивидуальной работы, характера дидактического материала. Так, на занятиях по 'развитию дифференциации звуков и функции.фонематического анализа можно предложить такие виды самостоятельной работы: Выбрать картинки с определенным звуком. а) Отобрать картинки, в названии которых опреде б) Закрыть карточки лото определенными фишками, в) Выбрать картинки, в названии которых данный г) Нарисовать с помощью трафарета или самостоя-. д) Закрыть карточки лото теми буквами, которые е) Нарисовать условно-графическую схему слова по ж) Составить из разрезной азбуки слово по картинке. з) Подобрать к каждой картинке соответствующую и Др. „ -- • Нарушение чтения у детей не является изолированным нарушением, оно тесно связано с недоразвитием всех компонентов устной речи. Поэтому логопеду необ-.хо'димо проводить работу по развитию всех сторон речевой деятельности: коррекцию недостатков звукопроиз-ношения, обогащение и уточнение активного и пассивного словаря, развитие граматичеокого строя речи. Занятия по коррекции недостатков звукопроизношения должны быть насыщены прежде всего приемами по развитию слухопроизносительной дифференциации звуков речи, по формированию функций фонематического анализа. На каждом логопедическом занятии отводится время и на формирование навыка чтения того речевого материала, над которым дети работают в классе (чтения букваря, книг для чтения в I или II классе). В процессе чтения слов и предложений логопед осуществляет необходимую помощь ребенку, проводит работу над ошибками, контролирует чтение, фиксирует трудности и динамику продвижения. Это помогает ребенку быстрее овладеть навыком чтения. На логопедических занятиях у логопеда есть больше возможности уделить внимание каждому ребенку. Логопедическая работа находит свое отражение в Логопедическая работа по устранению дислексии на ходит отражение и в годовом плане работы логопеда В этот план включается основное содержание работы, определяются сроки обследования детей, совместная работа с врачом, учителями, воспитателями, участие логопеда в методических и педагогических советах, работа с родителями участие в отборочных медико-педагогических комиссиях, изготовление наглядных пособий. Кроме того, на каждое логопедическое занятие составляются планы занятий, заполняется журнал.учета успеваемо- 78. • сти и посещаемости логопедических занятий. Как уже указывалось, на каждого ребенка заводится дневник, в котором фиксируется ежедневная работа с ребенком, а также выполнение домашнего задания. В ходе логопедических занятий с помощью магнито-фрна систематически фиксируется чтение детей. Это дает возможность контролиррвать динамику устранения дислексии у детей, анализировать успехи и трудности в процессе овладения чтением. ПРИЛОЖЕНИЕ МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ Для выявления детей, страдающих дислексиями, проводится обследование процесса чтения. При этом логопед учитывает закономерности чтения в норме. Обследование включает усвоение детьми букв, чтение слогов, чтение и понимание слов, предложений текста. Чтобы проверить, как дети усваивают буквы, предлагаются следующие задания: 1.Назвать указанную букву, .> • 2. Найти среди букв требуемую. 3. Указать букву, написанную другим шрифтом. 4. Узнать правильно написанную букву, когда рядом 5. Назвать букву, перечеркнутую дополнительными 6. Найти среди сходных по начертанию букв нуж Для выполнения этих заданий предъявляются следующие, сходные по начертанию ряды букв: ЛА, ЛМ, АД, ЛД, ГБ, ВР, ВЗ, ВЫ, ГТ, ГЕ, КЖ, ГП, ПИ, ЩЦ, ОЮ, СО, КХ, НИ, ОР. При обследовании восприятия букв логопед отмеча При обследовании чтения слогов можно предложить детям прочитать" простые открытые и закрытые слоги, с твердыми и мягкими согласными, со стечением согласных, например МА, СА, ДА, ТА, ЛИ, АМ, АС, РОС, СТА и т. д. Здесь следует обратить внимание, как происходит у ребенка слияние звуков в слоги, каков способ чтения (побуквенный или послрговой). При обследовании чтения слов-1 необходимо учитывать звуковую структуру читаемых слов, а также насколько знакрмы эти слова ребенку. Поэтому порядок предъявления слов должен быть следующим: 1.Хорошо знакомые слова. 2. Легкие фонетически,,но недостаточно знакомые 3. Хорошо знакомые слова, но более, сложные по 4. Сложные по составу и малоупотребительные в В I классе можно дать слова: каша, луна, мыло, Шура, лыжа, малы, сук, рос, сыр, кукла, кошка, малыш. Во II классе даются более сложные слова, такие, как синичка, бросила, форточка, хозяйка и др. После прочтения каждого слова логопед задает вопросы для провер-* ки понимания прочитанного. Например, после прочтения слова луна можно задать При обследовании понимания прочитанных слов логопед использует картинки с изображениями предметов, животных и т. д.,,а также отдельные карточки с надписями к этим картинкам, Даются следующие задания: 1.Прочитать слово, найти его изображение на кар 2. Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по Для Г и II классов можно рекомендовать следующие слова для чтения и соотве'тствующие картинки к ним: лиса, репа, щука, ели, дом, еж, шар, петух, "жук, утка, арбуз, кукла, белка, стол, хлеб, труба, зонт, флаги, грибы, вишни, ослик, чайник, мяч, индюк, цапля, ножниць1, этажерка, якорь. В данных словах встречаются слоги различной слож- ности: открытые, закрытые, открытые и закрытые со стечением согласных, с • твердыми и мягкими соглас-. ными. * 3. Кроме вышеуказанных слов, можно дать слова, сходные по буквенному составу: дочка — точка, бочка — почка, уточка — удочка, папа — баба, мишка — миска, коза — коса, зуб — суп, жук — сук, лапа —лампа, корыто—копыто, конфеты — концерты, шкаф—шарф, стол-ствол. После прочтения дать задание соотнести каждое из двух данных слов с определенной картинкой, предложить детям найти картинку, соответствующую словам-паронимам. При чтении детьми слов логопед фиксирует характер ошибок (замена букв, пропуски, угадывания, перестановки, нарушения понимания читаемого). С целью исследования чтения и- осмысления прочитанных предложений можно давать следующие задания: '-.•.. 1.Прочитать предложение и выиолнить соответст 2. Прочитать напечатанное на карточке предложе В I классе можно -использовать такие предложения: Зоя моет руки. Паша ест \суп. Мама моет свеклу. Мама режет капусту. Нина пьет молоко-. Мама наливает суп. Во II классе даются следующие предложения: Товарищи играют 'вместе. Девочки играют вместе. Мальчик открывает дверь. Девочка снимает фартук. Девочка причесывается. Мальчик надевает пальто. Мальчик одевается. После прочтения предложений логопед задает вопросы по содержанию. Для обследования навыка чтения можно.предложить тексты, небольшие по объему. Это могут быть тексты из букваря, из книг для чтения. Тексты для обследования первоклассников должны состоять из трех-четырех предложений. Например: Собака Бишка. - Лиза кормила Бишку. В саду были галки и вороны. Они у Бишки таскали кости. 6 Заказ 4083
Около липы.нора. У норы лиса. Лиса ушла в нору. У нас была коза. Коза давала нам молоко. Наташа пасла козу. Пастух. Саша вышла на лужок. Там был пастух. Он пас ко-ров. У пастуха рожок. При обследовании чтения во II классе можно дать следующие связные тексты. Синичка. Была холодная зима. К'окну дома прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Дети открыли форточку. ЗАИКА Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок, (А. Барто.) Пришла весна. Пришла весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку цо воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали. В процессе обследования навыка чтения отмечается характер искажения звуковой и слоговой структуры слова, а также трудности понимания отдельных читаемых предложений и всего текста. Данная методика позволяет выявить детей с нарушениями чтения, определить их симптоматику, характер ошибок (неусвоение букв, побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения понимания читаемого). Для уточнения механизмов, патогенеза нарушений чтения и определения видов дислексии необходимо использовать более углубленную методику. Эта методика включает исследование основных психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме,
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.86 (0.015 с.) |