Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие функций фонематического анализа

Поиск

При нарушениях чтения, связанных с недоразвитием фонематического анализа (по'буквенном чтении, иска­жениях звуковой и слоговой структуры слова), прово­дится работа по развитию его функций.


Фонематическим анализом определяются как эле­ментарные, так и более сложные формы. К элементар» ной форме относится выделения звука на фоне сло$а. Более сложными являются вычленение звука из слова и определение последовательности звуков в слове, их ко^ личества и места по отношению к другим звукам.

формирование каждой из указанных, форм фонема­тического анализа у умственно отсталых детей представ­ляет задачу большой и самостоятельной трудности. Бо­лее того, овладение действием на простом речевом ма-тери.але еще не означает, что оно будет перенесено на более сложный речевой материал. Такого, обобщения и переноса умения умственно отсталыми детьм'и не осуще­ствляется. В связи с этим процесс овладения функцией фонематического анализа делится на ряд этапов. Форми­рование умения на каждом этапе подготавливается и проводится постепенно, также постепенно включается и более сложный речевой материал.

Развитие функций, фонематического анализа прово­дится по следующему плану:

1)* Формирование-действия Тзыделения звука на фоне слова (есть или отсутствует данный звук в слове). На­пример, задается вопрос: «Есть ли звук с в словах со­бака, стол, дом, лампа и т. д.?»

2) Формирование действия вычленения звука из на­
чала и конца слова (по вопросам: «Какой первый звук?
Какой последний звук?»). Например, задается вопрос:
«Какой первый звук в слове дом? Какой последний
звук в слове мак?»

3) Определение последовательности и количества
звуков в слове. Например, по вопросам: «Сколько зву­
ков в слове кукла? К^кой первый, второй, третий, чет­
вертый, пятый звуки?».

4) Определение' места звука в слове (какой звук
произносится перед и после указанного звука в слове).
Например: «После какого звука слышится звук ы в
слове крыша? Перед каким звуком?

При развитии первых двух форм фонематического анализа (выделение звука на фоне слова и вычленения его из слова) необходимо учитывать, что трудности вы­деления и вычленения звука зависят от качества и по­ложения звука в слове, 'а также от произносительных особенностей звукового ряда.

• - 37"


Так, гласные ударные выделяются, гораздо легче безударных, твердые согласные — легче мягких, щеле­вые звуки и р, как более длительные, — легче взрыв­ных. В свою очередь, ударные гласные и щелевые со­гласные звуки легче. выделить из начала слова, чем из середины или конца слова, в то время как выделение взрывных происходит гораздо успешнее, когда звук на-* ходится в конце слова.

Наибольшие трудности представляют определение наличия гласного и выделение его из конца слова. Это объясняется особенностью восприятия детьми слога, трудностями его расчленения, так как основным произ­носительным стержнем его является согласный. Глас­ный же воспринимается не как самостоятельный звук, а как оттенок звучания согласного звука.. Подобная осо-.бенность восприятия слога отмечается не только у умст­венно отсталых школьников. Эта особенность восприя­тия слога является закономерностью и у детей дошколь­ного возраста.

Звуковой ряд из двух-трех гласных анализируется легче, чем ряд, состоящий из согласного и гласного. Каждый звук в ряду, состоящем из гласных, произно­сится почти тождественно изолированному.произноше­нию. Кроме того, каждый звук в этом ряду можно тя­нуть длительное время. По мере закрепления действия по формированию функций фонематического анализа ря­да длительность звучания гласных сокращается до есте­ственного темпа звучания в устной речи.

(В связи с вышесказанным функции фонематическо­го анализа формируются первоначально на материале ряда из гласных, затем ряда-слога, состоящего из глас­ного-согласного или согласного-гласного, и, наконец, на материале ряда-слова. -

Формирование функции фонематического анализа звукового ряда, состоящего из двух гласных звуков, про­водится в следующей последовательности:

1. Уточнение артикуляции гласных: а, о, у, и.


 

2. Определение наличия гласного а в ряду глас­
ных звуков: аоу, у аи, уоа и т. д. Затем определяется
наличие других гласных в ряду.

3. Определение места звука в ряду (в начале, в се­
редине, в конце). '

^4. Определение первого звука в ряду у а, ао и т. д.

5. Определение последовательности звуков в ряду гласных (иу, ао и т. д.).

Умственно отсталые дети часто затрудняются в са­мом речевом определении временной последовательно­сти звуков (раньше —позже), так как длительность зву* чания. каждого отдельного звука, в потоке речи очень кратковременна.

Иногда первым звуком они называют тот звук, ко­
торый является последним в ряду и ближе по времени
к моменту определения, а вторым звуком определяется
звук, который является первым звуком в звуковом ряду
и вследствие этого дальше отстоит по времени от мо­
мента его определения. В связи с этим формирование
понятий «раньше — позже», n «первый звук — второй
звук» определяется и уточняется с опорой на зритель­
ное восприятия звуков, поскольку артикуляция звуков
уже предварительно уточнена. С помощью зеркала и
непосредственного зрительного восприятия артикуляции
звуков логопеда ученик.определяет, что, например, в
сочетании иу первым будет звук и (сначала губы растя­
гиваются в улыбку), затем звук у (губы вытягиваются
вперед)..

Таким же образом можно определить последователь­
ность звуков уи. *

Затем фонематический анализ осуществляется по слуху, без использования зеркала, причем продолжи­тельность звучания гласных постепенно сокращается до естественного звучания устной речи.

На последующих этапах логопед включает в работу букву. Дает задания определить первый звук в ряду (ау, уа, ао, уо и т. д.), второй звук; найти соответствую­щие буквы. Детям дается задание составить из букв разрезной азбуки диктуемый ряд или записать его пе­чатными буквами.

Такая работа подготавливает детей к определению первого звука (ударного гласного) в славах типа Аня, Оля, утка, окна, астра, уголь и т. п. Сначала гласная








АСТРА

УЛЕЙ

ОСЛИК

УШИ
АЗБУКА
ОСЫ

АИСТ

произносится с интонированием, т. е. выделением голо­сом, затем с естественной -интонацией. •

Задания.

1.Определить первый звук в словах: Ослик, утка
Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах
осы, улей, узкий, Оля, утро, аист, иней.

2. Найти в разрезной:*аз1буке букву, соответствую­
щую первому звуку слова,, начинающегося с ударного
гласного.

"3. Подобрать слова, которые начинаются на гласный а, о, у.

4. Отобрать картинки, названия которых начинаются
на ударные гласные о, у, а. Предлагаются картинки:,
окна, астра, улица, осы, улей, аист, азбука, утка, уголь.

5. К картинке подобрать букву, соответствующую пер­
вому звуку слова. Предлагаются картинки, названия
которых начинаются с ударного гласного, например
осы — о, 'утка-*—'у» астраа.

6. Речевое лото. Раздаются карточки с картинками.
Логопед.называет слово. Ученик должен закрыть кар­
тинку той буквой, которая будет первой при нашюании
этого слова.. Например, картинка с изображением утки
закрывается 'буквой у. (Образцы карточек на стр. 41.)

Определение ударной гласной в начале слова прово­
дится также в трех вариантах: 1) по слуху, когда слово
произносится логопедом, 2) после самостоятельного
произнесения, 3) на основе слухопроиэнооительных
представлений, когда слово не произносится, а ребенок
молча подбирает, например, картинку на соответствую­
щий звук. '



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.011 с.)