Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного

Поиск

Для анализа логопед первоначально предлагает детянм обратный слог -типа ум, ах. К этому времени ученики должны уметь выделять гласную из начала слова. Выделив гласную из предложенного слога, дети после повторного воспроизведения слога определяют,

1 При подборе картинок логопед должен учитывать, что подпи­сей под ними давать не рекомендуется.


УГОЛ

ОБЛАКО

какой звук произносится после выделенного звука. При этом согласный сначала выделяется интонационно.

После закрепления действия по формированию функции фонематического анализа обратных слогов даются прямые слоги, состоящие из.тех же звуков, но расположенные в иной последовательности (му, хй


и т. д.). Дети должны определить, какой первый звук в слове и какой второй. Выделяемый звук сначала про­износится с интонированием.

Затем сопоставляется звуковой состав обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков, на­пример: ум—му.

Задания.

1. Составить слог из букв разрезной азбуки.
Составляются следующие слоги: са, шо, ах, ну,

ос, ры, ум, да, ус, на. Используются буквы разного цвета (гласные — красного цвета, согласные — синего),

2. Изменить порядок звуков в данном слоге. Назвать
полученный слог.. Детям предлагаются следующие об"
ратные и прямые слоги:

а) ум, ах, ас, ор, ын, ос, ус, аш, ул, ом;

б) на, со, ха, ло, ру, ша, му, но, су, хо.

Логопед читает слог, дети называют слюг с обратным
порядком звуков.,

3. Работа по таблицам

Дается задание назвать слог. Логопед показывает буквы в определенной последовательности (м—а, о—м). Дети должны произнести соответствующий слог.

4. Составление из разрезной азбуки прямых и обрат­
ных слогов парами: ра—ар, со—ос, ош—шо, ул—лу,
ан—на.

5. Запись под диктовку прямых и обратных слогов.

*

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Формирование функций фонематического анализа слова включает выделение согласного на фоне слова, вычленение его из начала и конца слова; выделение и вычленение гласного из слова, определение количества последовательности и места звука 1в слове.

Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Для умственно отсталых школьников начало слова является


наиболее благоприятной ситуацией как для выделения ударного гласного, так и для выделения длительного согласного. Поэтому, как только дети научаются выде­лять ударную гласную в начале слова, перед ними ста­вится задача выделить длительный согласный звук на фоне слова и вычленить его из начала слова.

Многие авторы указывают на то, что щелевые со­гласные, шипящие, сонорные выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих согласных часто затрудняется вследствие несформированности слуховой дифференциации шипящих звуков -(жшщ—ч) даже в тех случаях, когда в произношении эти ввуки не сме­шиваются. Вследствие этого действие выделения шипя­щих в слове проводится только после уточнения и закре­пления слухопроизносительной дифференциации этих звуков изолированно и в слогах.

Определение первого согласного звука в слове часто оказывается для ребенка затруднительным. Поэтому вначале необходимо уточнить артикуляцию согласного, определить положение артикуляторных органов с помо­щью зрительного восприятия, а затем на основе кине­стетических ощущений, получаемых от артикуляторных органов. При этом обращается внимание на звучание, характерное для данного звука. Определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.*

Вслед за этим логопед предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной степе* ни сложности. Заданный звук должен находиться в на­чале слова. Логопед дает детям слова, включающие за­данный звук, и слова, не имеющие его.

Наличие звука сначала определяется по слуху, затем на основе собственного произнесения и, наконец, по слу-хопроизносительным представлениям, без- называния, в плане умственного действия. Для закрепления можно предложить детям самостоятельно подобрать слова с указанным звуком. Отобрать картинки на данный звук, не называя их, т. е. по слухопроизносительяым представ­лениям.

Позднее звук связывается с соответствующей буквой и включается в следующие задания с использованием буквы:

1. Показать букву, если в слове есть соответствую­щий звук.


2. Разделить страницу на две части; с одной стороны
записать х букву, с другой стороны — черточку. Можно
ставить крестики под буквой, если в Произнесенном сло­
ве имеется заданный звук. В том случае, когда в слове
нет заданного звука, крестик ставится на той половине»
где обозначена черточка.

3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным
звукам. " -

4. Выделить, из предложения слово, имеющее в своем
составе заданный звук, и показать соответствующую
букву.

5. Подобрать к букве картинки, в названиях которых
имеется соответствующий звук..

Таким же образом проводится работа по выделению (узнаванию) согласного звука, находящегося в конце слова.

После того как у детей будет сформировано умение определять наличие согласного, находящегося р начале и конце слова, можно предложить им слова, в которых заданный звук будет находиться в середине слава. Пер­воначально это могут быть простые слова, например: мар-ка (при выделении р), кош-ка (при выделении Ш). Слово произносится по слогам с интонированием задан­ного звука и подкрепляется соответствующей картинкой. • Задания в основном такие же, как и при выделении зву­ка из начала и конца слова, но в речевой материал вклю­чают слова, в которых звук находится как в начале, в конце, так и в середине слова.

Примерные задания по выделению звука р

1. Поднять руку или карточку с 'буквой р, если в
слове имеется^ заданный звук. Слова называет логопед:
рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, кры­
ша, стол, топор, ромашка, собака, тигр, карман, трава,
забор, ножницы, корова, марка, помидор.

2. Отобрать картинки, в названиях которых есть
звук р.

3. Разложить картинки, в названиях которых звук р:
в один ряд положить картинки, в названии которых звук
находится в начале слова, в другой — в середине слова.

Примерные картинки: «Рыба», «Рама», «Арбуз», «Шар», «Рак», «Топор», «Марка», «Астра», «Ромашка»,

44-


«Роза», «Трава», «Сыр», «Корова», «Радуга», «Дорога», «Комар».

4. Подобрать слова, в которых звук р в начале слова.

5. Подобрать слова, в которых р в конце слова.

6. Подобрать слова, в которых, р в середине слова,

7. Наз!вать животных, овощи, фрукты, растения, по­
суду или игрушки, в названиях которых встречается
звук р.,

8. Добавить слог с заданным звуком р, чтобы полу­
чилось слово, например: го (ра), ко (ра), вед (ро)>
ша (ры),топо (ры), забо (ры), кома (ры), жа (ра).

Логопед (предлагает детям назвать все слово, опре­делить, в каком слоге указанный звук — в первом или во втором, затем произнести все слово, уточнить место зву­ка в слове.

9. Дети ставят в тетрадь крестик, если в слове есть
указанный звук, или кружок, если звук отсутствует.
Предъявляются слова, б.которых звук накодитюя в на­
чале, в середине, "в,конце слова. Включаются и слова,
не имеющие данного звука.

10. Дополнить предложения словами, в которых со­
держится звук р. Дети или подбирают слова, или выби­
рают картинку, в названии которой имеется заданный
звук. Например, логопед называет часть предложения,
а ученики выбирают нужлую картинку и дополняют
предложение соответствующим словом: Весной мы по­
садили на грядке...
(картинки «свекла», «'лук», «мор­
ковь»). Из указанных картинок ребенок должен выбрать
Слово морковь, так как в нем есть звук р. Или: В нашем
лесу растут...
(картинки — «дубы», «сосны», «березы»);
В саду расцвели... (картинки — «колокольчики», «маки»,
«ромашки»); В зоопарке мы видели..... (картинки—«лев»,
«тигр», «лиса», «заяц»); Осенью в саду созрели вкус­
ные...
(картинки -— «яблоки», «груши», «сливы»); На лу­
гу пасутся
... (картинки — «овцы», «лошади», «коровы»);
Мама купила... (картинки — «книга», «ведро», «санки»).,

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем — все предложение полностью.

П. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинка­ми на звук р и картонные прямоугольнички, разделен­ные на три части. На одном (в начале, в конце или в се­редине) написана 'буква. В ходе игры логопед называет слова. Ученики определяют, в начале, в середине или в






САРАФАН ТОПОР

РЫБА

ПАРТА

ЗАБОР КАРАНДАШ

 

РОМАШКА
ШАР
ГРУША

ПОМИДОР

 

р         р         р

конце слова находится заданный звук, а затем закры­вают картинку соответствующим прямоугольничком (рис. на стр. 46)т;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.01 с.)